«Использование приемов арт-терапии для восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса»


Тема занятия:
«Использование приемов арт-терапии для восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников занятия через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологиий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Познакомить участников тренинга с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике.
2. Создать положительный эмоциональный климат у педагогов, используя виды арт-терапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, танцетерапию) как одну из форм организации тренинга.
3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Ожидаемые результаты:
1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых педагогом-психологом назанятии.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников занятия к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Вступительное слово:
Здравствуйте, уважаемые, коллеги!
Вашему вниманию предлагаем тренинг с элементами арт-терапии «Использование приемов арт-терапии для восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса»
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенная раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Все это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки у участников образовательного процесса, мы рассматриваем один из методов психологической работы, который в последнее время широко используется педагогами – психологами - это Арт-терапия.
Арт-терапия – это один из методов использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Применение технологий арт-терапии в работе педагога-психолога в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания других людей.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей. Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности.
Современная арт-терапия включает множество направлений. В своей работе с детьми, и взрослыми я успешно применяю такие арт-терапевтические методы как: изотерапия, музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия.
Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Танцетерапия Танцевальная терапия используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации.
Фототерапия Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разного видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.
Практическая часть
А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые из методов арт-терапии, которые, применяют для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса. Но прежде выберете листочек того цвета, какого у вас настроение сейчас.
А теперь встанем все в круг. Предлагаю вам упражнение «Веселое приветствие».
Упражнение «Веселое приветствие» Инструкция: тихо звучит музыка как фон, все встают в круг.
Я хочу Вам предложить поприветствовать друг друга по-особенному.
Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы здороваются вот так: европейцы при встрече друг друга пожимают руки, эфиопы - прикасаются щекой, африканцы трутся носами. Предлагаю вам поздороваться с соседом слева по-европейски, с соседом справа как эфиопы.
Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество провести следующее упражнение.

Упражнение «Радостная встреча»
- Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая по кругу это веселое, позитивное солнышко. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и скажет ему: «Я очень рад (а) видеть тебя! ». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.
А сейчас мы с вами сыграем в игру, которая называется «Дождь в лесу».
Игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия)
Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.
Инструкция: Участники стоят по кругу; друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.
- «В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
Какие ощущения вы испытали?
Теперь вашему вниманию предлагаю упражнение, которое называется "Волшебный рисунок". Но прежде я попрошу вас разделиться на 4 команды по цвету того листочка, который вы выбрали в начале этого занятия.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы
А сейчас я вам предлагаю выбрать один из этих листов. На них изображены волшебные рисунки. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у вас получились, дайте им название.
Упражнение «Пластилиновый цветок»
Придумайте название своим командам. А сейчас я вас попрошу определиться на какой цветок похожа ваша группа и с помощью пластилина на бумаге изобразить этот цветок.
Следующее наше упражнение «Удивительные рисунки на кефире».
Релаксация «Цветок в ладошках» .А сейчас я вас попрошу удобно сесть, закрыть глаза и представить, что вы на зеленом лугу (звучит релаксационная музыка со звуками природы).
«Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках ,и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться»
Какие ощущения вы испытали?
Упражнение «Прекрасный сад»
Предлагает вспомнить какой цветок детства в ладошках вы представляли в предыдущем упражнении . Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей. Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на других растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами.
Психологический смысл упражнения: оно используется для психологического сброса внутреннего напряжения, служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.
А следующее наше упражнение «Изонить».
Истоки этой удивительной техники художественного натяжения нити идут из Англии XVII века. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.
Нитяная графика или изонить (изображение нитью) - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника не сложна в освоении, достаточно увлекательная, доступная,  и даже первые пробные работы получаются красивыми, что стимулирует ребят к творчеству.
 В настоящее время искусство нитяной графики находит применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и поздравительных открыток, сувенирных обложек. В этой технике можно выполнять  закладки для книг, декоративные панно и даже оформить элементы одежды.
Упражнение «Смехотерапия».
Упражнение «Сказка»
А сейчас мы с вами окунемся в мир сказки. Мы будем инсценировать сказку «Репка».
Репка
ОБА-НАБабка
«Убила бы!»
Дед
«Ух, ты!»
Внучка
«У достали… бегу, бегу бабушка»
Жучка
«Ну, что курицы? Без меня никак»
Кошка
«Ах! Даже маникюр не дадут доделать»
Мышка «Я готова!»»
Репка – Ира Малыгина
Дед - Ирина Викторовна
Бабка – ЖасланВнучка – Василий
Жучка – Наташа ГриньКошка – Марат
Мышка - АсельУпражнение «Дерево счастья»
- «Когда-то над нашим ипк пролетала прекрасная птица, она была очень красивая, ее перышки блестели на солнце. Птичка несла в клюве зернышко. Увидев наш ипк, птичка удивилась  тому, как хорошо здесь учатся педагоги, открыла от удивления клюв и выронила зернышко. Прошло время и из этого волшебного зерна выросло Дерево счастья. Всем очень понравилось это дерево, у него были красивые верви, толстый ствол, корни его проросли глубоко. Прошло много лет, но плоды на нем так  и не выросли. Только воспоминания счастливых моментов жизни могут вырастить плоды на этом дереве. Давайте поможем вырастить фрукты, пусть каждый назовет счастливый момент его жизни. Что радует вас, что заставляет улыбаться? Нарисуйте эти волшебные плоды».
- «Посмотрите, какое красивое дерево с плодами у вас получилось. А сейчас, когда каждый из вас вспомнил радостные моменты своей жизни, давайте нарисуем Ваше собственное дерево счастья».
Упражнение «Золотая рыбка»
-  Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Загадайте своё сокровенное желание. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (участники тренинга приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).
- И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» вам во всех ваших начинаниях будут сопутствовать удача и успех!
Завершающее упражнение «Спасибо! »
Описание упражнения: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Я хочу, чтобы все, кто присутствовал сегодня здесь мне и друг другу хорошо – улыбнулись мне, и поаплодировали себе за прекрасную работу одним пальцем, двумя пальцами...