конспект урока в совмещенном класс-комплекте на тему Род имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных
ГУ «Борковская средняя школа отдела образования
акимата Мендыкаринского района»
Урок русского языка в совмещенном класс-комплекте
Тема урока 5 класс:
«Род имен существительных»
Тема урока 6 класс:
«Правописание суффиксов имен существительных»
Учитель русского языка: Бектурганова У.С.
2014-2015 учебный год
5 класс 6 класс
Тема: Род имен существительных. Тема: Правописание суффиксов имен существительных.
Цели урока: обеспечить условия для формирования умений распознавать род имен существительных.
образовательная: знать особенности существительных общего рода; уметь правильно определять род существительных. Цели урока: обеспечить условия для формирования умений распознавать орфограммы в суффиксах существительных.
образовательная: знать правила правописания суффиксов имен существительных; уметь правильно применять правила правописания суффиксов имен существительных.
развивающая : способствовать развитию умений сравнивать, обобщать, анализировать.
воспитательная: содействовать воспитанию трудолюбия, толерантного отношения в коллективе.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебное пособие, карточки, алгоритмы, эталоны выполнения упражнений.
Методы: словесный, частично-поисковый, проблемный.
Форма урока: фронтальная, парная, индивидуальная.
Орг. момент ( 2 мин)
Быстренько проверь, дружок:– Ты готов начать урок?– Всё ль на месте, всё ль в порядке,– Ручка, книжка и тетрадки?– Все ли правильно сидят?– Все ль внимательно глядят?– Каждый хочет получать только лишь оценку “пять”!
Проверка домашнего задания ( 5 мин)
(дети обмениваются тетрадями в парах и проверяют домашнее задание по готовому эталону, эталон проецируется на слайде, выставляют оценки)
Упр. 799 стр. 229 (цель: проверить сформированность умений находить собственные имена существительные и правильно писать их)
1.Курорт Боровое – самое красивое место в нашей стране. 2.Высокогорный каток Медеу знает весь мир: на нём не раз устанавливались рекорды. 3.Новая столица Казахстана называется Астана. 4.Город шахтёров называется Караганда. 5.Река, впадающая в Каспийское море, носит название Арал.
Взаимооценка. Проверка домашнего задания ( 5 мин)
( дети обмениваются тетрадями в парах и проверяют домашнее задание по готовому эталону, эталон распечатывается на карточках, выставляют оценки)
Упр. 560 стр. 163 ( цель: проверить умение определять способы образования имен существительных, правописание суффиксов существительных)
Волчище ( суф), голосок ( суф), пылища
( суф ), подводник ( пристава-суф), выход
( прист), переход ( пристав), ледокол
( сложение ), тепловоз ( сложение), вуз
( сложение ), заинька ( суф), лапоска
( суф), северо-запад ( сложение).
Взаимооценка.
Мобилизующий этап ( 7 мин)
Слова написаны на доске
Игра «Пятый лишний»
1)Осинка, листоч…к, тучка;
2)Искусница, красавец, стеколь…ик;
3)Кирпичик, ореш…к, пальтецо;
4) Забияка, непоседа, бездельник.
- Внимательно прочитайте слова в каждом ряду, подумайте и ответьте на вопрос, что их объединяет? ( Все слова - имена существительные)
- Теперь , по самостоятельно установленному признаку ( Если дети затрудняются, можно наводящими вопросами подвести их к тому, что исключать слова нужно по родовому признаку), исключите из каждого ряда одно «лишнее слово», свои действия обоснуйте (Работа выполняется самостоятельно)
- Какие слова вы исключили? Объясните свои действия. ( Из первого ряда исключаем слово – листочек – оно мужского рода, остальные слова –женского рода; из второго ряда – искусница – женский род, остальные слова мужского рода; из третьего ряда – пальтецо, оно среднего рода, остальные слова в ряду относятся к мужскому роду)
Вопрос к 5 классу:
- Какое слово исключили из последнего ряда? ( Возникают разногласия)
- Почему ваши мнения разошлись? ( Мы исключили слово бездельник – оно мужского рода, остальные слова тоже могут относиться к мужскому роду, но могут обозначать и лиц женского рода)
- Так к какому роду отнесем эти существительные? Как вы думаете, если слова могут обозначать лиц и мужского и женского пола, каким родом его можно назвать? ( Общим родом)
- Как будет звучать тема урока? ( Существительные общего рода)
- Записывайте тему урока и подумайте, какие цели мы поставим перед собой?
