Выступление учителя Учебная мотивация обучающихся: методы и приемы


Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка
Сегодня принципиально изменена российская общеобразовательная парадигма: осуществляется переход от традиционной педагогики (основа образования — формирование знаний, умений, навыков) к развивающему образованию, основанному на индивидуальном, личностном подходе. Все более приоритетной в отечественной школе становится идея И. Канта о том, что учить следует не мыслям, а умению мыслить. В основе новой общеобразовательной парадигмы лежит концепция социализации личности, формирование личностных компетенций. Но как научить умению мыслить? Прежде чем взяться за подобное обучение, необходимо, чтобы сам человек захотел научиться учиться, т.е. возбудить в нем желание черпать информацию, поглощать ее и переваривать, необходимо повысить его мотивацию.
Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка и литературы я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.
Общеизвестно, что сильными позициями любого материала, привлекающими к себе непроизвольное внимание адресата, являются начало и конец, или так называемый "эффект края", когда запоминаются начальная и конечная информация сообщения, поэтому первому этапу урока должно уделяться, как правило, особое внимание.
Как быстро включить детей в активную мыслительную деятельность? Как захватить их внимание и заставить работать? Я предлагаю делать это через кроссворд, составляющими понятиями которого становятся определения , использовавшиеся на прошлом уроке. Таким образом, сочетание букв этих понятий даст не только выход на новую тему занятия, но будет представлять собой и повторение.
Выход на тему через активизацию мыслительной деятельности
д и н а М и к а
пе д А г о г и к а
д и а г н о С т и к а
д и д а к Т и к а
э л е м Е н т а рн о е
М а к а Ре н к о
Как иначе называется развитие и изменение? (динамика)
Как с греческого языка переводится «искусство воспитания»? (педагогика)
Понятие, которое в греческом языке означает «познание», «определение»? (диагностика)
Как называется область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения? (дидактика)
В нашей стране первые 4 года – начальное образование, а во французской системе образования и в древнем Риме - ? (элементарное)
Известный педагог, автор «Педагогической поэмы»? (Макаренко)
Эпиграф
Исстари говорится: чтобы стать хорошим учеником, нужен хороший учитель, то есть мастер. Мастер – это умелец и творец, вдохновленный и вдохновляющий. Широта кругозора и душевная тонкость учителя создают основу для глубинного преподавания литературы, то есть такого, когда школьники учатся мыслить и чувствовать, принимать изучаемое близко к сердцу, видеть живую, сложную, противоречивую жизнь за трепетными строками художественного произведения. Такой основой на моих уроках, следующим приемом, активизирующим мыслительную деятельность учащихся, всегда был и остается эпиграф. Использование в качестве эпиграфа стихотворных строк, высказываний известных людей позволяет не только украсить урок, добавить ему эмоциональной окраски, но, прежде всего, донести идею предстоящего урока, настроить детей на размышление, т.е. активизировать мыслительную деятельность. Умело подобранный эпиграф имеет, на мой взгляд, огромное воспитательное значение. Когда-то А.П. Чехов писал, что “человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”. Тем большее значение приобретает эта мысль в наши дни. В поле зрения юного читателя постепенно должен входить весь мир с его страданиями, радостями, горестями и надеждами. Урок литературы призван будить мысль, заставлять ученика задумываться над собственной жизнью, беспокоить, будоражить, а не давать готовые рецепты. Сама природа нормального человека требует такой активности.
На каждом уроке литературы русского языка я предлагаю ученикам эпиграф, который ярко, точно и сжато выражает тему урока, освещает основную идею произведения.
В качестве эпиграфа к сегодняшнему методическому дню я использовала именно этот прием. А подтолкнуло к этому высказывание одной из учительниц: «Ну что еще за методический день, работать надо!» В этой связи мне показалось уместной такая притча, которая наталкивает на размышления.
Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” - спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” - сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”. - посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” - ответил упрямый лесоруб.
Я думаю, что суть наших размышлений должна сводиться к тому, что порой за ежедневной рутинной работой мы забываем о самообразовании, об использовании чужого опыта, что позволило бы нашей работе стать более эффективной. А заставило нас размышлять как раз использование эпиграфа.
