Перспективное планирование — 1 период обучения (подготовительная к школе группа)
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Учителя – логопеда в группе компенсирующей направленности № 4 «Звёздочки» для детей подготовительной к школе группы с ТНР.
I период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Основные задачи
коррекционно-логопедической работы Планируемые результаты
Раздел 1. Развитие моторных функций.
Развитие артикуляционного аппарата с целью выработки чёткого координирования движений и переключаемости с одного движения на другое;
Развитие ощущений от движений органов артикуляции;
Развитие умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
Проведение упражнений на общее расслабление;
Развитие общей моторики, координации речи с движением, статистической и динамической координации движений;
Развитие мелкой моторик рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание, штриховка;
Развитие мимической мускулатуры лица;
Проведение самомассажа лица и шеи.
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.
Развитие речевого дыхания;
Автоматизация нижнедиафрагменного дыхания;
Развитие умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
Развитие умения произвольно изменять силу голоса;
Знакомство детей с различными видами интонации.
Раздел 3. Формирование фонетико – фонематических процессов.
Развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;
Знакомство со звуками: У,А,И,О,Ы,П,ПЬ,К,КЬ,Т,ТЬ,Х,ХЬ,М, МЬ,Н,НЬ,Б,БЬ;
Упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале, середине и конце слова и определение местоположения звука;
Упражнение в подборе слов на заданный звук;
Закрепление понятий «гласный звук», «согласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «звонкий», «глухой»;
Развитие умения анализировать прямые и обратные слоги: АН, НА;
Упражнение в дифференциации: гласный – согласный; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твердости и мягкости, звонкости – глухости: П-ПЬ, К -КЬ, Т -ТЬ, Х -ХЬ, М -МЬ, Н- НЬ, Б -Н -М, Б-П;
Обучение звуковому анализу слов типа кот, кит, с выкладыванием схемы;
Развитие умения делить на слоги односложные, двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы и определением ударного слога;
Продолжение анализа небольших предложений с последующим выкладыванием схемы.
Раздел 4. Лексика.
Расширение и уточнение словаря по темам: «Осень. Периоды осени. Осенние месяцы.», «Деревья осень. Листья», «Овощи. Труд взрослых на полях», «Фрукты. Труд взрослых в садах.», «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.», «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету.», «Поздняя осень. Грибы и ягоды», «Домашние животные и их детеныши. Домашние птицы.», «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме.», «Сезонная одежда, обувь и головные уборы».
Раздел 5. Грамматический строй речи.
Выработка умения изменять имена существительные по падежам;
Развитие словообразовательной функции (развитие умения образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно – ласкательным значением, приставочные глаголы, прилагательные от существительных и относительные прилагательные);
Упражнение в согласовании: глаголов с существительными единственного и множественного числа; прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; существительных с числительными два и пять;
Закрепление навыков употребления притяжательных прлагательных.
Раздел 6. Связная речь.
Выработка умения составлят простые предложения;
Формирование умения задавать простые вопросы и отвечать на вопросы полным ответом;
Формирование навыков составления описательных рассказов по лексическим темам с использованием опорных схем;
Обучение пересказу небольших рассказов и сказок с помощью опорных сигналов;
Развитие у детей стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждения нарушений чтения и письма.
Знакомство с буквами У, А, И, О, Ы, П, К, Т, Х, М, Н, Б и их написанием;
Выработка умения ориентироваться на листе бумаги,
Упражнение детей в печатании данных букв, выкладывание их из палочек и других предметов;
Обучение печатанию слогов с данными буквами;
Формирование умения различать правильно и неправильно напечатанные буквы;
Упражнение в допечатывании недостающих элементов букв;
Упражнение в различении букв, наложенный одна на другую, в нахождении заштрихованных букв.
Раздел 8. Работа воспитателя по заданию логопеда.
Развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики;
Упражнение в применении сформированных фонетико – фонематических представлений: звуко – слоговом анализе;
Активизация и закрепление отработанного словарного запаса;
Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
Подготовка детей к занятиям по развитию связной речи;
Закрепление навыков чтения и написания слогов;
Закрепление выработанных навыков во время режимных моментов, в играх, развлечениях и других видах деятельности. Должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки всех звуков и характеристики звуков с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно позволить правильно удерживать карандаш и печатать буквы с правильным нажимом;
Должно быть выработано умение: правильно коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать; произвольно менять силу голоса;
Должны быть выработаны навыки: характеристики звуков 1 периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического; тактильно - вибрационного; определение места звука в словах и звукового анализа и синтеза слов из трёх звуков; дифференциация звуков по твёрдости - мягкости, звонкости – глухости, анализа трёхсложных и двухсложных слов и коротких предложений
Словарный запас по лексическим темам 1 периода должен соответствовать норме;
Должны быть выработаны умения: изменять имена существительные по падежам, образовывать существиельные множественного числа, с уменьшительно – ласкательным суффиксом и относительные прилагательные; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;
Должен быть выработан навк: составлять простые предложения, задавать простые вопросы и отвечать на них, сотвалять описательные рассказы по лексическим темам 1 периода и пересказывать небольшие рассказы и сказки;
Дети должны узнавать буквы 1 периода, выкладывать их из различных предметов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, печатать слоги и короткие слова с этими буквами.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ № 4 «ЗВЁЗДОЧКИ»
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)Месяц Неделя Развитие фонетико-
фонематической стороны речи и
подготовка к обучению грамоте
(программное содержание, источник, дата) Развитие лексико-грамматической
стороны речи (программное содержание, источник, дата) Развитие связной речи (программное содержание, источник, дата)
СЕНТЯБРЬ 1 Обследование
2 Обследование
3 Звук и буква У
Знакомство с буквой У. Понятие “звук” и “буква”. Чтение и письмо букв У, у.Выделение звука У из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции.
См. Гомзяк О.С. стр. 7 (1период). Осень. Закрепление знаний об осени. Формирование номинативного словаря по теме. Одушевленные и неодушевленные существительные.
См.Гомзяк стр.7(1пер.)
Рассказывание по теме «Осень».
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, активизировать словарь по данной теме.
См. Гомзяк О.С. стр. 9
Звук и буква А
Знакомство со звуком и буквой –А. Умение придумывать слова с заданным звуком. Чтение и письмо букв А, а.
См. Гомзяк О.С. стр. 11 (1период). Периоды осени. Осенние месяцы.
Словообразование уменьшительно-ласкательных суффиксов. Составление предложений по демонстрации действий.
См.Гомзяк стр.11(1пер.)
4 Звуки У – А
Звуковой анализ слов Ау, Уа. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо слов Ау, У а.
См. Гомзяк О.С. стр. 16 (1период). Деревья осенью.
Согласование имен числительных (два и пять) с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имен сущ-х в родительном падеже.
См. Гомзяк стр 16 (1пер.)
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы – описания.
Обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему, употребление в речи относительных прилагательных, умение задавать вопросы и отвечать на них.
См.Гомзяк стр.12
Звук и буква И
Выделение звука из состава слова. Анализ звукового ряда АОУИ. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных АОУИ.
См. Гомзяк О.С. стр. 21 (1период). Листья.
Образование относительных прилагательных, употребление в речи сложноподчиненных предложений с придаточными причины.
См. Гомзяк стр.21 (1пер.)
ОКТЯБРЬ 1 Звуки П-П’. Буква П
Понятие согласный звук, звонкий, глухой, мягкий, твердый. Выделение звуков «П, пь» из состава слова. Дифференцирование звуков «П-Пь». Последовательное выделение звуков в словах. Чтение и письмо букв и слогов. Слово ПАПА.
Чтение и составление схем предложения с предлогом –по.
См. Гомзяк О.С. стр. 25 (1период).
