Разработка урока по теме: Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Дубровский». История создания романа. Знакомство с героями.
Класс- 6
Дата проведения – .
УРОК № ..
Тема.
Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Дубровский».
История создания романа. Знакомство с героями.
Методические указания:
данный урок является вводным и предваряет работу по изучению романа А.С. Пушкина «Дубровский». К уроку необходима предварительная подготовка. Учащиеся должны прочитать роман, выполнить индивидуальные задания, которые даются в качестве установки перед чтением романа
Цель:
1. выявить первые впечатления от чтения романа
А.С. Пушкина «Дубровский»;
2. познакомить учащихся с историей создания и реальными источниками романа;
3. ввести в понятийный аппарат учащихся литературоведческий термин «роман»;
4. выяснить отношение учащихся к героям романа;
5. развивать творческие и исследовательские способности учащихся;
6. развивать критическое мышление учащихся через чтение и письмо,
используя составление синкана;
7. воспитывать интерес к русской классической литературе
Оборудование:
медиадоска, презентация к уроку, рисунки учащихся к роману, текст романа А.С. Пушкина «Дубровский», тест «Узнай героя по чертам характера»
Тип урока:
комбинированный урок
Ход урока
I.
Организационный момент
II.
Мотивация учебной деятельности. Слово учителя
Имя Александра Сергеевича Пушкина вам, ребята, хорошо знакомо. Взрослея, вы открываете для себя снова и снова удивительный мир произведений писателя. Его поэзия и проза будят в душе самые лучшие чувства, как к самому писателю, так и к слову в его произведениях.
Читается начало романа «Дубровский»:
«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирилла Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение»
III.
Объявление темы и целей урока
Прозвучало несколько строк произведения, и мы с вами понимаем, что сегодня на уроке разговор предстоит о произведении А.С.Пушкина «Дубровский», понимаем, что предстоит заново встретиться с его героями, познакомиться с историей создания романа.
Вы поделитесь открытиями, сделанными во время чтения этого произведения.
(СЛАЙД -1). Итак, тема урока – «История создания романа. Знакомство с героями». (Запись в тетрадях).
IY.
Работа по теме урока
1.
Теория литературы
Начнём мы с теории литературы. Определите жанр этого произведения?
(СЛАЙД -2). Что же такое роман? (Учащиеся предполагают, а учитель, записывает на доске правильные характеристики жанра. Из записей на доске выстраивается определение - метод «Мозговой штурм»). (Обращение к презентации, сопоставление, запись в тетрадях).
(СЛАЙД -3). - Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?
Запись в тетради:
1. большое повествовательное произведение - значительный объём;
2. разветвлённый сюжет;
3. в центре – человек (люди) и события, которые с ним(и) происходят.
2.
Как же и когда создавался роман? Есть ли у героев прототипы?
Рассказ 1-2 учащихся, которые получили опережающее д/з на темы: «Ненапечатанный роман и его реальные источники», «Топонимы в романе А.С. Пушкина «Дубровский». (Исследования учащихся)
Роман «Дубровский» был написан А.С. Пушкиным поразительно быстро - в 1832-1833 годах. У А. С. Пушкина роман названия не имел. Вместо названия было написано «21 октября 1832 года». Увидел свет роман только в 1841 году.
Образ Дубровского имел несколько прототипов. Павел Воинович Нащокин (18011854) ближайший друг [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] последних лет. Коллекционер, меценат, покровитель искусств) рассказал Пушкину о помещике Островском, который «имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом других.
Пушкин знал о деле нижегородского помещика Островского, у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника.
Ираклий Андроников указывает на ряд других возможных прототипов. Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах . Какой? (Решение суда об отнятии у отца Дубровского имения в пользу Троекурова).
Пушкина интересовала судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.
Топонимы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], обозначающее название [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] объекта) в романе также имеют реальные источники. В Покровском угадывается родовое имение Ибрагима Петро
·вича Ганниба
·лла ( российский военный и государственный деятель, прадед (по матери) поэта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) - село Петровское, которое находилось недалеко от Михайловского. В Кистенёвке – сельцо Кистенёво, подаренное Пушкину отцом к свадьбе, находящееся близ нижегородского имения Болдино. (СЛАЙДЫ -4,5)
3.
Выявление читательских впечатлений о романе
А)
Легко ли было читать роман? А может быть при чтении роман кому-то не давался и возникали трудности? Почему?
Б)
В название романа вынесена фамилия - Дубровский.
