Презентация по русскому языку Справочник по русскому языку для национальных школ


Справочник по русскому языку(1 – 4 классы)(для национальных школ)Гаврильева Надежда Николаевнаучитель начальных классовМБОУ «Амгинская средняя общеобразовательная школа №1 имени В.Г.Короленкос углубленным изучением отдельных предметов»Амгинский улус, Республика Саха (Якутия) В справочнике концентрируется тот объем знаний, который каждый ученик должен освоить за четыре года обучения в начальных классах. Материал расположен в порядке, облегчающем быстрое нахождение необходимых сведений. Справочник для начальных классов – это база для дальнейшего изучения русского и родного языка. Обладая знаниями в объеме начальной школы, вполне можно самостоятельно понять то, что изложено в справочнике. Справочник включает в себя основные разделы: - Алфавит. Гласные и согласные звуки - Слог. Перенос слов - Состав слова (приставки., суффиксы) - Предложение (главные и второстепенные члены предложения; однородные члены предложения) - Текст - Части речи:: - имя существительное (падежи имен существительных; три склонения существительных) - имя прилагательное (склонение прилагательных) - имя числительное - местоимение - глагол (изменение глаголов по лицам, числам и временам; спряжение глаголов) - служебные части речи - Опорная таблица по определению главных и второстепенных членов предложения - Схема разбора предложений по членам предложения и частям речи - Фонетический разбор слова - Разбор слова по составу - Схема разбора существительного - Схема разбора прилагательного - Схема разбора глагола   Такое расположение материала создает для учащихся благоприятные условия для его использования в разных ситуациях устной и письменной речи. Справочник предназначен для учащихся и родителей, которые смогут помочь своему ребенку в выполнении домашних заданий, проконтролировать степень усвоения учебного материала, а также учителям начальных классов.   Пояснительная записка {16D9F66E-5EB9-4882-86FB-DCBF35E3C3E4} Звуки Буквыслышим, произносим пишем, видим Согласные звуки парные непарныезвонкие глухие звонкие глухие [б] - [п] [л] [х] [в] - [ф] [м] [ц] [г] - [к] [н] [ч] [д] - [т] [р] [щ] [ж] - [ш] [й] [з] - [с]Гласные звуки (6) и буквы (10)[а], [о], [и], [э], [у], [ы] а, о, и, е, ё, э, ы, у, ю, я Согласные звуки (34) и буквы (21) [б]-[б҆], [п]-[п҆], б, в, г, д, ж, з, [в]-[в҆], [ф]-[ф҆], й, к, л, м, н, п, [г]-[г҆], [к]-[к҆], р, с, т, ф, х, ц, [д]-[д҆], [т]-[т҆] ч, ш, щ и другие ъ и ь - звуков не обозначают Алфавит {16D9F66E-5EB9-4882-86FB-DCBF35E3C3E4}Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии й Кк Лл Мм Нн ОоПп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ь Ээ ЮюЯя (33 буквы){0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Всегда твёрдые согласные [ж], [ш], [ц]Всегда мягкие согласные [й҆], [ч҆], [щ҆]{0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Обозначают твердость согласных звуков [а], [о], [у], [ы], [э]Обозначают мягкость согласных звуков [и], [е], [ё], [ю], [я] {16D9F66E-5EB9-4882-86FB-DCBF35E3C3E4}кни – га де – ре – вья ал – ле – я Слог в слове сколько гласных звуков, столько и слогов{8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}Перенос слов Перенеси слова с одной строки на другую только по слогам{8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}Можно:Нельзя:яма ра – дио Оставлять на строке или переносить одну букву: я – ма рад – ио паль – чик чай – никпо – дъезд Переносить на другую строку Ь, Ъ, Й: пал – ьчик ча – йник под – ъезд кас – сир груп - паОставлять на строке или переносить удвоенные согласные: касс – ир ка – ссир гру – ппа {0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Состав слова ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ ОСНОВА ОКОНЧАНИЕ- это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении снег а снег у снег ом о снег еОСНОВА часть слова без окончания озер о другКОРЕНЬэто главная значимая часть слова, общая часть родственных (однокоренных) слов снег снеговик снежок подснежникПРИСТАВКАзначимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов зацветут расцветут отцветутСУФФИКСэто значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов цветок цветочек цветик подземн ый загородк а полететь написал и {BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}ПРИСТАВКИ ПРИСТАВКИ ПИШИ СЛИТНО!