Презентация к уроку литературы Интерпретация стихотворного текста


Особенности стихосложения.Определение стихотворных размеров В истории русского стиха можно выделить несколько разных эпох, когда стихосложение ориентировалось на какую-либо определенную систему.Русский народный стих – тоническийРанний литературный стих (xvii – нач.xviii в.) – силлабический или виршевыйКлассический (от В. Тредиаковского и М.Ломоносова до к.xixв) –силлабо-тоническийВ стихе xx века сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический (акцентный) стихСовременная эпоха породила весьма сложные словесно-ритмические построения, включающие в себя творчески переосмысленный опыт прошлых систем Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно короткие отрывки, соотносимые и соразмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется стихом и на письме обычно выделяется в отдельную строку. Длину строк можно измерить словами, слогами или группами слогов – стопами. В связи с этим различают тоническую, силлабическую, силлабо-тоническую системы стихосложения. Силлабическое стихосложение (от гр. «слог») -система стихосложения, преобладавшая в России в xvii –н.xviii вв. в творчестве Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, Антиоха Кантемира.В основе – одинаковое число слогов в стихотворной строке с отчетливым ударением в середине строки перед паузой и на последнем слоге в стихе:«Расколы и ереси / науки суть дети;Больше врет, кому далось / больше разумети;Приходит в безбожие, кто / над книгой тает»,-Критон с четками в руках / ворчит и вздыхает.А. Кантемир « К уму своему» Силлабо - тоническое стихосложение( от гр. «слог, ударение») - система стихосложения, появившаяся в результате реформ Тредиаковского и Ломоносова в 1735 – 1739 гг. В основе - чередование в строке ударных и и безударных слогов- метр. Повторяющееся сочетание ударных и безударных – стопа. Стопы, в которых на один ударный слог приходится один безударный слог, называются двусложными: Буря мглою небо кроет…А.С. Пушкин трехсложные – один ударный и два безударных: В полном разгаре страда деревенская…Н. Некрасов.Тоническое стихосложение( от гр. «ударение») - система стихосложения, основанная на более-менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями.(былина):Вы постойте-тко за веру, за отечество,Вы постойте-тко за славный-стольный Киев – град,Вы постойте-тко за церквы ты за Божии,Вы поберегите –тко князя ВладимираИ со той Опраксой королевичной!«Илья Муромец и Калин-царь» На данном уроке мы рассмотрим стихотворные примеры и образцы основных метров в силлабо – тонике. Их пять: Хорей: __/ __ Ямб: __ __/ Дактиль: __/__ __Амфибрахий: __ __/__ Анапест: __ __ __/ Хорей: Горные вершины Спят во тьме ночной… М. ЛермонтовЯмб: Люби, Адель, Мою свирель. А.ПушкинДактиль: Кубок янтарный Полон давно… А. ПушкинАмфибрахий: О, буйные ветры, Скорее, скорей! Ф. ТютчевАнапест: Так и рвется душа Из груди молодой! А. Кольцов Задание: определите стихотворные размеры Мой костер в тумане светит,Искры гаснут на лету… (Я. Полонский) хорейК чему бесплотной тениДве розы, две слезы? (К. Павлова) ямбВыхожу один я на дорогу;Сквозь туман кремнистый путь блестит… (М. Лермонтов) хорейРаз у отца в кабинетеСаша портрет увидал… (Н. Некрасов) дактильТучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужною… (М. Лермонтов) дактильЧто ты жадно глядишь на дорогуВ стороне от веселых подруг? (Н. Некрасов) анапест Хорей: __/ __ Ямб: __ __/ Дактиль: __/__ __Амфибрахий: __ __/__ Анапест: __ __ __/ Он у каменной башни стоял под стеной;И я помню, на нем был кафтан дорогой… (Я. Полонский) анапестСредь шумного бала, случайно,В тревогах мирской суеты… (А. Толстой) амфибрахийСлыхали ль вы за рощей в час ночнойПевца любви, певца своей печали? (А. Пушкин) ямб Мы рассмотрели основные силлабо-тонические размеры. Однако стихотворение далеко не всегда состоит из равностопных стихов. Иногда поэты предпочитают чередование размеров внутри стихотворения, поскольку стихи одного метра, но разных размеров – разностопные стихи – звучат весьма необычно. Например:Спи, младенец мой прекрасный,Баюшки – баю.Тихо смотрит месяц ясныйВ колыбель твою. М. Лермонтов(разностопный-трех и четырех –стопный хорей) Особая категория – вольные стихи (чаще всего – вольные ямбы), в которых стихи разной длины чередуются неупорядоченно. Вольным ямбом с чередованием стопности от шести до одного обычно писали басни, комедии и драмы, реже – лирические стихи.Например:Навозну кучу разрывая, Петух нашел Жемчужное ЗерноИ говорит: «Куда оно?