Эпиграф – не украшение урока, а его органический элемент. Он тесно связан с идеей и содержанием урока; его назначение – сжато передать основную мысль, натолкнуть ребят на понимание произведения.
-203835267970Использование образного, ассоциативного обучения
Написанное целиком слово, на мой взгляд, представляет собой не что иное, как образ. Следовательно, мы читаем или мыслим образами и делаем это привычно, уверенно, т.к. образ гораздо первичнее слова и буквы (сравнить с поведением первобытного человека).
Развитие образного мышления ребенка чрезвычайно важно, т.к. именно оно способствует развитию творческого потенциала, заложенного в каждом маленьком человечке. Образное мышление, опять - таки по моему глубокому убеждению, непосредственно влияет и на эмоциональное развитие человека. И коль часто мы стали говорить об эмоциональной глухоте, т.е. равнодушии, безразличии подрастающего поколения, то не пришло ли время искать причину в особенностях современного мира, когда человек черпает готовую информацию, не прибегая к своим ощущениям, представлениям, не прибегая к своему воображению.
Воображение ребенка очень помогает при заучивании наизусть стихов, прозаических отрывков. Не каждому ребёнку даётся легко такое задание – всё зависит от степени развития памяти ученика, его образного мышления. Но что же делать, если память слабо развита, и образы в воображении школьника не возникают? Ответ ясен: память надо развивать и тренировать. Как?
метод “Заучивания наизусть”.
Формирует воображение, понимание того, что читаешь; способность сохранять в памяти поступившую информацию.
Развивает память, образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
Достижения: практика показывает, что большинство учеников в классе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память учеников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
Картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Итак, мы даем ученикам установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Вы будете запоминать, а я - вам помогать». Вы можете построчно читать стихотворение и изображать то, о чем говорится. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания каляки - маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» ученик несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Метод фиксации информации через рисунок использую я и при подготовке к изложению. Полезным оказалось рисование и при подготовке к выпускным изложениям в 9 классе. Ребята, которым сложно было воспринимать на слух читаемый текст (визуалисты) и те, кто не успевал записывать опорные слова — рисовали. Одни изображали текст статично, другие — в динамике (комиксы). Цель образования: не объём информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией, изображать услышанное, читать рисунки.

Принцип обучения: коммуникативно-деятельный, личностно-ориентированный.
Важность изучения: быстрое заучивание поэтических текстов, анализ прозаических произведений, подготовка к ЕГЭ базируется на использовании этого метода, на уроках контроля ЗУН по литературе я давно совмещаю, а зачастую и заменяю традиционное написание сочинения с составлением коллажей, рисованием наиболее значительных кульминационных сцен произведения, составлением фамильных гербов персонажей. Происходит развитие ребёнка, его творческих способностей. Собственный ассоциативный рисунок ученика можно рассматривать и как средство формирования коммуникативных умений школьников.
Детский рисунок способствует развитию наблюдательности, т.к. когда ребенок рисует что-либо, он стремится выбрать размер, форму, цвет, наиболее характеризующие предмет, следовательно, в процессе рисования внимание концентрируется и на качественной стороне предмета, значит, в сознании закрепляются слова, обозначающие признак предмета.
Рисуя, школьник учится видеть, наблюдать и анализировать, находить реальную форму для воплощения своего переживания. Рисование — не только средство эстетического воспитания и развития речи школьников, но и прием снятия напряжения, эмоциональное воздействие, побуждающее к самовыражению, к свободному обращению с учителем.
Таким образом, мы отмечаем эффективность собственного рисунка ребенка при формировании и развитии коммуникативных возможностей учащихся на уроках развития речи.
Рисунок, созданный к тексту, развивает наглядно-словесную форму мышления, действует положительно на развитие познавательных процессов и “имеет немаловажное значение для совершенствования речевых механизмов, которые являются основой формирования коммуникативных умений учащихся”. Отсюда берет свое начало развитие двойной мотивации, исходящей из соединения словесных и изобразительных средств.

