Программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «УМКА»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
развивающих занятий «Мама и малыш»
(для детей 1-2 лет и родителей)
СОСТАВИТЕЛЬ:
Педагог-психолог МАДОУ «ЦРР «Умка» Е.В. Талан
г. Новый Уренгой
2016г.
Пояснительная записка
Ранний возраст — это период психомоторного развития ребенка, это особый и очень важный период в жизни ребенка. Активно развивается общая и мелкая моторика, совершенствуются основные движения. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой.
Современная педагогика и психология приоритетным направлением считают воспитание детей в семье. Но не каждая семья готова взять на себя образовательные и развивающие функции. И достаточно ли высок уровень педагогической культуры у родителей? Данное противоречие приводит к тому, что у большинства родителей возникает потребность в психолого-педагогической помощи, что обуславливает актуальность создания психолого-педагогической программы развивающих занятий для детей от 1 года до 2 лет и родителей «Мама и малыш».
Данная программа разработана с учетом основных задач развития ребенка раннего возраста. Полноценное гармоничное развитие ребенка возможно только при наличии позитивных эмоциональных отношений. Сфера эмоциональных взаимоотношений – одна из ведущих сфер развития ребенка раннего возраста. Возникающие эмоциональные взаимоотношения между родителями и малышом связаны со всеми сферами жизнедеятельности ребенка: физической деятельностью, игрой, интеллектуальной деятельностью, бытовой и творческой деятельностью, в целом играют важнейшую роль в развитии и формировании психологически здоровой личности ребенка. Учитывая данный аспект обязательным условием реализации программы является активное участие родителей (одного из родителей).
Цели и задачи программы
Цели:
Развитие эмоциональных отношений между матерью (отцом) и ребенком раннего возраста;
Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития ребенка.
Задачи:
Обучающие:
Психолого-педагогическое просвещение родителей (матерей) по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
Воспитательные:
Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста, развитие эмпатии.
Развивающие:
Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и взрослыми).
Развитие познавательной активности детей раннего возраста.
Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики)
Поставленные цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов деятельности:
Подвижные игры;
Игры и упражнения для развития речи (чтение стохотворений, потешек, сказок; артикуляционная и дыхательная гимнастика);
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики и общей координации движений (гимнастика с мамами, пальчиковые игры Железновых);
Дидактические и сенсорные игры на развитие психических процессов (с деревянными шариками и кубиками, пирамидками, матрешками, стаканчиками, баночками, вкладышами, брусками, с водой и т. д.;
Ролевые игры с куклами и мягкими игрушками;
Конструирование;
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
Телесно-ориентированные игры (игры и упражнения на коленях, игровые массажи).
Возрастные особенности детей 1-2 лет
На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры.
Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.
Постепенно совершенствуется ходьба, исчезает шаркающая походка. В простых подвижных играх и плясках дети начинают координировать свои движения.
На втором году из отдельных действий складываются элементы, основа деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра.
Интенсивно формируется речь, понимание речи окружающих опережает умение говорить. Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В конце второго года активный словарь состоит уже из 200–300 слов.
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Ребенок способен выполнять несложные (из одного, а к концу года из 2-3 действий) поручения взрослых, постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно».
На втором году закрепляется и углубляется потребность общения с взрослым по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.
На втором году жизни у детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Однако опыт взаимообщения у детей невелик и основа его еще не сформирована. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».
Сфера эмоциональных взаимоотношений – одна из ведущих сфер развития ребенка раннего возраста. Возникающие эмоциональные взаимоотношения между родителями и малышом связаны со всеми сферами жизнедеятельности ребенка: физической деятельностью, игрой, интеллектуальной деятельностью, бытовой и творческой деятельностью, в целом играют важнейшую роль в развитии и формировании психологически здоровой личности ребенка. Именно в сотрудничестве с взрослым и сверстником ребенок способен двигаться по пути развития.
Условия реализации программы
Особенности участников, которым адресована программа
Программа «Мама и малыш» предназначена для занятий с детьми в возрасте от 1 года до 2 лет и их родителями (родителем). При проведении занятий используется групповая форма работы в малой постоянной группе (5-8 человек).
Сроки реализации программы
Предложенная программа рассчитана на 7 календарных месяцев, с октября по май (28 недель), всего 56 игровых занятий.
