ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ (статья)
Светлана Владимировна Огурцова, методист заочного отделения, преподаватель специальных дисциплин специальности Дошкольное образование ГБОУ СПО «Губернский колледж г.Сызрани», г.Сызрань, Самарская область
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ
«Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного»
Р. Тагора
Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. Человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному. Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста - способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое. Исходя из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) должны объединить усилия для введения малыша в мир искусства как можно раньше; необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в дошкольной образовательной организации, чтобы они способствовали выявлению особенностей эстетического отношения и развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников. Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста - обучение умению передавать свои впечатления об окружающем мире с помощью выразительных средств. Эффективным средством ее решения является изобразительное искусство, в частности, живопись. Знакомство с произведениями искусства способствует обогащению содержательной стороны детских рисунков, помогает детям понять, каким образом может быть отражено собственное отношение к действительности. Развитие художественного восприятия у ребенка дошкольного возраста происходит постепенно. Наиболее ранние его проявления - это детские высказывания, мимика, жесты, игры и рисунки. Глубоко осознанное восприятие детьми произведений искусства возможно только при условии умелого руководства педагога, применения им разнообразных методических приемов. Проблеме художественного восприятия действительности уделяют большое внимание многие психологи-исследователи художественного творчества, независимо от разделяемых ими теоретических концепций, например, Р. Арнхейм, развивавший положения гештальтпсихологии, Э. Нойман, последователь К.Г. Юнга, А. Маслоу, представитель гуманистической психологии. Практически все исследователи рассматривают художественное восприятие действительности как проявление художественной одаренности и важную основу художественных способностей. В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т.С.Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусства в воспитательно - образовательный процесс детского сада. Известно, что эстетическое отношение к действительности, рассмотренное с позиции активности субъекта, является основополагающим началом в его всестороннем развитии. Эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности. Необходимо знать, как оказать педагогическую поддержку ребенку, чтобы формирование художественного восприятия детей дошкольного возраста было более эффективным? Какие методы в работе педагога являются наиболее адекватными данной проблеме? Как создать условия в детском саду для развития художественного восприятия детей дошкольного возраста средствами живописи? Восприятие – сложный, но вместе с тем единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на человека (А.Г Маклаков). Художественное восприятие - сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Продуктом художественного восприятия становится «вторичный образ» и смысл, который совпадает или не совпадает с образом и идеей задуманными автором. Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире. Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка. Если в процессе воспитания ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему. Также ребенок будет иметь пробелы в представлениях о ряде свойств предметов. Художественное восприятие в дошкольном возрасте активно развивается при знакомстве с произведениями изобразительного искусства. Восприятие художественного произведения – сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Таким образом, художественное восприятие раскрывается как высшая форма восприятия, как способность, появляющаяся в результате развития общей способности к восприятию. В рамках производственной практики студентами нашего колледжа был проведен эксперимент по выявлению показателей и уровней развития художественного восприятия у детей 6-7 лет. Были заданы критерии, которые помогли оценить уровни развития художественного восприятия старших дошкольников: эмоциональная отзывчивость при восприятии картин различных художников; умения использовать средства выразительности и различные материалы в собственных рисунках; использование рисунка как средства выражения своего настроения, чувств, эмоций, композиционное решение, выразительность сюжета, цветовое решение, техника исполнения, оригинальность рисунка; проявление собственного мнения о произведениях, их критика, приведение разумных доводов. Также для выявления развития уровня художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие методики: Методика «Раскраска персонажей» А.А. Мелик-Пашаев. 