Урок-практикум по литературе Интерпретация стихотворного текста


Особенности стихосложения.Определение стихотворных размеров В истории русского стиха можно выделить несколько разных эпох, когда стихосложение ориентировалось на какую-либо определенную систему.Русский народный стих – тоническийРанний литературный стих (xvii – нач.xviii в.) – силлабический или виршевыйКлассический (от В. Тредиаковского и М.Ломоносова до к.xixв) –силлабо-тоническийВ стихе xx века сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический (акцентный) стихСовременная эпоха породила весьма сложные словесно-ритмические построения, включающие в себя творчески переосмысленный опыт прошлых систем Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно короткие отрывки, соотносимые и соразмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется стихом и на письме обычно выделяется в отдельную строку. Длину строк можно измерить словами, слогами или группами слогов – стопами. В связи с этим различают тоническую, силлабическую, силлабо-тоническую системы стихосложения. Силлабическое стихосложение (от гр. «слог») -система стихосложения, преобладавшая в России в xvii –н.xviii вв. в творчестве Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, Антиоха Кантемира.В основе – одинаковое число слогов в стихотворной строке с отчетливым ударением в середине строки перед паузой и на последнем слоге в стихе:«Расколы и ереси / науки суть дети;Больше врет, кому далось / больше разумети;Приходит в безбожие, кто / над книгой тает»,-Критон с четками в руках / ворчит и вздыхает.А. Кантемир « К уму своему» Силлабо - тоническое стихосложение( от гр. «слог, ударение») - система стихосложения, появившаяся в результате реформ Тредиаковского и Ломоносова в 1735 – 1739 гг. В основе - чередование в строке ударных и и безударных слогов- метр. Повторяющееся сочетание ударных и безударных – стопа. Стопы, в которых на один ударный слог приходится один безударный слог, называются двусложными: Буря мглою небо кроет…А.С. Пушкин трехсложные – один ударный и два безударных: В полном разгаре страда деревенская…Н. Некрасов.Тоническое стихосложение( от гр. «ударение») - система стихосложения, основанная на более-менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями.(былина):Вы постойте-тко за веру, за отечество,Вы постойте-тко за славный-стольный Киев – град,Вы постойте-тко за церквы ты за Божии,Вы поберегите –тко князя ВладимираИ со той Опраксой королевичной!«Илья Муромец и Калин-царь» На данном уроке мы рассмотрим стихотворные примеры и образцы основных метров в силлабо – тонике. Их пять: Хорей: __/ __ Ямб: __ __/ Дактиль: __/__ __Амфибрахий: __ __/__ Анапест: __ __ __/ Хорей: Горные вершины Спят во тьме ночной… М. ЛермонтовЯмб: Люби, Адель, Мою свирель. А.ПушкинДактиль: Кубок янтарный Полон давно… А. ПушкинАмфибрахий: О, буйные ветры, Скорее, скорей! Ф. ТютчевАнапест: Так и рвется душа Из груди молодой! А. Кольцов Задание: определите стихотворные размеры Мой костер в тумане светит,Искры гаснут на лету… (Я. Полонский) хорейК чему бесплотной тениДве розы, две слезы? (К. Павлова) ямбВыхожу один я на дорогу;Сквозь туман кремнистый путь блестит… (М. Лермонтов) хорейРаз у отца в кабинетеСаша портрет увидал… (Н. Некрасов) дактильТучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужною… (М. Лермонтов) дактильЧто ты жадно глядишь на дорогуВ стороне от веселых подруг? (Н. Некрасов) анапест Хорей: __/ __ Ямб: __ __/ Дактиль: __/__ __Амфибрахий: __ __/__ Анапест: __ __ __/ Он у каменной башни стоял под стеной;И я помню, на нем был кафтан дорогой… (Я. Полонский) анапестСредь шумного бала, случайно,В тревогах мирской суеты… (А. Толстой) амфибрахийСлыхали ль вы за рощей в час ночнойПевца любви, певца своей печали? (А. Пушкин) ямб