Психологический тренинг коррекции эмоционально-волевой сферы и развития коммуникативных навыков в период адаптации первокласников: «Вместе весело шагать…»
Кровопускова О.В.
Г.Липецк,МБОУ СОШ №40
Психологический тренинг коррекции эмоционально-волевой сферы и развития коммуникативных навыков в период адаптации первокласников: «Вместе весело шагать…»
Младший школьный возраст - это периоды нравственного становления личности, в это время ребенок осваивает разные социальные роли, начинает оценивать мотивы поведения других людей. Именно поэтому развитие коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте наиболее эффективно.Как часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушевленный, гордый за свой «статус первоклассника» ребенок через некоторое время отказывается от школы, от друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребенка.
Почему? Что происходит? За всей яркостью и новизной впечатлений кроется очень серьезная и сложная проблема – общение. Коммуникативные навыки представляют собой персональные психологические особенности отдельной личности, которые обеспечивают совместимость и результативность общения с другими людьми. Такими особенностями является желание ребенка вступить в контакт, умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать ему, а также умение разрешать конфликтные ситуации.Коммуникативные способности развиваются при общении с родителями, воспитателями, учителями и сверстниками. Общение - это важнейший фактор превращения ребенка в успешного человека. Обусловлено это тем, что виды практической и психической деятельности формируются у человека при рождении и развиваются в течение жизни только в результате их усвоения при общении с другими людьми. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных умений.
Цель: коррекция психоэмоциональных зажимов учащихся и развитие чувства коллективизма, сплоченности группы.
Задачи:
1) формирование способности управлять собственными эмоциями, развитие навыков психосаморегуляции;
2) укрепление эмоциональной устойчивости, снятие эмоциональных зажимов у первоклассников;
3) формирование способности к совместной творческой деятельности;
4) развитие самосознания, снятие психоэмоционального напряжения;
5) формирование навыков конструктивного взаимодействия с одноклассниками.
Оборудование и материалы:
цветные коробочки 5 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный) с отверстием для опускания геометрических фигур. Геометрические фигуры (квадраты со стороной 2 см, треугольники со стороной 2 см по количеству участников). Ватман, цветные восковые мелки, клей, карандаши, бумага, магнитофон. Стульчики для участников, расположены по кругу, участники 10-12 человек, бельевая веревка, прищепки ( по количеству участников), клубки (3-4 шт.).
Ход занятия
Звучит мелодия песни «Вместе весело шагать по просторам». Ученики входят в класс и выстраиваются в одну линию, психолог раздает каждому ученику по 1 белому квадратику.
Психолог:
-Ребята закройте глаза и мысленно представьте, с каким настроением вы пришли на сегодняшнее занятие и какого цвета ваше настроение. Откройте глаза.
- А теперь опустите квадратик в ту коробку, цвет которой больше всего подходит вашему настроению.
На столе стоят яркие цветные коробки с отверстиями для опускания фигур. Выполнив задание, дети занимают места на стульчиках.
1. Приветствие
Упражнение « Имя по кругу и качество характера на одну букву имени»
Все участники берутся за руки и здороваются друг с другом, обращаясь по имени.
2. Правила поведения группы (обговариваются с учащимися правила, которым надо следовать во время занятия)
3. Разминка
Упражнение на снятие эмоционального напряжения: «Дружныеребята»
Психолог:
- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть! Какие вы сегодня подвижные и веселые. Покажите, как вы умеете вертеться и шуметь на уроках. Давайте, вместе изобразим, как мы вертимся, болтаем ногами, вертим головой.
(участники изображают задание вместе с психологом)
- А теперь смеемся! Еще громче смеемся. Молодцы!
-И еще раз, все вместе.
Болтаем ногами, руками, вертим головой и весело смеемся, нам очень весело.
-Молодцы!
- Похлопали ладошками. Потрясли руками. Похлопали ладошками! Молодцы!