2. Методика изучения восприятия картины (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Практикум по детской психологии»). В результате эксперимента было выявлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень развития художественного восприятия. Это может быть обусловлено недостаточной сформированностью у детей сенсорных эталонов, графомоторных, глазомерных навыков, а также низким уровнем пространственного ориентирования и восприятия. Выделенные компоненты и полученные результаты развития художественного восприятия дошкольников стали основой определения педагогической целесообразности и эффективности методов развития художественного восприятия ребенка. Организация целенаправленной работы по формированию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста средствами живописи стала следующим этапом эксперимента. Цель данного этапа: способствовать развитию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни, на основе предоставления свободы для художественно – творческого решения задач. Задачи: Установить связи с миром прекрасного, привлечь личный опыт детей (эмоциональный, визуальный, бытовой). Использовать метод оформления интерьера группы работами детей, оформление выставок. Формировать знания о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики. Умение пользоваться кистью, красками, палитрой. Овладеть начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси). Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением. Дети дошкольного возраста по-разному воспринимают произведения живописи, поскольку живопись требует длительного сосредоточения при изучении деталей картины, для того чтобы выделить целостность живописного образа. Для того чтобы дети усвоили основные компоненты изобразительной грамоты, важно осуществлять комплексный и системный подход к организации данного вида деятельности. Комплексность состоит в том, чтобы методы и приемы ознакомительной работы использовать в комплексе. Системность заключается в том, что ознакомление осуществляется на основе обеспечения преемственности в знаниях, умениях, впечатлениях с опорой на имеющийся опыт детей. В связи с этим было разработано перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности, проводимой со старшими дошкольниками по ознакомлению их с живописью (Таблица 1); Таблица 1 Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с живописью
Месяц
Тема
Цель
Задачи
Вид деятельности
Дидактический материал
Январь
Рассказы о трех искусствах; живопись Познакомить детей с видами изобразительного искусства
Научить отличать живопись от других видов изобразительного искусства Познавательно-речевая деятельность
Репродукции произведений живописи, иллюстрации видов скульптуры, архитектуры
Виртуальная экскурсия в выставочный зал Познакомить с выставками живописи и их ролью в жизни общества. Раскрыть содержание выставки; напомнить о правилах поведения в выставочном зале. Формировать умение внимательно рассматривать картины, находить характерные детали, являющиеся частью изображения
Коммуникативная, познавательно-речевая
Произведения живописи
Жанры живописи. Пейзаж
Знакомство с пейзажем
Познакомить детей с понятием «пейзаж», его изображением в картине
Коммуникативная, познавательно-речевая
Репродукции картин «Золотая осень» И. Левитана, «Рожь» И.Шишкина
Февраль Жанры живописи. Портрет
Знакомство с портретом. Познакомить детей с портретной живописью. Формировать умение внимательно рассматривать картины, находить характерные особенности и детали, которые являются частью изображения. Познавательно-речевая, коммуникативная, музыкальная
Н.Жуков «Андрюша», О.Кипренский «Портрет мальчика Челищева», В.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной». Музыкальное произведение для прослушивания В.Моцарт «Маленькая ночная серенада»
Жанры живописи. Натюрморт. Знакомство с натюрмортом.
Познакомить с натюрмортом, вызвать желание любоваться картинами, вызвать эмоциональные переживания. Коммуникативная. Познавательно-речевая. «Натюрморт с самоваром» И.Машкова, «Снедь московская: хлебы» И. Машков, «Букет цветов, бабочка и птичка» Ф.Толстой
Знакомство с Сызранскими художниками-живописцами Экскурсия в выставочный зал г. Сызрани
Знакомство с творчеством Сызранских художников Познакомить детей с творчеством Сызранских художников, с жанрами их произведений. Развивать художественно-эстетическое восприятие произведений живописи. Коммуникативная. Познавательно-речевая. Живописные картины Сызранских художников (портрет, пейзаж, натюрморт)
Март О чем рассказывает жанровая живопись
Знакомство с жанровой живописью Формировать умение детей воспринимать и улавливать главное в картинах. Учить соотносить увиденное с собственными чувствами и опытом Познавательно-речевая
«Дети, бегущие от грозы» К.Маковский, «Сенокос» А.Пластов, «Масленица» Б.Кустодиев, «Хоккеисты» А. Дайнека
Художники-живописцы Знакомство с творчеством художников: В.М.Васнецова, И.Айвазовского, З.Серебряковой
Познакомить детей с художниками, составляющими золотой фонд русской культуры.
«Три богатыря», «Аленушка» В.М.Васнецова; «Среди волн» И.Айвазовского; «За завтраком» З.Серебряковой. Музыкальное произведение для прослушивания: Н.Римский-Корсаков «Море» из оперы «Садко»
Что мы знаем о живописи
Закрепление знаний детей о живописи
Развивать активность зрительного восприятия Приобщать к искусству и художественной деятельности.
Игровая, познавательная, коммуникативная
Репродукции картин художников в жанре портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая и сказочно-былинная живопись Проведение викторины.