( целеполагание по опорным словам: знать особенности существительных…; уметь правильно определять…).
Вопрос к 6 классу:
- Подумайте и скажите, что еще, кроме частеречной принадлежности, объединяет все слова в первых трёх рядах? (В них есть суффиксы , в некоторых суффиксах пропущены орфограммы)
- А какие буквы пропущены в суффиксах? Знакомы ли вам правила правописания этих суффиксов? ( Нет, эта орфограмма для нас новая)
- Какой будет тема урока? ( Правописание суффиксов имен существительных)
- Сформулируйте цели урока, опираясь на опорные слова ( Целеполагание: : знать правила… ; уметь правильно применять правила …).
Актуализация знаний ( 10 мин)
Самостоятельная работа, задания распечатаны на карточках:
Таблица.
ОН ОНА ОНО
Упражнение.
Мармелад, печенье, конфета, торт, ириска, пирожное, сирота, мороженое, запевала, квартал, небо, рояль, кофе, паркет, чистюля, пианино, такси, солнце, маршрут, авеню, неженка, сластёна.- Посмотрите внимательно на упражнение и таблицу к нему. Сформулируйте задание к упражнению.( Надо распределить слова в таблицу по родовой принадлежности)
-По каким признакам мы определяем род у существительных?
- Используя памятку, выполните упражнение.
Памятка «Род имен существительных»:
Род имен существительных можно определить по нескольким признакам:
1 - по личному окончанию: -а, -я – женский род; □ – мужской род; -о, -е – средний род.
2 - по лексическому значению: мадам – женский род; дядя – мужской род.
3 - с помощью подстановки местоимений: она моя – женский род; он мой – мужской род; оно моё – средний род.
4 - с помощью словаря, заимствованные слова.
ДЗ: дополнить каждый столбец своими примерами. Изучение новой темы ( 10 мин)
Работа с учителем:
- Просклоняйте слова кирпичик и сыночек
(работа выполняется в тетрадях и на доске)
И.п. кирпичик, сыночек
Р.п. кирпичика, сыночка
Д.п. кирпичику, сыночку
В.п. кирпичик, сыночка
Т.п. кирпичиком, сыночком
П.п. о кирпичике, о сыночке
- Выделите суффиксы в существительных, которые вы склоняли ( Выполняют задание)
-Сравните суффиксы в словах кирпичик и сыночек во всех падежных формах. Что вы заметили?
( При склонении из суффикса –ик гласная не выпадает, а из суффикса –ек выпадает)
- Сделайте выводы, опираясь на вопросы
( вопросы на доске):
1.Что надо сделать, чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ик, -ек?
2.В каком случае надо писать суффикс –ик, в каком случае – суффикс –ек?
-А теперь сравните свои наблюдения с учебным материалом на стр. 164 орфограмма №31.
- Перейдем ко второй орфограмме. Произнесите слова
грузчик кровельщик
объездчик текстильщик
прокатчик съёмщик
разносчик каменщик
перебежчик обойщик
- Можно ли по произношению определить выбор букв в суффиксах –чик, -щик? ( Нет, определить выбор гласной по произношению затруднительно)
- Выделите буквы , с которых начинаются корни слов с суффиксом –чик ( Работают в тетрадях)
- Что можете сказать о новой орфограмме, попробуйте, опираясь на свои наблюдения, сформулировать правило?
( После согласных д-т-з-с-ж пишется суффикс –чик, а в остальных случаях пишется –щик)
- Сравните ваши наблюдения с учебным материалом на стр. 165.
