Публичное представление собственного инновационного опыта воспитателя группы продлённого дня
Публичное представление собственного инновационного опыта
воспитателя группы продлённого дня
МБОУ «Большеигнатовская СОШ»
Большеигнатовского муниципального района
Республики Мордовия
Чучадеевой Людмилы Петровны
Тема: «Воспитание здорового образа жизни в условиях группы продлённого дня»
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Перед школой в настоящее время поставлены серьёзные задачи – вырастить новый тип ребёнка – способного нестандартно действовать в нестандартных условиях, умеющего и желающего приобретать знания самостоятельно. Задача начальной школы: создать условия для комфортного ощущения ребёнка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. Считаю, что добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя и воспитателя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности. Достижение названной задачи в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование
выдвигаемых принципов и приемов)
Группа продлённого дня является немаловажной составляющей школьной жизни. В современном образовательном учреждении роль группы продлённого дня становится всё более значимой. Объясняется это тем, что реализация положений федерального государственного образовательного стандарта происходит не только на уроке, но и переносится во внеурочную деятельность.
Ведущую роль в своей работе я уделяю спортивно - оздоровительному направлению. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Наличие теоретической базы опыта
Внеурочная деятельность представлена спортивно – оздоровительным направлением. Я третий год работаю по программе «Если хочешь быть здоров». Программу разработала в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе учебно- методического пособия Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О.Е. «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» Москва, «ВАКО» 2008 год. Программа нацелена на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Также здорвьесберегающие технологии применяю практически во всех режимных моментах группы продлённого дня. Ведь почти 70 % учебного дня учащиеся проводят в школе, и основную часть этого времени они сидят за партами. У детей устают мышцы спины, позвоночник, глаза, пальцы, наступает утомляемость. И в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п. Поэтому для поддержания и укрепления здоровья учащихся работу группы продленного дня необходимо спланировать грамотно с соблюдением правил санитарно - гигиенических норм, образовательного и воспитательного процесса.
Режим работы ГПД я планирую следующим образом:
Прием детей. Беседуя с учителями, узнаю о самочувствии, поведении, успеваемости детей, сообщаю план работы на день, провожу индивидуальные и групповые беседы с воспитанниками.
Организация питания. Обеспечение всех учащихся группы горячими завтраками и обедами, обязательное соблюдение норм личной гигиены (наличие индивидуальных полотенец, вымытых рук), проведение беседы о правилах поведения за столом, о пользовании столовыми приборами во время приема пищи, организация контроля за поведением учащихся в столовой.
Прогулка на свежем воздухе (не менее 1 часа). Обязательно перед уходом нужно проверить помещение группы, проконтролировать переодевание детей. После уроков детям необходимо находиться на свежем воздухе, поиграть, подвигаться, размять мышцы тела, расслабиться от школьной нагрузки, передохнуть, пообщаться свободно между собой. Окружающий мир дети познают в движении, которого должно быть достаточно для их роста и развития. Этому в работе воспитателя помогают подвижные игры, которые приносят детскому организму пользу. На прогулке дети могут играть в хорошо знакомые игры, например, «У медведя во бору», «Шишки, желуди, орехи», «Палочка - выручалочка», "Поймай мяч", "Веселая скакалочка", «Колечко, выйди на крылечко», "Съедобное - несъедобное".
Самоподготовка. При подготовке домашнего задания воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, оказывать помощь слабоуспевающим, организовать самопроверку, взаимопроверку после выполнения самостоятельной работы. Во время самоподготовки провожу не только физкультминутки, но и корректирующую гимнастику для глаз - упражнения, которые помогают укрепить глазные мышцы, улучшить кровообращение в глазных капиллярах, упражнения на снятие общей усталости, игровой массаж - система приемов механического воздействия на тело ребенка при помощи рук, пальчиковый игротренинг - упражнения, создающие благоприятные условия для мышечной деятельности, которые улучшают координацию и мелкую моторику рук.
