Урок во 2 классе «Зимние месяцы


Учитель: Ромазанова Ольга Михайловна.
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ с. Ошторма Юмья»
Предмет: окружающий мир
Дата: 12.02.2014г.
Класс: 2а класс
Тема: Растения в нашей аптечке
Тип урока: Комбинированный.
Цели:
1.Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.
2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний
3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.
4.Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.
5. Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация к уроку, образцы лекарственных растений(гербарий), карточки для индивидуальной, парной, групповой работы.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний, постановка проблемы, затруднения.
1.Целеполагание
- Ребята, вы когда- нибудь играли в больницу? Вот сегодня мы поиграем .Вы принесли сегодня на урок своих игрушечных зайчиков и собак. Давайте каждый сейчас нам покажет и скажет кого он принес с собой. Представьте себе, что они заболели и мы будем их лечить. Расскажите, пожалуйста, что с вами случилось. Что болит?
-Чем вы предлагаете лечить наших зверят? Вспомните, чем лечил больных зверей добрый доктор Айболит?
-Кто расскажет, как у него дома лечат больное горло, кашель, простуду?
-Что мама ваша делает, когда вы болеете? (идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача)
-Где берет мама лекарства?( в аптеке)
-Что такое аптека? Где об аптеке можно узнать? ( у взрослых, из словаря, из интернета и т.д.) Слайд
-Аптека - это учреждение, в котором продаются (или изготавливаются лекарства, лечебные средства). Это набор лекарств для оказания первой помощи, шкафчик или коробочка с таким набором. Бывает дорожная аптечка, лесная аптека
-Кто догадался. о чем же будем говорить на уроке? Что мы узнаем и чему научимся? Что бы вы хотели узнать согласно нашей теме? Какие цели поставим?
Познакомимся с тем, как появились лекарственные растения, какие бывают лекарственные растения и узнаем как собирают лекарственные растения и подберем лечение для наших больных. Слайд
III. Решение учебной задачи.
-Начинаем нашу работу. Начнем с первого этапа. О чем мы будем говорить на этом этапе?
-Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов ,кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. Еще в больших городах, таких как Москва и Санкт Петербург разводили так называемые АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ, где выращивали различные лек. растения, чтобы лечиться ими. Лекарственные растения получили название ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ.
-Вернёмся к нашей цели, что же мы узнали? (историю возникновения лек. растений)
(на каждом этапе урока проводится самооценка. Ученики заранее получают ромашку с 5 лепестками и при закреплении каждого этапа раскрашивают лепесток в зеленый, желтый или красные цвета)-Какой же наш следующий шаг? ( узнаем, какие бывают лекарственные растения)
-Откуда мы это сможем узнать? ( у взрослых, из учебника, из книг, из интернета и т.д.)
-Предлагаю открыть учебник на стр.28-29
-Прочтите названия растений. Кому знакомы? Что вы о них знаете? Это все Лекарственные растения , которые есть на Земле?
-Еще какие лекарственные растения вы знаете? Какие есть в вашей домашней аптечке? ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (записывают на листочках лекарственные растения). Читают партнерам по лицу.
Давайте оценим вашу работу. Посовещайтесь и расскажите, как вы работали.
-А теперь оцените работу в группе каждый сам. Слайд
-Какие интересные у Вас сообщения! Но я тоже вам приготовила интересную информацию -думала, чем вас удивить, чтобы вы больше захотели узнать о лекарственных растениях -и нашла ЛЕГЕНДУ. Слайд
-Что такое легенда? ( рассказ, предание о каком-либо событии)Садитесь удобнее. Я нашла легенду о б одном растении -лекарственном мать -и мачехе.
-Кто такая мать? ( женщина по отношению к своим детям)
-А кто такая мачеха? (жена отца по отношению к его детям, неродная мать)
Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.
-Теперь давайте откройте рабочие тетради найдите упр.2 Вот перед вами образцы лекарственных растений, которые даны в учебнике. Вы должны рассмотреть эти образцы и догадаться какие части используют для лечения
-Понравилось? САМООЦЕНКА
IV.Физминутка и самооценка
В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.
-Почему их так назвали люди?
-Где их можно приобрести?
-А в аптеку как они попадают?
-А кто их собирает?
-Какие люди их собирают?(знающие)
-Какой же наш следующий этап работы?
-узнаем как собирают лекарственные растения.
