Исследовательская работа Я назову тебя Солнышком…


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
«Я назову тебя Солнышком…»
Секция Лингвистика
Автор: Сальников Алексей Николаевич,
5класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №14»
Руководитель: Декова Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №14»
2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...…
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Теоретическая часть
Происхождение прозвищ……………………………………………………………
Родительские прозвища……………………………………………………………..
Прозвища и дразнилки……………………………………………………………....
Прозвища в среде школьников……………………………………………………...
Причины возникновения прозвищ в школьной среде…………………………….
Практическая часть
Исследование употребления прозвищ школьниками……………………………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….………………………………………………………………….......
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Я назову тебя зоренькой,
Только ты раньше вставай.
Я назову тебя солнышком,
Только везде успевай.
Я назову тебя радугой,
Только ты дальше гори.
Я назову тебя радостью,
Только ты дальше зови –,как красиво звучат слова песни. И как часто мы слышим при обращении людей друг к другу совсем другие слова: Серый, Чебурек, Рыжий, Томоз и др.
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий…», - писал русский критик В.Г.Белинский. Писатель И.Ильин добавлял: «Всё доступно нашему языку». Всё вышесказанное в полной мере относится к такому яркому явлению языка, как прозвища.
В лингвистике существует целое направление исследований, посвященных именам, названиям – ономастика. Изучением прозвищ занимались Е.Ф.Данилина, З.П.Никулина, Г.А.Симина и другие учёные. На сегодняшний день учёными-лингвистами разработано несколько видов классификации прозвищ (А.М. Селищева, Т.В. Банвалова, И.Ю. Карташева, Ю.Б. Воронцова и др.). В своей работе мы обратились к индивидуальным прозвищам.
Актуальность темы очевидна, так как почти каждый второй человек имел временное или постоянное прозвище, или имел несколько прозвищ за свою жизнь.
Цель: исследовать историю возникновения прозвищ, определить специфику образования и употребления прозвищ в речи современных школьников.
Гипотеза: прозвище – явление вечное, оно существует всегда и повсюду, особенно распространены прозвища среди школьников.
Для подтверждения этой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- изучить и проанализировать литературу по теме;
- определить причины, по которым появляются прозвища;
- провести анкетирование на параллели 5 классов с целью изучения особенностей прозвищ;
- выявить, все ли пятиклассники имеют прозвища;
- проанализировать отношение школьников к прозвищам;
- подготовить рекомендации ребятам, не принимающим свое прозвище.
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы); - наблюдение за речью школьников на уроках, в неформальной обстановке,
- анкетирование; - анализ; - статистические исследования (подсчет, вычисления). 
Новизна: вопросы коммуникации в малых социальных группах мало изучены. Сбор и классификационное рассмотрение прозвищ - это исследование, которое развивает интерес к изучению русского языка, истории, краеведения.
Теоретическая значимость работы: исследовательская работа убедила нас в том, что прозвища, как фамилии, могут быть интереснейшим источником для исторических, социологических, лингвистических исследований.
Практическая значимость: работа может быть использована на уроках русского языка и литературы при изучении изобразительно-выразительных средств языка, классными руководителями на классных часах, родительских собраниях. Результаты анкетирования могут быть интересны для школьных психологов.
В процессе работы над темой мы использовали различную литературу по русскому языку и культуре речи, а также источники сети Интернет.
I. Теоретическая часть
1.1 Происхождение прозвищ
Существует ли какой-то признак привязанности к древности? Несомненно! Это имя, отчество, а главное – фамилия. Слово «фамилия» означает «наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени» (Ожегов, 1984).
В те далёкие времена такого термина как «фамилия» в современном значении не существовало. Говорили так – «прозванье», «назвище», «прозвище». И ничего обидного в этих словах не было. Действительно, именно прозвище играло тогда роль фамилии.
Прежде чем приступить к изучению темы, мы обратились к словарям, чтобы выяснить, что такое прозвище. Там мы нашли следующие определения:
«Прозвище – это название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству». (Ожегов, 1984)
«Прозвать – дать кличку, добавочную к имени, прозвание или прозвище… прозванья родом ведутся, а прозвище народ даёт». (Даль, 1978)
Из книги А.В.Суперанской и А.В.Сусловой «Современные русские фамилии» мы узнали, что в давние времена прозвище было равнозначно современному слову «фамилия». Исторически прозвища древнее фамилии.
Когда появились первые прозвища? Точный ответ на этот вопрос дать невозможно.
В древнерусском языке термин «личное имя» имел множество синонимов: рекло, назвище, прозвище, прозвание, название, переименование.