Овощи. Расширение знаний детей об особенностях различных овощей.
См.Гомзяк стр.25 (1пер.) Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин
Обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок, закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже
См. Гомзяк О.С. стр. 19
Звуки К-К’. Буква К
Выделение звуков «К, Кь» из состава слова. Дифференцирование звуков «К-Кь».Последовательное выделение звуков в словах. Чтение и письмо букв и слогов. Слово-КОТ. Чтение и составление схем предложения.
См. Гомзяк О.С. стр. 30 (1период).
Труд людей осенью на полях и огородах.
Расширение глагольного словаря, практическое усвоение форм глаголов несовершенного вида, ед.ч. наст.времени
См.Гомзяк стр.30 (1пер.) 2 Звуки Т-Т’. Буква Т
Выделение звуков «Т, Ть» из состава слова. Дифференцирование звуков «Т – Ть». Последовательное выделение звуков в словах. Чтение и письмо букв и слогов. Звуковой анализ слогов ТА,ТИ., слов ТОМ, ТИМ.
См. Гомзяк О.С. стр. 35 (1период).
Фрукты.
Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории им. сущ. в форме родит.падежа мн. числа.
См.Гомзяк стр.35 (1пер.) Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации
Учить пересказывать, проявляя творческое воображение и артистизм
См. Гомзяк О.С. стр. 16
Звуки и буквы К-Т
Развитие фонематических процессов, звукового анализа и синтеза. Воспроизведение слоговых рядов. Взаимосвязь букв и звуков. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и тексте
См. Гомзяк О.С. стр. 39 (1период).
Труд взрослых в садах.
Активизация словаря по теме. Формирование навыков словообразования.
См.Гомзяк стр.39 (1пер.) 3 Звуки и буквы П-Т-К
Сравнивать звуки П-Т-К по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов. Составление предложений и запись схем по сюжетной картине.
См. Гомзяк О.С. стр. 43(1период).
Насекомые.
Закрепление употребления имен сущ. в родительном падеже.
См.Гомзяк стр.43 (1пер.) Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему.
Составлять описательный рассказ с опорой на схему, пополнять сло-варный запас по теме «Насекомые», развивать умение логически после-довательно выстраивать свое выс-казывание.
См. Гомзяк О.С. стр. 21
Звук и буква О
Выделение звука «О» из ряда гласных, слогов, из состава слова в ударной позиции. Анализ звукового рядя типа «А-У-И-О» Знакомство с буквой «О». Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки и письмо ряда гласных «АОУИ».
См. Гомзяк О.С. стр. 49 (1период).
Подготовка насекомых к зиме.
Расширение и активизация словаря по теме.
См.Гомзяк стр.49 (1пер.) 4 Звук и буква Х – ХЬ
Развитие фонематического слуха. Дифференцировать звуки «Х-Хь» в слогах, словах и предложениях. Звуковой анализ слогов «ХА,ХИ»; слов МОХ, ХЕК Деление предложений на слова и запись графической схемы.
См. Гомзяк О.С. стр. 52 (1период).
Перелетные птицы, водоплавающие птицы.
Формирование навыков словообразования.
См.Гомзяк стр.52 (1пер.) Пересказ рассказа И.С. Соколова - Микитова «Улетают журавли» с помощью сюжетных картин
Обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов, учить правильно использовать в речи слова «перелетные», «зимующие», упражнять в образовании сложных прилагательных.
См. Гомзяк О.С. стр. 24
Звуки и буквы К-Х
Учить давать сравнительную характеристику звуков «К-Х»; Дифференцировать звуки К-Х в слогах, словах, предложениях. Развивать звуковой анализ и синтез.
См. Гомзяк О.С. стр. 60 (1период).
Подготовка птиц к отлету.
Образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.
См.Гомзяк стр.60 (1пер.) НОЯБРЬ 1 Звуки и буква Ы
Выделение звука «Ы» из состава слова. Анализ звукового ряда типа О-Ы-И-У-А. Обозначение буквой звука «Ы» в схеме слова. Составление из букв слогов, чтение и письмо ряда гласных.