-Где это можно узнать?
-Для чего нам это нужно?
-Впереди лето, у вас у всех есть возможность собрать свою небольшую коллекцию. Но как вы думаете, что надо знать, прежде чем собирать лек. растения? Мы теперь будем работать по карточкам
V. Решение учебной задачи. РАБОТА В ПАРАХ.
РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (в котором ученики по очереди записывают ответы на одном листе бумаги по кругу)
Какая работа нам предстоит?(соотнести или составить правила)СЛАЙД
1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕНКАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ
2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ
3.ПРИ СБОРЕ ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.
4.ПРИ СБОРЕ РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.
5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО
6.НЕ НУЖНО БРАТЬ СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.
Сверка с эталоном.
1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕНКАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ
2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ
3.ПРИ СБОРЕ ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.
4.ПРИ СБОРЕ РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.
5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО
6.НЕ НУЖНО БРАТЬ СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.
Самооценка своей деятельности.( лепесток)
Что нам еще осталось сделать? Подобрать лечение для своего друга. Давайте вернемся в нашу игрушечную больницу. Вспомните, кто из больных на что жаловался? Значит нам нужно найти средства против кашля, боли в горле, простуде и порезах. Послушайте, для чего используют растения, с которыми вы познакомились и попробуйте подобрать лечение для них. Я буду читать текст в учебнике. А вы по мере чтения выбираете тот угол, в котором записано растение, которое подходит для лечения вашего друга. Итак, начинаем. Учебник на стр.30-31 КОНЭРС,
(учитель читает, а ученики выбирают углы, затем происходит обсуждение, почему они выбрали именно этот угол)
VI.Итог урока. Рефлексия.
-Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?
-Что мы хотели узнать? Какая была цель нашего урока?
Продолжите.
Я УЗНАЛ………………………..
Д/з (на выбор)- подготовить сообщение о лекарственном растении, которое вы еще не знаете, о котором не говорили.
-приготовьте рецепт от какого либо недуга( болезни) с использование лекарственного растения.
-Покажите ваши цветочки- те, у кого больше зелёных лепестков - хорошо поработали, у кого все зелёные лепестки- молодцы.
Спасибо за урок.
Класс: 4а класс
Тема: Страна городов.
Тип урока: комбинированный.
Цель: дать представление о становлении и развитии городов Древней Руси Задачи: · Выяснить, где и каким образом строились города в древней Руси; дать первоначальное представление об истории образования Киева и Новгорода; · Развивать умение работать по карте, обобщать и делать выводы; · Воспитывать  любовь к истории. · Развивать устную речь, мышление, расширять кругозор; ·  Прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей. Оборудование:  набор иллюстраций, опорные схемы  электронная презентация, карточки для индивидуальной, парной, групповой работы.  Тип урока: изучение нового материала. 
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в мир древности. Узнаем о самых древних цивилизациях.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель предлагает ученикам письменные задания по карточкам.
А1. Какой город стал столицей Древней Руси? 1) Константинополь 3) Москва 2) Киев 4) Новгород А2. Когда на карте Европы появилась Древняя Русь? 1) к V веку 3) к Х веку 2) к IХ веку 4) к Х I веку А3. Кто был главой Древней Руси 1) князь Владимир 3) Петр Первый 2) Иван Грозный 4) Ярослав Мудрый А4. Какое историческое событие произошло во времена правления Владимира? 1) Освобождение Руси от монголо-татар 2) Куликовская битва 3) Крещение Руси 4) Нашествие Золотой орды В1. Какой князь завоевал Византию? 1) Владимир 3) Ярослав 2) Олег 4) Александр невский В2. Когда произошло крещение Руси 1) В 988 году 3) в 1240 году 2) В 1147 году 4) в 1237 году В3. Какой дружинник стал героем русских былин?1) Илья Муромец 3) князь Олег 2) Владимир Мономах 4) Ярослав Мудрый С1. С какими морями связал Русь водный путь? 1) С Балтийским 3) со Средиземным 2) С Каспийским 4) с Чёрным С2. Какое значение имело крещение Руси? 1) Люди быстро избавились от языческих верований 2) Новая вера сплотила русских людей 3) Окрепли связи Руси с другими странами 4) Стали развиваться грамотность, просвещение. 
