Статья «Отчет по педагогическому самообразования учителя истории за учебный год по теме « Развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся»


Статья «Отчет по педагогическому самообразования учителя истории и обществознания за учебный год по теме « Развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся»
Актуальность темы
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, незнающего основ истории.
История расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма.
Изучение истории прививает любовь к Родине, к родным местам, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся активно, с интересом и увлечением работали на уроке, видели плоды своего труда и могли их оценить.
Необходимо вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
Анализируя свою работу по данной теме я обнаружила, что многие учащиеся испытывают трудности при выполнении заданий творческого характера.
Дети затрудняются в создании новых образов и идей, оригинальных и необычных способов решения ситуаций.
В соответствии с ФГОС школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он   отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению.
Для появления интереса к изучению истории и обществознания необходимо понимание учащимися нужности, важности, целесообразности предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.
«Оратор»За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.«Автор»…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?«Фантазёр»На доске записана тема урока.- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни….. - Вот видите, как важно…«Кумир»На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения темы?«Профи»Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Виды деятельности учащихся:
-учебно-поисковая (проекты, рефераты, презентации, участие в работе внеклассных предметных мероприятиях, создание кинофильмов)
-игровая деятельность
-дискуссионная
-создание творческих домашних заданий литературного плана (сказки, стихотворения, рассказы) и других направлений. 
Игровые технологии:
1. игры с правилами;
2. ролевые игры;
3. комплексные игровые системы;
4. игры для изучения нового материала;
5. игры для закрепления;
6. игры для проверки знаний;
7. обобщающие игры.
Игры для проверки знаний:
Крестики-нолики
Речевые подсказки
Обобщение в одном предложении
Четыре квадрата
Обобщение в одном слове
Незавершенное предложение
Другие
Создание ситуации успеха Это позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Запись темы на доске.Может вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это часто делаю, опираясь на их жизненный опыт.Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.
Во время фронтального опроса учу ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…».
Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей компетенции.
Метод фасилитированного обсуждения
Метод, который позволяет поддерживать активность класса в процессе внимательного изучения обсуждаемого предмета. Фасилитация это: облегчение взаимодействия внутри группы (от англ. «facilitate» - облегчать, помогать). Фасилитация — стиль управления.  Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный.
Алгоритм решения
30 секунд тишины …* почувствовать образ, настроиться на него
ЧТО ИЗОБРАЖЕНО* Что мы видим на этой картине? Что происходит наэтой картине?* Что мы можем сказать о том, где и когда этопроисходит?* Что мы можем сказать о том, кто эти люди?
КАК ИЗОБРАЖЕНО* Что еще мы можем сказать о  том, как это изображено?* С какой точки зрения показано?* Что «попало в кадр», а что «осталось за кадром»?
Алгоритм исследования
ПОЧЕМУ ЭТО ИЗОБРАЖЕНО ИМЕННО ТАК•  Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете?•  Какое настроение (ощущение) хотел выразить(передать) художник?•  На что хотел направить, обратить наше внимание художник?•  Что, по вашему мнению, это может означать?•  Какое название вы бы могли дать этой картине?
Проблемность обучения
На каждом из этапов урока стараюсь использовать проблемные мотивации или задания.
*Вопросы – противоречия.
Вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия. Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли.* Вопросы, требующие установления сходства и различия.
Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить.* Вопросы по установлению причинно–следственных связей.
Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.* Действия выбора.
Работа по желанию.
Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками.
Техника «Речевые подсказки».
Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ.
Например: Основной идеей принятия Христианства на Руси является _________________, потому что__________ и т.д.
Техника «Обобщение в одном предложении».
Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? И как?».

Техника «Четыре квадрата».
Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями: «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос. Например:
1) Если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала».
2) Если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»
Техника «Обобщение в одном слове».
Учитель дает учащимся задание: «Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему».
Техника «Незавершенное предложение».
В конце урока учитель просит школьников продолжить фразы (можно выбрать лишь часть из указанных ниже предложений):
•Мне больше всего удалось… А особенно удалось…
•Мои достижения на уроке… Для меня было открытием то, что…
•Сегодня на уроке я научился… Больше всего мне понравилось…
•Мне было интересно… Мне было трудно…
•Я понял, что… Я почувствовал, что…
•Урок навел меня на размышления...(заставил задуматься)…
•Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
Продолжением этой работы будут служить ответы на следующие вопросы:
•Что ты получил от этого урока?
•За что ты можешь себя похвалить? За что ты можешь похвалить одноклассников? За что ты можешь похвалить учителя?
•Что думал? Что чувствовал? Что приобрел? Что тебя удивило?
•Считаете ли вы, что мы не напрасно эти минуты вместе?
•Что, на ваш, взгляд удалось? Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
•Зачем нам был нужен этот урок?
Работа по теме самообразования учитель продолжит и на следующий учебный год.