Классный час в 11 классе Великая Отечественная война в судьбе моей семьи
Классный час
«Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»
Цель: воспитывать патриотизм, уважение к историческому прошлому своего народа, семьи.
Задачи:
1.способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, семьи;
2.развивать творческие и познавательные способности учащихся;
3.воспитывать у учащихся уважительное отношение к нравственным ценностям своей семьи, Родины;
4.стимулировать у детей нравственные мотивы поведения;
5. способствовать укреплению связи поколений в семье;
6.воспитывать культуру дискуссии, диалога;
7. развивать умение публичного выступления.
Форма проведения – диалог.
Подготовительная работа к классному часу:
сбор информации о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне;
оформление выставки «Бессмертный полк»;
оформление книжной выставки;
создание мультимедийной презентации, подбор аудио- и видеозаписей.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Оформление: выставка «Бессмертный полк», книжная выставка, презенМузыкальное оформление: песня «Журавли», песня из к/ф «Офицеры»
Слайд 1. Великая Отечественная война в судьбе моей семьи.
Слайд 2. Журавли.
Звучит песня «Журавли».
Классный руководитель. Прошло уже почти 75 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Трагической страницей вошла в нашу историю эта война.
- Что вы знаете об этой войне?
- Откуда эти знания?
- Нужно ли вспоминать о войне, которая прошла давным-давно?
Мы ежегодно в День Победы чествуем ветеранов. Но говорим о них в совокупности, как о великой армии, победившей фашизм. А ведь не менее важно, на мой взгляд, помнить, что эта сила и мощь складывались из героизма, каждодневного ратного и трудового подвига многих миллионов людей. И отдельная судьба человека на войне интересна и важна. Пока мы это помним и гордимся этим, мы знаем цену Победы, мы ценим мир.
Сегодня наш разговор пойдёт о том, какой след оставила война в судьбе ваших семей. Я надеюсь, что эта тема не оставит вас равнодушными созерцателями, потому что нельзя жить «Иванами, не помнящими родства».
Слайд 3. Лето.
Июнь1941 года. Лето. Оно началось замечательно для многих ваших сверстников. В школах шли выпускные вечера. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце. Разноцветным ковром стелились цветы на лугах.
Аудиозапись «Левитан. Начало войны».
Слайд 4. Родина-мать зовёт.
Короткое сообщение диктора Юрия Левитана. Всего лишь одна минута, но как резко изменилась после него жизнь целой страны. А ведь к тому времени, к началу Великой Отечественной войны фашистами были оккупированы 12 государств Европы.
- Назовите их?
(Австрия, Чехословакия, Албания, Польша, Дания, Норвегия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Франция, Югославия, Греция.) Видеоклип «Священная война».
Слайд 5. Защита Брестской крепости.
Фашисты рассчитывали на стремительный захват огромной территории Советского Союза и порабощение всех его народов, но уже в июне 1941 года один из фашистских генералов так докладывал в Ставку Гитлера о прорыве Брестского укрепрайона: «Русские, однако, оказались настолько хорошими солдатами, что не растерялись от неожиданного нападения. На отдельных позициях доходило до ожесточённых боёв» .- Как вы думаете, почему, несмотря на отступления, наши воины стояли насмерть?
Уничтожение гражданского населения проводилось нацистами самыми изощрёнными способами и средствами. Злодейские правила поведения на оккупированной земле прививались каждому солдату вермахта. В одном из пунктов «Памятки немецкого солдата» было записано: «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек».
Слайд 6. Атака.
Война пришла и в нашу глубинку, в наши зауральские деревни и сёла. Скрипели по ухабистым дорогам телеги, увозя на фронт мужиков. Тех самых, что всем миром встанут против дюжих вражеских танков, против сотен немецких солдат.
Слайд 7. Памятник павшим землякам.
В годы Великой Отечественной войны из Щучанского района ушли на фронт 9 324 человека. 5 217 солдат и офицеров с полей сражений не вернулись.
Слайд 8. Каска, пробитая пулей.
Вдумайтесь в эти цифры. Больше половины! Среди них есть и ваши прадеды. И с каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов, участников этой великой и кровопролитной войны. Не щадит их время.