Если мы посмотрим на имена наших предков, века, допустим, X-XI, то увидим полный набор всего, что только можно увидеть, сказать, назвать. Любое нарицательное может стать личным именем, особенно прозвищем. В качестве имён выступали даже несуществующие объекты и предметы или, допустим, животные (были имена, образованные от слов «вол», «кабан», «лопата», «телега»).
Имена-прозвища давались и после вступления во взрослую жизнь, причем это не только имена, зависящие от деятельности и нрава человека, но и «случайные», не предписанные ничем: Волк, Щука – хищный, коварный; Блоха – маленький, злой; Правда – правдивый; Кузнец – занятие; Тула, Мордвин – происхождение.Этап, когда прекратили давать мирские имена и когда возникли прозвища, нигде хронологически не обозначен. У древнего человека было два имени: одно настоящее, которое старались произносить вслух как можно реже, боясь, что злые духи могут воспользоваться им и навести порчу, второе для общего пользования, которым человека не называли, а прозывали. Отсюда и название «прозвище».
Ещё три столетия назад каждый человек мог значиться в документах, где были указаны крестильное имя; имя, прозвище или профессия отца; собственное прозвище; место рождения; национальность; профессия или должность.
В «Википедии» находим информацию о признаках, по которым возникли прозвища:
по внешнему виду: Филипп Красивый, Карл II Лысый;
по месту рождения, жизни, смерти: (их ещё называют топонимическими) Аристарх Самосский, Эразм Роттердамский, Пифагор Регийский;
по виду деятельности: Иоанн Креститель, Афиней Механик;
по характеру: Симеон Гордый, Карл Великий, Иван Грозный, Владимир Святой …
Таким образом, прозвища – явление древнее, характеризующее человека по внешности, по характеру, по профессии. Они очень подвижны, могут не только исчезать, сменяться другими, совсем не связанными с первыми, но и порождать новые. Прозвище носит насмешливый характер, в основе прозвища – юмор.
Прозвища раскрывают богатство русского народного языка, показывают широту фантазии, наблюдательность и сметливость русского человека, его доброту и общительность, порой грубоватую простоту и язвительность, когда дело касается нравственных пороков или физических недостатков.
1.2. Родительские прозвища
«Мальчик, тебя как зовут? – пытает трёхлетнего Вадима дотошная соседка. Вова или Дима?» Малыш смотрит на маму (та ободряюще улыбается) и вдруг говорит: «Меня зовут … Ёжик и Оболтус». Все, естественно смеются. Малыш недоумённо хлопает глазами и тоже смеётся. Пока ему не обидно. Он не понимает, в чём дело, и готов согласиться на «оболтуса». А потом, возможно, уже настолько привыкнет к прозвищу, что не сможет ни заметить, ни восстать против его уничижительного смысла.
Счастье родителей, у которых растёт самый замечательный ребёнок, - безгранично и требует разных способов выражения. Трудно называть своё сокровище только по имени. И тогда родители придумывают множество ласковых и смешных прозвищ.
Многие психологи считают, что первые прозвища мы получаем от родителей и близких людей. Ласковое прозвище – это символ близости душ, своеобразный «код», которым родители демонстрируют свою любовь к детям. Они отражают все нюансы отношение между родителями и детьми. Бывает так, что на протяжении детства у ребенка сменится ни одно второе имя. Многие дети настораживаются, когда их называют полными именами: Ирина, Василий. Смысл домашних прозвищ порой доступен родителям и детям. Почти всегда семейный «сленг» делает отношение между родителями и детьми более теплыми и доверительными. Часто в прозвищах родители проецируют свои ожидания, связанные с детьми. Например, мама называет худенькую дочку Пампушечка. Наверняка она хочет, чтобы та немного поправилась. Прозвища могут быть и нежными, и унизительными. Они могут оказывать так положительное, так и отрицательное влияние. Прозвища провоцируют ребенка на соответствующее поведение. Хотя бывает, что такое их поведение не согласуется с первоначальным «хорошим» смыслом прозвища. Случается, что родители, наказывая детей, «награждают» их унизительными, весьма нелестными эпитетами. Такие обращения – порочная форма пренебрежения. В этих случаях дети чувствуют свою ничтожность и недостаточно ощущают собственную идентичность. Родителям, которым захотелось дать своему ребенку прозвище, нужно прежде подумать о том, что «раны заживают, но слова ранят душу всегда».