О т в е т ы:
– На нашем уроке будут встречаться слова, которые вы уже знаете и слова, значение которых вам предстоит узнать. А теперь возьмите красные карточки с вашим д/з и прочитайте лексическое значение неизвестных слов, которые вы записали) Словарно-лексическая работа.  Купец – богатый торговец, успешно торгующий у себя в стране или за границей. Ремесленник– человек, который владеет профессиональным ремеслом. Варяги – так называли в Древней Руси наемных дружинников и купцов, пришедших из Скандинавии. Вече – в Древней Руси: собрание горожан для решения общественных дел. Князь– военный вождь славянских племен. Кремль – городская крепость в старинных русских городах. Ладья – большая лодка. Мозаика– узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали. Собор-главная церковь в городе, в монастыре. Фреска – картина, написанная водяными красками, по свежей, сырой штукатурке. Ров – широкая и глубокая канава. 
III. Постановка проблемы.
На парте у вас есть зеленые карточки. Проведем ЭЙ АР ГАЙД. Даю вам 1 мин.
IV. Изучение нового материала (проекты-сообщения)
Учитель: Чтобы закончить ВАШИ БИЛЕТЫ НА ВЫХОД с урока, то есть дописать графу ПОСЛЕ вам надо внимательно работать на уроке.
ДО УТВЕРЖДЕНИЯ ПОСЛЕ
Западные соседи называли Древнюю Русь страной городов. Центром древнего русского города был дворец. Киев расцвел при князе Ярославе Мудром. В Новгороде жили только крестьяне. -Сегодня мы с вами будем опять готовить проекты-сообщения. Для этого мы разделимся на группы (партнеры по плечу). Каждая группа будет готовить сообщение об определённом городе. Помогут Вам в этом карточки с вопросами и материал учебника. Ваша задача ответить на вопросы, а затем составить и рассказать главное о городе.
Работать будем так: сначала каждый индивидуально читает и отвечает на вопросы, затем вы это обсуждаете группой из 2 человек. Выбираете одного человека из группы, который будет рассказывать о городе.
Дети работают индивидуально, несколько минут, затем по команде учителя объединяются в группы по 2 человека.
Путешествие в Древний Киев (с. 46-48)
№ п/пВопрос Ответ
1 Много ли было городов на Руси? Каким был город Киев? 2 Чем был знаменит Киев? 3 При каком князе расцвел Киев? 4 Перечислите достопримечательности Древнего Киева? Путешествие в Древний Новгород (с. 48-52)
№ п/пВопрос Ответ
1 Где стоит Великий Новгород? 2 Кто жил в Новгороде? 3 Кто управлял городом? 4 Какие находки археологов помогли нам узнать о жизни Древнего Новгорода? Физкультминутка ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР под аудиозапись «Бибика». Кто хочет быть лидером?
У ребят получаются примерно вот такие ответы:
Путешествие в Древний Киев (с. 46-48)
№ п/пВопрос Ответ
1 Много ли было городов на Руси? Каким был город Киев? Да, много прекрасных городов стояли на Руси. Краше всех был Киев.
2 Чем был знаменит Киев? От Киева расходились в разные стороны торговые пути.
3 При каком князе расцвел Киев? При Ярославе Мудром расцвел Киев.
4 Перечислите достопримечательности Древнего Киева? Это Золотые ворота, Софийский собор.
Путешествие в Древний Новгород (с. 48-52)
№ п/пВопрос Ответ
1 Где стоит Великий Новгород? На Севере нашей страны, на берегах реки Волхов у Ильмень -озера стоит Великий Новгород.
2 Кто жил в Новгороде? Жили в Новгороде бояре, купцы, ремесленники.
3 Кто управлял городом? Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр.
4 Какие находки археологов помогли нам узнать о жизни Древнего Новгорода? Деревянные мостовые, берестяные грамоты.
Один учащийся из группы выходит и рассказывает о городе.