Ведущая педагогическая идея
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами бытия.
Оптимальность и эффективность средств
Считаю, что успешная реализация здоровьесберегающих технологий зависит от высокого профессионализма педагогов, правильно организованного образовательного процесса, планомерной работы с родителями, активного участия самих учащихся, что приводит школьников к заинтересованности познавательной деятельностью, улучшению физического, психо-эмоционального состояния, раскрытию своих творческих способностей.
В основе опыта по использованию здоровьесберегающих технологий моя работа направлена на сбережение и укрепление здоровья школьников.
Владея современными педагогическими знаниями, я планирую свою
работу в тесном взаимодействии с учителями, обучающимся и их родителями, с медицинскими работниками, учитывая приоритеты сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат. Успехи и достижение воспитанников)
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности. Участвовали с учащимися 3 класса во всероссийской познавательной викторине «Спортивные высоты». Супонькин Денис занял 1 место. Часто проводим различные спортивные мероприятия на школьном уровне. Занимали 1 и 2 места в Весёлых стартах.
Возможность тиражирования
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на семинарах, конференциях, проводятся открытые мероприятия. По распространению опыта проводятся семинары на районном уровне, на которых идёт обмен опытом по применению методических технологий по изучению данной темы.
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками.
Приложение 1. Игра «Светофор здоровья».
Оборудование:
Набор цветных кружков (красный, жёлтый, зелёный) для каждого учащегося;
Набор карточек с описаниями ситуаций, подготовленных для анализа, и рисунков, их иллюстрирующих;
Схема расшифровки цветовых сигналов:
Красный свет – поведения и поступки опасные для здоровья;
Жёлтый свет - поведение, требующее осторожности и осмотрительности;
Зелёный свет – поведения и поступки, полезные для здоровья.
Учитель зачитывает текст карточки, демонстрирует соответствующий тексту рисунок или слайд.
Дети поднимают кружок того цвета, который, по их мнению, адекватен ситуации.
Затем проводится анализ ситуации.
- Что произошло?
- какие причины вызвали ситуацию?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
Приложение 2. Оздоровительные минутки.
Движения для головы.
Вверх – вниз – 8 раз;
Из стороны в сторону – 8 раз;
Круговое движение влево – 2 раза ( на счёт 4);
Круговое движение вправо – 2 раза ( на счёт 4).
2.Движения плечами.
Пожать плечами – 8 раз;
Круговое движение назад – 2 раза ( на счёт 4);
Круговое движение вперёд – 2 раза ( на счёт 4);
3.Танцевальный шаг ( 2 раза)
«2 шага» ( правой, левой, правой, левой);
Шаг вперёд/ хлопок;
Шаг назад/ хлопок.
4.Движения для рук.
Поднять – опустить – 8 раз;
Скрестить впереди – 8 раз;
Круговое движение назад – 8 раз;
Круговое движение вперёд – 8 раз.
5. Движения для талии.
Вращение в правую сторону – 8 раз;
Вращение в левую сторону – 8 раз;
Дотянуться до носков ног по очереди – 8 раз;
Наклон влево/ наклон вправо – 8 раз.
6. Танцевальный шаг.
Два шага ( правой, левой, правой, левой);
Шаг правой в сторону, левую – к правой – 2 раза;
Шаг левой в сторону, правую – к правой – 2 раза;
Всё повторить сначала.
7.Движения для коленей.
Поднять левое колено – 8 раз;
Поднять правое колено – 8 раз;
Поднимать по очереди – 16 раз.
8.Движения для ступни/ лодыжки.
Подняться на носки – 8 раз;
Круговое движение левой ногой – 8 раз;
Подняться на носки – 8 раз;
Круговое движение правой ногой – 8 раз.
9. Растяжение тела/ позвоночника.
Потянуться вверх – 8 раз;
Вытянуться вперёд – 8 раз;
Наклониться – 8 раз;
Потянуться вверх – 8 раз.
15