Форма и режим занятий
Занятия проводятся только в игровой форме, а задания объединены общей темой. Обязательным условием является присутствие и активное участие родителей (родителя), что обусловлено спецификой возраста детей.
Занятия проводятся два раза в неделю, в первой половине дня. Продолжительность одной встречи - 20 минут.
Структура занятия
Занятие предполагает следующую структуру:
Приветствие;
Сюрпризный момент;
Телесно-ориентированные игры (гимнастика с мамами; пальчиковые игры; игровые массажи и т.д.);
Дидактические и сенсорные игры;
А) Сказка (слушание, рассказывание или просмотр сказки);
Б) Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
Прощание.
Некоторые фрагменты занятия повторяются. Частая их повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей раннего возраста: материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет им радость.
Ожидаемые результаты реализации программы
Для родителей
- владеют приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста;
- умеют замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка;
- умеют уважать желания и потребности малыша;
- умеют быть активными соучастниками ребенка в его деятельности;
- знают игры, упражнения и другие виды взаимодействия с детьми раннего возраста.
Для ребенка
Общение со сверстниками:
-знает имена близких ему взрослых и детей;
-учится играть и действовать рядом с другими детьми, не мешая им.
Усвоение социальных норм поведения:
-возрастает самостоятельность, осваиваются правила поведения в группе;
-учится здороваться, прощаться, благодарить.
Умственное развитие:
-нанизывает на стержень кольца пирамидки, открывает и закрывает матрешку;
-вставляет фигуры в отверстия, ориентируясь на цвет, величину, геометрическую форму;
-строит из кубиков башни;
-выполняет упражнения на развитие восприятия, мышления, внимания и памяти.
Развитие представлений об окружающем мире:
-приобретает знания в области названий предметов мебели, одежды, посуды;
-может выполнять несложные поручения взрослых.
Развитие речи:
-понимает и показывает определенные части тела, некоторые действия, признаки предметов, основные цвета, состояния (чистый, грязный, грустный, веселый);
-произносит облегченные или легкие слова (дай, на, бах);
-учится понимать предложения с предлогами (в, на);
-подражает речи животных;
-учится выражать свои просьбы с помощью слов и коротких фраз.
Математические представления:
-понимает размеры: большой — маленький, высоко — низко;
формы: шар, кубик; количественные: один — много.
Физическое развитие:
-может выполнять основные движения, в том числе движения
рук, бросает или катает мяч;
-играет в подвижные игры («прятки», «догонялки», «передай мяч» и т. д. ).
Изобразительная деятельность:
-с интересом рисует цветными карандашами линии, штрихи, округлые формы;
-понимает, что красками можно рисовать, например, при помощи пальчиков или поролоновых тампонов;
-учится работать с пластилином, лепит методом «налепа» и скатывает маленькие шарики;
-наклеивает заранее вырезанные детали из картона, фетра и бумаги.
Методическое обеспечение
Программой предполагается проведение комплексных (интегрированные, тематические и обобщающие) занятия с использованием разнообразных дидактических игр (сюжетных, с элементами драматизации, подвижных, словесных, пальчиковых и т. п.), бесед, инсценировок, упражнений.
Совместные с родителями занятия позволяют взрослым, сопровождающим ребенка, познакомиться с методическими приемами. Структура занятия соответствует возрастным особенностям ребенка 1-2 лет, предполагает частую смену деятельности, с использованием различного дидактического материала:
- книг-сказок;
- предметных и сюжетных картинок;
- настольных игр;
- игрушек-персонажей сказок;
- театральных кукол и масок;
- аудиозаписей;
- дидактических и сенсорных игрушек.
Для осуществления продуктивной деятельности на занятиях используется пластилин, соленое тесто, шерсть ( фетр и непряденая), конструктор, кубики, карандаши, краски, бумага, овощи, природный материал.
В процессе образовательной деятельности потребуется:
- ширма;
- магнитофон;
- магнитная доска.
Календарно-тематическое планирование
Месяц Календарные сроки Занятие/ № Тема занятия Содержание образовательной деятельности Цели и задачи развивающей работы
Октябрь Первая неделя
04/06.10.2016 (вт./чт.)
1 Знакомство Знакомство с родителями и детьми
Приветствие «Колыбелька»
Дидактическая игра «Что гремит?»
