Социально-психологический тренинг для учителей Обучая,учимся.



Социально-психологический тренинг для учителей (СПТ)
Обучая, учимся.

Цели: 1. Умение осознавать социальный смысл ситуации в целом
и соотносить его с действиями конкретных людей в этой ситуации.
2. Адекватное восприятие чувств, идей, мнений других,
понимание личностных мотивов поведения окружающих.
Познание мира и себя через разные виды мышления.
3. Развитие умения определять свои достижения как базу для дальнейшего профессионального и личностного роста.
Задача: отработка умения эффективно вести себя
в разнообразных жизненных ситуациях.
Вид урока: социально-психологический тренинг (СПТ).

Оборудование: интерактивная доска, слайды, плакаты,
раздаточный материал, музыка, слайд-шоу,
схемы, магнитная доска, цветной мел, маркеры,
слайды, фотоаппарат, призы-подарки,
художественное оформление кабинета.
Опорные моменты.
Сказки-притчи о смысле жизни.
Высказывания великих людей.
Фронтальная работа. Работа в группах.
Устранение барьеров в общении
Игровые упражнения. Слайд-шоу.
Эссе - отзывы участников тренинга.
Мотивация к нахождению путей эффективного сотрудничества:
ученик ⟺ учитель.

I. Организационный этап.II. Актуализация.
1). Вступительное слово ведущего.
Одна из ведущих психолого-педагогических идей программы образования – идея развивающего обучения. Государственный заказ образованию – выпускники, умеющие адаптироваться в со-
циуме, способные практически решать жизненные и профессиональные проблемы. На общеобразовательные школы
возложена высокая ответственность за подрастающее поколение.
Учитель, обучая, воспитывает граждан страны.
Учитель = воспитатель.
2). Эпиграф тренинга.
Воспитателю надо глубоко знать жизнь,
чтобы готовить к ней.
Л.Н. Толстой
Для чего мы живём? В чём наше предназначение? Как правильно прожить свой отрезок времени? В чём смысл жизни?
На эти вопросы смогут дать осмысленный ответ далеко не все
взрослые, а подросткам сделать это ещё сложнее.
Предлагаю в игровой форме найти ответы на эти вопросы.
И определить, насколько учитель - участник тренинга- расположен на контакт, на общение, на социализацию.
III. Организация знакомства.
Цель. Устранение барьеров в общении для рабочей, творческой, свободной обстановки.
Участники делятся на группы : дерево, река, луна, солнце, ребёнок, взрослый человек (6 групп по желанию участников). Им выдаются эмблемы - указатели причастности к группе. На листочке они пишут своих 4-5 ассоциаций к выбранным образам.
IV. Развитие психической саморегуляции и социальной сенситивности (восприимчивости к состояниям и мнениям других).
Притча – сказка о смысле жизни.
Однажды человек подошёл к Дереву и спросил :- Дерево, скажи, в чём смысл жизни?
- Зачем тебе мой смысл жизни?
- Я запутался, не знаю зачем живу, куда иду. Кто я? Устал от неопределённости, устал бояться, что сделаю что-то не так, устал совершать ошибки. Помоги понять, как жить.
- Хорошо. Вот мой смысл жизни: расти.
- Расти? Просто расти и всё? Да я и так просто рос, а сейчас
уже вырос.
Но Дерево больше не отвечало.
Примечание!
( участники тренинга на розданных листах напротив дерева,реки, луны, солнца, ребёнка, пишут свой ответ: в чём смысл их жизни) . Человек пошёл к Реке:
- Река, одолжи свой смысл жизни.
- Зачем, своего что-ли нет?
- Нет…- опустив голову, сказал Человек.
- Вот как… Мой смыл жизни – течь
- Течь…- повторил разочарованно человек и присел на берегу.
Наступила ночь, на небе появилась Луна. .- Луна!- Воззвал Человек. -Какой у тебя смысл жизни?
Луна помолчала и торжественно ответила:
- Созерцать пустоту.
- Как можно созерцать пустоту? Это же когда ничего нет! – воскликнул Человек, не находя слов от удивления. Он закрыл глаза и попытался осмыслить всё. Не получилось.
Утром пригрело солнышко и Человек с последней надеждой взглянул на него:
- В чём твой смысл жизни, Солнце?
Солнце улыбнулось:
- Дарить свет….. А ещё, дарить тепло. Да… тепло и свет.
- С фонарём что-ли везде ходить – свет дарить? В голове всё перемешалось: расти, течь, ощущать пустоту, дарить свет, тепло.
Бред какой-то!!!
Вдруг он услышал смех, повернулся – перед ним стоял Ребёнок.
- Здравствуй! – сказал Ребёнок. Что ты делаешь здесь?
Человек нехотя ответил ( что может понять ребёнок?! ):
-Смысл жизни ищу.
- Насол? – поинтересовался Ребёнок.
- Не насол, - передразнил Человек.
- А я насол! – радостно сообщил Ребёнок.
- И давно? – съязвил Человек.
- Не знаю.
Человек начал выходить из себя:
- И какой же у тебя смысл жизни?!
-Иглать!!! И ребёнок засмеялся.
- Ах, играть! Человек улыбнулся ребёнку, словно сделав открытие
для себя.
А ребёнок побежал по полянке, весело смеясь и радуясь
