Конспект урока по познанию мира на темуОсень. Красота осеннего леса (1 класс)


Учитель: Клейвене Галина Николаевна
Тема: Осень. Красота осеннего леса.
Цель:
закрепить знания детей о характерных признаках приметах осени, закономерностях в природе.
Уточнить знания учащихся в распознавании листьев наиболее распространенных пород деревьев.
Познакомить с жанром ИЗО – пейзаж осенних деревьев, уточнить знания детей о понятии «цветовой круг», порядок расположения в нем оттенков. Учить создавать образы с помощью новой техники рисования (оттиск листьев).
Учить чувство цветовой гармонии и творческого воображения.
Воспитывать любовь к своей природе, желание глубже познать её тайны.
Ход урока
Организационный момент
Звучит шум ветра.
Подул сильный ветер и разбросал на парты листочки с деревьев. Возьмите их в руки и рассмотрите. Сейчас вы будите создавать группы с одинаковыми листочками.
Собираться в группы надо тихо, не мешая друг другу.
Давайте вспомним правила работы в группах.
Не перебивай говорящего+ будь вежлив + внимательно слушай того кто говорит.
Актуализация.
Ребята, к нам пришло необычное письмо (показываю конверт)
- Вам интересно узнать, что в нем написано?
Читаю:
Куда: школа№2
Кому: 1 «а» класс.
От кого: от заячьего собрания из пригородного леса
Здравствуйте, дорогие ребята! На заячьей поляне в лесу вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотим принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получился спор. Одна половина зайцев считает, что уже пора менять летнюю шубку на зимнюю, а другая половина зайцев доказывает, что еще рано, до зимы далеко. Одни доказывают, что трава ещё зеленая. Одни говорили, что осень уже наступила, а другие спорили, что осень ещё далеко. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста ребята! Вы же взрослые, умные, много узнали. Объясните нам, далеко ли осень и скоро ли она будет в нашем лесу. Предоставьте нам, убедительные доказательства. Ведь менять шубки – дело непростое! Надеемся на вашу помощь.

Заячье собрание из пригородного леса.
- Ну, что ребята, поможем заячьему собранию предоставить убедительные доказательства? (ответы детей)
Работа над темой урока. Беседа.
Для начала, ребята, давайте вспомним с вами, какой месяц у нас сейчас идет? (ноябрь)
К какому времени года можно отнести этот месяц? Кто как считает? (Осень)
Давайте с вами вспомним, какие осенние месяца вы знаете? (сен., окт., нояб.)
Как изменяется происходят в природе осенью?
Солнце, температура воздуха, состояние неба, осадки.
Значит, мы можем сделать вывод, что осень уже наступила, так, как идет третий осенний месяц – ноябрь.
- Ребята, а ещё осенью происходит удивительное явление природы под названием «бабье лето» - это короткий промежуток времени с хорошей погодой ранней осенью – нет дождей, небо голубое, погода теплая, листья разноцветные. (стих-е детей)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
- Как вы думаете, почему это явление природы назвали именно так – «Бабье лето» (мнения детей)
«Бабье лето »- это теплые дни, начало осени, которые получили своё название, потому что в это время в воздухе летают тонкие паутинки, напоминающие длинные женские волосы.
- Ребята, а что происходит в лесу с деревьями в это время года? (листва становится разноцветной)
Красива осень посмотри!
И желтый лист, и красный
Леса и рощи и кусты
Наряд надели разный.
- А о каких красках осени мы послушаем стихотворение.
Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем, только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте осень!
Посмотрите – рощи золотом одеты.
- Ребята, давайте вместе перечислим вместе краски золотой осени. (красный, желтый, оранжевый, коричневый и т. д.)
- Ребята, посмотрите на осенние пейзажи, которые представлены на доске. Здесь работы известных художников Левитана, Курицына . Как вы уже заметили, что на всех картинах запечатлён пейзаж золотой осени в лесу, так что зайцам уже пора готовиться к зиме и менять серые шубки на белые.
А мы с вами продолжим наше исследование и представим, что мы все вместе переместились в осенний лес.
Задание в группах. У вас на столах лежат листочки с загадками, вам необходимо прочитать, и выбрать нужный листик от данного дерева. Это и будет отгадка.
Русская красавица,
Всем нам очень нравиться
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (берёза )
Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает.
В воздухе летает. (тополь)
Не береза, не сосна –
В тишине стоит она
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. ( осина)

- Молодцы справились с заданием.
А какие ещё деревья можно ещё встретить в лесу? (показ. иллюстр. клена, дуба, рябины).
Физминутка
Дружно пор лесу гуляем (ходьба)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад,
Просто чудный листопад . (руки вверх)
5. Работа в группах
- А теперь , ребята вам задание от зайцев, которое, я так же прочла в письме. Они просят вас, смастерить для них дерево, под которым они смогут спрятаться.
Для начала давайте, вспомним, из каких частей состоит дерево? (ствол, ветки, листочки, корешки).
- у вас есть ствол, к которому необходимо добавить ветки и листочки.
Мы с вами познакомимся с новой техникой рисования – оттиск (отпечаток) .Как вы думаете, мы сможем сделать отпечаток листочка?
Для этого, мы должны листочек от дерева покрыть краской разных цветов. Затем приложить листочек, окрашенной стороной вниз для получения оттиска.
Внимание: каждый из вас должен сделать оттиск осеннего листочка.
- Ребята! Мы с вами смастерили чудесные осенние деревья, под которыми могут спрятаться звери. Эти деревья мы поместим на доске.
6. Итог урока
- Как вы думаете, помогли ли мы зайцам?
А теперь отгадайте загадку .Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает
Когда это бывает? (осенью)
Что же мы им доказали? ( Осень наступила).
И в завершении нашего урока мы послушаем стихотворение.
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых!
Подольше б золота не сбросили,
Стоял бы лес багрян и тих.
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защитить от ветра шалого
Лесную позднюю красу.
На следующем уроке мы постараемся написать ответное письмо в лес заячьему собранию из пригородного леса с полными доказательствами.
Рефлексия - Вспомните, что нового вы узнали на уроке. ( повторить основные признаки осени.)