ТРЕНИНГ педагогического взаимодействия «Психологический комфорт»
ТРЕНИНГ
педагогического взаимодействия
«Психологический комфорт»
Цель: «Мягкая» адаптация участников тренинга к новой для них творческой образовательной среде.
Задачи:
- укрепление личностной и профессиональной самооценки участников, осознание ими своих личностных особенностей и творческих возможностей;
- коррекция и развитие педагогических установок участников, формирование партнёрского стиля межличностного взаимодействия.
- формирование личностных качеств, необходимых для педагогического взаимодействия;
- формирование профессиональной самооценки.
Вводное слово:
Я сейчас скажу Вам «волшебное» слово – «Здравствуйте!»
- ты скажешь человеку, «Здравствуйте!»
- улыбнётся он в ответ.
И наверно, не пойдёт в аптеку.
И здоровый будет много лет.
Когда люди говорят «Здравствуйте!»,
они не только приветствуют друг друга,
но и желают здоровья.
Вот и я Вам сейчас всем пожелала здоровья.
Одной из актуальных проблем личностно ориентированной парадигмы образования является субъективация педагогического процесса, транслирование личностных гуманистических ценностей от педагога к учащемуся. Это возможно только при условии организации продуктивного педагогического взаимодействия. Педагогическое взаимодействие как непосредственное или опосредованное воздействие людей друг на друга есть основа и условие установления разнообразных связей между субъектами. В связи с этим оно является ведущим фактором, который обуславливает личностное становление и развитие педагогов.
Целью научно-методических рекомендаций является описать систему, обеспечивающую субъектную направленность подготовки педагогов, способствующую формированию практических умений и навыков в области проектирования успешного педагогического взаимодействия и развитию личностных качеств, необходимых для педагогического взаимодействия с учащимися.
Учитывая специфику исследования, полагаем, что приемлемыми подходами являются системный, личностно-ориентированный, деятельностный.
Системный подход позволяет:
- сконструировать систему, обеспечивающую субъектную направленность педагогов, выявить составляющие её компоненты, их место и значение, раскрыть диалектику их взаимосвязи;
- оценить роль и место разработанной системы как целостного образования в профессионально-педагогической подготовке;
- внедрить полученные результаты в практику профессионально-педагогической деятельности.
Личностно-ориентированный подход позволяет:
- признавать «индивидуальность образовательной траектории», учитывать потребности, возможности и склонности личности, выступающей в качестве активного субъекта учения;
- отобрать содержание, в соответствии с которым материал приобретает субъективное значение.
Деятельностный подход позволяет:
- перейти от ориентации на воспроизведение знания к его применению;
- ориентировать на максимальное развитие личности педагога;
- обеспечить осознанное освоение комплекса знаний;
- обучать деятельности – делать учение мотивированным, учить самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства, её достижения (т.е. оптимально организовать свою деятельность), помогать сформировать у себя рефлективные умения.
В результате теоретического анализа, позволившего перенести общепедагогические принципы на процесс профессиональной подготовки и анализа эмпирического материала, полученного в ходе исследования.
Система основана на следующих принципах:
- целосообразность; открытость; динамичность; интегративность.
Принцип целосообразности является фундаментальной характеристикой системы педагога. Требует, прежде всего, сформулировать основную цель данного процесса.
Принцип открытости отражает способность к развитию и взаимодействию с внешней средой. Находясь в состоянии постоянного развития, система испытывает влияние со стороны среды и готова включать в свою структуру новые компоненты, отражающие достижения в развитии различных научных дисциплин. Способность к взаимодействию характеризуется наличием обратной связи.
Принцип динамичности отражает развитие системы во времени. Исследуемый процесс профессионально-педагогической подготовки постоянно изменяется, наполняется новым содержанием, поэтому система может свободно изменяться для повышения качества результата.
Принцип интегративности требует взаимной связи, взаимодействия всех её составных частей. Это выражается в интеграции целей, содержания, организационных форм, методов и средств педагогов.
Результатом реализации вышеназванной системы является готовность педагогов к профессионально-педагогическому взаимодействию.
Среди основных перспектив развития отечественного образования, имеющих особую значимость, выделяются:
повышение профессионализма педагогических работников, является необходимым условием модернизации системы образования;
педагог должен обладать достаточным уровнем общей и профессионально-педагогической культуры, владеть многими видами деятельности;
образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создаёт условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
«У каждого из нас есть уникальный жизненный опыт. Этот опыт наших переживаний, размышлений, простых и трудных решений и поступков имеет огромную психологическую ценность и может служить нашим персональным вкладом в общий групповой психологический банк. Чем больше будет вклад каждого участника, тем богаче и мощнее будет этот банк. «Чудо» тренинга заключается в том, что наш общий, накопленный благодаря персональным вкладам, психологический капитал не придётся потом делить по кусочкам как пирог на праздничном столе, - после занятий каждый из нас сможет забрать с собой этот банк целиком. Механизм самого процесса персонального вклада в психологический банк заключается в нашей открытости и взаимном принятии друг друга такими, какие мы есть. Мы будем учиться избегать оценивать друг друга, а станем с благодарностью принимать любой вклад в наш банк, понимая его уникальную ценность для каждого из нас».