1.3 Прозвища и дразнилки
В одном этнографическом кругу детского фольклора находятся такие понятия как прозвища и дразнилки. Дразнилки высмеивают детские недостатки и проступки – ябедничество, хвастовство, глупость, плаксивость, жадность, благодаря которым детское сообщество осуществляет функцию воспитания, отбора и контроля. Дразнилки действует на объект значительно более эффективно, чем нотации и поучения взрослого. Попробуй не поделиться со сверстниками вкусной конфеткой, тебе обязательно выкрикнут:
Жадина-говядина,
Соленый огурец,
На полу валяется,
Никто тебя не ест.
Такой урок пойдет «жадине» впрок. В следующий раз он постыдится и угостит товарищей, если хочет, чтобы от него не отворачивались.
Концентрируясь на желании достойно ответить, детишки иногда проявляются недюжинную сообразительность и агрессию, у них формируется устойчивый характер, умение защищать себя от превосходящего противника, отвечать дразнилкой-отговоркой, а не ударить обидчика, скажем, ногой по лицу.
Итак, дразнение – это проявление агрессивности. К жанру дразнилок тесно примыкает жанр прозвищ. Он действует на психику ребенка более сильно, чем дразнилки.
Есть ли разница между прозвищами и дразнилками? Да, безусловно. Если фамилию, имя, фигуру, внешность нельзя изменить, то неправильное поведение можно прекратить. Дразнилка исполняется в отдельных случаях и за конкретным лицом не закрепляется, а прозвище закрепляется надолго, порой сопровождает всю жизнь.
И прозвища, и дразнилки уходят своими корнями в далёкое прошлое.
Прозвища в среде школьников
Прозвища употребляются детьми во всех школах мира. Дети очень изобретательны в этом отношении. В прозвище могут быть преобразованы имена, фамилии, поступки. В школу дети приходят уверенные в том, что прозвища не представляют собой ничего предосудительного, но наполняют их почти всегда иным, недобрым содержанием на основе каких-то известных только им ассоциативных связей. Для примера можно привести несколько рядов, включающих имя ребёнка, которым его называют родители, и прозвище, которое получено в школе: Сергей – Серёга – Серый – Блоха; Маша – Машуня – Махыч – Крыса.
О мальчиках-лидерах говорят уважительно (Вано, Макс, Серж), у них нет обидных прозвищ, но о мальчиках-изгоях отзываются пренебрежительно. Часто плачущего мальчика, который ведёт себя, «как девочка», называют Плаксой, Нюней, драчуна – Стариком, Рэмбо. Система присвоения прозвищ
- отмечает тех, кого отвергает подростковая группа;
- обозначает группу тех, кто обладает привилегией величать друг друга по прозвищам;
- выделять лидера группы, в прозвище которого отражены храбрость или жестокость.
Прозвище относит ребёнка к определённому классу. Новая роль и предписанный ей стиль поведения выступают гораздо более важными характеристиками носителя прозвища, нежели внешние качества. Также прозвища выполняют особую функцию психологической защиты. Одно и тоже прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления.
Причины возникновения прозвищ в школьной среде
 Но как возникают прозвища?   Хороший пример, как придумывали прозвище одному  мальчику,  описан в романе Ле Карре  “В пору весенних экзаменов мальчишки удостоили Джима прозвища. Они предприняли несколько попыток, пока, наконец, не удовлетворились. Сначала попробовали звать его Гусаром, намекая на его армейские повадки, некоторую безобидную грубоватость и склонность к прогулкам в одиночестве. Но прозвище Гусар не прижилось. Тогда был испробован Пират, потом - Гуляш, отчасти навеянный его страстью к мясным блюдам, отчасти его безупречным французским. Но и Гуляш их не удовлетворил: этому прозвищу недоставало намека на его скрытую силу. Наконец они остановились на прозвище Рино (Носорог). Оно отчасти было навеяно его любовью к физическим упражнениям, которую они не могли не заметить. Рано поутру, ежась под холодным душем, они видели, как он с рюкзаком за спиной возвращается с утренней прогулки. А поздно вечером они видели в окне силуэт Рино, боксировавшего с тенью...»
Мы начинаем придумывать прозвища, когда замечаем в человеке какой-либо характерный отличительный признак, нравится он нам или нет. Придумывая прозвища, мы классифицируем. Это удобный способ запоминания и хранения их в памяти. Ваш одноклассник предпочитает услышать подробные объяснения, прежде чем взяться за что-то новое? Вы наверняка прозовёте его «тормозом». Приятеля, который говорит наперебой, вы назовете «балаболкой» или «тараторкой».
Почему же ребята дают друг другу обидные прозвища? Причин может быть несколько:
- выдвижение лидеров микросообщества,
- выделение из группы отвергнутых людей,
- различение детей с одинаковыми именами,
- поддразнивание и унижение,
- проявление симпатии.