Гимнастика с мамой «Погремушка»
Игры на руках и коленях «Ручки и ножки»
Прощание «До свидания, до свидания…» Знакомство с детьми и родителями. Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия.
Развитие слухового восприятия, крупной и тонкой моторики. Развитие общей координации движения, тонкой моторики рук. Создание домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
2 Знакомство Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Погремушка»
Изобразительная деятельность рисование (восковыми мелками) «Палочка для погремушки»
Игры на руках и коленях «Ручки и ножки»
Прощание «До свидания, до свидания…» Вторая неделя
11/13.10.2016 (вт./чт.)
3 Грибы. Дождик
(Осень) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Дождик»
Рассматривание иллюстраций по теме: осень.
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап»
Подвижная игра «Собери грибы в корзину»
Рисование пальчиковыми красками «Мухомор»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие представления ребенка об окружающем мире (знакомство с некоторыми природными явлениями осеннего периода, дарами природы). Развитие тактильных ощущений. Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
4 Грибы. Дождик
(Осень) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Дождик»
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап»
Дидактическая игра «Большие-маленькие грибы»
Тактильная игра «Солнечные капельки»
Аппликации на соленом тесте «Капли»
Прощание «До свидания, до свидания…» Третья неделя
18/20.10.2016 (вт./чт.)
5 Репка (Овощи) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Дождик»
Дидактическая игра «Кубики-шары»
Чтение сказки с иллюстрациями «Репка»
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Аппликация из цветной бумаги
«Посадили репку»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие внимания. Воспитание интереса к сказке. Развитие тонкой моторики рук. Увеличение запаса знаний об окружающем мире (овощи). Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
6 Репка (Овощи) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Дождик»
Подвижная игра «Собираем урожай»
Кукольный театр «Репка»
Прощание «До свидания, до свидания…» Четвертая неделя
25/27.10.2016 (вт./чт.)
7 Веселый попугай (Птицы) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Птички»
Дидактическая игра «Что в коробочке лежит?»
Аппликация на соленом тесте «Зернышки для попугая»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие слухового и зрительного восприятия, тактильных ощущений. Развитие тонкой моторики рук, общей координации движений. Развитие представления ребенка об окружающем мире (птицы). Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
8 Веселый попугай (Птицы) Приветствие «Колыбелька»
Дидактическая игра «Собери картинку»
Гимнастика с мамой «Птички»
Рисование красками «Клетка для попугая»
Прощание «До свидания, до свидания…» Ноябрь Первая неделя
01/03.11.2016 (вт./чт.)
9 В гости к собачке
(Домашние животные) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Котик»
Пальчиковая гимнастика «Мы погладим…»
Дидактическая игра «Мячик для собачки»
Подвижная игра «Веселые мячики»
Конструирование «Дом для друзей»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Расширение сенсорного опыта, развитие координации движения рук. Развитие представления ребенка об окружающем мире (домашние животные). Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
10 В гости к собачке
(Домашние животные) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Котик»
Пальчиковая гимнастика «Мы погладим…»
Дидактическая игра «Кто как говорит?»
Аппликация из шерсти «Покорми собачку»
Прощание «До свидания, до свидания…» Вторая неделя
08/10.11.2016 (вт./чт.)
11 Кукольный театр «Три медведя». Корзина с шишками
(Дикие животные) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Чтение стихотворения А. Барто «Мишка»
Гимнастика с мамой «Мы ногами топ-топ-топ»
Пальчиковая гимнастика «Мишка» (модификация Ларечиной)
Кукольный театр «Три медведя»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие эмоциональности, воспитание интереса к сказке. Развитие представления ребенка об окружающем мире (дикие животные). Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
12 Кукольный театр «Три медведя». Корзина с шишками
(Дикие животные) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Мы ногами топ-топ-топ»
Пальчиковая гимнастика «Мишка» (модификация Ларечиной)
Подвижная игра «Собираем шишки»
Лепка из пластилина «Корзина с шишками»
Прощание «До свидания, до свидания…» Третья неделя
15/17.11.2016 (вт./чт.)
13 Утенок и друзья
(Домашние и дикие животные) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Котик»
Пальчиковая гимнастика «Мы погладим…»
Дидактическая игра «Кто как говорит?»
