Доклад по теме самообразования «Составление и применение разноуровневых заданий по химии и биологии для дифференцированного обучения»


ГУ Соколовская средняя школа
2010 -2011
Составление и применение разноуровневых заданий по химии и биологии для дифференцированного обучения
НугмановаС.Е.


Социально – экономические преобразования, происходящие в Республике Казахстан, предъявляют новые требования к системе образования , призванной готовить новых граждан всесторонне развитых, самостоятельно и творчески мыслящих, способных ориентироваться в изменяющихся ситуациях, приносящих пользу отечеству и реализующих свой собственный потенциал. В связи с новыми парадигмами образования, в педагогике и школьной практике прочные позиции занимает личностно – ориентированный подход, суть которого заключается в построении такого педагогического процесса, который способствуют развитию, саморазвитию, самореализации собственно личностных свойств ученика. В педагогической практике и науке активно обсуждается проблема внедрения современных педагогических технологий. Пожалуй,сейчас не найдешь ни одной школы, где бы в той или иной мере не пытались осваивать и реализовывать новые педагогические технологии. В учебно – воспитательном процессе нашей школы чаще всего используются технологии «критического мышления», «модульного обучения», «дефференцированного обучения»
Термин «дифференциация» -весьма общий. Для того, чтобы он и отраженная в нём идея приобрели содержательность и осмысленное отношение к возможному действию, необходимо четко и конкретно поставить задачу или группу задач и определить действия, направленных на их решение. Сам термин следует применять реже, и то лишь в качестве итоговой характеристики проделанного, если это будет обоснованно и уместно.
Что вызывает необходимость в дифференцированном обучении?
В качестве определяющих требований можно выделить: различный уровень способностей учеников и разнообразие их склонностей. В данное время в Казахстане технологический подход к процессу обучения разрабатывают Ж.К. Караев, Г.Т. Хайруллин, С.К. Исмагулова. Я, побывав на курсах «Практика реализации образовательных и информационных технологий на уроках химии и биологии в условиях 12 –летнего обучения» в своей работе использую дифференцированую технологию обучения, т.е. составляю и использую разноуровневые задания: тесты, карточки уровня А, В, С, контрольные работы. Все уровневые задания составлены по темам учебника и направлены на развитие биологических и химических знаний, интереса к предмету, развития навыков. Карточки предназначены для повторения изученного и закрепления нового материала, тесты и контрольные работы направлены на проверку знаний учащихся.
Например, для изучения материала главы «Дыхательная система» -8 класс мной составлены карточки разноуровневых заданий по темам: « Газообмен в легких и тканях», «Дыхательная система», «Строение и функции органов дыхания», «Жизненная емкость легких и нейро – гуморальная регуляция дыхания», « Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена органов дыхания».
Уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня обязательной подготовки учащихся и формировании на его основе повышенного уровня овладения материалом.Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает право и возможность выбирать объем и глубину освоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. Достижение обязательных результатов обучения становится при таком подходе тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель в обучении каждого ученика. Перестраивается в соответствии с этим содержание его работы: или его усилия направляются на овладение материалом на более высоком уровне, или продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений. Именно такой подход приводит к тому, что дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретая реальный, осязаемый и для учителя и для ученика смысл. Увеличивается объем работы с сильными учениками, так как учитель связан необходимостью опросить всех учащихся по изученной теме, и, наконец отпадает необходимость разгружать учебные программы и снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых учеников.
Иными словами уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше заданий, а в силу того, что предлагая ученикам одинаковый объем материала, мы устанавливаем различные требования к его освоению. И, наконец, еще одно условие, реализация которого существенно усиливает эффективность уровневого обучения - добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. В соответствии с ним каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне усваивать материал. Такой подход позволяет формировать у школьников познавательную потребность, навыки самооценки, планирование и регулирование своей деятельности.
Уровневую дифференциацию можно организовывать в различных формах, которые существенно зависят от индивидуальных подходов учителя, от особенностей класса, от возраста учащихся и т.д.
В качестве основного пути осуществления уровневой дифференциации обучения в классе можно выделить две группы учащихся: группа госстандартного уровня и группа повышенного уровня, конечно состав групп не должен быть «застывшим». Что я имею в виду, любой ученик из группы госстандартного уровня А, может перейти в группу повышенного уровня В, если он хорошо усвоит материал и будет свободно выполнять задания, соответствующие обязательным результатам обучения. С другой стороны, ученик из группы повышенного уровня может перейти в группу уровня А, если он не справляется с темпами продвижения группы или имеет проблемы в обучении.
Дифференциованный подход целесообразно осуществлять на определенных этапах урока, так на этапе введения нового понятия учителю необходимо работать со всем классом, но после того, как несколько упражнений выполнено совместно, учащиеся могут приступить к уровневым заданиям по теме.
Развитие школьников - это не простое автоматическое следствие полученных знаний и умений, а результат проектируемых педагогических усилий. Дифференцируя задания учитель обязан помнить,что важную роль играет усвоение-как деятельность, состоящая в организации творчески-преобразовательных усилий, выводящая на такой уровень развития, который проявляется в своеобразном использовании знаний в различных учебных и жизненых ситуациях. Важны не сами знания и умения, а тот путь, который прошел ученик, те усилия, в результате которых он приобрел определенные достижения, приобретая опыт и преобразуя его в свой собственный.
При использовании дифференцирваного подхода в обучении химии и биологии, если коснутся частных аспектов: «…не секрет, что есть дети слабые, осваевающие курс с большим трудом, повышенная требовательность учителя, непосильные задания приводят к значительной перегрузке таких детей, пораждают негативные явления - списывания, а то и прямой отказ от работы на уроке». В подобных ситуациях сколько случаев, столько и проблем; решение каждой из них индивидуально и всегда не просто, при этом необходимо:
-выяснить причины , по каким хронически отстающий ученик оказался в данном классе; определить действительный уровень его знаний; «возвратить его» на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы; продумать и настойчиво осуществлять индивидуальный план обучения.
- всеми силами стемиться к единой цели: ни один ребенок не может быть упущен. Все дети обязательно должны достичь определенного уровня подготовки, чтобы получить возможность продолжать образование или квалифицированно трудиться.
- всеми силами и способами возбуждать угасший или угасающий интерес к изучению предмета.
Для того чтобы работа велась планомерно и результативно учителю надо иметь разноуровневый материал, методическую литературу, рабочие тетради, таблицы.
«Дифференциация обучения-это способ увлечь молодых людей вперед по пути знаний, а не отсекать и не бросать отставших»