Как вы думаете, кто за ней скрывается Андрей Гаврилович Дубровский или Владимир Дубровский? ( Найдите доказательства в тексте романа – глава 3: «Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести»). (СЛАЙДЫ -6,7)
В)
Каков же сюжет романа?
(Учитель вместе с учащимися прослеживает сюжетную линию романа и знакомит с главными героями произведения)
Богатый и своенравный русский барин, отставной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Кирилла Петрович Троекуров (СЛАЙДЫ - 8,9), прихотям которого угождают соседи и при имени которого трепещут губернские чиновники, поддерживает дружеские отношения со своим ближайшим соседом и бывшим товарищем по службе, отставным же [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], небогатым, но независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским (СЛАЙДЫ – 10,11). Троекуров отличается жестоким и своенравным характером, часто подвергая своих гостей жестоким шуткам, без предупреждения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистеневку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистеневку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником, наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова и под его видом становится гувернером в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей (СЛАЙДЫ – 12,13 ), возникает любовь.
Троекуров отдает семнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского (СЛАЙД - 14) против ее воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти ее, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя, Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает «банду» и скрывается за границей от правосудия.
4.
Работа с текстом романа
Роман прочитан.
- Появились ли у вас любимые страницы, герои?
- Кто-то из вас рисовал иллюстрации к роману?
- Найдите эпизод, соответствующий иллюстрации, прочтите. Постарайтесь передать ваше отношение к героям.
- А какому эпизоду романа соответствуют следующие слайды? (СЛАЙДЫ - 15,16,17,18,19)
5.
Этимология имён в романе (опережающее д/з) (СЛАЙД 14)
А)
Слово учителя
О том, что существует связь между именем, характером и судьбой человека знали ещё наши предки. В России, вплоть до 18 века, имя, данное при крещении ребёнку, родители держали в секрете, оберегая его от дурного влияния. Загадочное влияние имени на характер и судьбу человека уже давно пытались объяснить и разгадать многие. Пословицы «По лицу видать, что Самсоном звать», «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт» свидетельствуют о том, что народ уже давно решил, что имя влияет на характер человека. Ещё более интересным нам представляется, приоткрыть тайну имён литературных героев, определить, влияет ли этимология имени на их характер и судьбу, поступки.
Как автор выбирает имя, фамилию своему герою? Насколько писатель привязан к тому или иному имени, как часто его употребляет.
Получив опережающее домашнее задание, мы с выступающими сегодня учащимися стремились проверить, существует ли, как сказал отец Павел (Флоренский), «гармония между именем героя и событиями его жизни.
Чтобы проверить это предположение, мы определили тему исследования: «Влияние имени героя на характер и поступки героев романа А.С. Пушкина «Дубровский». (СЛАЙД - 20)
Как звучат имена героев на страницах романа «Дубровский»? Называет ли автор своих героев только по имени или по имени – отчеству, или к имени – отчеству ещё присоединяется фамилия? И что бы это значило?
Итак, что нам удалось узнать. (Выступления участников исследования)
Б)
Отчет о результатах исследования учащихся
Исследуя этот вопрос, мы выяснили, что А.С. Пушкин был очень привязан к некоторым именам. Так, в его произведениях среди женских имён наиболее часто встречаются Полина и Мария.
Имя Мария было для Пушкина наиболее значимым. Ведь так звали бабушку поэта, так он назвал свою дочь. В 10 произведениях главная героиня носит это имя. (СЛАЙД - 21)
Владимира Дубровского Пушкин чаще всего (а именно 88 раз) называется просто по фамилии. В этом, как нам кажется, проявляется симпатия автора к герою, кажется, что автор и его герой знакомы. Ведь молодые дворяне, учившиеся вместе с Пушкиным в Лицее, чаще всего обращались друг к другу по фамилии. Пушкин хочет и Дубровского ввести в круг своих друзей. (СЛАЙД - 22)
А вот Троекурова Пушкин более 100 раз называет по имени- отчеству, подчёркивая тем самым расстояние между собой и Кирилой Петровичем. По имени – отчеству обращаются к человеку в официальной обстановке, если с человеком мало знакомы, а также, если не хотят этого человека допускать в круг своих друзей и доверять им свои секреты и тайны, не хотят допускать фамильярности в отношениях. (СЛАЙД - 23)
Кроме того, обращение по имени-отчеству, как нам кажется, подчёркивает ещё и разницу в возрасте ( между писателем и героем). Именно по этой причине Пушкин называет отца Владимира Андрей Гаврилович. (СЛАЙД - 24)
В романе есть герои, которых автор называет только по фамилии, присоединяя к ней должность или титул (заседатель Шабашкин, князь Верейский). (СЛАЙД - 25)
Какова же этимология имён главных героев? (рассказ учителя). (СЛАЙД - 26)
(СЛАЙД - 26) Владимир – имя старославянское, обозначает «владеющий миром». Слово «мир» многозначное. Но в каком бы значении это слово не употреблялось, Владимиру будут близки заботы тех, кто его окружает, но он всегда имеет своё мнение. Характеристика героя перед вами. И если вспомнить основные эпизоды романа, связанные с именем этого героя, то вы согласитесь, что все названные черты присутствуют в характере Владимира.