Подвижная игра «Приходите в гости к нам»
Игры на руках и коленях «На лошадке»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие представления ребенка об окружающем мире (закрепление понятий о домашних и диких животных). Развитие речи. Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
14 Утенок и друзья
(Домашние и дикие животные) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Котик»
Пальчиковая гимнастика «Мы погладим…»
Дидактическая игра «Кто как говорит?»
Игры на руках и коленях «На лошадке»
Прощание «До свидания, до свидания…» Четвертая неделя
22/24.11.2016 (вт./чт.)
15 Игрушки (Игрушки) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Дидактическая игра «Мешок с игрушками»
Гимнастика с мамой «Шарики»
Дидактическая игра «Где же наши игрушки?»
Рисование восковыми мелками «Гора песка»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие зрительного и слухового восприятия. Увеличение запаса понимаемых слов (игрушки). Развитие общей координации движений, тонкой моторики рук. Расширение сенсорного опыта. Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
16 Игрушки (Игрушки) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент «Что в мешке?»
Гимнастика с мамой «Шарики»
Дидактическая игра «Собери пирамидку»
Аппликация из цветной бумаги «Пирамидка»
Прощание «До свидания, до свидания…» Пятая неделя
29.11/01.12.2016 (вт./чт.) 17 Громко-громко мы поем. Погремушки
(Музыкальные инструменты)
Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Марш»
Пальчиковая игра «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду»
Дидактическая игра «Музыкальные инструменты»
Дыхательная гимнастика «Волшебная дудочка»
Аппликация из цветной бумаги «Погремушка»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие тонкой моторики рук. Увеличение запаса понимаемых слов, знакомство с музыкальными инструментами. Развитие двигательной активности. Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
18 Громко-громко мы поем. Погремушки
(Музыкальные инструменты)
Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Марш»
Дидактическая игра «Что звенит?»
Подвижная игра «Дотянись до колокольчика»
Аппликация из шерсти «Дудочка»
Прощание «До свидания, до свидания…» Декабрь Первая неделя
06/08.12.2016 (вт./чт.)
19 Первый снег
(Зима) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Мороз»
Игровой массаж «Первый снег пушистый»
Кукольный театр «Первый снег» (по мотивам сказки И. Щукиной)
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие представлений ребенка об окружающем мире (знакомство с зимним временем года). Развитие речи (увеличение пассивного словаря ребенка). Развитие тактильных ощущений. Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
20 Первый снег
(Зима) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Мороз»
Игровой массаж «Первый снег пушистый»
Дыхательная гимнастика «Дуем на снежинки»
Дидактическая игра «Зайкин хвостик»
Рисование красками «Первый снег»
Прощание «До свидания, до свидания…» Вторая неделя
13/15.12.2016 (вт./чт.)
21 Кукольный театр «Цыпленок». Червячки для петуха и курицы.
(Длинный-короткий) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Танец червячков»
Кукольный театр «Цыпленок» по К. Чуковскому
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие внимания, зрительного восприятия. Формирование математических представлений (длинный-короткий). Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
22 Кукольный театр «Цыпленок». Червячки для петуха и курицы.
(Длинный-короткий) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Танец червячков»
Чтение потешки «Курочка-рябушечка»
Лепка из пластилина «Длинный червячок»
Прощание «До свидания, до свидания…» Третья неделя
20/22.12.2016 (вт./чт.)
23 Кукольный театр «Цыпленок и утенок». Семечки для цыпленка и утенка
(Один-много) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Курочка и цыплята»
Дидактическая игра «Кто как говорит?»
Кукольный театр «Цыпленок и утенок» по В. СутеевуПрощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Формирование начальных математических представлений (количественные – один/много). Развитие тонкой моторики рук. Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
24 Кукольный театр «Цыпленок и утенок». Семечки для цыпленка и утенка
(Один-много) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Курочка и цыплята»
Дидактическая игра «Один-много»
Аппликация из соленого теста «Покорми утенка»
Прощание «До свидания, до свидания…» Четвертая неделя
27/29.12.2016 (вт./чт.)
25 Елка
(Новый год) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Пальчиковая гимнастика «Домик маленький на елке»
Сказка «Подарки от зайчика» (Е.В. Ларечина)
Аппликация из цветного картона «Подарки»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие тонкой моторики рук. Воспитание интереса к сказке. Развитие зрительного восприятия. Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
26 Елка
(Новый год) Приветствие «Колыбелька»
Пальчиковая гимнастика «Домик маленький на елке»
Дидактическая игра «Одевание»
Подвижная игра «Снежки»
Аппликация из бумаги «Снег под Новый год»
Прощание «До свидания, до свидания…»
Январь Первая неделя
10/12.01.2017 (вт./чт.)