Имя не выделяет никаких черт в человеке, а прозвище либо указывает на особенности внешности, характера, либо зависит от обстоятельств, при которых оно возникло.
II. Практическая часть
Исследование употребления прозвищ школьниками
Прозвища – важная часть мира детей. Мы решили исследовать, насколько прозвища распространены в речи школьников. Провели среди обучающихся 5 классов анкетирование (Приложение № 1) , в котором приняли участие 75 человек.
Проанализировав ответы, мы составили таблицу, из которой видно, что большинство ребят имеет прозвище. (Приложение № 2)
Отымённые (23%) и отфамильные прозвища (11 %) широко распространены в речи школьников. Менее распространёнными являются прозвища, которые даны по внешнему сходству (9 %), по особенностям характера (7%), по сходству с мультипликационными персонажами (4%), по хобби или увлечению (7%), (Приложение № 3)
Во время исследования было также установлено, что в жизни ребят первые прозвища появились в семье, когда родители называли своего ребёнка всякими ласковыми именами. Так, например, мадам Шанель известна всему миру под именем Коко, прозвище, которым ласково называл её в детстве отец. А в сказке А.Лингрен главный герой носит прозвище Малыш. 5 % ребят во время опроса признались, что имеют «семейные прозвища».
Сами школьники, указывая на причины создания и употребления ими прозвищ, отмечают: «Так короче говорить, интереснее общаться», в чем проявляется тенденция к оригинальности, созданию необычных форм речевого общения.
Интересными были ответы на вопрос «Прозвище – это хорошо или плохо?»:
- 33% опрошенных ответили, что обижаются;
- 29% опрошенных сказали, что «не дают спуску», т.е. отвечают тем же;
- 38% не обращают внимания (или делают вид, что не обращают). (приложение № 4).
Данные цифры позволяют сделать вывод, что большинству ребят нравятся прозвища, они сами не раз давали их другим.
Выписав все прозвища обучающихся 5 классов нашей школы, мы распределили их по группам, которых  получилось 7:
№ Группы Примеры
1 Отфамильные прозвища Жук (Жукова), Газпром (Гасанов), Мусаген (Мусатова), Жаркое (Жарков), Ревеныч (Ревенко), Ампиложка (Ампилогов), Горшок (Горшенин), Иван (Иванова).2 Отымённые прозвища Ангел, Гелика-приора (Ангелина), Дэн (Денис), Кристя (Кристина), Алёша (Алёна), Димасик (Дима), Ник, Некит (Никита), Ася (Настя), Серый (Сергей), Ленка (Елена), Даниил (Даня), Сашок, Саня (Александра), Риня (Ринат), Обезьяна (Яна), Чиполлино (Полина).3 Прозвища по внешнему виду Ёлка, Зверь, Веснушка, Старший, Мелкий, Рыжий, Малявка.
4 Прозвища по особенности характера, поведению  Подстава, Егоза, Весёлый, Ягуар, Ега.
5 Прозвища по мультперсонажамФредди, Гуф, Лосяш.
6 Прозвища по хобби, увлечению Интернет, Copic, Сёмга (любит ловить рыбу), Футболист, Гугл.
7 Родительские прозвища Солнышко, Зайчик, Ягодка, Малышка.
Почему у одних ребят прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяет другое? Мы считаем, что там, где дружные отношения в классе, хорошая успеваемость, там нет и прозвищ, т.к сказывается общая культура ребят.
В ходе исследования мы выяснили, что прозвище носит насмешливый характер, в их основе – юмор, самоирония; прозвище устойчиво по отношению к его носителю.
Результаты исследования показывают, что выдвинутая нами гипотеза находит свое подтверждение. Действительно, прозвище – явление вечное, оно существует всегда и повсюду, в среде школьников достаточно распространёно. Многим ребятам нравятся их прозвища.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ежедневно человек взаимодействует с обществом. При этом основным способом взаимодействия выступает речь. Прозвища изобретаются детьми во всех школах мира. Они не знают ни возрастных, ни социальных границ. Наверное, ничего страшного в прозвище нет, если оно нравится хозяину. Другое дело, если прозвище обидно и уничижительно.
Прозвища не обязательно выражают негативное отношение к человеку, к его привычкам. Они могут выражать и позитивное отношение, если в человеке нравятся какие-либо привычки, манеры, черты характера, особенности речи. В прозвищах обнаруживаются проблемы психологического и социального порядка, проблемы культуры речи, характерные для сегодняшней школы.
