Урок познания мира во 2 классе Многообразие животного мира
Неделя
День 10.03.16
Урок познание мира
Тема урока
Многообразие животного мира
Общая цель
ознакомление с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам.
Задачи
Умеют: систематизировать материал об известных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), Знают: новые группы животных (пресмыкающиеся, земноводные) Смогут : выделить существенные признаки животных разных групп.
Ожидаемые результаты
А: знает и различает видовой состав животных; В: называет животных каждого вида, знает среду их обитания; С: обобщает полученные знания, проводит анализ.
Тип урока
Изучение нового материала
Задания
Вопрос-ответ, анализ-обобщение, обсуждение в группе, работа с учебником, тетрадью, работа по карточкам в группе, чтение текста. Аналитическая работа учеников уровня С.
Необходимые материалы
Учебник, тетрадь, карточки для работы в группе, иллюстрации, ИКТ (презентация), листы оценивания
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
Вводная часть
Звучит музыка “В мире животных” Слайд№2
Слово учителя.– Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде.
Положительный настрой на урок.
II. Стадия вызова (2 мин.)
Учитель демонстрирует на экране фотографии с изображением березы, жука, розы, медведя, сосны, сома, брусники, голубя, окуня.
– Разделите все изображения на две группы. (Растения: берёза, роза, брусника, сосна и животные: голубь, медведь, сом, жук, окунь.) По щелчку мыши появляются слова: растения и животные, и изображения распределяются на две группы.
Обучающиеся используют полученные знания при выполнении задания.Распределяют картинки, составляют коллаж.
III. Актуализация опорных знаний (6 мин.)
– Выберите общие свойства растений и животных. (Неживая природа, размножаются, живая природа, растут, прыгают, рождаются, передвигаются, питаются, дышат.) Слайд№4. Дети называют общие признаки, по щелчку неправильные слова “улетают”, а остальные распределяются в два столбика, дети проверяют свои ответы.
– Выделите отличительные признаки растений и животных. (Различаются растения и животные по способу питания.) Слайд 5
– Расскажите о способе питания растений. (Зеленые растения производят питание из воды и углекислого газа с помощью зеленых листьев на свету.)
– Расскажите о способе питания животных. (Они питаются растениями, другими животными или тем и другим.) Все ответы детей проверяются и корректируются на слайдах.
Выполняют задания на основе полученных знаний. Составляется диаграмма Венна.Сходства и различия
IV. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы с вами закончили изучать тему: Растения.
Ученики задают друг другу заранее приготовленные вопросы.
V. Вхождение в тему (6 мин.)
(Тема и цель урока спрятаны в задании.) Слайд№6. По щелчку появляется слайд с заданием:
– Распределите животных по группам. (Щука, снегирь, волк, окунь, аист, муха, стрекоза, лиса, змея, лягушка. Дети объединяются в группы, работают на листочках, распределяя данных животных по группам:1-ая – щука и окунь, 2-ая – волк и лиса, 3-я – аист и снегирь, 4-я – муха и стрекоза.
– Назовите каждую группу животных одним словом.
По щелчку появляются слова: рыбы, птицы, звери и насекомые. При проверке выясняется, что змея и лягушка ни в одну из групп не вошли.)
– А куда поместить змею и лягушку?
Групповая работа. Классификация животных по группам.
VI.Физкультминутка. Игра “Рыба, птица, зверь” (2 мин.)
Учитель называет животных: щука, карась, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, окунь, лось, синица, кот.
3°Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – “крыльями”, имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.
Динамическая пауза.
VII. Решение проблемного вопроса (10 мин.)Стратегия Жигсо
Слайд 7. Остался открытым вопрос:
– Куда поместить змею и лягушку?
Работая в группах, ребята выясняют, куда поместить лягушку, куда – змею. Проводят исследовательскую работу: по отличительным признакам насекомых, птиц, рыб и зверей, отмечают их место обитания, покров тела и как они передвигаются. Все записи фиксируют на листочках, потом один от группы выступает. По щелчку открываются характеристики птиц, рыб, зверей и насекомых. Ни змея, ни лягушка ни в одну из групп не вошли.
Слайд 8. Далее обучающиеся анализируют особенности змеи и лягушки, отмечая, что лягушка хорошо плавает и прыгает по суше, кожа у неё гладкая и влажная, а змея ползает по земле, у неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног. И предполагают, что существует ещё две группы животных.Работают и информацией о земноводных и пресмыкающихся.
Работа в группах. Исследовательская работа.
Заполняют таблицу
VIII. Коллективное обсуждение гипотезы (7 мин.)
Свою гипотезу проверяют по материалу. Слайд 9–10
– Что вы выяснили про змею?
(Тело змеи покрыто кожей с чешуйками, у неё нет ног, ползает по земле.)
– Кто ещё похож на змею и ведет такой же образ жизни?
(Ящерицы, черепахи, крокодилы и змеи – все они, без ног или с ногами, ползают по земле – “пресмыкаются”. Вот почему их назвали пресмыкающимися.
– Что вы выяснили про лягушку?
(Лягушка хорошо плавает, прыгает по земле, кожа у неё гладкая, влажная.)
– Кто похож на лягушку?
(Лягушки, жабы, тритоны живут возле воды или во влажных местах. Но где бы они ни жили, все они рождаются в воде. Часть жизни эти животные проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому, их и назвали земноводными)
На схеме появляются названия групп “земноводные” и “пресмыкающиеся”. Слайд 11
IX. Закрепление (4 мин.)
– Решите кроссворд (слайд №12) и прочитайте ключевое слово в выделенных клетках. (Ученики работают в группах. У каждой группы на столе лист с кроссвордом.)
Сердитый недотрогаЖивет в глуши лесной.Иголок очень много,А нитки ни одной. (Ёж)
Ёжик вырос в десять раз,Получился (дикобраз).
Хозяин лесной просыпается весной,А зимой под вьюжный вой,Спит в избушке снеговой. (Медведь)
На дне, где тихо и темно,Лежит усатое бревно. (Сом)
Через море-океанПлывет чудо-великан,Прячет ус во рту,Растянулся на версту. (Кит)
Кто на своей голове лес носит? (Олень)
Под полом таится,Кошки боится? (Мышь)
Зверька узнали мы с тобойПо двум таким приметам:Он в шубе серенькой зимой,А в рыжей шубке – летом. (Белка)
– Какое ключевое слово у вас получилось? (Животные)
– Назовите группы животных. (Ответы детей.)
Выступления учащихся.
X. Подведение итога. Рефлексия (3 мин.)
На слайде 13 задание:
– Назвать все группы животных.
(Дети называют группы, и по гиперссылке (выделено слово все) переходим для проверки и закрепления на 11 слайд с таблицей.)
– Какой этап работы вам показался трудным? Почему?– Какой этап работы вам показался интересным? Почему?– Полезным был для вас урок или нет?
(После этого по гиперссылке (выделено слово животные) переходим на 14 слайд.)
Выполнение заданий.
Высказывание мнений об уроке.
Заполнение листов оценивания
X I. Домашнее задание (3 мин.)
– Приготовить проект: 1-ая группа по теме “Жизнь пресмыкающихся”, 2-я группа по теме “Жизнь земноводных”.
(Учитель объясняет детям задание и даёт примерный план, по которому они готовят проект:
1. Введение.2. Сведения о пресмыкающихся (о земноводных).3. Питание.4. Места обитания.5. Примеры из жизни пресмыкающихся (земноводных).6. Секреты выживания.7. Пресмыкающиеся (земноводные) Красной книги.
.
Заголовок 2йђЗаголовок 315