27 Божья коровка
(Форма –кубик) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Игры на руках и коленях «Божья
коровка»
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
Игровой массаж «Паучок»
Дидактическая игра «Дом для божьей коровки»
Рисование пальчиковыми красками «Точки на божьей коровке»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие тонкой моторики рук. Формирование начальных математических представлений (форма – кубик). Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
28 Божья коровка
(Форма –кубик) Приветствие «Колыбелька»
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
Дидактическая игра «Приземление божьих коровок»
Игровой массаж «Кузнечик»
Конструирование из кубиков «Поезд для друзей»
Аппликация из пуговиц «Укрась божью коровку»
Прощание «До свидания, до свидания…» Вторая неделя
17/19.01.2017 (вт./чт.)
29 Машины
(Форма - шар) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Машинка»
Дидактическая игра Dusyma «Звенящие шары»
Дидактическая игра «Собери колеса»
Аппликация из шерсти «Почини машинку»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие зрительного и слухового восприятия. Формирование начальных математических представлений (форма-шар). Развитие общей координации движений, тонкой моторики рук. Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
30 Машины
(Форма - шар) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Машинка»
Дидактическая игра «Собери колеса»
Дидактическая игра «Найди машинку»
Аппликация из шерсти «Фары светят весело»
Прощание «До свидания, до свидания…» Третья неделя
24/26.01.2017 (вт./чт.)
31 Горох для воробьев
(Размер – большой/маленький) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Птички»
Дидактическая игра «Большой кот-маленький воробей»
Подвижная игра «Собери зернышки»
Дидактическая игра «Переложи горох»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Расширение сенсорного опыта, развитие координации движения рук. Развитие представления ребенка об окружающем мире (знакомство с размером – большой/маленький). Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
32 Горох для воробьев
(Размер – большой/маленький) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Птички»
Дидактическая игра (Pertra) «Собери горошины»
Рисование пальчиковыми красками «Горох для воробьев»
Прощание «До свидания, до свидания…» Четвертая неделя
31.01/02.02.2017 (вт./чт.) 33 Кукольный театр «Теремок» (Высокий-низкий) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Лягушка»
Дидактическая игра «Кто как говорит?»
Кукольный театр «Теремок»
Конструирование «Высокий дом»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие крупной моторики. Развитие речи, мышления. Формирование начальных математических представлений (высокий-низкий). Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
34 Кукольный театр «Теремок» (Высокий-низкий) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Лягушка»
Дидактическая игра «Высокий-низкий домик»
Игра с прищепками «Забор»
Конструирование из счетных палочек «Выложи домик»
Рисование пальчиковыми красками «Зажги огни в окнах домов»
Прощание «До свидания, до свидания…» Февраль Первая неделя
07/09.02.2017 (вт./чт.)
35 Витаминки для куклы
(Части тела) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Кукла с кубиком идет»
Дидактическая игра «Покажи нос»
Игры на руках и коленях «Кую, кую ножку…»
Дидактическая игра «Покорми куклу»
Лепка из пластилина «Витаминки для куклы»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие представлений ребенка о собственном теле (части тела). Развитие внимания, зрительного восприятия, тонкой моторики рук. Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
36 Витаминки для куклы
(Части тела) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Кукла с кубиком идет»
Дидактическая игра «Подбери заплатку»
Игры на руках и коленях «Кую, кую ножку…»
Аппликация из цветной бумаги «Кукла Катя»
Прощание «До свидания, до свидания…» Вторая неделя
14/16.02.2017 (вт./чт.)
37 Баранки к чаю
(Посуда) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Котик»
Дидактическая игра Pertra «Собери баранки»
Игра с прищепками «Вилка»
Дидактическая игра «Покорми маму»
Лепка из соленого теста «Баранки к чаю»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Расширение сенсорного опыта, развитие координации движения рук. Развитие представлений ребенка об окружающем мире (знакомство с понятием посуда). Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
38 Баранки к чаю
(Посуда) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Котик»
Дидактическая игра «Варим суп»
Лепка из соленого теста «Оладьи на сковороде»
Пальчиковая игра «Мыли мылом ручки»
Прощание «До свидания, до свидания…» Третья неделя/Четвертая неделя
21/28.02.2017 (вт./вт.)