А сейчас мы узнаем, какие эмоции и настроение есть в «Королевстве Внутреннего Мира» каждого из нас. Пусть встанут те, кто чувствует себя в данный момент – счастливым; грустным; сердитым; смешливым, обиженным, довольным, виноватым, радостным, испуганным, удивлённым.
Несколько полезных советов.
Человек сам должен определять свою судьбу
«Сознательно строящий свою карму должен владеть своими мыслями, господствовать над своими желаниями, направлять свои поступки, действуя так, он сам создаёт свою судьбу, своё будущее».
Психическое состояние перед сном
и после пробуждения
Перед сном вы должны думать о здоровье, должны твердить:
«Повреждён лишь инструмент, которым я пользуюсь. Я – то, что думаю о себе, моё духовное «Я» здорово и принесёт во время сна выздоровление моему телу».
Это нужно повторять каждый вечер.
Во время сна наше астральное тело покидает тело физическое и начинает «путешествовать», в невидимом нами пространстве.
Настрой на состояние молодости и силы направляет «Я» в соответствии сферы астрального мира, при выходе из сна укрепляет тело и уверенность в своём состоянии силы и молодости.
Как только вы проснулись, нужно подключить сознание к единой жизни Вселенной и попросить свою долю от всего живущего у мирового разума.
Наша душа при определённом настрое (особенно утром) обладает способностью притягивать к себе часть этой живой силы и сохранять её в течение дня (словесная просьба формы произвольная, главное – смысл). И во время дневной жизни нужно повторять эту просьбу в течение 1-2 минут.
Утренний настрой на весь день
Утром, как только вы проснулись, нужно войти в состояние «улыбки».
Сядьте или лягте удобно, расслабьте нижнюю челюсть и слегка откройте рот. Начните дышать, но не глубоко. Пусть дышит тело, тогда дыхание будет становиться всё более поверхностным. Когда почувствуете, что дыхание стало совсем поверхностным, ваше тело обретёт глубокую расслабленность.
В этот момент попробуйте ощутить улыбку, но не на лице, а внутри вас, это не та улыбка, что играет на губах, а улыбка внутренняя,
улыбка, озаряющая всё ваше существо.
Пять свойств мыслей
1 свойство:
Мысль – есть сила (энергия), подобная электромагнитному излучению (но более тонкая), и как электромагнитное излучение передаётся от источника к приёмнику (от 1 человека к другому). Через какое угодно пространство. Таким образом, один человек может мысленно влиять, воздействовать на другого.
2 свойство:
Мысль производит волны эфира, или так называемые мыслительные волны; последние создают в окружении те же мысли, которые родятся в нашем мозгу. Поэтому, как думаете, вы о себе и других, так будут думать о вас окружающие.
3 свойство:
Мысль обладает свойством притягивать другие подобные мысли. Боязливая мысль притягивает к себе такие же мысли боязливых людей, и запас силы её увеличивается; смелые мысли притягивают к себе такие же мысли и т.д. Вы идёте тёмной ночью в глухой незнакомой местности, идёте смело. Вдруг явилась у вас маленькая боязливая мысль. Через некоторое время вам уже страшно, вы не можете преодолеть того страха. Почему? Потому что лишь только у вас появилась мысль страха, к ней устремились мыслительные волны всех боязливых людей. Поэтому всегда отгоняйте от себя страх.
Любовь вызывает любовь, печаль возбуждает печаль; на обман отзываются недоверием. Поэтому всячески отгоняйте от себя дурные, вредные мысли.
4 свойство:
Мысль обладает свойством привлекать и отталкивать окружающее, как и магнетизм, и по тем же законам, только с большей силой: добрые, полезные мысли привлекают к нам ближних, а злые, вредные отталкивают.
5 свойство:
Мысль влияет не только на окружающих, но и на самих себя. Всякая мысль оставляет более или менее глубокий след. Если вы задумаетесь, это сейчас же отразится на вашем лице; рассердитесь – то же самое. Наружность человека соответствует его внутреннему содержанию.
Тренинг
«Чаша доброты»
(Играет спокойная, тихая музыка).
Цель: «Эмоциональное развитие, снижение агрессии, укрепление личностной самооценки»
Психолог: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните её до краёв своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в неё из своей чашки доброты. Рядом ещё одна пустая чашка, ещё и ещё. Отливайте из своей чашки доброты в пустые чашки. Не жалейте!
А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в неё своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.
Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»
А теперь скажите, у кого каким цветом была доброта в чашке.
Целебные и магические свойства цветов
Красный. Этот яркий насыщенный цвет подстёгивает активность всего организма, - он согревает его, наполняет живительной силой. Красный – цвет энергии и властолюбия. Считается, что он обладает согревающим свойством, помогает при депрессиях, подсушивает мокрые раны, его считают отличным средством для лечения болезней крови, бронхиальной астмы, пневмонии, простуды, ревматизма, половых расстройств и даже косоглазия.