в- о- по-во- об- под-вы- обо- подо-на- пере- предо-над- про- от- надо- пред- ото-до- не- за-с- ни- пре-со- з- чрез-раз-(роз-) из-(ис-)без-(бес-) вз-(вс-) воз-(вос-) низ-СУФФИКСЫ имён существительных -ик- -ец- -ичк- -ск- -иц- -ечк- -ок- -ниц- -очк- -инк- -оньк- -енк- -еньк- -к- -тель- -чик- -щик- -ушк- -чек- -енст- -юшк- -ник- -инст- -ишк-СУФФИКСЫ имён прилагательных -ск- -ев- -ив- -ов- -лив- -оват- -чат- -еват- -овит- -ичий- -евит- -ечий- -еньк- -ист- -оньк- -н-Образуют глаголы -а- -и- -е- -ть -ти -л- -ова- -ива- -ся (-сь) {0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Предложение Выражает законченную мысль. Состоит из одного или нескольких слов. При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства.{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}По цели высказыванияПо интонацииНевосклицательное( произносится спокойным тоном )Восклицательное( произносится с особой интонацией )1. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ ( о чем-то сообщает )Урок закончился.( . )Урок закончился!( ! )2. ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ( содержит вопрос )Ты не опоздаешь на урок?( ? )Неужели ты хочешь опоздать на урок?! ( ?! )3. ПОБУДИТЕЛЬНОЕ ( выражает побуждение, совет или просьбу )Говорите, пожалуйста, тише.( . )Говорите тише!( ! )Виды предложений{16D9F66E-5EB9-4882-86FB-DCBF35E3C3E4} По наличию второстепенных членовНЕРАСПРОСТРАНЁННОЕРАСПРОСТРАНЁННОЕВесна пришла.Пришла долгожданная весна. {0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Члены предложения{0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯПОДЛЕЖАЩЕЕСКАЗУЕМОЕКТО? ЧТО?(существительное, местоимение)ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?(глагол)( кто? ) мальчик( что делает? ) рисует{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯОПРЕДЕЛЕНИЕДОПОЛНЕНИЕОБСТОЯТЕЛЬСТВОКАКОЙ? ( -ая, -ое, -ие ) ЧЕЙ? ( -ья, -ьё, -ьи )( прилагательное)КОГО? ЧЕГО?КОМУ? ЧЕМУ?КОГО? ЧТО?КЕМ? ЧЕМ?О КОМ? О ЧЁМ?( существительное, местоим. )ГДЕ? КОГДА? КУДА?ОТКУДА? ПОЧЕМУ?КАК? ЗАЧЕМ?( наречие, существительное )какую?Я читаю интересную книгу. кого?Брат встретил друга. как?Мальчик бежит быстро. {BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}Однородные члены предложенияОднородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос,относятся к одному и тому же члену предложения что? что? что?В лесу растут осина, берёза, сосна.(однородные подлежащие) что делает? что делает?Сестра хорошо танцует и поёт.(однородные сказуемые) какие? какие? какие?Ягоды были крупные, спелые и сочные.(однородные определения) {69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Текст имеет:Текст имеет: НАЧАЛО ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ КОНЦОВКУТЕМУНАЗВАНИЕАБЗАЦЫОСНОВНУЮ МЫСЛЬОПОРНЫЕ СЛОВА{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Текст это два или несколько предложений, связанных по смыслу{22838BEF-8BB2-4498-84A7-C5851F593DF1}Типы текстов:1. Текст – ПОВЕСТВОВАНИЕ (Что случилось?)Рассказывается о том, что произошло2. Текст – ОПИСАНИЕ (Какой?) Описываются события, люди, предметы, животные3. Текст – РАССУЖДЕНИЕ (Почему?)Говорится о причинах явлений и событий {0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}одушевленныенеодушевленныеКТО?( живые предметы)ЧТО?