Физминутка 1 мин
Раз – подняться, потянуться, На четыре - руки шире,
Два – нагнуться, разогнуться, Будто пух в руках, не гири!
Три – в ладоши три хлопка, Пять – руками помахать,
Головою три кивка. Шесть – на место тихо сесть.
Изучение нового материала ( 10 мин)
Работа с учителем:
- Давайте проверим, как вы справились с заданием? ( По очереди зачитывают свои варианты, при необходимости делаются поправки)
-Род каких слов вы определили при помощи словаря? ( Пианино, рояль, авеню, кофе, такси)
- Почему очень трудно определить род у этих слов? ( Потому что они заимствованные)
-А какие слова у вас не вошли не в одну колонку?
( Сирота, запевала, чистюля, неженка, сластёна)
- Почему это произошло? ( Этими словами можно назвать людей и женского и мужского пола)
- Докажите это, приведите примеры предложений, в которых слова общего рода будут употреблены с лицами мужского пола и женского пола.
Работают индивидуально, каждый со своим словом. Зачитывают свои варианты предложений.
Например:
Маша много плачет, она – рёва.( Ж.р)
Миша тоже много плачет, он - рёва.( М.р) Словарно-орфографическая минутка
(7 мин)
Самостоятельная работа:
На карточках распечатаны слова:
Надсмотр…ик, арматур…ик, доклад…ик, версталь…ик, приказ…ик, навод…ик, артель…ик, ныряль…ик, носиль…ик, газет…ик, акварель…ик, лёт…ик.
Задание:
1.Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы.
2.Соедините между собой первые буквы , с которых начинается корень слов с суффиксом
–щик и получите новое словарное слово (саванна)
3.Найдите и выпишите из толкового словаря лексическое значение слова саванна.
4.Составьте и запишите распространенное предложение с новым словарным словом и выполните его синтаксический разбор.
( взаимопроверка в парах)
Словарно-орфографическая минутка
( 7 мин)
Работа с учителем:
Если правильно восстановишь пословицу , найдешь новое словарное слово:
Без ветра верхушка … не колышется ( Тополь).
-Объясните смысл данной пословицы.
- Подберите из материала для справки пословицу синонимичным значением.
Справка: не хвали меня в очи, не брани за глаза;
дыма без огня не бывает; кто старается, тот и в камень гвоздь забьёт.
- Назовите пару пословиц-синонимов.
(Без ветра верхушка тополя не колышется. – Дыма без огня не бывает. В них говорится о том, что хоть в слухах много придумано, но всё же в их основе лежит доля правды.
-Назовите новое словарное слово. ( Тополь)
- Разбейте слово на слоги, подчеркните ошибкоопасные места ( В слове два слога, опасная гласная во втором слоге)
- Определите род слова ( Мужской род)
- Подберите к слову тополь эпитеты.
( Стройный тополь, могучий тополь и т.д)
Закрепление ( 10 мин)
Упражнение 1 ( самостоятельная работа) Словообразовательная минутка
( самостоятельная работа с проверкой по готовому эталону)
Образовать новые слова с помощью суффиксов –онок, -ёнок, -ок, -ек:
Пастух, волк, белка, медведь, галка, заяц, скворец, гусь, олень, журавль, червяк, кусок, снег, горох, друг, жук, человек, кулак, овраг.( повторить орфограмму №32, проверка по эталону, самооценка)
-Подчеркните слова с новой орфограммой.