чему-то. И столько счастья, света исходило от него, что Человек почувствовал, как тепло заполняет пустоту души и разливается по телу. Появилось огромное желание жить, не задумываясь о смысле этой жизни. Человек запел, даря песню света и тепла, заполняя собою всё вокруг. И сразу стало понятно, что значит «расти, течь, ощущать пустоту, дарить тепло и свет, играть».
Станьте деревом, станьте рекой, станьте луной, станьте солнцем, станьте ребёнком, потому что
Жизнь – это череда выборов.
Дерево.
Растёт и вверх, и вниз. Но мощный рост вверх начинается
только после того, как укрепилась его корневая система.
Дерево сильно корнями. Чем старше дерево, тем гуще крона,
под которой всегда хочется всем собраться в знойные дни. Посмотрите, как развивается листок: почка-зародыш, клейкая и свернувшаяся, затем она разворачивается и появляется маленький, нежный, беззащитный листок, постепенно
он становится крепким и упругим, с возрастом на нём появляются
сильные прожилки (жилистость - руки человека), потом он начинает менять цвет, сохнуть, падает с ветки и высыхает, превращаясь в труху и, смешиваясь с землёй, уходит в неё.
Такой цикл переживает вся природа, если, конечно, кто-то или что-то не сократит его раньше времени. Древо жизни, родословное дерево, дерево познания и саморазвития
Задание. Закончить фразу. Человек должен быть готов к тому, что, когда опадут все листья…………. (жизнь не заканчивается)
Река.
Течёт – живёт. Чем чище вода, тем больше пользы она приносит, без воды нет жизни. В её течении заключена огромная мудрость для человека! Просто течь – просто жить. Чем гибче и плавнее её течение, тем меньше брызг вокруг. Представьте огромный камень на пути, его можно плавно обойти, а можно и биться об него, создавая массу брызг и разбивая себе лоб, но всё равно не сдвинуть его с места. Но вода камень точит, если кто-то хочет посвятить свою жизнь этому – это будет его выбор. Вода –источник жизни.
Задание. Закончить фразу. Люди как …………………(реки)
Луна.
Созерцать пустоту – познавать мир и себя через чувства и ощущения, учиться познавать себя и окружающих, прислушиваться к внутреннему голосу, к своей интуиции. Полезно иногда остаться одному в тишине и послушать её. Абсолютной тишины в мире не бывает, поэтому человек обязательно услышит то, что никогда не придёт к нему в шуме суеты. Всевышний говорит с нами в тишине не через разум, а через чувства. Жизнь Луны - развитие своей духовности для тех, кто хочет жить на тонком вибрационном космическом уровне.
Задание. Чем отличаются ощущения от чувств? Ощущение телесное (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное, термическое). Чувства души. (Профессор медицины, хирург, духовный писатель Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий).
Солнце.
Свет, тепло – это жизнь. В темноте и холоде кому хочется жить? Все ищут место под солнцем. Свет и тепло, идущие изнутри согреют не толь других, но озарят и самого человека.
Задание. Закончить фразу. Свет и тепло – это любовь и только светлая и тёплая любовь способна……….. (творить чудеса).
Ребёнок.
Играть. играть – жить своей жизнью (дети познают мир через игру, где они принимают сами решение, где
их никто не учит , играя, они создают свой мир, понятный, интересный и увлекательный. Они играют в разные роли, сами учатся выживать в социуме…).Задание. Закончить фразу.
Радостное восприятие жизни - это способность……… (быть оптимистом).
V. Идентификация (понимание через уподобление).Ручка и карандаш обладают 5-ью важными качествами, необходимыми учителю для того, чтобы быть в ладу со всем миром. Какими?
1). В карандаше и в ручке главное не футляр: его цвет, материал, форма, цена, а стержень.
2). Чтобы писать необходимо затачивать карандаш, а стержень в ручке, когда он мажет, протирать, обновлять. Учителю так же необходимо оттачивать своё мастерство, обновляя свои знания.
3). То, что написано карандашом, можно стереть резинкой и исправить. Исправлять себя не всегда плохо.
То, что написано ручкой, исправить сложно, поэтому нужно сначала думать, потом говорить или писать. Учитель несёт ответственность за свои слова, потому что он – источник знаний для учащихся во всём.
4). Ручка и карандаш оставляют след за собой. Мы тоже оставляем после себя следы своими поступками.
5). Ручка и карандаш сами по себе писать не будут, нужна направляющая рука. Можно быть гением, но никогда не надо забывать о существовании этой Высшей Направляющей Руки.
Только любовь, доброта и красота спасут мир. Всеми этими качествами должен обладать учитель, чтобы передать их своим ученикам.
VI. Слайд – шоу о школе.
VII. Подведение итогов.
Этап рефлексии.

Взгляни на мир глазами ребенка Пусть небо льёт в отчаянии слёзы,Бушуют и гремят над головойНеистовые, яростные грозы,Утратившие разум и покой; Наступит время, и на небосводеВзойдёт светило гордо из-за туч,Даря улыбку нежную природе,И в миг осветит землю солнца луч.