Педагогический совет «Психологический комфорт на уроке»
Педагогический совет «Психологический комфорт на уроке»
Цели; Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому.
Сформировать мотивацию пед. коллектива на создание комфортной среды на уроках.
Задачи; рассмотреть эмоционально -личностные особенности младших школьников; разработать систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке.
Создать условия для формирования у учителя способности делать выводы на предложенную тему на основе анализа и обобщения.
План:
1. Психологический настрой.
2. Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)
3. Теоретический ввод:
Определение психологического комфорта. Принцип психологического комфорта.
Психологический настрой включение музыки.
Под спокойную музыку. Закройте глаза, представьте ясный летний день. Вы находитесь на солнечной полянке. Под ногами у вас шелковистая трава. Над цветами умиротворено жужжат пчелы. Прозрачный воздух свободно проникает в легкие, насыщая тело умиротворением и спокойствием. Легкий ветерок нежно ласкает кожу, перебирает волосы. Волосы впитывают силу ветерка. Теплое солнышко мягко касается вашего тела. Свет солнышка вливается во все клеточки тела. Клеточки тела насыщаются жизненной силой и радостью. Золотая солнечная жизненная сила пропитывает кожу и все тело. Сила солнца делает вас здоровыми, выносливыми, красивыми, легкими, радостными. Вы видите на фоне голубого неба легкие пушистые облака. Это облака здоровья и счастья. Ваше тело, насыщенной солнечным светом, становится все легче и легче. Вы поднимаетесь к облакам и погружаетесь в одно из них. Вы чувствуете, какое облако мягкое. Пушистое, легкое и нежное. Нежное приятное облако легко проникает в ваше солнечное тело, насыщая его покоем и счастьем. Облако дарит вашему телу здоровье и гармонию. Счастье проникает в ваше тело, насыщая его сиянием и красотой. Медленно спуститесь с облака на землю и вернитесь в класс. Сохраните в себе ту легкость и жизненную силу, которые вы получили от солнышка и облака. Откройте глаза и улыбнитес
Наш педагогический совет мне хотелось бы начать с психологической разминки. Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика; ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на нашем педсовете.
Я не зря начала педсовет с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе. Поэтому тема нашего педагогического совета «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника».
Метод «Ассоциации».
Словарь Ожегова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»? У каждой группы на столе находится карточка со словом «комфорт». Напишите слова, начинающиеся с букв данного слова.
К - комфорт
О - обстановка
М - мягко
Ф- фантазия
О - оригинальность
Р - роскошь
Т - тепло (составили учащиеся 8 класса)
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность; выражать свое «Я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; При этом развиваются готовность и умение брать на себя ответственность; Создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности.
Формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.
К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления; падения интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58% учащихся, 28% - часто конфликтуют с учителями. Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача школы – создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокорекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в современных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит ..
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать.
Например; Игра тренинг «Оргпсихологический момент – камертон урока».
Начало нашей деятельности на уроке – это оргпсихологический момент. Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.
Здравствуйте! Этим словом (здравствуйте) принято приветствовать друг друга при встрече. Приветствуя, мы выражаем интерес и уважение к человеку. Мы уже привыкли к подобным приветствиям и отвечаем на них почти автоматически. А как можно по-другому поприветствовать друг друга?
Например; «Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски; красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберете ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства».
Упражнение «Как бы я отреагировал?» Для его выполнения нужно разделиться на 2 группы. Одна группа рассматривает ситуацию с позиции ученика, другая группа- с позиции учителя. В этом упражнении предлагаются проблемные ситуации, которые возникают на уроках. Рассматривая ситуации, нужно отметить, что почувствовал бы и сделал бы каждый из вас, находясь на месте ученика или учителя. Записи заносятся в таблицу.
Ситуация
Что бы
Почувствовал?
Что бы сделал?
Ученик нарушает дисциплину на уроке
Ученик систематически не готовится к уроку
Прибывший ученик отказывается отвечать на уроке
Ученик испытывает трудности при изучении учебного материала
На уроке осмеяли неправильный ответ одноклассника
Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке. Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития. Здесь нужно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех –результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать: переживание радости, успеха – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими.
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Выделяются три вида успеха;
1. Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает. На пустом месте успех родиться не может.
Может повезет, если зоркий взгляд умного, наблюдательного заметит надежду и не даст повода для разочарования; поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное. Это – беда. Это очень серьезно, последствия несовершившегося чуда бывают труднопредсказуемы. Убедившись в том, что их ожидания успеха не сбылись, оно готовы винить кого угодно, только не себя.
2. Констатируемый успех. Фиксирует достижение, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он сделал отличность пережить радость признание, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.
3. обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это- состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой – опасность переоценить свои возможности, успокоиться.
Но ясно одно; неуспех любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко человеку вообще постичь всю глубину успеха. Успех может разложить личность, неуспех – формировать его лучшие качества. Одно без другого не существует, точнее, не должно существовать.
Успех всегда имеет две стороны. Одна – сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая – коллективная оценка достижений личности.
Радость успеха может носить сугубо личный, даже интимный характер, если он может радоваться своим достижениям, «про себя», не считаясь с мнением окружающих. Радость разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Самый оптимальный вариант; радость одного становится радостью других. Мудрость в том и состоит, чтобы радость успеха не порождала чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовал волю.
Золотые правила психологического комфорта на уроке.
Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Рефлексия (Все в твоих руках)
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным..
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не понравилось)
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно.
Наш педсовет мне хотелось бы закончить притчей.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил; «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках; мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно.
Заключительная минута тишины.
А теперь, сядьте поудобнее, закройте глаза и вспомните все хорошее, что было сегодня на уроке, все доброе, о котором говорилось, поместите эту доброту в свое сердце. А теперь откройте глаза, спасибо за работу. Урок окончен
Памятка учителю.
- Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
- Не навреди! Ищи в детях хорошее.
- Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
- Не приписывай успех себе, а вину ученику.
- Ошибся- извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
- На уроке создавай ситуацию успеха.
- Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
- Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
- Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
- не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
- Оценивай поступок, а не личность.
- Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря не его оплошность.
Памятка учителю.
- Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
- Не навреди! Ищи в детях хорошее.
- Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
- Не приписывай успех себе, а вину ученику.
- Ошибся- извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
- На уроке создавай ситуацию успеха.
- Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
- Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
- Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
- не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
- Оценивай поступок, а не личность.
- Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря не его оплошность.
Памятка учителю.
- Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
- Не навреди! Ищи в детях хорошее.
- Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
- Не приписывай успех себе, а вину ученику.
- Ошибся- извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
- На уроке создавай ситуацию успеха.
- Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
- Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
- Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
- не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
- Оценивай поступок, а не личность.
- Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря не его оплошность.
К К К
О О О
М М М
Ф Ф Ф
О О О
Р Р Р
Т Т Т
К К К
О О О
М М М
Ф Ф Ф
О О О
Р Р Р
Т Т Т
К К К
О О О
М М М
Ф Ф Ф
О О О
Р Р Р
Т Т Т
Ситуация
Что бы
Почувствовал?
Что бы сделал?
Ученик нарушает дисциплину на уроке
Ученик систематически не готовится к уроку
Прибывший ученик отказывается отвечать на уроке
Ученик испытывает трудности при изучении учебного материала
На уроке осмеяли неправильный ответ одноклассника
15