Внутришкольная программа по оказанию воспитанников школы-интернат Как у себя дома


 Муниципальная казенная общеобразовательная организация
«Орто-Эбэнская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Согласовано:
Зам. директора по УВР
МКОО "ОЭС(К)ШИ"
Иванова Н.К. Утверждаю:
Директор МКОО "ОЭС(К)ШИ"
Олесова И.П.
«   »  201___ г.
Индивидуальный план самообразования
 педагога-психолога
Олесовой Антонины Петровны
на 2016-2020 годы
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: 
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»
с.Арылах 2016г.
Содержание:
- Личные данные педагога-психолога
- Перспективный план на 2016-2020 учебные годы
1. Направление и формы работы
2. Изучение литературы по профессиональной самоподготовке.
3. Изучение литературы по педагогике
4. Изучение литературы по психологии
5. Изучение литературы по диагностике, коррекционно-развивающей работе
6. Изготовление методического материала.
7. Результаты работы над темой
Личные данные педагога-психолога:
Фамилия: ОлесоваИмя: Антонина
Отчество: Петровна
Дата рождения: 09.10.1974
Место работы: МКОО «ОЭС(К)ШИ»
Специальность по диплому: 
Общий стаж: 23 лет,
по специальности -4 года
Курсы: повышения квалификации
- ПИ ФГАОУ ВПО «СВФУ им.М.К.Аммосова» учебно-методическом центре «Основы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями», 72ч, г.Якутск, 2014г.
- ГБОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» по программе «Совершенствование психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации», 72ч, г.Самара, 2014г.
- ИНПО «СВФУ им.М.К.Аммосова» по теме «Технология педагогического проектирования в условиях введения ФГОС второго поколения. Образовательные технологии», 72ч, г.Якутск, 2014г.
- ГБОУ высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» по программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ общеобразовательных организациях», 72ч, г.Москва, 2014 г.
- ООО «ИОЦ «Северная столица» «Организация социально-психологической работы по профилактике социально опасных зависимостей в молодежной среде», 40ч., г.Санкт-Петербург, 02 декабря 2016 г.
«Обращайся с людьми так, как бы ты хотел, чтобы обращались с тобой»
Перспективный план на 2016-2020 годы
Цели: 
формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство для детей с ОВЗ;
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.
Задачи:
ввести в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно-правовых документов в образовании;
изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
применять инновационные технологии психолого-педагогической науки;
повышение общекультурного уровня;
использовать разнообразные формы работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса;
обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.
Основные направления, в которых педагог-психолог должен
совершенствоваться и заниматься самообразованием:
Профессиональное (посещение занятий и мероприятий коллег и участие по обмену опыта)
Психологическое (совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики)
Методическое (разработка методических пособий, коррекционных программ, конспектов занятий для работы с детьми ОВЗ, с учетом индивидуального развития ребенка)
Информационно-компьютерные технологии (совершенствование знаний в области современных инновационных технологий, внедрение в профессиональную деятельность)
Предполагаемый результат:
Повышение качества профессиональной работы педагога-психолога.
Разработка пакета материалов для изучения по теме самообразования.
Самоанализ работы по теме самообразования.
Разработка практических рекомендаций для педагогов, воспитателей и
родителей по реализации личностно-ориентированного подхода
непосредственной образовательной деятельности с детьми.
Разработка коррекционно-развивающих программ для проведения
индивидуальных занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Направление и формы работы
Учебный год Направление и формы работы Время реализации
2016-2017 учебный год Изучение нормативных документов систематически
Изучение стандартов ФГОС для детей с ОВЗ систематически
Организация работы по изучению и распространению передового психолого-педагогического опыта. в течение года
Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации в течение года
Использование современных психолого-педагогических технологий и ИКТ в области обучения и воспитания систематически
Участие в экспертных комиссиях ПМПК школы, улуса в течение года
Оснащение кабинета материально-техническими средствами в соответствии для детей с ОВЗ в течение года
Разработка коррекционных программ, для учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями август-сентябрь
Работа по внедрению ФГОС в образовательное пространство среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями, перешедших на ФГОС в 1 классе в течение года
2017-2018 учебный год Работа по внедрению ФГОС для детей с ОВЗ в образовательное пространство среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями, перешедших во 2 классе в течение года
Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения систематически
Подбор диагностического инструментария для обучающихся, перешедших на ФГОС для детей с ОВЗ в течение года
Разработка коррекционных программ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями В течение года
2018-2019 учебный год Обобщение и распространение собственного опыта по внедрению ФГОС для детей с ОВЗ в образовательное пространство в течение года
Работа по внедрению ФГОС в образовательное пространство среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями, перешедших на ФГОС с ОВЗ в течение года
Подбор диагностического инструментария для обучающихся, согласно требованиям ФГОС для детей с ОВЗ в течение года
2019-2020
учебный год Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в течение года
Обобщение и распространение собственного опыта работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения в течение года
2020-2021
учебный год Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в течение года
Разработка коррекционных программ, для учащихся с интеллектуальными нарушениями, в начальной школе. в течение года
Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации В срок
Подбор диагностического инструментария для обучающихся, согласно требованиям ФГОС в течение года
Обобщение и распространение собственного опыта работы с детьми ОВЗ в течение года
2. Изучение литературы по профессиональной самоподготовке (систематически)

п/п Название Автор Издательство, год
1 Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых детей (проект) 2016г.