См. Гомзяк О.С. стр. 62 (1период).
Поздняя осень. Грибы.
Согласование имен существительных с числительными.
См.Гомзяк стр.64 (1пер.) Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин
Обучать пересказывать близко к тексту с помощью сюжетных картин, уточнять и пополнять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, упражнять в согласовании числительных с существительными.
См. Гомзяк О.С. стр. 27
Звуки и буквы А, У, И, Ы, О.
Закрепить понятие «гласный звук»; развивать фонематические процессы; уметь различать гласные звуки. Развивать звуко-слоговой анализ. Выкладывание слов из букв: ТИК-ТАК-ТОК-ТУК-ТЫК. См. Гомзяк О.С. стр. 67 (1период).
Поздняя осень. Ягоды.
Образование прилагательных от существительных. См.Гомзяк стр.67 (1пер.)
2 Звуки М-М’. Буква М
Выделение звуков «М,мь» из состава слова. Дифференциация звуков «М-МЬ». Подбор слов к схеме. Преобразование слогов. Звуковой анализ слогов Ам, Ма. Большая буква в начале предложения. Чтение слогов МА, АМ, слова МАМА.
См. Гомзяк О.С. стр. 70 (1период).
Домашние животные и их детеныши.
Домашние животные. Место обитания домашних животных.
См. Гомзяк стр. 70 (1пер.) Составление рассказа «Неудачная охота».
Обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин, развивать умение строить последовательное высказывание.
См. Гомзяк О.С. стр. 29.
Звуки Н-Н’. Буква Н
Выделение звуков «Н, нь» из состава слова. Дифференцирование звуков «Н-Нь». Анализ слогов типа НА, АН. Чтение и письмо слогов АН, НА. Чтение и составление предложений с предлогом – НА.
См. Гомзяк О.С. стр. 75 (1период).
Домашние птицы.
Закрепление знаний по теме.
См. Гомзяк стр. 75(1пер.) 3 Звуки М-Н. Буквы М-Н
Сравнивать звуки М-Н по акустическим и артикуляционным признакам. Дифференцировать данные звуки в слогах, словах и предложениях. Звуковой анализ слов: кино, муха. Выделение ударного гласного. Составление предложений с данными словами, графическая схема.
См. Гомзяк О.С. стр. 80 (1период).
Дикие животные и их детеныши.
Дикие животные и их детеныши. Образование имен сущ.мн.ч. и их практическое употребление в речи.
См. Гомзяк стр. 80(1пер.) Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
Пересказывать близко к тексту, упражнять в правильном употреблении в речи притяжательных прилагательных.
См. Гомзяк О.С. стр. 33
Звук и буква Б
Развивать фонематические представления, дифференцировать звуки Б. Составление предложений и их анализ. Графическая запись.
См. Гомзяк О.С. стр. 84 (1период). Подготовка животных к зиме.
Дикие животные. Практическое усвоение и закрепление в речи детей имен существительных и прилагательных по теме.
См. Гомзяк стр. 84(1пер.)
4 Звуки Б-Б’. Буква Б
Различать звуки по акустико-артикуляционным признакам. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложения.
См. Гомзяк О.С. стр.89 (1период). Сезонная одежда, обувь, головные уборы.
Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Дифференциация типов одежды по сезонам.
См. Гомзяк стр. 89(1пер.)
Составление описательного рассказа с опорой на схему
Обучать детей составлению описательного рассказа, расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда» упражнять в употреблении распространенных предложений.
См. Гомзяк О.С. стр. 35
Звук П-Б.
Учить детей различать акустико-артикуляционным признакам звуки.Формировать навыки самообразования.
См. Гомзяк О.С. стр. 93 (1период). Сезонная одежда, обувь, головные уборы.
Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Образование относительных прилагательных.
См. Гомзяк стр. 93 (1пер.)