ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Сапегина Е.С.
учитель-логопед первой квалификационной категории
г. Томск, МАОУ СОШ №14 имени А. Ф. Лебедева г. Томска
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данной статье отражены наиболее эффективные игры и упражнения, используемые в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Также успешно их можно применять в работе учителей, воспитателей, педагогов-психологов, дефектологов и рекомендовать родителям детей.
Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить их зрительный образ. Буквы можно выложить из пластилина, палочек, спичек, мозаики, верёвок, вырезать из цветной бумаги. Можно использовать прием «Дермолексия», когда взрослый на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознает ее с закрытыми глазами, причём «рисуют» на «ведущей» руке. Можно «рисовать» буквы на спине или в воздухе. Кроме того, есть большое количество других эффективных упражнений по работе с буквами:
Упражнение «Выдели заданную букву» (не более 5 мин. каждый день). Взрослый дает задание, в зависимости от того, какие буквы ребенок забывает или путает. Ребенку нужно выделить в любой книге или в любом печатном тексте все заданные буквы. Например: «спрячь» в квадрат за 2 мин. все буквы А; «спрячь» за 3 мин. все буквы А в квадрат и все буквы О в кружок; подчеркни за 4 мин. все буквы Ш одной чертой и Щ – двумя.
Полезны задания, усложняющие узнавания букв: «Перевернутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечеркнутых букв», «Каких букв больше».
Можно привлечь самого ребенка к «творческому созданию» букв - предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ - Ц и т. д.).
На развитие памяти и внимания - «Какой буквы не стало/Что изменилось?» - перед ребенком выкладывается ряд букв, начиная с 3 - 4, взрослый предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Можно поменять буквы местами или добавить ещё одну букву, а ребенок говорит, что изменилось. Играть нужно с постепенным увеличением ряда букв.
Упражнение «Составь из данных букв слова» (например, д м ы – дым; р, в, о, д, а - дрова). Начинать нужно с простых слов, постепенно усложняя их.
Упражнение «Найди букву, которая встречается во всех словах».
Например:
1) Роза, барабан, гриб, ракета, телевизор
палатка, плита, вол, лодка, пилот
писатель, салют, весло, карусель, сад
рота, тор, пот, пилот, матрос
Все педагоги знают, что фонематический слух и восприятие помогают ребенку различать звуки родного языка, что необходимо для правильного чтения и письма. И очень часто у детей с ОВЗ данные навыки развиты недостаточно. В связи с этим предлагаем несколько заданий, позволяющих развивать фонематические процессы:
Игра «Путаница». Вы называете шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает, как их исправить. Например, Русская красавица своей КОЗОЮ славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную ГОРКУ. Поэт закончил строчку, в конце поставил ДОЧКУ. Прошлой ночью дождик был, в ПОЧКУ он воды налил. Более простой вариант данной игры, когда вы просто называете слова с ошибками, а ребенок их исправляет. Так, взрослый говорит ребенку слово с ошибкой и кидает мяч (например, саяц), ребенок говорит слово правильно (заяц) и возвращает мяч.
«Поймай звук». Вы говорите ребенку разные слова, в которых ему необходимо поймать заданный звук, хлопнув в ладоши. Например, «поймай звук С в словах: кот, сани, коса, пальто», поймай звук С’ в словах сено, лето, лось, синица, осел. Родителям нужно помнить, что в букве могут «жить» 2 звука – мягкий и твердый! Например, твердый Р (РА, РО, РУ, РЫ), мягкий Р’ (РИ, РЕ, РЁ, РЮ, РЯ).
Игра «Самый внимательный». Взрослый произносит слоги со сходными звуками (например, ба-па/па-ба, ба-па-ба/па-ба-па). Задача ребенка, послушать и повторить также. Можно играть с перекидыванием мяча друг другу. Главное, чтобы ребенок научился без ошибок повторять. Начинайте с двух слогов, затем переходите на три. Примеры слогов: фа-ва /ва-фа, ва-фа-ва / фа-ва-фа / ва-ва-фа, да-та-да, ка-га-ка, ра-ла-ра, ша-жа-ша, са-ша-са, ва-ла-ва, за-са-за, жа-за-жа, ча-тя-ча, ха-ка-ха, ма-на-ма. Гласный звук заменяйте на другие. Главное правило – давать задание только с теми звуками, которые ребенок умеет произносить.
Игра «Первый и последний звук». Ребенок называет картинку или произносит слово, предлагаемое взрослым. Задача – определить первый звук в слове и последний (на слух).
Игра «Где прячется звук?» Взрослый называет слова с определенным звуком, а ребенок на слух определяет, где он прячется. Например, взрослый дает задание найти твердый звук [Л] и произносит поочередно слова (лампа, самосвал, балка, полотенце, сланцы, болт, стол, клумба). Ребенок слушает слово и отвечает, где прячется звук: в начале, в середине или в конце слова. Говорить нужно так: «В слове самосвал звук Л прячется в конце». Также с другими звуками.
Игра «Соседи звука». Взрослый дает задание найти (на слух) в слове соседей определенного звука. Например, «Определи на слух соседей звука П». Слова: компот (соседи звука П – М и О), почка (сосед звука П – только звук О). Для этого, когда ребенок произносит слово, он старается произносить слово медленно (кооомммпооот, пооочка), для того, чтобы слух успел уловить, заданный звук П и его «соседей».
Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка». Взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку. Ребенок подбирает слово на конечный звук предыдущего слова. Например: весна автобус слон нос сова Взрослый может подбирать слова новые для ребенка, но объясняя их значение. Таким образом, вы обогащаете словарный запас.
Игра «Ударь гласный звук». Игра поможет находить ударение в словах, если в этом есть затруднения. Ребенку достаточно сжать руку в кулак. Проговаривая слово в медленном темпе, ребенок ведет кулак по воздуху и «ударяет» гласный звук (делает удар кулаком в воздухе). В это время голосом выделяем этот гласный (например, чемодАн). Если ребенок выделил не тот гласный (например, чЕмодан), обращаете внимание на то, что слово звучит неверно и пробуете «ударить» другую гласную.
Игра «Придумай слова на заданный звук». Победит тот, кто вспомнит больше слов на заданный звук (например, на звук В: ваза, выбор, вол, выдра и т.д.).
Игра «Заколдованное слово». Вы произносите несколько звуков и просите ребенка составить из него слово. Например: К, О, Т – кот; П, Е, Т, У, Х – петух. Родителям нужно разъяснять, чтобы они произносили именно звуки (Б, а не БЭ! Р, а не ЭР!)
Упражнение «Продолжи ряды слов» (придумай слова с указанным количеством звуков). Выполняется устно.
мир, пар, гол, дол, сок, .
пара, игра, лото, укор
школа, карта, марка, ворон..
сорока, молоко, дорого, огород
Если ребенок испытывает трудности в составлении текстов или отдельных предложений, пишет слова слитно друг с другом, забывает про знаки препинания, то необходимо обратить на это особое внимание. Важным этапом в логопедической работе является формирование и развитие языкового анализа и синтеза, а также связной речи. В связи с этим предлагаем несколько упражнений и игр, направленных на решение данных задач.
Упражнение «Сколько слов в предложении?» Взрослый читает предложение, а ребенок считает количество слов в нем. Первое время акцентируйте голосом внимание ребенка на предлогах, которые часто не замечаются.
Упражнение «Назови нужное слово в предложении». Взрослый просит послушать предложение и назвать третье (четвертое, пятое и т.д.) слово по счёту.
Упражнение «Назови лишнее слово». Взрослый просит послушать предложение и назвать лишнее слово. Например, «Дети катались с огромной бегали горы». «Крот живёт под над землёй». «Ваня любит играть в детском мыльном саду».
Игра «Составь предложение». Взрослый просит ребенка составить из слов предложение и говорит ему несколько слов (например: гулять, пойду, вечером, я, другом, с). Ребенок внимательно слушает и составляет предложение (Вечером я пойду гулять с другом). Затем можно усложнять задания, предлагая слова в начальной форме (гулять, пойти, вечер, я друг, с).
Игра «Исправь ошибку в предложении» (можно играть с перекидыванием мяча). Взрослый произносит предложение с ошибкой, а ребенок исправляет. Например, «Лебедь плыл озеру». – «Лебедь плыл по озеру». «Мы купили красный яблоки». – «Мы купили красные яблоки». «Листья падают из деревьев». – «Листья падают с деревьев». «Коза пасёт девочку». – «Девочка пасёт козу».
Упражнение «Схема текста». Ребенок слушает или читает текст. Затем рисует к нему схему. Главным правилом схемы является рисование картинок вместо слов, либо запись первой буквы слова. Каждое предложение рисуется отдельно, а затем весь текст пересказывается по схеме. Со временем можно зашифровывать уже не все слова в предложении, а только самые необходимые. Например:
Смелый кот.
Смелый кот вышел из дома на прогулку. Его звали Буся. Котик запрыгнул на забор. Потом шустрый кот залез под лавку. Через час Буся нагулялся и пошёл домой.
С [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ].
С [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] на п .
Е. з. Б.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] на .
П. ш. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] .
Ч. 1 Б. н. и .
7. Упражнение «Собери текст из предложений и придумай название». Взрослый меняет предложения местами в любом тексте, записывая их на отдельный лист, дети исправляют. Например:
______________________ .
Они катают малышей на санках. Около школы есть большая гора. Весь день на ней толпа детей. Быстро катят с горы сани. Гриша и Саша тоже любят играть на горе.
Большая гора.
Около школы есть большая гора. Весь день на ней толпа детей. Гриша и Саша тоже любят играть на горе. Они катают малышей на санках. Быстро катят с горы сани.
Предложенный в статье практический материал используется в работе на логопедических занятиях, а также печатается в виде памяток для родителей детей с ОВЗ, которые закрепляют умения и навыки обучающихся дома.
Статья составлена на основе методических рекомендация и пособий Волковой Л.С., Лалаевой Р.И., Мазановой Е.В., Ефименковой Л.Н., Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П., Лопухиной И.С., а также с учетом опыта работы с детьми с ОВЗ (ТНР, ЗПР, нарушения ОДА/ДЦП, УО).
Список литературы
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991.
Логопедия /под редакцией Волковой Л. С., Лалаевой Р. И., Мастюковой Е. М. и др. – М.: Просвещение, 1989. – 527 с.
Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб, Союз, 2002. – 222 с.
Лалаева Р.И., Венидиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников, СПб, Союз, 2001.
Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. – СПб, Дельта, 2000. – 315 с.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д. – 2006.
Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. Вып. 10. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ. – 2001.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. М.: АРКТИ, 2007. 360 с.
15