Презентация Современные педагогические технологии в ДОУ


СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) ТЕХНОЛОГИЯ – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам. СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ, ТАКЖЕ КАК И ВСЕМ ВЫСОКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИСУЩИ СЛЕДУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГуманностьЭффективностьНаукоемкостьУниверсальностьИнтегративность ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОУ Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить:здоровьесберегающие педагогические технологиитехнологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми технологию проектной деятельности технологию исследовательской деятельноститехнологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога»информационно-коммуникативные технологии. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОУ технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения детей дошкольного возрастаигровые технологии в дошкольном периодетехнологии моделированиятехнологии проблемного обученияразвивающие технологии ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Цели: применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью;применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ медико-профилактическиефизкультурно-оздоровительныеобразовательныеобеспечения социально-психологического благополучия ребенказдоровьесбережения и здоровьеобогащения педагоговсохранения и стимулирования здоровьяобучения здоровому образу жизникоррекционныепедагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание.Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений;коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений;путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира); путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему). ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание познавательно-исследовательской деятельностиОпыты (экспериментирование). Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды.Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений.Коллекционирование (классификационная работа)Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений. Виды транспорта. Виды профессийПутешествие по картеСтороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели.Части света, их природные и культурные «метки»-символыПутешествие по «реке времени»Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды). История жилища и благоустройства. ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА» Концепция общероссийской системы оценки качества образования (2007) определила в основных положениях объекты оценки в системе образования, которые представлены тремя основными элементами: образовательными программами, образовательными организациями, индивидуальными образовательными достижениями обучающихся. Следовательно, последний элемент наиболее значим в условиях инновационного подхода. Индивидуальные образовательные достижения — это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и самопрезентации личных достижений ребенка, это портфолио ребенка ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА» Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста. Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА» Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравит­ся...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометриче­ские данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказы­вания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я ви­жу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ. ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА» Современное образование нуждается в новом типе педагога (творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат), у которого должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: технологии, в которых используются мультимедийные презентации; технологии, в которых используются информационно-обучающие компьютерные программытехнологии, в которых используются тестирующие программы Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Информационно-обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем. Тестирующие программы могут быть использованы для психолого-педагогической оценки развития детей дошкольного возраста. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИКТ в работе современного педагога 1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО (ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО) ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ. Данная технология основывается на изучении и понимании ребенка, учете его особенностей при построении отношений с ним.Сущность данной технологии состоит в оказании психологической и методической помощи воспитанникам в том, чтобы они стали успешными в учебно – познавательной деятельности. ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО (ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО) ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ Можно выделить два вида дифференциации:1. Дифференцированный подход к детям с отклонениями:Умственного характераФизического характераПсихического характера (задержка в развитии)2. Дифференцированный подход к детям без отклонений РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Термин «развитие» понимается как целостное развитие каждого ребенка, что предполагает максимально возможное разностороннее и гармоничное развитие его способностей. Интересов и склонностей. Формирование культурной, высоконравственной, творчески активной личности.Традиционное обучение сначала дает детям образец, а затем мотивирует его воспроизведение. Развивающее обучение не дает готовых образцов. Оно способствует возникновению потребности у ребенка в новом понятии или способе действия, организует, направляет и поддерживает собственную деятельность детей по овладению знанием, организовывает формулировку детьми своего «открытия». ПРИМЕРЫ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ Логические блоки З. ДьнешаВолшебные игры ВоскобовичаТРИЗЗанятия на тему «Открытие» (по системе «школа – 2000»Развивающее занятие, основанное на дидактических принципах Л.В.Занкова Занятие основанное на дидактических принципах развивающей системы Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова ИСТОЧНИКИ Хабарова Т. В.Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб • ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.Е.В. Михеева современные технологии обучения дошкольников – издательство «Учитель» 2011 г.Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста /О.В. Дыбина. – Тольятти:ТГУ, 2009Современные педагогические технологии:http://www.openclass.ru/wiki-pages/27838