4. Релаксация
Игра « Надоедливый муравей»
(Цель:снятие психоэмоционального напряжения)
Психолог:
Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. Почувствуйте, где он бегает. Глубоко вдохните, задержите дыхание, напрягите руки, ноги 1-2. А теперь движением ноги стряхните муравья, выдох. (2 раза)
5. Общий настрой на работу.
Упражнение: «Бельевая веревка».
(Цель: мобилизация после релаксации, самовыражение эмоционального состояния).
Учащимся предлагается нарисовать «Рисунок настроения» на листе бумаги (формат А4), подвешенного за прищепку на натянутой бельевой веревки. Упражнение выполняется одной рукой(которой ребенок рисует), держать листок, помлгать другой рукой запрещается.
Упражнение: «Мозговой штурм»
Психолог предлагает участникам вспомнить слова,героев мультиков, песни, сказки, которые соответствуют слову «дружба». Проводится обсуждение соответствия предлагаемых детьми слов. Выводы записываются на доске.
Упражнение: «Клубок»
(Цель:создание доверительных отношений между участниками группы, сплочение)
Это упражнение необходимо выполнять быстро, не обсуждаю полученный результат. Учащиеся разбиваются на группы. Задача каждой группы с помощью клубка ниток изобразить рисунок на тему «Дружба», обсуждать, советоваться в группе не разрешается, каждый должен внести свое отношение в рисунок по теме.
6. Работа по теме занятия.
«Притча о дружбе»
Учащимся предлагается посмотреть притчу о дружбе. Обсуждение смысла притчи с учащимися.
Упражнение «Дружба» (диагностическое)
Психолог раздает всем участникам бумажные окружности диаметром 15-20 см вырезанные из бумаги, цветные восковые мелки и предлагает в течение 5 минут изобразить любой рисунок на тему «дружба».
Во время выполнения этого задания звучит тихая, легкая музыка.
После окончания этого задания, переходят к выполнению основной части занятия.
В центре на полу психолог размещает лист ватмана и предлагает участникам разместить и прикрепить свои рисунки на поле ватмана в любом понравившемся месте.
Инструкция:
Индивидуальная работа.
-Обведите контуры своих кругов.
-Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.
-Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами.
Групповая работа.
-Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.
-С согласия авторов дорисуйте, что хотели. Будьте бережны к рисункам других людей.
-Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, значками и др.
Во время выполнения этого задания звучит тихая, легкая музыка.
Время на выполнение задания 10 минут.
Упражнение « Закончи предложение»
Участникам предлагается закончить предложения, написанные на доске:
-«Настоящий друг – это тот…»
-«Друзья всегда…»
-«Со мной можно дружить потому, что…» и другие.
Дети зачитывают предложения.
Упражнение «Сочини рассказ о дружбе».
Ребята прикрепляют получившуюся картину-полотно к доске.
Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о сюжете, чувствах, произносит добрые слова.
7. Рефлексия
Психолог предлагает детям поделиться впечатлениями о занятии:
-Что понравилось?
- Что бы вы хотели изменить?
-Оцените занятие: на счет «три» покажите нужное количество пальцев на одной руке, чтобы количество соответствовало школьной оценке.
8. Ритуал прощания.
Психолог предлагает ребятам взяться за руки и пожелать друг другу, обращаясь по имени, хорошего настроения.
Психолог:
-Ребята закройте глаза и мысленно представьте, с каким настроением вы уходите с занятия и какого оно цвета. Откройте глаза.
- А теперь опустите треугольник в ту коробку, цвет которой больше всего подходит вашему настроению.
Литература:
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.: Просвещение, 2011.
3. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.-М.: Детство-Пресс, 2009.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.-Ярославль: Академия развития, 2007.
5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 2008.
6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.-М.: Детство-Пресс, 2013.
7.Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» -Ярославль, 2002-208 ст.
8. Семенака С.И. Учим сочувтвовать и переживать. Коррекционно-развивающие занятия.М: Аркти, 2013.
9. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. д-ра.пихол. Наук. – С.-Петерб. Гос.Ун.-т. СПб., 2011.
10. Филиппова Ю.В. Общение. Я.:Академия, 2012.144ст.