Презентация по литературе на тему История создания , сюжет, композиция и герои романа М.Булгакова Мастер и Маргарита


ФБУПОУ «Колледж МИД России» М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» История создания, сюжет, композиция, герои Автор: Рябинина Елена Николаевна,Преподаватель литературы Цели познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;познакомить с основными образами романа. О романе Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе. История создания романа Первая редакция Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году. Варианты названий романа Жанровая уникальность романа "Мастер и Маргарита" - "последнего, закатного" произведения М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея, роман-мистерия и т. п. Композиция Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа. В 20-е годы родилась идея эволюции человеческого начала от примитивных форм к самым высоким и одухотворенным. Ее развивали в своем творчестве и А. Блок, и М. Горький, и Е. Замятин. Отсюда вытекает острейшая и актуальнейшая в XX веке проблема человеческого самоуправления, которая включает в себя, как в мозаичное полотно, цветные фрагменты предательства и преданности, добра и зла, свободы и несвободы творчества. Сюжетные линии Время и пространство Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью. Три уровня реальности Три временных пласта - прошлое - настоящее - вечное.Три уровня реальности - земной (люди), художественный (библейские персонажи) и мистический (Воланд со своими спутниками); Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита Экранизации • Пилат и другие (ФРГ, ТВ, 1971, премьера - 29 марта 1972) - реж. Анджей Вайда• Мастер и Маргарита (Италия, Югославия, 1972) - реж. Александр Петрович• Мастер и Маргарита (Польша, телесериал, 1988—1990, премьера — 20 марта 1990) - реж. Мачек Войтышко• Происшествие в Иудее (Великобритания, ТВ, 1991) - реж. Пол Брайерс• Мастер и Маргарита (Россия, 1994) - реж. Юрий Кара• Мастер и Маргарита (Россия, ТВ-спектакль, 1996) - реж. Сергей Десницкий• Мастер и Маргарита (Венгрия, короткометражный фильм, 2005, премьера - 5 октября 2005) - реж. Ибойя Фекете• Мастер и Маргарита (Россия, телесериал, 2005, премьера - 19 декабря 2005) - реж. Владимир Бортко• Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1 (Израиль, анимационный фильм, 2010) - реж. Терентий Ослябя «Московский мир» Московский мир Патриаршие пруды: 1)Знакомство с Берлиозом и Бездомным. 2)Появление Воланда в Москве. «Дом Грибоедова»: члены МАССОЛИТа «Нехорошая квартира №50 на Садовой, 302-бис» - обитатели этой квартиры Варьете: сеанс черной магии сатаны испытание москвичей на алчность Мастер и Маргарита Мастер Образ Мастера - символ страданий, человечности, искателя истины в пошлом мире. - Вы - писатель? - Я - МАСТЕР. Фотоиллюстрация Ретрограда Мастер и Маргарита «Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены»Фотоиллюстрации Жана Лурье Маргарита В начале романа Маргарита - подруга Мастера, сострадая возлюбленному, с успехом лжёт мужу. Постепенно она перерождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую её способной противостоять злу. Когда «все обманы исчезли» и красота Маргариты, прежде «обманчивая и бессильная», преображается в «красоту неземную», она избавляет Мастера от страданий, способствует возрождению созданного им романа и побеждает смерть. Фотоиллюстрация Ретрограда Мастер и Маргарита История Мастера и Маргариты, словно прозрачный ручей, пересекает все пространство романа, прорываясь сквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в потусторонний мир, в вечность. Маргарита и Мастер не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем. Фотоиллюстрация Ретрограда «Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем.» Фотоиллюстрация Ретрограда Иван Бездомный Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) - поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории и философии. По предсказанию Воланда, Иван оказывается в сумасшедшем доме. Иллюстрация Николая Королева Беседа Мастера и Ивана «Гость долго грустил и дергался, но наконец заговорил:– Видите ли, какая странная история, я здесь сижу из-за того же, что и вы, именно из-за Понтия Пилата» Иллюстрация Николая Королева «Московские» главы. МАССОЛИТ Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется "Домом Грибоедова". Это пародия на Дом трудолюбия. Народная столовая здесь превратилась в роскошный ресторан. Библиотека отсутствует - членам МАССОЛИТа она не нужна, ведь коллеги Берлиоза не читатели, а писатели. Вместо трудовых учреждений здесь располагаются отделения, связанные только с отдыхом и развлечениями: "Рыбно-дачная секция", "Касса", "Квартирный вопрос", "Бильярдная" и др. . Главная достопримечательность - ресторан. "Грибоедов" в романе - символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов. Берлиоз Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в Доме Грибоедова. Берлиоз получал материальные блага в обмен на убеждения и отказ от свободы творчества. За это следует наказание: он гибнет под колесами трамвая сразу после разговора с дьяволом. Фотоиллюстрация Жана Лурье «Вечный потусторонний мир» Воланд и его свита …ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ?- Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ, ЧТО ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО. ГЁТЕ «ФАУСТ» Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа). Иллюстрация Николая Королева Шайка Воланда поселяется на квартире Степы Лиходеева «Гость пребывал в спальне уже не один, а в компании. Во втором кресле сидел тот самый тип, что померещился в передней. Теперь он был ясно виден: усы-перышки, стеклышко пенсне поблескивает, а другого стеклышка нет. Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб.» Иллюстрация Николая Королева Роль библейских глав В евангельских главах - своеобразном идейном центре романа - поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы».Что есть истина?Что такое добро и зло?Человек и его вера.Человек и власть.В чём смысл человеческой жизни?Внутренняя свобода и несвобода человека.Верность и предательство.Милосердие и всепрощение. Коровьев Коровьев –рыцарь, владеющий черной магией, аферист. В действительности он темно-фиолетовый рыцарь Фагот. Однажды неудачно сочинив каламбур о свете и тьме, был наказан; вынужден служить Воланду. Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины: пьяница, ловкий мошенник, проныра-переводчик при знаменитом иностранце и др. Азазелло Азазелло – "демон безводной пустыни, демон-убийца". Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Этот персонаж олицетворяет собой смерть. Фотоиллюстрация Ретрограда Кот Бегемот Кот Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, персонаж сатирический, так как представлен в виде толстого черного кота, который умеет говорить и вечно «валяет дурака». Изредка он превращается в худенького юношу. Фотоиллюстрация Ретрограда Гелла Гелла – женщина-вампир. Молчалива и таинственна почти на всем протяжении романа. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы, поэтому можно предположить, что она самый младший член свиты. Фотоиллюстрация Ретрограда Роль свиты Воланда Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из них оно представлено своеобразно. Различен и характер, и предназначение каждого из них. Высказывание Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые. Мессир не творит зла, он пытается очистить мир, открывая и разоблачая людские пороки. «Древний ершалаимский мир» Древний Ершалаимский мир Ершалаимские главы Бродячий философ Иешуа, по кличке Га-Ноцри, не помнящий своих родителей, не имеющий ни средств к существованию, ни семьи, ни родных, ни друзей, он проповедник добра, любви и милосердия. Его цель - сделать мир чище и добрее. Понтий Пилат Понтий Пилат - римский прокуратор Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Прокуратор - императорский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в небольшой провинции. Фотоиллюстрация Ретрограда Пилат объявляет приговор: «Он выждал некоторое время, зная, что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама. И когда этот момент наступил, прокуратор выбросил вверх правую руку, и последний шум сдуло с толпы.» Иллюстрация Николая Королева Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” - это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти… Такие рукописи действительно не горят!.. «Рукописи не горят!» Фотоиллюстрация Жана Лурье Булгаковский герой Воланд, обращаясь в Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы». Это произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20—30-е годы, мы не сможем обойтись без «Белой гвардии», «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты». 1. Какие сюрпризы обещаны Булгакову2. Кто такой Мастер и почему он так себя называет?3. Что произошло на Арбате?4. Зачем Мастер сжег роман?5. На что идет Маргарита ради любимого?6. Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного? Как вернет она свою любовь?7. С какой просьбой к Воланду приходит Левий Матвей?8. Кто такой Понтий Пилат? по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Ответить на вопросы с 9 по 15: 9. Как соотносятся в романе Воланд и Иешуа?10. Что связывает между собой два мира?11. Почему для Иешуа один из самых страшных грехов – трусость?12. Над чем потешается, издевается нечистая сила?13. Почему Мастер «не заслужил света», а «заслужил покой»?14. Почему Маргарита предалась Дьяволу? 15. Как решен в романе образ Левия Матвея?  Источники 1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009 2. Журнал «Литература в школе» №1, 1994 год, стр.72 3. http://www.livelib.ru/book/456189/about#section7 4. http://clublit.ru/001/002/235.html 5. http://keshaf.ucoz.ru/dlja_uchashhik/ 6. Фотоиллюстрации Ретрограда, Жана Лурье, иллюстрации Николая Королева: http://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/korolev/ 7. Портрет Булгакова, обложки книги, иллюстрации к слайдам 2, 6, 9, 11, 13: http://images.yandex.ru/