Внеурочная деятельность Хороводные песни, игры, пляски
Занятие по внеурочной деятельности в 3 классе
Тема : Хороводные песни, игры, пляски.
Цель : Выявить жанровые особенности плясовых и хороводных песен.
Задачи:
Предметные:
1.Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.
2. Познакомить учащихся с особенностями хороводных песен и плясовых.
3. Пробудить желание научиться играть на русских народных инструментах
4. Развивать умение слушать музыку и эмоционально на нее откликаться.
Метапредметные1. В ходе совместной деятельности развивать умение сотрудничать друг с другом (парная, групповая работа)
2. Используя средства изобразительного ряда, способствовать одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии
3. Способствовать развитию таких логических операции как сравнение, классификация, анализ, синтез.
Личностные
1. Расширять музыкальный и жизненный кругозор учащихся, формировать основы музыкальной культуры и музыкального вкуса
2.Развивать музыкальные способности(музыкальный слух, чувства ритма, память).
3.Развивать творческую фантазию и инициативу в процессе песенной и танцевальной импровизации.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие. Давайте поприветствуем сегодняшний день стихотворением : (выразительное чтение)
Я здороваюсь везде
Дома и на улице
Даже здравствуй говорю
Я соседской курице
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй маленький дубок.
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй утро, Здравствуй день!
Мне здороваться не лень!
Актуализация знаний.
Давайте вспомним что такое фольклор? (народное творчество)
Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально-танцевальное творчество народа. Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества.
В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. На протяжении многих столетий возникали разнообразные песенные жанры
Сейчас я вам напою мелодии, а вы хором отвечайте какой это жанр. (колыбельная, солдатская, частушка, хороводная).
Постановка проблемы
Послушайте следующее произведение , Как вы считаете, к какому жанру фольклора можно отнести? Звучит р.н.п. "Во поле береза стояла" (хоровод).У кого - нибудь есть другое мнение? Докажите, что это хоровод.
Слайд 1 . надпись хоровод.
Да, это прозвучал жанр хоровод. Из каких двух слов состоит это слово?
Что означает каждое из них? хор и вод. Что означает слово хор, как вы думаете?- дружное слаженное пение группы людей.
А слово вод - значит водить, двигаться, танцевать.
Значит водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это еще и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли.
Так значит над чем мы сегодня будем работать? Как бы вы сформулировали тему урока? (отв.детей)
Тема урока: Хороводные песни, игры, пляски
Что вы хотите узнать о хороводе? интересно ли вам знать когда, где, кто водил хороводы, какие они бывают?
Слайд 2 . Тогда посмотрите на слайд и укажите те картинки, где по вашему мнению изображен хоровод. А почему вы про эту картинку мне ни чего не сказали? А что это? Это плясовая .На всех картинках люди изображены в движении.
Проблема.
Но, почему одни называются хороводами, а другие плясовыми. Почему музыка связанная с движениями образует два разных жанра? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
Мы должны сравнить по каким признакам хороводные песни отличаются от плясовыхОсновная часть. "Открытие детьми "новых знаний. Итак давайте разберемся, какие признаки имеет хоровод
Слайд 3
Посмотрите на эти две картинки . Что вы можете по ним рассказать о хороводе? Зима, лето
В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами, являясь разновидностью весенних песен. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья.
Хоровода начинали водить с праздника Егорьев день - это праздник пастушков. Именно с этого дня выгоняли на поля, луга , пастбища домашний скот: коровушек, овечек, коз и лошадей. Чтобы они свежей, молоденькой травушки поели и молочка больше дали. Водили хороводы до самой осени, праздника Покров День, который отмечается 12 октября. В этот день снег покрывал землю , становилось холодно и домашних животных загоняли в хлев зимовать до будущей весны.
Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли “посиделками”. На этих вечеринках также пелись
Слайд 4 А об этих хороводах что можете рассказать?
По характеру движения хороводы можно разделить на две группы: круговые и некруговые хороводы - игры и хороводы - шествия. Круговые хороводы чаще всего сопровождались обыгрыванием сюжета песни. В центре круга солисты-актеры разыгрывали песню в лицах. Такой хоровод называли игровым или драматическим.
Слайд 5 виды фигур
Хороводы-шествия отличались разнообразными движениями: ходьбой рядами, “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, прохождением “через воротца”, звездочкой и другими. В таких хороводах читался узор, орнамент и называли их орнаментальными. Посмотрите видео фрагмент орнаментального хоровода, обратите внимание на музыку, какой характер?
Вспомните, а знаете ли вы песню, которую мы могли бы обыграть, инсценировать? Кто помнит что это за песня? (наигрываю мелодию) Р.н.п. «Как у наших у ворот (Драматизация песни исполнение по ролям) Исполнение хоровода. Что мы с вами сейчас делали? Пели, ходили по кругу и изображали движения, а это значит- водили хоровод. А какой хоровод (игровой) Молодцы.
Посмотрите на следующий слайд , что мы еще можем узнать нового?
Слайд 6 хоровод и плясовая.
в каком темпе исполняют хороводы? В умеренном, не торопливом, медленном, говорили про девушек "Как лебедушка плывет" (грациозно)
Для медленных хороводных песен характерны широкие, плавные напевы с выразительным распеванием слогов.
Для плясовых мелодий характерен оживленный, а иногда и быстрый темп, четкий ритм с акцентами. Такие танцы сопровождаются пляской, притопыванием и прихлопыванием в ладоши.
Давайте и мы с вами попробуем сейчас исполнить плясовую, под мелодию русской народной песни "Светит месяц", посмотрим кто у вас лучший танцор.Исполнение " Светит месяц"
Послушайте еще одно произведение. "Ах вы, сени"
Какие народные инструменты вы услышите?
Изменялась музыкальная тема на протяжении звучания произведения? (Меняется темп, ритм,).Как называется такая форма произведения , в которой тема изменяется, приукрашивается, варьируется? (Вариация)
Какая музыка по характеру? (веселая , энергичная, танцевальная.)
Как вы думаете это плясовая или хороводная. Докажите
Что удобно под эту музыку делать? плясать
А как выдумаете как называется такой жанр народной музыки под которую удобно плясать? (плясовая) Где в основном исполнялись плясовые? на гуляньях, праздниках.
Если они звучали в основном на гуляньях, то исполнение плясовых было связано развлечением и поднятием праздничного настроения или совершения какого -либо обряда? ( поднятие настроения) (Слушайте внимательно и каждую вариацию сопровождайте "игрой на музыкальных инструментах)
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа по карточкам. Давайте объединимся в три группы, сейчас я проверю как хорошо вы знаете народные инструменты умеете их отличать от инструментов симфонического оркестра. Итак задание: у меня перепутались все инструменты, вам нужно народные отделить от симфонических. Проверка на доске, обменяйтесь карточками и проверьте у друг друга. Молодцы, с этим заданием вы справились отлично.
А как вы думаете следующее произведение плясовая или хороводная, композиторское или народное? Звучит "Плясовая" А . Лядова. Хороводная или плясовая? ( плясовая) Чем отличается композиторская от народной?
Закрепление
Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. С чем ? (хоровод и плясовой)
Что объединяет эти два жанра? ( движения) .А почему если ,и там и там есть движения? потому, что есть отличительные признаки.
Слайд 7. Работа с таблицей
Чем на уроке вам понравилось заниматься больше всего? Что вам больше всего понравилось?
Мне очень понравилось как вы занимались сегодня на уроке!
Наш урок подошел к концу «До свидания дорогие ребята»