39 День защитника
(Семья) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Мы ногами тап-топ-топ»
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Дидактическая игра «Детеныши»
Аппликация из цветной бумаги «Открытка для папы»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие общей координации движений, тонкой моторики рук. Развитие представлений ребенка об окружающем мире (семья). Развитие речи. Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
40 День защитника (Семья) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Мы ногами тап-топ-топ»
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Дидактическая игра «Подбери пару»
Лепка из пластилина «Колеса для танка»
Прощание «До свидания, до свидания…» Март Первая неделя
02/07.03.2017 (чт./вт.)
41 Бусы для мамы
(Женский праздник) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Хлопаем с мамой»
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Дидактическая игра Pertra «Бусы для мамы»
Рисование пальчиковыми красками «Бусы»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Расширение сенсорного опыта, развитие координации движения рук, тонкой моторики. Развитие зрительного и слухового восприятия. Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
42 Бусы для мамы
(Женский праздник) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Хлопаем с мамой»
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Дидактическая игра «Большие-маленькие бусины»
Подвижная игра «Укатились бусины»
Аппликация из шерсти «Бусы для мамы»
Прощание «До свидания, до свидания…» Вторая неделя
09/14.03.2017 (чт./вт.)
43 Первые цветы. Травка для зайчат
(Цвет – желтый/зеленый) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Зайка прыгал»
Пальчиковая гимнастика «Одуванчик»
Артикуляционная гимнастика «Дуем на одуванчики»
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Рисование красками «Травка для зайчат»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие представлений ребенка об окружающем мире (знакомство с цветом, весенним временем года). Развитие зрительного восприятия, мелкой и крупной моторики, внимания. Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
44 Первые цветы. Травка для зайчат
(Цвет – желтый/зеленый) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Зайка прыгал»
Пальчиковая гимнастика «Одуванчик»
Дыхательное упражнение «Лети-лети лепесток…»
Дидактическая игра «Вкладыши-цветы»
Подвижная игра «Соберем букет»
Аппликация из цветной бумаги «Цветочная поляна»
Прощание «До свидания, до свидания…» Третья неделя
16/21.03.2017 (чт./вт.)
45 Змейки
(Цвет – красный/синий) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Хлопаем с мамой»
Пальчиковая гимнастика «Змейка»
Дидактическая игра Pertra «Красные-синие змейки»
Дидактическая игра «Змейки»
Лепка из пластилина «Змейки»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие слухового внимания, тонкой моторики рук. Расширение сенсорного опыта. Развитие представлений ребенка об окружающем мире (знакомство с цветом). Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
46 Змейки
(Цвет – красный/синий) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Хлопаем с мамой»
Пальчиковая гимнастика «Змейка»
Дидактическая игра «Короткая-длинная змейка»
Конструирование «Змейки»
Рисование пальчиковыми красками «Веселая змейка»
Прощание «До свидания, до свидания…» Четвертая неделя
23/28.03.2017 (чт./вт.)
47 Бабочка
(Цвет – желтый/зеленый/красный/синий) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Мишка в гости к нам идет…»
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
Дидактическая игра «Полетела, полетела и на нос села…»
Дидактическая игра «Спрячь бабочку»
Рисование пальчиковыми красками «Веселая бабочка»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие общей координации движений, тонкой моторики рук. Развитие представлений ребенка об окружающем мире (закрепление основных цветов). Развитие речи. Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
48 Бабочка
(Цвет –желтый/зеленый/красный/синий) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Мишка в гости к нам идет…»
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
Дидактическая игра «Подбери крыло бабочке»
Артикуляционная гимнастика «Бабочка - лети»
Прощание «До свидания, до свидания…» Пятая неделя
30.03/04.04.2017 (чт./вт.) 49 Сказка «Муха-Цокотуха». Паук и паутина
(Насекомые) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой (песенка-инсценировка) «Села мушка на ладошку»
Игровой массаж «Паучок»
Чтение отрывка из сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие представлений ребенка об окружающем мире (знакомство с насекомыми). Формирование начальных математических представлений (счет до трех). Развитие мелкой и крупной моторики. Развитие эмоциональности, воспитание интереса к сказке. Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
50 Сказка «Муха-Цокотуха». Приветствие «Колыбелька»
Паук и паутина
(Насекомые) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой (песенка-инсценировка) «Села мушка на ладошку»
Игровой массаж «Паучок»
Дидактическая игра «Гости Мухи-Цокотухи»
Дидактическая игра «Большие-маленькие ульи»
Аппликация из пуговиц «Роса на паутине»
Прощание «До свидания, до свидания…» Апрель Первая неделя
06/11.04.2017 (чт./вт.)