( неживые предметы)врачлисачеловекдождьземляберёза{0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}собственные(имена людей, клички животных, географические названия)нарицательныеЯкутскАлёнаАлданДружокгороддевочкарекасобака{0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}единственное числомножественное числостолкуклаозерорукаполестолыкуклыозёрарукиполя{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Имя существительное часть речи, которая обозначает предмет вопросы: КТО? ЧТО? {69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}МУЖСКОЙ род ( -ь )(он, мой)петух папа коньЖЕНСКИЙ род(-а, -я )(она, моя)лентатётяночьСРЕДНИЙ род(-о, -е )(оно, моё)словосолнце ружьё {69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ№ПадежиВспомогательное словоПадежные вопросыСмысловые вопросы1Именительный«есть»КТО? ЧТО?2Родительный«нет»КОГО? ЧЕГО?где? куда? откуда?3Дательный«давать»КОМУ? ЧЕМУ?где? куда?4Винительный«вижу»КОГО? ЧТО?где? куда?5Творительный«доволен»КЕМ? ЧЕМ?где? куда?6Предложный«думаю»О КОМ? О ЧЁМ?где?{0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}ТРИ СКЛОНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Склонение - это изменение существительных по падежам1 склонение2 склонение3 склонением. р.(-а, -я)ж. р.(-а, -я)м. р. ( -ь )ср. р.(-о, -е)ж. р.(-ь )юношадядямама тётядомконьоблакоморерожьночь {C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + ГЛАГОЛВ предложении – подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство {C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ№ПадежиВопросы(смысловые вопросы)ПредлогиОкончаниям. р.ж. р.ср. р.мн. ч.1Именительныйкто? что?-а, -я-а, -я-о, -е-а, -я, -и, -ы2Родительныйкого? чего?(где? куда? откуда?)от, до, из, у, с, без, для, около, после, возле-а, -я, -и, -ы-и-а, -я-ов, -ев, -ый, -ий, -ей 3Дательныйкому? чему?(где? куда?)к, по-е,-у, -ю -е, -и-у, -ю-ам, -ям4Винительныйкого? что?(где? куда?)в, на, за, про, под, через-а, -я,-у, -ю-у, -ю-о, -е-а, -я, -и, -ы, -ов, -ев, -ей5Творительныйкем? чем?( где? куда?)с, за, над, под, перед, между-ом, -ем, -ём-ой, -ей,-ею-ом,-ем-ами,-ями6Предложныйо ком? о чем?(где?)о, об, в, на, при-е-е, -и-е-ах, -ях {69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Имя прилагательное часть речи, которая обозначает признак предмета вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}единственное числомножественное число( -ие, -ые )красив ый домкрасив ые домасладк ая дынясладк ие дыниширок ое полеширок ие поля{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}мужской родженский родсредний род( -ой, -ий, -ый )( -ая, -яя )( -ое, -ее )больш ой столбольш ая водабольш ое окносин ий шарсин яя лентасин ее море {0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ №ПАДЕЖИМ. Р.Ж. Р.СР. Р.МН. Ч.1ИМЕНИТЕЛЬНЫЙкакой?белый снегкакая?жёлтая розакакое?голубое небокакие?ясные дни2РОДИТЕЛЬНЫЙкакого?белого снегакакой?жёлтой розыкакого?голубого небакаких?ясных дней3ДАТЕЛБНЫЙкакому?белому снегукакой?жёлтой розекакому?голубому небукаким?ясным дням4ВИНИТЕЛЬНЫЙкакой?белый снегкакую?жёлтую розукакое?голубое небокакие?ясные дни5ТВОРИТЕЛЬНЫЙкаким?белым снегомкакой?жёлтой розойкаким? голубым небомкакими?ясными днями6ПРЕДЛОЖНЫЙо каком?о белом снегео какой?о жёлтой розе о каком? о голубом небео каких?о ясных днях{8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕВ предложении - определение {22838BEF-8BB2-4498-84A7-C5851F593DF1}Имя числительное часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте вопросы: СКОЛЬКО? КАКОЙ? (который по счёту?){C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}количественныесколько?порядковыекакой? какая? какое? какие?шестьвосемьодиннадцатьдвадцать одиншестойвосьмаяодиннадцатоедвадцать первый{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}В предложении – подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство{22838BEF-8BB2-4498-84A7-C5851F593DF1}ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕЕД. ЧИСЛОМН. ЧИСЛОМ. Р. Ж. Р.СР. Р.второйседьмаявторыеседьмыетретийдевятыйтретьядевятаятретьедевятое {0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Местоимение часть речи, которая указывает на предметы и их признаки, но не называет их{8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}лицоединственное числомножественное число1 – е лицоямы2 – е лицотывы3 – е лицоон, она, оноони{8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ ПО ЧИСЛАМ И ПАДЕЖАМИ. п.