Самоанализ педагогической деятельности учителя физической культуры МБОУ Греково-Степановская СОШ



Самоанализ педагогической деятельности
учителя физической культуры МБОУ Греково-Степановская СОШ Беденко Г.М.
1. Работая в школе более 30 лет, я часто ставлю перед собой вопрос: как сделать, что бы всем учащимся, и физически крепким и имеющим недостаточный уровень физической подготовки на уроке было одинаково комфортно. Все мы хорошо знаем, как неуютно чувствуют себя на уроке учащиеся со слабыми физическими данными, как сильно они переживают за свои неудачи, за отрицательные оценки, как у них пропадает желание ходить на уроки физической культуры. Я пришла к такому выводу, что только система индивидуального тестирования может решить эту проблему и это способствует значительному улучшению показателей по физической подготовке. Основная цель, которая ставится перед каждым учащимся – улучшить свой результат на определенную величину. Величины прироста я разработала самостоятельно, исходя из моей практики. Педагогическая диагностика и мониторинг физического развития способствуют лучшей реализации единой системы физического воспитания и оздоровления учащихся. Для этого я провожу электронное тестирование, которое помогает выработке у учащихся личностно – ориентированной позиции и осознанного подхода к своему уровню физического развития. Здесь фиксируются показатели физического развития учащихся. И обучающиеся в любой день могут посмотреть свои результаты и сделать определенные выводы. (Учет ведется с 5 по 11 классы). При оценке достижений учеников в основном ориентируюсь на индивидуальные темпы продвижения в развитии. Ведь оценка должна стимулировать стремление ученика к своему личному физическому совершенствованию, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.
2. Школа создана для учеников. Сюда они каждый день должны приходить с радостью. Общение с учителями также должно приносить им радость. Однообразие – враг учебного процесса. По опыту работы знаю, что даже самые хорошие уроки и внеклассные мероприятия быстро приедаются детям, если в них не бьёт новая мысль, не просматривается нововведение, нет новых педагогических технологий, инноваций. Любое дело должно иметь в основе своем творчество. Я стараюсь увидеть в каждом ученике – личность, увидеть особенности его характера, интересы, склонности и всё это учесть в своей работе. Личностно – ориентированный подход к каждому ученику очень важен в нашей работе. Преподавание физической культуры стараюсь осуществлять на основе высокопрофессиональных современных педагогических технологий, таких как «Мозговая атака или «Мозговой штурм», «Лестница достижений», «Свободный класс и другие».
3. Быть здоровым – это счастье для каждого человека. Молодые о Здоровье не думают. Как правило, молодость и здоровье сопутствуют друг другу. Но чем старше становится человек, тем больше начинает понимать, какое это благо – здоровье, и тем больше начинает ценить его. Что касается здоровьесбережения, то у меня есть несколько направлений этой деятельности. Во первых, это обеспечение безопасной школьной среды. Инструктаж по технике безопасности на занятиях легкой атлетики, кроссовой подготовки, спортивных игр, гимнастики обязателен для всех учащихся. Во вторых, учебный процесс стараюсь, вести так, чтобы ничто не вредило здоровью ученика. Больше стараюсь проводить занятия на свежем воздухе с высокой моторной плотностью. В третьих, в ходе каждого урока использую упражнения для укрепления отдельных мышечных групп, формирования правильной осанки, упражнения для профилактики плоскостопия (занимаемся босиком, массируем подошвенную поверхность стоп, выполняем ходьбу по еловым шишкам, по керамзиту, по лежащему на полу канату, по коврику из пробок (от пластиковых бутылок)). Эту «Дорожку здоровья» дети очень любят и выполняют с большим удовольствием. Упражнения для профилактики плоскостопия я рекомендую выполнять учащимся и дома, как домашнее задание. Это позволило снизить процент плоскостопия у юношей – призывников на 5 процентов.
4. Дети должны в движении находить радость, поэтому я внимательно отношусь к каждому ученику, подбираю учебный материал так, чтобы всем на уроке было интересно. Стараюсь приучать детей думать, активно участвовать в уроке, стараюсь вселить в слабых уверенность в собственных силах, помогаю преодолеть им психологический барьер неуверенности. Особое внимание в своей работе я стараюсь уделять воспитанию учащихся младших классов, потому что именно в этом возрасте закладывается личностное отношение к физической культуре. В этом направлении я работаю давно и могу сказать, что уже кое-что получается неплохо. Отношусь к своим ученикам, как к своим детям: в меру добра и в меру строга. Дети это чувствуют и одобряют. Своим видом, поведением, умением общаться, стараюсь вызвать у учеников интерес к предмету. В начальных классах я часто провожу разминку под музыку («Чунга-чанга», «Песенка львенка», «Учат в школе» и др.), использую элементы танцев , спортивных игр. Играю вместе с детьми в различные подвижные игры, при этом применяю маски животных (кота, волка, медведя). Такие игры обычно проходят очень эмоционально, оживленно и вызывают большой интерес у учащихся. Хорошим помощником на уроках является музыкально – ритмические подвижные игры, которые применяю во второй или заключительной части урока («Зайчик», «Жили у бабуси», «Прогулка в лес» и т. п.). Такие игры содействуют совершенствованию координации движений, благоприятно влияют на улучшение осанки, повышение жизненного тонуса. В таких играх создаются благоприятные возможности для раскрытия личностного потенциала ребёнка, в ней он познаёт и испытывает самого себя. На уроках я учитываю желания, настроение, темперамент моих учеников, учу их приемам самоконтроля, адаптации, приёмам релаксации. Ведь наши уроки – и для мышц, и для мозга. Готовясь к проведению подвижных игр в начальных классах, продумываю весь процесс игры, стараюсь предвидеть, какие её моменты могут вызвать чрезмерный азарт и нечестное поведение играющих, падение интереса к игре, пытаюсь предотвратить эти нежелательные явления. Заранее намечаю, кому из детей быть водящими в игре, как лучше поделить класс на команды, как вовлечь в игру слабых и пассивных. Большое место в моих уроках отводится военно – тактическим играм, играм драматизации, состязательным играм, играм имитации реальной деятельности. Хорошим подспорьем в уроке являются карточки – задания «Овощи и фрукты», «Цветы и деревья», «Светофор» и др.