Оранжевый. Этот цвет укрепляет иммунитет, восстанавливает половую потенцию, помогает при лечении заболеваний почек и желудочно-кишечного тракта. Наполняет организм мощной животной силой, заставляет усиленно работать, согревает организм и способствует решению сложных проблем. Оранжевый цвет – цвет плодородия, деловой удачи. Это цвет активных людей.
Жёлтый. Это цвет интеллекта. При его помощи лечат косоглазие, заболевание сосудов и сетчатки глаз. Жёлтый активизирует двигательные центры, генерирует мышечную энергию, оказывает стимулирующее и очищающее действие на кожу, печень и кишечник, обладает слабительным и желчегонным свойством, усиливает потенцию. Он способен обогащению и привлечению коммерческой удачи. А ещё он - цвет Солнца и как это животворящее светило быстро снимает усталость, наполняет сердце весельем и радостью, гонит прочь тоску. Согревает организм.
Зелёный. Действует на человека умиротворяющее. При его помощи лечат такие заболевания, как сердечная недостаточность, различные нервные заболевания, почки и печень. Зелёный цвет способствует скорейшему заживлению ран и сращиванию костей. В решении семейных или деловых вопросов – это «неподкупный судья» не только не позволит возникнуть конфликту, но и подскажет компромиссное решение всем сторонам спора.
Голубой. Недостаток этого цвета может привести к сколиозу, воспалению гланд, заболеваниям половой системы, почек, мигрени и инсульту. Его используют и при лечении этих заболеваний и профилактики их. Этот нежный, ласковый цвет неба обладает способностью активировать мыслительную деятельность человека, стимулировать его творческую энергию. Голубой цвет очищает мысли, рассеивает негатив, полученный от других людей, помогает справиться с отрицательными эмоциональными ситуациями.
Синий. Синим цветом, лечат сильные кровотечения, лихорадочные состояния, раздражительность, заболевания желудочно-кишечного тракта, в начальной стадии катаракту и близорукость. Этот цвет концентрирует внимание, даёт покой, делает человека более открытым к миру, ускоряет лечение воспалительных заболеваний, снимает нервную возбудимость при эмоциональных расстройствах, помогает при бессоннице.
Фиолетовый. Применяют при лечении ревматизма и эпилепсии. Он отлично снимает возбуждение и улучшает работу селезёнки. Это цвет называют магическим. Он помогает находить ключи в разгадке тайн, способствует строить и укреплять.
Розовый. Несёт энергетический заряд, направленный на чувство покоя, любовь, безграничную нежность, семейное счастье.
Абрикосовый. Несёт энергетический заряд, направленный на сопереживание, довольство собой.
Пурпурный. Цветовой оттенок нездоровой энергетики, несёт энергетический заряд, направленный на активизацию всех негативных побуждений человека.
Сиреневый. Несёт энергетический заряд, направленный на увеличение парапсихологических способностей, таланта и восприятия окружающего мира.
Бордовый. Несёт энергетический заряд, направленный на усиление силы воли, избавление от неуверенности.
Алый. Несёт энергетический заряд, направленный на излишнюю чувственность, склонность к принципиальности и фанатизму.
Малиновый. Несёт энергетический заряд, направленный на самостоятельность в мышлении, доброжелательности к окружающему миру.
Лимонный. Несёт энергетический заряд, направленный на бесчеловечность, жестокость, необузданность.
Золотой. Несёт энергетический заряд, направленный на человеческую зрелость и мудрость, талант, но при этом и на обман и пессимизм.
Белый. Цвет чистоты, свежести, взаимопонимания, несёт чистые помыслы мыслей.
Сейчас я снова скажу Вам «Волшебные слова»
«До свидания!», «Спасибо!», «Простите!»
Щедро дарите.
Дарите прохожим, Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке, и в школе и дома.
Слова эти очень важны.
Они человеку, как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
«До свидания!»
Всем спасибо.
Приложение
(раздать каждому участнику)
Как улучшить Вашу самооценку
Обладать чувством собственного достоинства, значит знать себе цену. Низкая самооценка не только наносит ущерб вашему общению с другими людьми, застенчивость и ревность, например, почти всегда являются результатом низкой самооценки, но и определяет образ действия окружающих в отношении вас, поскольку обычно люди принимают вас такой, какой вы сами себя считаете. Недостаток чувства собственного достоинства ставит женщину в неблагоприятное положение в обществе, поскольку страх быть отвергнутой обычно заставляет ее чрезмерно стараться доставить удовольствие другим и опасаться нанести им обиду.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Улучшение вашей внешности
Ваш голос и ваши манеры существенно влияют на впечатление, которое вы производите на других, но ваш внешний вид имеет неоспоримую важность, особенно при первой встрече. Любые улучшения, которые вы можете сделать в этом плане, необходимы, чтобы ваш облик вызывал интерес у других и укрепил вашу веру в себя.
Заголовок 3Заголовок 415