2
Основы психологической диагностики Учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича, М.К. Акимовой. М, : Изд-во УРАО, 2003. – 392 с.
3 Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. Никишина И.В. Волгоград: Учитель, 2007. – 156 с
2 Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ
Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Справочник педагога-психолога. Школа. - №4. – 2012 г.
3 Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения Шешерина Г.А. авт.-сост.:– Тамбов, 2011
4 Ключевая роль в обновленной системе образования Рубцов В.В. Школьный психолог. - № 1. – 2010 г.
5 «Перспективы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в свете разработки федерального государственного образовательного стандарта»  Кантор В.З. - Институт коррекционной педагогики РАО
6 «Проблемы адаптации ребенка в первый период обучения в начальной школе. Преодоление трудностей в обучении учащихся с неярко выраженными нарушениями развития»  Екжанова Е.А. доктор педагогических наук, профессор «Просвещение»,
Москва,
7 Отечественная  система  специального 
образования- фундамент инклюзивного  обучения  и  воспитания  Кобрина  Л.М.    Дефектология.  —  2012.  —  №  3
8 Специальная  психологияСорокин  В.М.  Учеб.  пособие   Под  науч.  Ред.  Л.М.  Шипицыной  СПб.:  «Речь»,  2004
9 Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
слабослышащих и позднооглохших обучающихся
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
10 Коррекционная педагогика Е.Г.РечицкаяМ.; Специальная педагогика, 2009г.
11 Психология развития Эльконин Д.Б. М.; Академия, 2001.-144с.
12 Личностно-ориентированное обучение в современной школе Якиманская И.С. -М.; сентябрь, 2000.-111с.
13 Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания Венгер Л.А. М.; Просвещение, 1987.
12 Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 2004
3. Изучение литературы по педагогике
№ п/п Название Автор Издательство, год Период изучения
1. Методология педагогики Краевский В.В. М.: Академия, 2009. 2016
2. Педагогические технологии
Под общей ред. В.С. Кукушина. ИКЦ «МарТ»; Ростов 2008. 2016
3. Педагогика
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М.: Академия, 2009. 2017
4. Введение в педагогическую деятельность Роботова А.С М.: Академия, 2009. – 208 с. 2017
5. Основы педагогической технологии. Питюков В.Ю. М.: Изд-во «Гном и Д», 2007. 2018
6. Педагогический энциклопедический словарь Б.М. Бим-Бад. М., 2007. 2018
7. Социальная педагогика
Мудрик А.В. М.: Академия, 2007. 2019
8. Введение в педагогическую деятельность Орлов А.А. М.: Академия, 2007. 2019
9. Современные образовательные технологии Селевко Г.К М., 2007. 2020
10. Основы коррекционной педагогики Гонеев А.Д. М.: Академия, 2007. 2020
11. Введение в педагогическую деятельность Мижериков В.А М.: Роспедагентство, 2009. 2021
12. Слагаемые педагогического мастерства. М.И. СтанкинСПО № 9, 1996. 2021
4. Изучение литературы по психологии (систематически)
1 Психология Выготский Л.С М: Апрель-пресс, Эксмо-пресс,
2000 г
2 Психология формирования и развития личности  Анциферова Л.И. М.: Просвещение, 1961 г 
3 Неврологические нарушения у детей. Причины, профилактика, коррекция А.Ф.
ТумашенкоМ.: Детство-Пресс,2011 г.