ЯТЫОНОНАОНОМЫВЫОНИР. п.менятебяегоеёегонасвасихД. п.мнетебеемуейемунамвамимВ. п.менятебяегоеёегонасвасихТ. п.мнойтобойимей (ею)имнамивамиимиП. п.обо мнео тебео нёмо нейо нёмо насо васо них{0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}В предложении – подлежащее, дополнение, обстоятельство{0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Местоимение в 3 - м лице единственного числа имеет родМ. Р.Ж. Р.СР. Р.ононаоно {69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Глагол часть речи, которая обозначает действие предмета вопросы: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? {22838BEF-8BB2-4498-84A7-C5851F593DF1}несовершённый видсовершённый видчто делать?что сделать?писатьрешатьговоритьнаписатьрешитьсказать{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}неопределённая форма глаголачто делать?что сделать?читатьнестипрочитатьпринестисуффиксы -ть -ти{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Глаголы с возвратным значением Глаголы, у которых есть суффикс –ся (-сь), называются возвратнымиулыбаетсясмеётсяулыбаюсьсмеюсьсуффикс -ся (-сь) может стоять после окончания{22838BEF-8BB2-4498-84A7-C5851F593DF1}не с глаголами пишется раздельноне пишетне умывается{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}Глаголы, выражающиепобуждениеиди, пиши, скажи {0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ, ЧИСЛАМ И ВРЕМЕНАМЛИЦОПРОШЕДШЕЕвремя НАСТОЯЩЕЕвремяБУДУЩЕЕ времябудущее простое будущее сложноечто делал?что делает?что сделает?что будет делать?1л. Я2л. ТЫ3л. ОН, ОНАигралигралиграл, игралаиграюиграешьиграетпоиграюпоиграешьпоиграетбуду игратьбудешь игратьбудет играть1л. МЫ2л. ВЫ3л. ОНИигралиигралиигралииграемиграетеиграютпоиграемпоиграетепоиграютбудем игратьбудете игратьбудут играть{0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам и числамРОДЕД. числоМН. числоМ. Р.бежал бежалиЖ. Р.бежалаСР. Р.бежало{8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}В предложении – сказуемое{8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам (настоящее и будущее время)лицоI спряжениеII спряжениеед. ч. мн. ч.ед. ч. мн. ч.1-е лицо2-е лицо3-е лицо-У (-Ю) -ЕМ-ЕШЬ -ЕТЕ-ЕТ -УТ (-ЮТ) -У (-Ю) -ИМ-ИШЬ -ИТЕ-ИТ -АТ (-ЯТ) {69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Служебные части речиПРЕДЛОГИСОЮЗЫ В, ВО, К, КО, С, СО, ОТ, ОТО, ПОД, ПОДО, О, ОБО, ЗА, НАД, НА, У, ОКОЛО, ПО, ПРО, ЧЕРЕЗ, БЕЗ, ДЛЯ И ДР. И, А, НО, ДА, ЕСЛИ, КАК, ТОЖЕ, КОГДА, ТАК КАК, ЧТОБЫ, ХОТЯ, ПОТОМУ ЧТО, ЗАТО, ТО ЕСТЬ, ЛИБО И ДР.ЧАСТИЦЫМЕЖДОМЕТИЕ ДА, ПУСТЬ, КАК, НЕ, НИ, ДАЖЕ, БЫ, ЛИ, ЧТО ЗА, ВОТ, ВЕДЬ, ЖЕ И ДР. АХ, ОХ, ЭЙ, АЙ-АЙ, ЭХ, БАЙ-БАЙ, ОЙ-ОЙ И ДР. {0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Опорная таблица по определению главных и второстепенных членов предложенияГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯЧАСТЬ РЕЧИПОДЛЕЖАЩЕЕСКАЗУЕМОЕКТО? ЧТО?ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?существительноечислительноеместоимениесуществительноечислительноеглаголВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯЧАСТЬ РЕЧИДОПОЛНЕНИЕОПРЕДЕЛЕНИЕОБСТОЯТЕЛЬСТВОВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙкого? чего? (р.п.)кому? чему? (д.п.)кого? что? (в.п.)кем? чем? (т.п.)о ком? о чём? (п.п.)какой? какая? какое? какие?чей? чья? чьё? чьи?где? куда? откуда?когда? как?зачем? почему?существительноечислительноеместоимениесуществительноеприлагательноечислит., местоимениесуществительноечислительноеместоимение, наречие {0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Схема разбора предложений по членам предложения и частям речи ПОДЛЕЖАЩЕЕ + СКАЗУЕМОЕ КАКОЙ? ГДЕ? КАК? ЧЕЙ? КУДА? КОГДА? СКОЛЬКО? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? прил. сущ. нар. гл. сущ. Весеннее солнышко щедро осветило поле. что? что сделало?солнышко осветило какое? что? как? Весеннее поле щедро где? какие? как? что делают? что?