5. Урок физической культуры невозможно представить без набора простого инвентаря, куда входят мячи, скакалки, гимнастические маты т. п. Важно все это иметь, но не менее важно уметь пользоваться этим инвентарем и умением сохранить его. В целях укрепления материально – технической базы школы учу детей изготовлению и правильному обращению со спортивным инвентарем. Простейший спортинвентарь мы делаем сами из подручного материала.
Стены нашего зала красиво разрисованы символикой Олимпийских Игр и изображениями различных видов спорта. По предстоящим олимпийским играм Сочи-2014, в течение года проводилась теоретическая подготовка учащихся и сбор материалов, фотографий для стендов по Олимпийской тематике. Мною созданы несколько презентаций по Олимпийской тематике, которые дети просмотрели с большим интересом.
6. В своей работе большое внимание я уделяю домашним заданиям. Использую следующие виды заданий:
1. Составить комплекс общеразвивающих упражнений (с мячом, скакалкой, гимнастической палкой, гантелями) показать и выполнить вместе с классом.
2. Подготовить и сообщить спортивные новости недели.
3. Составить комплекс из изученных акробатических упражнений, упражнений на гимнастических снарядах.
4. Придумать новое упражнение по пройденному материалу (прыжки через колеса, упражнения на гимнастической скамейке и т. п.).
5. Развитие того или иного двигательного качества. В течение урока домашнее задание обязательно проверяю и выставляю оценку в журнал. Но не все учащиеся добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Моя задача – разбудить сознание учеников, убедить их в том, что стоит немного потрудиться и победа обязательно придёт к тебе.
Были проведены в течении учебного года соревнования между классами по пионерболу, мини-футболу, волейболу, баскетболу, шахматно-шашечный турнир.
7. Усиление образовательной направленности урока является ведущим звеном моей работы. Это выражается в увеличении количества специальных знаний как по теории и методике физической культуры, так и из смежных с ней областей. Межпредметные связи, которые я применяю в своей практике, позволяют более полно и глубоко осмысливать программный материал. Работаю в содружестве с учителями – предметниками. Межпредметные связи реализовываю путем включения в урок в виде фрагмента отдельного его этапа, на котором наряду с задачами по физическому развитию учащихся решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов (математика, биология, физика и др.).
8. Принцип дифференцированного образовательного процесса способствует осуществлению личностного развития учащихся. Этот принцип находит широкое применение в моей работе.
Применяю компьютерные технологии в своей работе.
В течение года, еженедельно , по субботам, проводила занятие «Клуба Выходного дня», где дети занимались любимыми видами спорта и различными упражнениями(подвижные игры, пионербол, волейбол, баскетбол, футбол, шашки и шахматы).
В течение года работала секция волейбола и баскетбола под моим руководством.
В феврале месяце провела месячник спортивно-массовой работы, посвященный Дню Защитника Отечества. В программе месячника были соревнования по разным видам спорта, конкурс «Самый сильный» . Наилучшие результаты показали учащиеся 11 класса.
Учащиеся нашей школы принимали участие в районных и областных соревнованиях. Заняли первое место в соревнованиях по пожарно-прикладному виду спорта в районных соревнованиях и были удостоены высокой чести защищать честь района на областных соревнованиях в городе Семикаракорске, где заняли 5 место из 12 команд.
Учащийся 11 класса Третьяченко Антон с составе сборной команды района принимал участие в Областной Спартакиаде Дона в городе Таганроге и занял там 2 почётное место по четырёхборью (подтягивание на перекладине, бег 3000 метров, плавание, стрельба).
Учащийся 11 класса Ключников Евгений на районных соревнованиях по лёгкой атлетике занял 2 место по прыжкам в длину с разбега.
Выступала на районном методическом совете учителей физкультуры с докладом на тему «Роль и значение домашних заданий по физической культуре в улучшении физической подготовленности учащихся».
Ежемесячно выступала на школьных линейках по теме ГО и ЧС, являясь организатором работы в школе по ГО и ЧС.
Участие в ГИА 9класс (тестотехник).
Участие в ЕГЭ 11 класс (сопровождающий).
Участие в проекте «Учитель цифрового века» (сертификат).
Регистрация в сообществах «Первое сентября», работа в личном кабинете на сайте «Первое сентября».
Участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, посвящённых Дню Матери, 8 Марта, КВН-ко дню рождения школы, Новый год, Последний звонок, Выпускной вечер, Неделя психологии .
Родительские собрания по теме: «ЕГЭ. Домашний микроклимат».
Доклад на педсовете по теме «О соблюдении пожарной безопасности в школе».
Состою в координирующем совете по введению ФГОС, в проблемно- творческой группе компьютерной грамотности, в общешкольном методическом объединении учителей- предметников.













13PAGE 15


13PAGE 14715




15