Урок по истории Казахстана Влияние Великого Шелкового пути на развитие культуры
Дата: Класс: 7 урок № 20
Тема: Влияние Великого Шелкового пути на развитие культуры и хозяйства
Цель урока: Изучить влияние Великого Шелкового пути на развитие культуры и хозяйства в странах Востока и Запада.
Ожидаемый результат: Учащиеся смогут рассказать об основных направлениях Великого Шелкового пути, раскрыть роль и историческое значение средневековых городов, расположенных вдоль Великого Шелкового пути.
Учащиеся научатся определять цель, формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать текст, извлекать из него нужную информацию.
Учащиеся сформируют собственное отношение к изучаемой теме, научатся выражать мысли с достаточной полнотой и точностью. В процессе групповой работы сумеют найти плюсы и минусы существования ВШП.
Время Деятельность учителя Деятельность обучающихся Ресурсы
5 мин.
I. Организационный момент. Создание коллаборативной среды.
Учитель приветствует учащихся, предлагает им выбрать карточки, на которых написаны товары, перевозимые по ВШП.
Деление на группы.
Учитель проверяет правильность разделения товаров. Если что-то неверно, корректирует и объявляет ученикам о произошедшем разделении на группы, предлагает пересесть на свои новые места. Ученики выбирают карточки. Среди них есть товары, перевозимые с востока на запад, с запада на восток и ложные.
Ученики делятся на 2 группы: 1-я группа – ученики с товарами, перевозимыми с востока на запад,
2-я группа – ученики с товарами, перевозимыми с запада на восток.
Ученики присаживаются на свои места.
Стикеры3 мин II. Постановка цели урока.
Учитель озвучивает тему на данный урок.
Что такое культура?
Ученики формируют цели на данный урок и записывают в тетрадь. 10 мин III. Проверка домашней работы.
Учитель дает задание для учеников.
Составить 5 вопросов по теме ВШП на листочках.
По истечению времени ученики меняются листами и отвечают на вопросы одноклассников.
Результаты заносят в листы ответов. Ученики составляют вопросы. Меняются листами, отвечают.
Заносят набранные баллы в лист ответов. 5 мин. IV. Актуализация знаний.
Учитель объясняет новую тему при помощи презентации:
Слушают учителя Презентация «средневековые города ВШП»
15 мин. V. Групповая работа. Учитель раздает группам информацию о влиянии ВШП на распространение мировых религий и развитие хозяйства.
Раздает лист оценивания в группе. Ученики читают раздаточный материал и изображают его на постере. Один заранее выбранный учителем ученик защищает проект группы.
Ученики оценивают каждого участника группы отдельно. Ватман, маркеры, лист оценивания
5 мин. VI.Итоги урока. Этап рефлексии: учитель раздает ученикам идентичные таблицы. Вопросы:
1. Чему ты научился на сегодняшнем уроке?
2. Над чем еще нужно поработать?
3. Есть ли у тебя предложения по улучшению урока? На специальном листе ученики отвечают на вопросы Таблица с вопросами
2 мин. VII. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
Записывают домашнюю работу в дневниках.
Найти любую информацию о средневековых городах Казахстана (Отрар, Сыгнак, Испиджаб, Тараз, Баласагун, Джент и тд.) Лист проверки домашнего задания
ФИО: _______________________________
Вопрос Ответ
ФИО ученика, отвечающего на вопросы:_______________________________________
Раздаточный материал
Влияние Великого Шелкового пути на хозяйство
По китайским источникам середины I века до нашей эры, уже тогда нагруженные шелком караваны направлялись в западные страны. Своего расцвета путь достиг в раннее средневековье в результате развития торговых связей Китая и Византии. А из стран Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии в Китай и страны Востока стали направляться караваны с различными товарами.
Торговые отношения и экономические связи способствовали тому, что народы и племена перенимали друг у друга опыт ведения хозяйства. Тюркоязычные племена переняли у согдийцев оседлость. Согдийцы научились у тюрков скотоводство. На международную торговлю выставлялись знаменитые породистые лошади из Средней Азии и Аравийского мира, из стран Востока - слоны, носороги, барсы, львы, декоративные птицы и другие редкие животные, а также охотничье снаряжение.
Вдоль Шелкового пути торговали различными видами винограда, персиками, дынями, разнообразными фруктами и ягодами Востока и Средней Азии. Торговали также семенами редких овощных культур. Их выращивание оживило многие хозяйства стран Азии. Например, ныне продаваемые на рынках китайские и болгарские сорта перца были распространены во многие страны благодаря Шелковому пути.
Влияние великого шелкового пути на распространение мировых религий
Страны, через которые пролегал ВШП, не только удовлетворяли свои потребности в товарах, но и вступали в культурные связи с другими народами.
Велика роль Великого шелкового пути в распространении мировых религий. Это доказывают найденные руины мечетей, медресе, храмов, связанных с различными верованиями.
Наиболее успешной была экспансия буддизма в первые века н.э. Вместе с купеческими караванами буддийские монахи шли из Индии в Среднюю Азию и в Китай, распространяя новую религию. Во 2–3 вв. буддизм проник в государства Средней Азии и Восточного Туркестана. В 4–7 вв., когда буддизм активно распространялся в Китае, индийские миссионеры ездили в Китай, а многие китайские монахи совершали по маршрутам Шелкового пути паломничество в Индию.
Большое влияние на цивилизации Центральной Азии оказал также ислам, активно распространявшийся в 8–14 вв. Если первоначально он насаждался силой армий Арабского халифата, то затем его распространение шло по Шелковому пути главным образом мирным путем. В 14 в. ислам дошел до границ Китая, вытеснив буддизм из Восточного Туркестана (ныне китайский Синьцзян-Уйгурский район). Правители-монголы первоначально рассматривали ислам лишь как одно из равнозначных вероучений, но в 14 в. все монгольские государства, кроме китайской империи Юань, приняли мусульманскую веру как государственную религию. Лишь в Китае ислам не получил распространения, хотя и в этой стране существовали крупные общины купцов-мусульман.
Менее всего на Восток проникло христианство. Вдоль Великого шелкового пути шло распространение и других вероучений – иудаизма (принятого в 8–10 вв. государственной религией в Хазарии), манихейства (принятого в 8 в. государственной религией в Уйгурском каганате), зороастризма. Ни одно из них, однако, не смогло надолго стать популярным среди азиатских народов.
Лист оценивания ученика
Оценочный лист ученика __________________________
Максимальное количество баллов - 10
Задание Баллы
Составление вопросов Ответы на вопросы 10-9 баллов – 5
8-7 баллов -4
6-5 баллов – 3
Оценивание за работу в группах
Критерии оценивания Баллы
Проявляет инициативу и поиск при выполнении заданий Доводит начатое дело до конца Оказывает помощь товарищам Шкала оценивания:
2 балла – проявляется постоянно
1 балл – проявляется иногда
0 баллов – показатель отсутствует
Рефлексия
ФИО______________________________________
Чему ты научился на сегодняшнем уроке? Над чем еще нужно поработать? Есть ли у тебя предложения по улучшению урока?