Какая вещь пустая!...» И. Крылов( В этом примере первый стих написан четырехстопным ямбом, второй – пятистопным, третий – четырехстопный, четвертый – трехстопным ямбом) * * Окончания стихотворной строки.Для названия окончания стихотворной строки, считая с последнего ударного слога, в стиховедении существует специальный термин – КЛАУЗУЛА.Созвучие клаузул в стихотворении называется РИФМОЙ. Их четыре типа: МУЖСКАЯ – с ударением на последний слог в стихе (обозначается – аа-):Он возвратился и попал,Как Чацкий, с корабля на бал… А. ПушкинЖЕНСКАЯ – с ударением на предпоследний слог в стихе (обозначается – АА-):Оставил он свое селенье,Лесов и нив уединенье… А. Пушкин ДАКТИЛИЧЕСКАЯ – с ударением на третьем от конца стиха слоге (обозначается – А,А,-):Клятвы, днем глубоко затаенные,И еще,-еще глаза влюбленные… В. БрюсовГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ – с ударением на четвертом и далее от конца стиха слоге ( обозначается –А,,А,,-):Ветки, темным балдахином свешивающиеся,Шумы речки, с дальней песней смешивающиеся В. Брюсов Строки, связанные рифмой, не всегда оказываются рядом. ПАРНАЯ (СМЕЖНАЯ) – рифмуются две соседние строки:аа Редеет облаков летучая гряда; Звезда печальная, вечерняя звезда… А. ПушкинПЕРЕКРЕСТНАЯ – стихи рифмуются через строчку: АбАб Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог… А. ПушкинКОЛЬЦЕВАЯ (ОПОЯСЫВАЮЩАЯ) – смежнорифмующиеся строчки охватываются двумя другими рифмующимися стихами: АббА Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Над морем город основался А. Пушкин Вывод: определяя особенности силлабо-тонического построения стихотворения, мы должны будем выяснить:1.Каким метром написано стихотворение;2.Каким размером;3.Тип рифмы;4. Особенности рифмовки. Определим особенности построения стихотворения А. Пушкина «На холмах Грузии…»: На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою… СХЕМА СТИХОТВОРЕНИЯ: аБаБ __ __/__ __/__ __ __ __/__ __/__ __/ __ __/__ __/ __ __ __ __/ __ __ __/__ __ __ __/__ __/__ __/__ __/ __ __/__ __/__ __/__ __/ __ Стихотворение написано разностопным ямбом. 1 и 3 строка соединены мужской рифмой, 2 и 4 – женской. Рифмовка перекрестная. Определим особенности построения стихотворения А. Фета « Месяц зеркальный»:Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,Травы степные унизаны влагой вечерней,Речи отрывистей, сердце опять суеверней,Длинные тени вдали потонули в ложбине.СХЕМА СТИХОТВОРЕНИЯ: АББА__/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/____/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/____/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/____/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__Стихотворение написано пятистопным дактилем. Все рифмы женские. Опоясывающая рифмовка. Домашнее задание:1. Выучить стиховедческие термины, изученные на уроке2. Дать характеристику приведенным ниже отрывкам3. Инд. Задание: подготовить сообщения о жизни и творчестве поэтов начала 19 века - Батюшков К.Н., Кюхельбекер В., Рылеев К.Ф. 1-й вариантВ пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. А. Пушкин «Анчар»Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Н.Некрасов «Вчерашний день…»Вот она, суровая жестокость, Где весь смысл – страдания людей! Режет серп тяжелые колосья Как под горло режут лебедей. С. Есенин «Песнь о хлебе» 2-й вариантПрирода жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. А. Пушкин «Анчар»Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Н.Некрасов «Вчерашний день…»3. Наше поле издавна знакомо С августовской дрожью поутру. Перевязана в снопы солома, Каждый сноп лежит, как желтый труп. С. Есенин «Песнь о хлебе» Домашнее задание:ответы1. Выучить стиховедческие термины, изученные на уроке2. Дать характеристику приведенным ниже отрывкам3. Инд. Задание: подготовить сообщения о жизни и творчестве поэтов начала 19 века - Батюшков К.Н., Кюхельбекер В., Рылеев К.Ф. 1-й вариантВ пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. А. Пушкин «Анчар» - четырехстопный ямбВчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Н.Некрасов «Вчерашний день…» - разностопный ямбВот она, суровая жестокость, Где весь смысл – страдания людей! Режет серп тяжелые колосья Как под горло режут лебедей. С. Есенин «Песнь о хлебе» - пятистопный хорей 2-й вариантПрирода жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. А. Пушкин «Анчар» - четырехстопный ямбНи звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Н.Некрасов «Вчерашний день…» - разностопный ямб3. Наше поле издавна знакомо С августовской дрожью поутру. Перевязана в снопы солома, Каждый сноп лежит, как желтый труп. С. Есенин «Песнь о хлебе» - пятистопный хорей