(СЛАЙД - 27) Андрей – мужественный. Действительно, нужно иметь силу воли, независимость, решительность, прямолинейность, чтобы общаться с Троекуровым, не впасть в зависимость от него, и на все события иметь свою точку зрения.
(СЛАЙД - 28) Имя Кирилл древнегреческого происхождения, уменьшительное от имени Кир, которое обозначает «господин, владыка». Как всякий господин, Кирилла Петрович – человек избалованный, надменный, своенравный. Любитель пиров и проказ. Одна старинная забава с медведем чего стоит. Кирилла Петрович несправедливо поступил с Дубровскими и их имением. Хотя справедливости ради следует сказать, что один раз он поехал в Кистенёвку, чтобы помириться. Может быть, ждал, что Андрей Гаврилович попросит прощения? Но мы ведь выяснили, что имя Андрей означает «мужественный». Никогда Андрей Гаврилович не стал бы извиняться перед Троекуровым.
(СЛАЙД - 29) Об имени Мария мы уже упоминали. Оно, в переводе с древнееврейского, означает «госпожа». Мы, прочитав роман, решили, что Мария Кирилловна, была госпожой своему слову. Своих решений она не меняет. Об этом свидетельствует её разговор с Дубровским по дороге в имение князя Верейского, когда Владимир хотел освободить её.
Итак, мы считаем, что Пушкину тоже была прекрасно известна этимология имён, и в описании характера героев, их поступков прослеживается её влияние. Как сказал Флоренский «имена выражают сущность вещей».
Y.
Подведение итогов урока
1.
Выполнение теста. «Узнай героя по чертам характера». (СЛАЙД - 30)
1
Владимир Дубровский
А)
избалованный, надменный, своенравный
2
Андрей Гаврилович
Б)
смелый, способный пожалеть животное и не пощадить людей
3
Кирилла Петрович Троекуров
В)
услужливый, безропотный, невежественный
4
Марья Кирилловна
Г)
держит данное слово, отличается искренностью
5
кузнец Архип
Д)
заботился об окружающих, имел собственное мнение по любому вопросу
6
псарь Парамошка
Е)
независимый, прямолинейный
2.
Составление синкана
Слово учителя.
Итак, вы поделились первыми впечатлениями, сделали удивительные открытия. Давайте подведём итог нашему разговору о героях романа, о ваших чувствах, о вашем отношении к роману, составим синкан.
(СЛАЙД - 31) . Синканы – небольшие произведения-характеристики героя литературного произведения. Синканы пишутся по такой схеме:
1-й ряд – имя героя
2-й ряд – определяющие слова, характеризующие героя
3-й ряд – состояние героя, его действия
4-й ряд – фраза (слово), свидетельствующая об авторском отношении к герою
5-й ряд - оценочный контекстуальный синоним от первого ряда (имени героя).
ОБРАЗЕЦ
И.Тургенев «Ася»
А.Грин «Алые паруса»
Ася
Ассоль
Любила и прощала
Ждёт алые паруса и любовь
Готова пойти на все ради любимого человека
Идущая по берегу моря
Загадочная
«Я буду ждать тебя, мой Грэй»
Обрела ли любовь?
Романтичная
Ответы учащихся. Чтение синканов
3.
Оценки за урок
YІ.
Домашнее задание
Всем учащимся: перечитать роман (особое внимание гл.18), отметить особенности поведения главных героев, составить план (записать в тетрадь)
Высокий уровень (индивидуальные сообщения): взаимоотношения Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского; история разорения Дубровского; история любви Маши и Владимира; судьба Владимира Дубровского.
По желанию: нарисовать иллюстрации, отображающие историю любви героев или судьбу Владимира
Приложение к уроку № ..
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Root Entry