51 Кукольный театр «Курочка Ряба». Яички
(Пасха) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Птички»
Кукольный театр «Курочка Ряба»
Рисование пальчиковыми красками «Яйцо простое-яйцо золотое»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие общей координации движений, тонкой моторики рук. Формирование начальных математических представлений (размер, количество). Развитие слухового внимания, зрительного восприятия. Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
52 Кукольный театр «Курочка Ряба». Яички
(Пасха) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Птички»
Пальчиковая гимнастика «Катаем яички»
Дидактическая игра «Сложи яички»
Дидактическая игра «Большое яичко-маленькое яичко»
Аппликация из цветной бумаги «Фартучек для курочек»
Прощание «До свидания, до свидания…» Вторая неделя
13/18.04.2017 (чт./вт.)
53 Кукольный театр «Колобок»
(Лето) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Зайка прыгал и скакал»
Пальчиковая гимнастика «Колобок»
Кукольный театр «Колобок»
Аппликация из цветной бумаги «Колобок»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие эмоциональности, воспитание интереса к сказке. Развитие зрительного восприятия, тонкой моторики рук, общей координации движений. Пополнение домашней картотеки игр на развитие эмоциональных и тактильных контактов.
54 Кукольный театр «Колобок»
(Лето) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Зайка прыгал и скакал»
Пальчиковая гимнастика «Колобок»
Дидактическая игра с прищепками «Солнышко»
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Дидактическая игра «Покорми зверюшек»
Прощание «До свидания, до свидания…» Третья неделя
20/25.04.2017 (чт./вт.)
55 Встреча с друзьями.
(Заключительное занятие) Приветствие «Колыбелька»
Сюрпризный момент
Гимнастика с мамой «Мы ногами топ-топ-топ»
Дидактическая игра «Колючки для ежика»
Дидактическая игра «Мама зайки»
Дидактическая игра «Короткая-длинная змейка»
Прощание «До свидания, до свидания…» Создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка. Развитие мелкой и крупной моторики. Развитие внимания, восприятия, мышления, речи. Подведение годового итога встреч.
56 Встреча с друзьями.
(Заключительное занятие) Приветствие «Колыбелька»
Гимнастика с мамой «Мы ногами топ-топ-топ»
Дидактическая игра «Бусины для сороки»
Дидактическая игра «Покорми зверюшек»
Дидактическая игра «Кто как говорит?»
Конструирование из кубиков «Дом для друзей»
Прощание «До свидания, до свидания…» Список использованной литературы
Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы». Первая младшая группа. - Волгоград: Учитель, 2012;
Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2016;
Галанов А.С. Сказки для детей раннего возраста (от 1-3 лет) с развивающими заданиями и играми.- М.: АРКТИ, 2002;
Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду.- Изд-во «Феникс», 2006;
Жукова О. Игры со сказкой (1 -3года). Издательский дом «Нива» «Олма – ПРЕСС» Санкт – Петербург, 2002;
Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. – СПб., 1998;
Князева О., Стеркина Р. Эмоциональное благополучие ребенка через создание благоприятной атмосферы.- М.: Просвещение, 1999;
Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. – М.: Сфера, 2015;
Комарова Т. С., Флерина Е. А., Чумичева Р.Л. Развитие эмоций в контексте художественно – эстетической деятельности. – М.: «Издательство АСТ», 2000;
Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Дитятко» 1-2 года. – Спб.: Речь, 2011;
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.- М.:ТЦ « Сфера», 2001;
Новиковская О.А. Альбом по развитию малыша (1-3 года). – М.: АСТ, 2016;
Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2011;
Жукова О.С. Мир вокруг меня. От 6 месяцев до 3 лет. – М.: Астрель; СПб., 2008.