На берегу ручья густо цветут голубые незабудки. чего? {69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Фонетический разбор полёт – 5 звуков, 5 букв, 2 слогаПлан разбора:Запиши слово.Раздели слово на слоги. Поставь ударение.Выпиши все буквы этого слова в столбик одну под другой.В квадратных скобках напиши звук, который эта буква обозначает.Опиши звуки: а) гласные: ударный или безударный; б) согласные: парный или непарный; глухой или звонкий; твёрдый или мягкий.Сосчитай и запиши количество букв и звуков.1. полёт по – лёт – 2 слогап - [п] – согл., парн., гл., тв.о - [а] – гласн., безуд.л - [л,] – согл., непарн., зв., мягк.ё - [о] – гласн., ударн.т - [т] – согл., парн., гл., тв. 5 букв, 5 звуков {0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Разбор слова по составупришкольныйПлан разбора:Задай к слову вопрос. Определи часть речи.Измени его по вопросам. Выдели окончание.Обозначь основу – часть слова без окончания.Подбери несколько родственных слов. выдели корень – общую часть родственных слов.Укажи приставку – часть слова, стоящую перед корнем (если есть).Укажи суффикс – часть слова, стоящую после корня (если есть).1. Пришкольный (какой?) – прилагательное.Пришкольный, пришкольная, пришкольное. Окончание - ый.Основа слова – пришкольн-.4. Школьный, школьник, школа. Корень - -школ-.Приставка при-.6. Суффикс –н-.при школь н ый {69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Схема разбора имени существительного(морфологический разбор)Узенькая стёжка бежала к старому пруду.План разбора:Часть речи. Начальная форма слова (именительный падеж, ед. число).3. Собственное или нарицательное.4. Одушевлённое или неодушевлённое.5. Род.6. Склонение.7. Падеж.8. Число.9. Член предложения.(к чему? куда?) к пруду – существ.2. Начальная форма – пруд.3. Нарицательное.4. Неодушевлённое.5. Мужской род.6. 2 склонение.7. Дательный падеж.8. Единственное число.Бежала (куда?) к пруду – обстоятельство{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Образец письменного разбора К пруду – (к чему? куда?) – сущ., н. ф. – пруд, нариц., неодуш., м. р., 2 скл., в д. п., ед. ч., обст. места. {0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Схема разбора имени прилагательного(морфологический разбор)Узенькая стёжка бежала к старому пруду.План разбора:Часть речи. Начальная форма слова (м. р., им. падеж, ед. число).3. Род.4. Число.5. Падеж.6. Член предложения. Стёжка (какая?) узенькая– прилагательноеНачальная форма – узенькийЖенский род.Единственное число.Именительный падеж.Стёжка (какая?) узенькая – определение.{0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Образец письменного разбора: Узенькая (какая?) – прил., н. ф. – узенький, в ж. р., им. п., ед. ч., опред. {22838BEF-8BB2-4498-84A7-C5851F593DF1}Схема разбора глагола(морфологический разбор)Узенькая стёжка бежала к старому пруду.План разбора;Часть речи.Начальная форма (неопределённая форма).Вид.Спряжение.Число.Время.Лицо (если есть).Род (если есть).Член предложения.(что делала?) бежала – глагол.Н. ф. – бежать.Несовершённый вид.2 спряжение.Единственное число.Прошедшее время.-Женский род.Стёжка (что делала?) бежала – сказуемое.{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}Образец письменного разбора: Бежала (что делала?) – гл., н. ф. – бежать, несов. в., 2 спр., в ед. ч., прош. вр., в ж. р., сказ. {8799B23B-EC83-4686-B30A-512413B5E67A}Литература:В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. (1, 2, 3, 4 кл.) УМК «Школа России», Москва, «Просвещение»2. Справочник для младших школьников. Екатеринбург, 1999Дружок. Правила по русскому языку и математике для начальных классов. Москва, 20034. Г.Н. Сычёва. Русский язык в таблицах. Р-на-Д, «Феникс», 20145. О.Л. Соболева. Справочник школьника. Москва, 20046. Т. Вахрушева. Таблицы по русскому языку. Москва, 1999Т.Г. Рамзаева. Структура, варианты использования в учебно- познавательной деятельности справочников по русскому языку. Ж. «Начальная школа», 20028. Энциклопедия для детей. 10 том. Москва, 2000