Уходили на фронт мужчины, а дома оставались женщины: их жёны, невесты, сёстры, матери – да ещё старики и дети – те, кому тоже предстояло выстоять и победить. Победа на фронте ковалась в тылу.
Слайд 9. Всё для фронта, всё для победы.
Уже с 24 июня 1941 года рабочий день был удлинен до 11 часов, введены обязательные сверхурочные работы, отменены отпуска. В цехах работали женщины, дети, старики. Увеличился обязательный минимум трудодней для колхозников.
Слайд 10. Первушина В.К.
Наравне со взрослыми трудились дети, начиная с 12 лет. Прабабушке Куприна Владимира в самом начале войны было неполных 13 лет.
Слайд 11. Дети войны.
Судьбы детей войны похожи: судьба зауральского и белорусского мальчика, судьба украинской и литовской девочки. Война была общей биографией детей той поры. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети.
Дранишникова А. читает стихотворение «Дети войны».
В 1941 году в поселок Щучье эвакуировали оборудование двух заводов из городов Брянска и Прилуки. Завод был тогда размещен в здании Щучанской МТС. На территории района было развернуто три госпиталя и пять детских домов для детей, эвакуированных из Москвы и Ленинграда.
В ходе Великой Отечественной войны было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций, которые заканчивались разгромом вражеских группировок и соединений, тем самым умножая героизм и подвиг солдата и тружеников тыла. Слайд 12. 1418 дней подвига.
1418 дней и ночей вёл советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе! Погиб каждый восьмой. Их, погибших, до 27 миллионов. Среди живых не осталось человека, который не ведал горечи потери.
Слайд 13.Разрушенные города.
Материальный ущерб составил треть национального богатства нашей страны.
Война еще исчезнуть не готова. Те годы - миллионы личных драм. А потому давайте вспомним снова Всех тех, кто подарил Победу нам.
А сейчас, ребята, слово вам.
Сообщение Щипунова Н.
Презентация Лукиной М.
Слайды 14, 15. Прадеды Шалгина В. Сообщение Шалгина В.
Слайды 16.17,18. Женщины на войне.
Нечеловечески трудную ратную работу выполняли не только мужчины, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы. Среди них была и бабушка Карповой Тани. И как её сверстница, поэтесса Ю.Друнина, она видела воочию страшное лицо войны, слышала грохот снарядов, заставляла себя подняться из окопа, чтобы помочь товарищам.
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Сообщение Карповой Т.
Слайд 19.1941-1945. Мы помним.
Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновение И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания.
Слайд 20. Вечный огонь.
Я порою себя ощущаю связнойМежду теми, кто жив и кто отнят войной…Я – связная.Пусть грохот сражения стихИз котлов окруженийПропастей пораженийИ с великих плацдармовПобедных сраженийЯ – связная.Бреду в партизанском лесу,От живыхДонесенья погибшим несу:«Нет, ничто не забыто,Нет, никто не забыт,Даже тот, кто в безвестной могиле лежит».
Я порою себя ощущаю связнойМежду теми, кто жив и кто отнят войной…
Может быть, это потому что для меня Великая Отечественная война – это тоже не просто часть истории. Среди фотографий нашего «Бессмертного полка» два моих деда, два дяди. Может быть, потому что я педагог и хочу, чтобы вы, мои ученики, были настоящими патриотами. Я предлагаю посмотреть клип на песню Ольги Дубовой «Солдат».
Видеоклип «Солдат»
Морева Ю. читает стихотворение В.Бокова «Ветераны Великой Отечественной»
Слайд 21.
Рефлексия:
Закончите предложения
было интересно…
было трудно…
теперь я знаю…
я научилась…
меня удивило…
мне захотелось…
Слайд 22. 1941-1945.
Сегодня мы услышали рассказы ребят. В них самое главное – это память, память о тех близких нашему сердцу, родных людях. Война прошла сегодня перед нами через их судьбы. А , помните, начиналась эта работа перед юбилеем Победы с предложения написать о своих родных – участниках событий тех страшных лет. Первые ответы были «Не знаем», «Не помним», «Никто не воевал»… Я рада, что ваши сердца не остались глухими. Я благодарю всех за участие, за активность. Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы вы не только помнили историю своей страны и историю своей семьи, но и передали это своим детям. Пусть не прервётся связь времён!