Разработка урока по теме:Возникновение и функционирование Шелкового пути


Кузнецова. Наталья Евгеньевна Учитель истории.
Средней школы№5.Город Шалкар. Актюбинская область
Дата 25.11.16
Класс 10а
Тема: Возникновение и функционирование Шелкового пути
Задачи урока:
1. Выявить влияние ВШп на социально-экономическое развитие Казахстана, на развитие культурных, религиозных и международных отношений. 2. Формировать умение работать с учебником и дополнительными источниками информации, выделять главное, делать выводы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию; продолжить формирование навыков работы с исторической картой. 3. Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, развивать творческий интеллект.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивный.
Иметь:
Знания о возникновения ВШП;
Знания о торгово-дипломатических отношениях Востока с Западом;
Знания об историческом значении ВШП.
Уметь:
Работать с учебником и дополнительной литературой
Работать с исторической картой
Работать в группе
Анализировать
Делать свои выводы
ФОПД: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: карта "ВШп", схема "Направление торговых путей", учебник, тетрадь, оценочные листы, интерактивная доска.Понятия: Великий Шелковый путь, хозяйство, культура, религия, экономические связи.
время Этапы урока Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика Организационные формы Оценивание Используемые модули
1-5 мин Стадия вызова Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.
1. Психологический настрой.
а) Упражнение «Ладошки»
б) упражнение «Песчинки» - создание групп; (Лидеры групп по песчинки собирают свою группу)«Купцы»,
«Горожане», «Историки»
в) обсуждение правил работы в группе. Распределение обязанностей:
таймспикер, спикер, секретарь
Раздать оценочные листы. Обсудить критерии оценивания работы.
Презентация №1 (картинки с изображением средневековых торговцев, торговых караванов, городов).
Внимательно посмотрите на иллюстрацию и сделайте вывод о том,
что может объединить все иллюстрации.
Открывается тема урока " Великий Шелковый путь".
Слушаю учителя, участвуют в беседе, высказывают свои предположения Класс делится на группы : 1) купцы, 3) горожане, 4) историки.
Смотрят видеоролик, запоминают информацию Индивидуально
Формативное ИКТ, мозговой штурм
Проверка домашнего задания.
«Чистая доска»
Ел, род, племя, жуз, родовая тамга, кулы, торе, толенгуты, кожа,
потестарная система власти, кусбеги, жауырыншы, суфисты.
«Верно-неверно»
Кровнородственные отношения у казахов
начинаются от седьмого предка. (верно)
Запрет браков в пределах рода среди близких родственников называется
родовой полигамией. (неверно, экзогамией)
Процесс формирования Казахского
ханства начинается с XIVвека. (неверно, с XVв.)
Главная задача хана – охранять
своих подданных от врагов. (верно).
Избранного хана омывали молоком белой кобылы и поднимали на белой кошме. (верно)
В руководстве казахскими жузами, крупными племенами и родами ведущая роль принадлежала Советам султанов (неверно, Советам биев)
Сказители и жырау являлись создателями духовной культуры, идеологии кочевников. (верно)
С появлением исламской религии возросла роль ходжи, мулл. (верно)
По мнению крупнейшего археолога К. Акишева, на территории Казахстана система кочевого скотоводства сформировалось в XII–V вв. до н.э. (неверно, IX– VII вв. до н.э.)
П. Кушнер считал, что у кочевников было только родовое государство – начальная стадия феодализма. (верно)
Критерии оценивания:
баллы отметка
10 – 9 5
8 – 6 4
5 – 3 3
2 – 0 2
Ребята называют тему урока, ставят самостоятельно цель урока Работа в группе Формативное оценивание
(похвала) Критическое мышление.
(Мозговой штурм).
6-8 мин
9-20 мин Осмысление содержания Получение новой информации по теме.
Поэтическая страничка.
Великий шёлковый путь
   Восток и Запад – утро и закат –
   В контрастах поделили б части света,
   Когда бы был Восток не столь богат,
   А Запад бы не зарился на это.
   Исконное желание: взашей –
   Исчезло, своего дождавшись часа,
   Мы нашим шёлком губим ваших вшей, И пряностями сдабриваем мясо…
   Стремятся к процветанью города, Торговля стимулирует движенье,
   А гунны и монгольская орда –
   Бесплатное к товарам приложенье.
   Поёт неутихающий бархан,
   Следов стирая тонкую цепочку,
   Но длинной цепью вьётся караван –
   Дорога не по силам одиночкам.
   Как чуда, ждём вечернюю зарю,
   Самум задул – зашлось от боли сердце,
   Но верим мы слепцу-поводырю:
   Он нас ведёт на тонкий запах перца.