2. Упражнение 2. ( Выполняется с учителем)
стеколь…ик к…р..ндаш…к
смен…ик ф…нтанч…к объезд…ик …реш…к зай…ик п…ркет…к
пиль…ик к…рниз…к
бан…ик пр…вет…к
обид…ик б…лет…к-Внимательно посмотрите на упражнение и скажите, что объединяет все слова? ( Это имена существительные с суффиксами)
- Чем различаются слова правого и левого столбцов? ( В одном столбике пропущены две орфограммы: одна – правописание гласных в суффиксах, вторая – непроверяемая гласная в корне слова)
- Вставляем пропущенные буквы, выделяем корни и суффиксы ( на распечатанных карточках)
- Какое слово можно исключить из правого столбца и почему? ( Из правого столбца можно исключить слово зайчик – в нем нет суффикса –чик, -щик, как в остальных словах)
- А из левого столбца? ( Из левого столбца исключаем слово орешек, потому что в нем суффикс –ек, в остальных –ик, а еще исключим слово фонтанчик – потому что в этом слове суффикс –чик)
Итог урока ( 2 мин)
-С какими новыми правилами и понятиями вы познакомились сегодня на уроке?
- Достигнуты ли цели урока?
- Что показалось вам наиболее затруднительным сегодня на уроке?
Выставление оценок.
Задание на дом:(заранее записать на доске)
§ 70 упр 807
ДЗ: составь словарик из слов общего рода( не менее 15 слов). Задание на дом:(заранее записать на доске)
§34 упр. 568.
ДЗ: составить алгоритмы на изученные орфограммы.
Приложение к уроку.
Тема: Род имен существительных. Тема: Правописание суффиксов имен существительных.
5 класс 6 класс
1.Проверка домашнего задания.
Упр. 799 стр. 229 (цель: проверить сформированность умений находить собственные имена существительные и правильно писать их)
1.Курорт Боровое – самое красивое место в нашей стране. 2.Высокогорный каток Медеу знает весь мир: на нём не раз устанавливались рекорды. 3.Новая столица Казахстана называется Астана. 4.Город шахтёров называется Караганда. 5.Река, впадающая в Каспийское море, носит название Арал.
Взаимооценка:
нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
более 4 ошибок – «2» 1.Проверка домашнего задания.
Упр. 560 стр. 163 ( цель: проверить умение определять способы образования имен существительных, правописание суффиксов существительных)
Волчище ( суф), голосок ( суф), пылища
( суф ), подводник ( пристава-суф), выход
( прист), переход ( пристав), ледокол
( сложение ), тепловоз ( сложение), вуз
( сложение ), заинька ( суф), лапоска ( суф), северо-запад ( сложение).
Взаимооценка:
нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
более 4 ошибок – «2»
Карточка для этапа «Самостоятельная работа»
Таблица.
ОН ОНА ОНО
Упражнение.
Мармелад, печенье, конфета, торт, ириска, пирожное, сирота, мороженое, запевала, квартал, небо, рояль, кофе, паркет, чистюля, пианино, такси, солнце, маршрут, авеню, неженка, сластёна.Памятка «Род имен существительных»:
Род имен существительных можно определить по нескольким признакам:
1 - по личному окончанию: -а, -я – женский род; □ – мужской род; -о, -е – средний род.
2 - по лексическому значению: мадам – женский род; дядя – мужской род.
3 - с помощью подстановки местоимений: она моя – женский род; он мой – мужской род; оно моё – средний род.
4 - с помощью словаря, заимствованные слова.
ДЗ: дополнить каждый столбец своими примерами.
Словарно-орфографическая минутка
Надсмотрщик, арматурщик, докладчик, верстальщик, приказчик, наводчик, артельщик, ныряльщик, носильщик, газетчик, акварельщик, лётчик.Саванна- обширное степное пространство в тропическом поясе с редкими деревьями и кустарниками.
Критерии оценивания:
нет ошибок – «5»
одна ошибка – «4»
2-3 ошибки – «3»
более 3 ошибок – «2»
Упражнение 1
Словообразовательная минутка
( эталон выполнения упражнения)
Образовать новые слова с помощью суффиксов –онок, -ёнок, -ок, -ек:
Пастушонок, волчонок, бельчонок, медвежонок, галчонок, зайчонок, скворчонок, гусёнок, оленёнок, журавлёнок, червячок, кусочек, снежок, горошек, дружок, жучок, человечек, кулачок, овражек.Критерии оценивания:
нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
более 4 ошибок – «2»