Программа сопровождаемого проживания воспитанников школы-интернат
Программа сопровождаемого проживания воспитанников школы -интернат в адаптационной квартире.
I.Пояснительная записка
Анализ успешности социализации детей-сирот с особенными образовательными потребностями выпускающихся из школы-интерната, показал, что не все могут успешно адаптироваться к самостоятельной жизни. Выпускники школы-интерната испытывают большие трудности с учебой в профессиональных учебных заведениях, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, защитой своих юридических прав, умением налаживать отношения со сверстниками в новых коллективах. Состояние воспитанников школы-интерната, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Объясняется это тем, что в учреждении о ребенке заботились, его обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения он сам должен обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускнику школы - интерната фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство.
В итоге перед ребенком-сиротой стоят две насущные задачи:
перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;
выстроить границы своего нового жизненного пространства.
Для успешной социальной адаптации выпускников, для их полноценного включения в общество необходимо создать соответствующие условия. На наш взгляд модель адаптационной квартиры в школе-интернате, в которой воспитанники смогут жить самостоятельно, даст условия для отработки социально - бытовых навыков. В предлагаемой программе отведена большая роль наставникам детей, которые будут их сопровождать на всем этапе самостоятельного проживания, и окажут возможную помощь в обустройстве быта, планировании бюджета, распорядке дня, самообслуживании. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателей 9 классов при составление индивидуальных планов проживания в адаптационной квартире, которые будут реализованы силами специалистов учреждения. Успешная реализация программы возможна благодаря комплексному и системному подходу.
Программа реализуется по трем направлениям:
-бытовая деятельность;
-социально-коммуникативная деятельность;
-досуговая деятельность;
Все сказанное выше, позволяет сделать вывод о том, что усилия педагогов и воспитателей школы – интерната должны быть направлены на:
учет и предоставление воспитанникам в содержании деятельности и взаимоотношениях четких и ясных путей перевода намерений и желаний в план конкретных действий;
повышение самооценки, как за счет ситуаций успеха, так и с помощью «позитивных социальных ярлычков»;
моделирование реальных социальных ситуаций, реализация которых может осуществляться во время проживания в адаптационной квартире;
4 . моделирование ситуаций выбора, личной ответственности;
II. Цели и задачи программы.
Цель программы:
Подготовка обучающихся 9-х классов к самостоятельной жизни в условиях проживания в адаптационной квартире.
Задачи программы:
научить детей умению самостоятельно планировать режим дня; бюджет; вести домашнее хозяйство; сформировать модель самостоятельного проживания;
закрепить на практике имеющиеся у воспитанников бытовые и социальные навыки, формировать у них активную, деятельную и ответственную позицию по отношению к собственной жизни;
формировать навыки постановки целей, выбора средств для их достижения, планирования, оценки результатов;
оказать помощь в профессиональном самоопределении, формировать устойчивый интерес к труду, представление о необходимости труда в жизни человека;
воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение; элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
III.Формы и методы реализации программных задач. Основными формами и методами реализации программы являются: практические работы, социально-ролевые ситуации, наглядные средства и демонстрационные материалы, беседы-рассуждения, экскурсии, наблюдение.
Средством формирования у воспитанников школы-интерната способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельности детей как в группах в самом учреждении, так и за его пределами. Основу такой деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, учиться легко и быстро ориентироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействия внешней среды, осваивать разные социальные роли. При этом важно учитывать, что в реальной жизни ситуации выбора нередко возникают стихийно.
С педагогической точки зрения важно иметь показатели успешности реализации названных выше условий, ими могут являться:
1. сформированность у воспитанников способности к самостоятельному принятию решений;
2. овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения; развитость чувства ответственности за свои действия.
IV. Содержание программы.
№ Направления деятельности Вид деятельности Формулируемые знания умения и навыки
1 Бытовая деятельность
Личная гигиена
Уход за одеждой
Уход за обувью
Питание
Уход за жилищем
Использование электро- бытовых приборов
Использование бытовой химии
Уход за комнатными цветами
Медицинская помощь - совершать утренний и вечерний туалет, ухаживать за кожей, волосами ,- подбирать одежду и обувь по индивидуальным особенностям, по сезону, выполнять мелкий ремонт одежды, стирать, сушить, гладить изделия,
- ухаживать за обувью, пользоваться чистящими средствами;
-прочитать рецепт блюда, подобрать продукты, приготовить блюдо, сервировать стол
- соблюдать гигиенические требования к жилищу, производить уборку квартиры;
-соблюдать общие правила электробезопасности при эксплуатации бытовых приборов
-подбирать и использовать средства бытовой химии по назначению;
-садить комнатные расстения, поливать, соблюдать режим полива, удобрять, мыть;
- обрабатывать раны, накладывать повязки, ухаживать за больным, оказывать первую помощь
2 Социально-коммуникативная деятельность Культура общения
Использование общественного транспорта
Посещение торговых предприятий
Использование средств связи (почта, телеграф, телефон, компьютер)
Экономика домашнего хозяйства
Объекты экстренной помощи
Медицинская помощь
-владеть навыками бесконфликтного и эфективного общения, уметь соблюдать правила и выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами, иметь базовые навыки общения;
-соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правило посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улице), определять пункт назначения, рассчитывать стоимость проезда, сумму денег необходимую им на проезд в течение недели, месяца
-соблюдать правила поведения в общественных местах, порядок приобретения товара (с помощью продавца и самообслуживание), определять сроки годности продуктов питания, проверять чек и сдачу;
- знать их назначение, пользоваться их услугами (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма)
-соблюдать правила экономии, знать основные статьи расходов в семье: размер квартплаты,тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.,снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии газа, воды и заполнять квитанции;
-владеть навыками грамотного обращения в случае необходимой помощи: (в отделы полиции, скорой медицинской помощи, пожарную службу)
-соблюдать личную гигиену, предупреждающие инфекционные заболевания), меры по предупреждению несчастных случаев в быту, уметь оказывать первую помощь при несчастном случае (ожог, порезы,отравление, обморожение),
3 Досуговая деятельность Занятия по интересам
Заполнение Дневника проживания в адаптационной квартире
Благоустройство квартиры
-уметь распределять свое свободное время рационально и с соблюдением режима (чтение художественной литературы, просмотр телевизора, настольные игры, вязание, вышивка)
-уметь планировать свой день, анализировать прожитый день, уметь описывать свои впечатления, эмоциональное состояние, подводить итоги
-уметь создать уют в квартире (декор интерьера, уход за цветами, изготовление поделок и мелкой кухонной утвари).