Человеку необходимы коммуникативные умения. Значит, заботиться об их формировании и развитии следует постоянно, особенно в школе. Но наиболее пристальное внимание нужно обратить на формирование коммуникативных умений в 5–6 классах, т.к. именно в этом возрасте, по мнению Л.С. Выготского [6, с.30], закладываются основные возможности. При работе на уроке по развитию речи, на котором используется собственный рисунок, мы использовали следующую схему:
1. Восприятие и анализ текста-образца определенного типа речи.
2. Словесное иллюстрирование данного текста-образца,
З. Создание учеником рисунка к тексту-образцу.
4. Анализ созданного рисунка.
5. Составление высказывания определенного типа.
Такая схема синтезирует художественную речевую деятельность, что является одним из принципов совершенствования речи учащихся.
Таким образом, как показывают проведенные исследования, прекрасным средством создания на уроке речевых ситуаций, обеспечения мотивации высказывания, обогащения словаря и развития орфографических и пунктуационных, грамматических и синтаксических навыков является рисунок.

Работа с текстом
Практически каждый день нам приходится включать в содержание урока работу с теоретическим материалом. Как правило, ребятам дается задание прочитать текст, а затем ответить на вопросы к нему. В качестве приема, делающего такую работу целенаправленной и интересной, я предлагаю ребятам по мере прочтения материала составить вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Где….?», «Когда….?», «Почему….?». После того, как вопросы ребятами сформулированы, они задают их сначала соседу по парте, затем разворачиваются к ученикам, сидящим позади их и работают с ними. Только после этого определяется, какой ряд задаст наибольшее количество вопросов, т.е. кто усвоил текст лучше. Такая работа, в конце концов, приобрела на моих уроках соревновательный характер, ученики упражняются в выискивании самого интересного факта, а работа над теорией становится осознанной и интересной.
Конечно, учитель не работает “на голом месте”. Он совершенствует свое аналитическое чутье благодаря трудам других педагогов, многое у них заимствует. Однако, учась и заимствуя, педагог стремиться согласовать выводы других со своими собственными суждениями и чувствами. И чтобы разговор на уроке получился, надо создать творческую атмосферу, увлечь учащихся на путь отгадок и открытий. Это требование обязывает учителя проделывать основательную и довольно кропотливую исследовательскую работу, которая в конечном итоге и обеспечивает мотивацию учащихся на уроках.
«Черный ящик»
«Начать с конца»
Ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можете ли вы по схеме предложения воссоздать его облик (т.е. сказать, простое оно или сложное, главное и придаточное)
I. Игра "Переводчик"
1. Кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами? (Разъяренная вьюга замела тропинки.)
2. Найди иноязычные слова и замени их русскими. (Он пишет мемуары.)
II. Игра "Следствие ведут знатоки".
Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать свою точку зрения.
«Задай вопрос товарищу» воспитывает у детей внимание и быстроту реакции
2. Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества бензина в баках. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…
3. Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Чем выше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с возможностями школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда сами обучают друг друга.
“Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки”. Приемы педагогической техники – это сеть. А результат – хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
Эти главные принципы являются основой для приемов педагогической техники на любых предметах. Какие же приемы можно использовать на уроках русского языка и литературы?
Организация урока предполагает различные этапы. Поэтому приемы можно классифицировать по данным этапам
«Известное через неизвестное» Колумб ЗамоскворечьяЧто известно по теме?
Какое слово известно?
Колумб – первооткрыватель
Возможно ли использование этого слова в нарицательном значении?
Замоскворечье – разберите слово по составу. Что значит слово?
Кто , по-вашему, живет за Москвой-рекой?
Так как можно сформулировать иначе тему?-Первооткрыватель жизни за Москвой-рекой
Запишите, на какие вопросы вы бы хотели получить ответы?
Кто живет за Москвой-рекой?
Особенности жизни за Москвой-рекой
Кто является первооткрывателем этой жизни
Почему этого человека интересует данная тема
Создать свой сборник стихов поэта