Метод развития критического мышления «Знаю – хочу знать - узнал».- Ребята, перед вами таблица (для каждого индивидуально): - Давайте вместе заполним первую графу. Мозговой штурм- Назовите, все факты, которые известны вам о Великом Шёлковом пути. Запишите их в первый столбец таблицы.- Вторую графу заполните самостоятельно, ответив на вопрос, что хотели бы вы узнать о Великом Шёлковом пути.- А третью графу мы заполним в конце урока.
1. Учащиеся усваивают материал презентации, записывают тему.
Выполняют предложенную работу: читают материал, предлагают идеи, что нарисовать Индивидуально, в группах
Работа в группе
Взаимное оценивание групп
Критическое мышление . ИКТ
Критическое мышление, метод активного обучения
20-30 мин
30-35 мин Получение новой информации по теме.
1 группа
2 группа: Города расположенные вдоль ВШп.. Свидетельство древних и средневековых историков о ВШп.
3. Караванные пути.,: Материальная и духовная культура
Просмотр видеоролика ВШП
Каждая группа защищает свои постеры, объясняют материал классу, ребята оценивают ответы друг друга, выставляя баллы в листы оценивания
Групповая работа Формативное оценивание (взаимооценка) Критическое мышление
35-40 мин Стадия размышления Обсуждение результатов работы групп
Защита проекта.
Просмотр видеоролика ВШП

По листам оценивания согласно критериям ставят оценки своим партнерам. Индивидуальная и парная Взаимное оценивание 40-43 мин Рефлексия Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.  1. Вставьте пропущенные слова:
«Начало своё Великий Шелковый путь брал в Китае в районе реки …….. Пролегал по территории ……., по реке …… доходил до озера …….»
Слова для справок: Или, Казахстана, Балхаш, Хаунхэ Выполнить тест.
Казахстан является зоной широкого распространения каменных инноваций. Кого чаще всего изображали в образе "каменных баб"? А) Женщин. В) Мужчин. С) Стариков. D) Детей. 2. Почему Великий Шёлковый путь со временем потерял своё значение и перестал функционировать: А) Освоение морских торговых путей. В) Открытие «Степного» пути. С) Татаро-монгольское нашествие. Д) Упадок экономики. 3. Согдийцы сыграли важную роль в распространении буддизма в… А) Центральной Азии. В) Азии. С) Европе. Д) Индии. 4. К числу редкостных по значению находок, говорящих о международной торговле, относится.. А) Золотой клад из Талгара. В) Клад из Суяба. С) Золотой клад из Тараза. Д) Серебряный клад из Отрара. 5. Важную роль в системе международной торговли подтверждают найденные археологами… А) Ювелирные изделия из разных стран. В) Большие караван-сараи. С) Иноземные городские кварталы. Д) Монеты из разных стран. 6. В начале средних веков была распространена концепция 4 «царств мира». Царством коней на севере называли: А) Византию. В) Иран. С) Китай. D) Тюркский каганат. 7. В каком средневековом городе в XI-XII веках возникают тимы - боль¬шие караван-сараи, со специальными помещениями, где шла торговля тканя¬ми? А) Тараз. В) Баласагун. С) Отрар. D) Испиджаб. 8. Назовите значение действовавшего в средневековье Шелкового пути? А) Взаимодействие и взаимообогащение культур - оседлой и кочевой. В) Рост городов. С) Развитие внешней связи. D) Все перечисленное. 9. О каком раннесредневековом городе Чуйской долины источники сооб¬щают, что «в нем смешанно живут торговцы из разных стран, а половину города составляют купцы»? А) Отрар. В) Суяб. С) Тараз. D) Баласагун. 10. Как стал называться в 13 веке Испиджаб - крупный торговый город на Шелковом пути? А) Туркестан. В) Сайрам. С) Шаш. D) Актобе.
Ключ: B, A, A, Д, Д, D, Д, Д, B, B.
Заполнение 3 графы «ЗХУ»
Рефлексия"Три М"
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Учащиеся решают тест.
Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме и высказываю свое мнение по поводу пройденного урока.
Индивидуально Оценка урока Новые подходы к обучению. Критическое мышление.
43-45 мин Домашнее задание Закрепление темы  1) Составить три толстых тонких и пять тонких вопросов по теме.
2) Выполнить задание в контурной карте «Обозначьте направления и трассы Великого Шёлкового пути».
Записывают в дневники домашнее задание индивидуально Критическое мышление
Оценочный лист
ФИ ученика____________________
критерий самооценка Оценка эксперта Оценка учителя
Активность на уроке Вклад в работу группы Выступление перед классом Итоговый балл Трехбалльная система оценивания.
«5» - 9 баллов
«4» - 8 – 6 баллов«3» - 5 и меньше