Раскрывая произведение живописи, внимание детей обращается на цветовые отношения, поскольку именно они являются основополагающими для живописи. Благодаря только цвету можно раскрыть суть художественно-изобразительного образа. Объясняется это тем, что цвет дети выделяют сразу, так как он ярок и знаком им. Дошкольники постоянно рисуют, экспериментируют с цветом, легко чувствуют настроение, выраженное в произведении. Только после того, как дети хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступать к работе по различению холодной и теплой гаммы цветов. Холодная гамма цветов – это голубой, белый, синий, фиолетовый, черный, зеленый и их градации. Господство холодных тонов в картине создает холодный колорит, связанный с тематическим и образным своеобразием данного художественного произведения. Холодные тона эмоционально близки таким состояниям настроения, как грусть, тоска, печаль и т.д. Теплая гамма тонов – это красный, желтый, оранжевый, розовый, коричневый и их градации. Господство тонов теплой гаммы в произведениях живописи создает теплый колорит. Он эмоционально связан с такими понятиями, как радость, добро, свет и т.д., то есть с теми жизненными явлениями и состояниями, которые в восприятии человека ассоциируются с ощущениями гармонии и благополучия. Активное освоение холодной и теплой гаммы цветов поможет детям органично воспринять характер и настроение произведений живописи. При целенаправленном обучении и систематическом ознакомлении дошкольники способны самостоятельно «прочитать» то, что художник пытался «рассказать» об идее произведения. Такое умение формируется постепенно, с помощью квалифицированного педагога, который помогает ребенку овладеть художественно-изобразительным инструментарием анализа произведения. Известно, что в воспитании современных детей преобладают обучающие занятия, однако без игр полноценное развитие ребенка невозможно. Игра используется в рамках занятий и в качестве самостоятельной формы ознакомления. Нами был подобран комплекс дидактических игр для старших дошкольников, направленных на образное ощущение колорита. Приведем примеры некоторых из них: Игра «Угадай, кто я». Воспитатель показывает тот или иной флажок, и дети называют предметы того же цвета. Игра «Я ошибся». Воспитатель показывает флажок и называет понятие, не соответствующее эмоционально и логически данному цвету. Дети должны исправить ошибку, объяснив, в чем она заключается. Например: черный флажок воспитатель определяет как огонь, дети исправляют: огонь – несет в себе тепло, значит, флажок должен быть теплого цвета: красным или желтым. Игра «Если бы я был художником». Воспитатель произносит слова «Если бы я был художником, то нарисовал бы маму, папу, бабушку, друга, сегодняшний день, свое настроение тем или иным цветом». Ребенок должен не просто предложить цвет, но и объяснить, почему он его выбрал. Игра «Цветные времена года». Воспитатель предлагает детям составить цветовую композицию понятий: зима, лето, осень, весна – на основе преобладаний в природе тех или иных цветов, характерных для данного времени года. Игра «Цветовая композиция». Воспитатель предлагает детям составить цветовую композицию понятий: тепло, холод, снег, огонь, свеча, мороз, жар – на основе эмоциональной и психологической окрашенности данных понятий в восприятии (вариант 1). Воспитатель предлагает детям составить цветовую композицию понятий: печаль, радость, праздничное настроение, обида, дружба, ссора – на основе ассоциативного восприятия соотношения цвета и состояния души (вариант 1). Игра «Найти такой же». Воспитатель предлагает детям следующие задания: Помоги рыбам найти своих детишек. Собери капельки в стакан (в стаканах уже имеются по одной капельки определённого цвета). Собери лепесточки у цветков. Помоги спрятаться в окошке (закрыть квадратиком такого же цвета, как и рамка). Подбери к каждому предмету цвет. Дайте детям цветные квадраты и попросите разложить – к каждому предмету свой цвет. Эту игру можно провести в форме лото. Нарисуй нужного цвета. Нарисуйте банан, арбуз, вишни, помидор, морковь, грушу, персик, горох, подсолнух, колокольчик, розу, василёк и раскрасьте в нужный цвет. Раскрась рисунок по указателям. Раскрась клоуна, где красная точка – красным, где зелёная – зелёным и так далее. Детям даются рисунки, каждый участок которых обозначен числом, соответствующим номеру определённого цвета. Номера проставлены на карандашах или красках, номера проставлены на образцах, и детям нужно подобрать соответствующий карандаш или краску. Под номерами указаны названия цвета. Покажи