4 Справочник педагога-психолога Периодичное издание ЗАО «МЦФЕР» 2015 год
5 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн. — 4-е изд. (электронный вариант) Немов Р.С — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
6 Возрастная физиология и психофизиология Е. А. Югова, Т. Ф. Турова М. «Академия», 2011 г
7 Психология развития и возрастная психология Н. В. Колисниченко М. «Академия», 2010г
8 Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) А. А. Бодалев, Н. В. Васина СПб : 2005 г
9 Педагогика и психология игры.
Аникеева Н.П. М.: Аспект Пресс, 1986 г
10 Ведение в нейропсихологию детского возраста Семенович А.В. М.; Генезис, 2008
5. Изучение литературы по диагностике,
коррекционно-развивающей работе (систематически)
1 Диагностика умственного развития детей М. К. Акимова, В. Т. Козлова М.: Просвещение, 2006 г. 
2 Диагностика развития ребенка А. А. ПотапчукМ.: Генезис, 2007 г.
3 Методология и методика социально-педагогического исследования.  Загвязинский В.И.  М.: 1995. 
4 Технология психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников В.В.ТкачеваЮ.А.ТрухановаМ.; Специальная психология ООО «НКЦ.; 2013.-120с. 
5 Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников О. В. ХухлаеваМ. «Академия», 2003г.
6 Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья Ирина Левченко,
София ЗабрамнаяМ.: Академия , 2011 г.
7 Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме Е. М. Мастюкова, Г. В. Грибанова, А. Г. Московкина СПб, 2006 г
8 Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников О. В. ХухлаеваМ.; «Академия», 2003 г
9 Неврологические нарушения у детей. Причины, профилактика, коррекция А. Ф. ТумашенкоМ.: Детство-Пресс2011 г.
10
Диагностика готовности ребенка к школьному обучению Степанова Н. Дошкольное воспитание. – 2008. - № 11. – С. 43-46.
11 Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2005. – 672 с.
12 ПсихогимнастикаЧистякова М.И. М.; 1995г
13 Методика подготовки детей к школе (психологические тесты, основные требования, упражнения) сост. Н.Г. Кувагнова, Е.В. Нестерова – Волгоград: Учитель, 2007. – 40 с.
14 Развитие и коррекция младших школьников с нарушенным слухом Е.Г. РечицкаяМ.; - Владос: 2005- 156с.
15 Применение психодиагностического инструментария педагогами-психологами в рамках сопровождения внедрения ФГОС г.Самара; Региональный социопсихологический центр,2011
17 Лесная школа: коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников Панфилова М.А. – М.: Сфера, 2009.
18 Тренинг по сказкотерапииред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой – СПб.: Речь, 2005.
19 Сказки и игры с «особым» ребенком.  Набойкина Е.Л - СПб: Речь. 2000.
6. Изготовление методического материала

п/п Название Цель Период изготовления
1 Создание минут релаксации, психологических настроев Снижение эмоционального напряжения всех участников общеобразовательного процесса В течение года
2 Создание картотеки диагностического инструментария Организация оптимального мониторинга В течение года
3 Создание картотеки игр и упражнений Коррекция и развитие психических процессов обучающихся В течение года
4 Изготовление памяток для педагогического коллектива Повышение психологических знаний В течение года
5 Изготовление памяток для родителей Повышение психологических знаний В течение года
6 Изготовление памяток для воспитателя Повышение психологических знаний В течение года
7 Создание героев для коррекционно-развивающих занятий Для организационных моментов занятий В течение года
8 Изготовление плакатов на тему: «Профессии» Профориентационная работа с обучающимися В течение года
8. Результаты работы над темой
№ п/п Название Сроки
Выступления на педагогических советах, районных семинарах, методических объединениях По плану школы
2. Разработки консультаций для педагогов, родителей, учащихся По плану
3. Пополнение методической копилки, изготовление диагностического материала, бланков для диагностик, стимульного материала, анкет и т.д. Регулярно
4. Создание минут релаксации, психологических настроев Регулярно
5. Конспекты коррекционно-развивающих занятий Регулярно
6. Применение арт-терапии, аутотренинги, музыка терапии в психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ОВЗ Регулярно
7. Изготовление информационных стендов, плакатов Регулярно
8. Изготовление памяток для родителей и педагогов По запросу
9. Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Регулярно
10. Применение психодиагностического инструментария Регулярно