Проведя анкетирование, мы выяснили, что среди подростков существует такая проблема, как употребление прозвищ, причём чаще всего школьники не обижаются и откликаются на них охотнее, чем на имя. Не так уж и плохо получить прозвище, если оно даётся открыто, доброжелательно, талантливо. И ни при каких условиях недопустимы грубые и жестокие прозвища-клички, которые порождает детская среда, где нет взаимного уважения, а есть лишь стремление унизить и оскорбить.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Прозвища с  древности связаны  и с характером, и с внешностью и с другими факторами.
2. Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду. Знакомство с ним поможет расширить знания о лексическом составе языка
3. Прозвища широко распространены среди школьников, однако их особенности мало изучены и совсем не представлены в школьных учебниках русского языка.
4. Работа по теме позволяет выявить отношение школьников к прозвищам, а возможно и проблемы, возникающие в процессе общения.
5. Можно избежать прозвищ, если следовать советам психолога.
Прозвища очень жувучи. Многочисленные примеры можно найти в произведениях художественной литературы, но это уже тема будущей исследовательской работы.
Мы считаем, что прозвища – признак бескультурья, с которым надо бороться. Но как же сделать так, чтобы обидное прозвище не приклеилось надолго?
По мнению психологов, прозвище – это всегда плохо. Проанализировав прозвища, существующие в настоящее время в нашей школе, мы бы хотели помочь  ребятам не реагировать на них болезненно и при необходимости обратиться   к советам психолога. (Приложение № 5)
Поставленной цели мы достигли. Исследовательская работа убедила нас в том, что прозвища могут быть интересным источником для лингвистического исследования.
Литература
1. Гончарова Ю., Гончаров Е., Русский язык в школе и дома, №1 , 2009 , с. 28
2. Глушко Е., Медведев Ю., Словарь фамилий, Три богатыря, 1997, с.3
3. Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка, М., 1978, с.348
4. Добреньков В.И., Фундаментальная социология, М., 2005, с.256
5. Ожегов С.И., Словарь русского языка, М, 1984, с. 435
6. Суперанская А.В. Суслова А.В., Современные русские фамилии, М. «Наука», 1984
7. Щетинин Л.М., Имена и прозвища, М., 1987, с. 4
8. Энциклопедия «Википедия» - электронный носитель
Приложение № 1
Анкета
ФИО_________________________________________(указывать не обязательно)
Есть ли у вас прозвище? Если есть, то какое?_______________________________
С чем оно, по-вашему, связано?__________________________________________
Нравится ли вам ваше прозвище? Почему?_________________________________
Давали ли вы прозвище другим?__________________________________________
Прозвище – это хорошо или плохо? Почему? _______________________________
Приложение № 2
Вопросы Ответы
Да Нет
Есть ли у вас прозвище? 42 33
Нравится ли вам ваше прозвище? 25 (из 42, имеющих прозвище) 17
Давали ли вы прозвище другим? 53 22
Приложение № 3

Приложение № 4
Прозвище – это хорошо или плохо?
Обидно – 33%
Неплохо. Отвечаю тем же – 29%
Отлично. Не обращаю внимания – 38 %
Прозвище – это хорошо или плохо?
Обидно – 33%
Неплохо. Отвечаю тем же – 29%
Отлично. Не обращаю внимания – 38 %

Приложение № 5
Советы психолога
1. Никогда не обзывайся в ответ и не придумывай прозвища обидчику. Ведь когда человека дразнят, от него ждут реакции и хотят посмеяться над ней. Если каждый раз с твоей стороны не будет этого следовать, то обидчикам это быстро наскучит.  
2. Если тебя обзывают друзья, необходимо с ними поговорить напрямую. Подготовься к разговору заранее. Тот, кому ты небезразличен, перестанет называть тебя обидным словом, а если поначалу и будет «забываться», то просто напоминай ему: «Ты помнишь, о чем я тебя просил?» 
3. Поставь условия. Другу можно сказать: «Мне придется прервать нашу дружбу, потому что ты совсем не уважаешь меня». А вот как быть с теми, кто не входит в круг твоих друзей надо разговаривать спокойно и твёрдо. Не поддавайся эмоциям! Наберись терпения! Со временем обидчики перестанут награждать тебя прозвищами.
4. Меняйся. Иногда прозвища возникают из-за недостатков, которые в наших силах изменить. Посмотри на себя со стороны. Бывает, прозвищами наделяют тех, кто ведет себя не слишком доброжелательно, заносчиво, или часто вредничает. Попробуй изменить поведение. 5. Работай над своей самооценкой. Уверенного в себе человека редко наделяют прозвищами.