нужный цвет. Дети должны показать карточку с тем цветом, который называет педагог. Игра «Подбери пару». Воспитатель просит детей подобрать предметы похожие по цвету. Усложнённый вариант, когда предметы составлены из деталей разного цвета. (Найди похожие домики, найди похожие овалы, найди похожие флажки). Игра «Как цвета не хватает?». Попросите детей сравнить парные картинки и сказать, какого цвета не хватает. Игра «Цветная карусель». На круге с изображением предметов каждый выбирает себе один или два сектора. Цветные квадратики переворачивают цветом вниз и раскладывают на столе. Каждый участник игры выбирает себе квадратик. Если он совпадает по цвету с предметом на рисунке в его секторе, то он выполняет какое-либо задание: читает стихотворение об этом цвете, называет предметы такого же цвета, собирает цветок такого же цвета. Если квадратик не совпадает по цвету с предметом сектора, то выбор делает другой участник игры. Выигрывает тот, кто первый выполнит все задания. Количество заданий можно обговорить до начала игры. Первым выбор делает тот, на ком остановится считалочка: «Радуга, дуга, дуга! Выбирай скорей меня!» Игра «Цвета». Воспитатель предлагает за 1 минуту назвать 5 предметов определённого цвета (синего, красного, жёлтого, зелёного, коричневого, чёрного и т.д.). Тот из ребят, кто не сможет за 1 минуту припомнить 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю даётся право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов. Игра «Веселая мозаика». Воспитатель предлагает детям следующие задания: Найди в комнате предмет такого же цвета Когда я вернусь, у вас должно быть что-нибудь такого же цвета. Назови предмет такого цвета, нарисуй и сочини про него четверостишие по образцу. Разложить мелкие предметы на кучки по цвету. Кто быстрее? Разложить цвета в ряд от белого к чёрному. Разложить цвета в ряд от светлого к тёмному. Нарисовать рисунки «Зелёная улица», «Дождливый день» Собери бусы из разных бусинок. Собери цветик - семицветик. Собрать из разных цветов букеты в вазы. Одень куклу красиво (Нужно показать, как можно моделировать одежду из разных деталей.) Сплети коврик из цветных полосок. Подбери красивые сочетания цвета (картина на стену) Сравнение комбинированных по цвету картин. Сравнить домики, овалы, флажки, состоящие из деталей разного цвета. Найти одинаково разукрашенные предметы. Сложи красивую пёструю ткань для шторы (по образцу, по памяти, по вымыслу). Нарисовать называемые предметы нужным цветом (кто правильнее подберёт цвет). Нарисовать конверт из сочетания светлых и тёмных тонов. Нарисуй природу: нежные переходы цветовых оттенков на небе. Воде, лесной зелени Нарисуй сказочный дворец, используя оттенки. Из деталей разного цвета сложить башню, чередуя цвета. Зажги огоньки на ёлочке (у кого разложены будут красивее). Нарисуй сказочную лесенку. Нарисовать лесенку из разноцветных ступенек. С одной стороны каждой ступеньки нарисуйте её продолжение густой краской такого же цвета. Получится более тёмный цвет: тёмно-красный, тёмно-зелёный и т.д. С другой стороны ступенек, разбавив краску водой, нарисуй более светлые такие же цвета: светло-красный, светло-зелёный и т.д. Игра «Смешение красок». Воспитатель предлагает дошкольникам смешать разные краски для получения новых цветовых оттенков. Из каких цветов можно получить бардовый. Белый + чёрный = серый Красный + жёлтый = оранжевый Синий + жёлтый = зелёный Голубой + красный = фиолетовый Зелёный + красный = коричневый В заключение нашего эксперимента с детьми был проведен контрольный срез. Его цель доказать эффективность использования средств живописи в развитии художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста. В результате анализа результатов контрольного среза можно конкретизировать содержание дальнейшей детализированной работы педагога с детьми в данном направлении, так как формирование художественного восприятия у дошкольников – процесс достаточно длительный и сложный. Повторное тестирование помогло нам выявить результативность проделанной работы. Для оценки эффективности данной работы были взяты методики, используемые на начальном этапе эксперимента. Проведя качественный анализ полученных изменений можно отметить следующее, что создание определенных условий по организации предметно-развивающей среды в ДОУ, целенаправленное и систематическое знакомство старших дошкольников с различными средствами живописи, комплексное взаимодействие окружающих взрослых при осуществлении данного направления влияет на повышение художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.