IV. Закрепление изученного материала. Виртуальная экскурсия.
Дополнение учителя о возникновение городов в Древней Руси. Чтобы начать наш разговор о городах, нужно узнать, а как появились города? У славян было много врагов, и для защиты от них они строили крепости. Сначала выбирают подходящее место для крепости, где сама природа бы помогала защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны не защищённой рекой, выкапывали ров( широкую и глубокую канаву), заполняли её водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали глубокий земляной вал, а на валу ставили глубокую, крепкую ограду из плотно прилегающий к друг другу заострённых дубовых брёвен. Хорошо защищённую крепость врагам было взять трудно, для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять. Такие посёлки- крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», « огораживать» Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати. Возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, купцы и другой городской люд. Дополнение учителя о Древнем Киеве. Много прекрасных городов стояло на Руси. Но краше всех — Киев, стольный град Великих князей. Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом. Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути и речные и сухопутные – через него проходили. Но городу постоянно угрожали печенеги, поэтому город защищали валы, рвы стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в 11 веке. Киевом управлял князь. А расцвел город при князе Ярославе, прозванном Мудрым. Самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Эта церковь еще известна как Десятинная, потому что князь Владимир повелел всем жителям отдавать на ее строительство и украшение десятую часть от своего дохода. Стены церкви покрыты фресками. Главный храм города – Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра. В этом соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь же помещались и одна из первых библиотек на Руси. Следующий памятник архитектуры– Золотые ворота главные ворота Киева. Они окованы листами позолоченной меди и украшены резьбой. Такое богатство восхищало въезжающих гостей. Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в Каменном веке. Киев был основан примерно в 6-7 веках как центр восточнославянского племени полян. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году. Киев – “мать городов русских” Дополнение учителя о Древне Новгороде. Ещё один из крупнейших городов того времени – это Новгород. Почему же он носит такое название. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым. Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был, как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. А на торговой стороне располагались торговая площади Павлов монастырь. Новгородская республика управлялась по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече– это собрание богатых новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече выбирали посадника и решали, какого пригласить князя, там же могли принять решение об его изгнании из города, если князь не понравился новгородцам. На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Вече возглавлял посадник, который вместе с князем и судил, и собирал налоги, и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной. Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон спешили на площадь. Звук разносился далеко, и был он такой особенный, что жители легко отличали его от звона церковных колоколов. На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода. За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Он был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы Дополнение учителя о   находках археологов в Древнем Новгороде. Город Новгород известен в истории с 859 года. Удивительная жизнь Древнего Новгорода открылась благодаря находкам археологов. Например стало известно, что ходили новгородцы по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из древних улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали с X – XV век – 500 лет Выдающимся открытием археологов стали берестяные грамоты. Древние новгородцы писали на бересте – берёзовой коре. Буквы выцарапывали специальными заострёнными палочками – писалами. Берестяными посланиями обменивались родственники, друзья. На бересте вели деловые расчёты. После прочтения ненужные грамоты выбрасывали. Через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них – маленький новгородец Онфим – учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное он был непоседой и озорником, любил шалить и отвлекался от занятий, делал на бересте смешные рисунки. Народное название Новгорода – “господин Великий Новгород” Выводы из проектной работы: 1.Первые города на Руси были посёлки – крепости, окружённые крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. 2.Центр города был обычно укреплён и назывался кремлём. 3. Внутри кремля располагался княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь. 4.За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд. 5.Город Киев был назван в честь одного из братьев основавших его. 6. Располагается Киев на реке Днепре. 7.Первое упоминание о нём встречается 860 году. 8 Городом управлял князь. 9. Расцвёл город Киев при князе Ярославле Мудром. 10.При нём были воздвигнуты Золотые ворота, Софийский собор, деревянные терема, золотые купола храмов, каменные дворцы. 11. На берегах реки Волхов у Ильмень озера располагался город Великий Новгород. 12 Город был разделён рекой на две стороны софийская и торговая. 12. Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече. 13.Древние новгородцы писали на бересте. 14. Первое упоминание о Новгороде встречается в 859году. 
VI. Рефлексия. -Какими были первые города? — Как назывался центр древнего русского города? -Что располагалось внутри кремля? — Кто жил за пределами кремля? — Назовите сооружения, которые были воздвигнуты при Ярославле? — Какой город располагался на берегах реки Волхов у Ильмень – озера? — Кто жил в Новгороде? — Кто управлял городом? — Что стало известно, благодаря работе археологов? — Какое ещё открытие сделали археологи? — Что такое береста, чем на бересте? 
V. Итог урока. Выставление оценок.
Ученики читают вывод на с. 53 учебника.
Даю 30сек. Закончить работу, начатую в начале урока.
Домашнее задание.
Чит., отв. на вопр. с. 46–53; р/т. с.