Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
/себеп баCыныSKылы сабаKтас Kaрмалас с™йлем/
Цель:
1.Научить учащихся различать СПП с придаточными причины в письменной и устной речи, расширить знания учащихся о СПП, о способах связи, о видах СПП.
2. Развивать навыки и умения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения, способы и умения различать от других сложных предложений
3. Формирование чувства взаимопонимания, формирование чувства нравственного долга перед родителями
Межпредметная связь: литература, казахский язык
Тип: Комбинированный
Оборудование: интерактивная доска, компьютер
Ход урока
Слово учителя /сообщение цели и задачи/
Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучать раздел «Сложные предложения». А из этого раздела более подробно остановимся на теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины». Но прежде , чем начать новую тему , повторим и проверим домашнее задание
Опрос домашнего задания. Мини сочинение «Слово о матери» /2-3 учащихся/ Назовите сложные предложения в вашем сочинении.
2 учащихся –работают с карточками
Фронтальный опрос.
Что мы называем сложным предложением?
Какие виды сложных предложений вы знаете?
Чем отличаются ССП и СПП?
Какие предложения мы называеи СПП? /Приведите примеры/
Объяснительный диктант
Так как никто , кроме меня, не слышал никаких слов, происшествие это осталось замкнутым на мне.
Цветы , оттого что их только полили, издавали влажный, раздражающий запах.
На крыльцо нельзя было выйти, потому что лил сильный дождь.
СПП с придаточными причины
Главная часть
Придаточная часть
Союзы
Почему?отчего? по какой причине?
Потому что, так как, оттого что, ибо, вследствие того что
На крыльцо нельзя было выйти
Лил сильный дождь
Потому что
Просшествие это осталось замкнутым на мне
Никто кроме меня, не слышал никаких слов
Так как
Сделаем вывод:
СПП придаточными причины , присоединяется к главному союзами ..., указывает на того, о чем говорится в главном предложении.
Упражнения на закрепление
Из простых предложений левого и правого столбиков составьте сложноподчиненные предложения с придаточными причины. Выделите главные и придаточные предложения.
1.В этом году будет 1.Посев осуществлен в нужные
хороший урожай. агротехнические сроки.
2.В редакции без умолку 2. Сосредоточиться на написании
трещали телефоны статьи было трудно.
3.После долгой холодной зимы 3. Все прохожие на улицах как будто
наступила долгожданная весна. повеселели.
Я люблю читать художествен- 4. Окунаешься в увлекательный мир
ную литературу жизни, чувств и в калейдоскоп
судеб героев.
Переведите предложения на русский язык так, чтобы в переводе были сложноподчиненные предложения с придаточными причины. Сравните их с предложениями на казахском языке.
Ол мезгілді уаKытында келе алмай, біз біраз кешігіп KалдыK.
Т_нде жылKышы aйыKтап Kап, KалыS жылKы егіске т_сіп кетіпті.
^лес ж™нінде ойын ашпаCан Абай болCандыKтан, Т‰кежан енді бaныS ™зінен ішіндегі ниетін сaрады. Ол бірге туCан аCаныз істеген Kиянат, жырткыштыK болCандыKтан, сіз оCан aяласыз да, Kиналасыз. Бар жігіт т_гел болмаCандыKтан, БазаралыныS белгісіз ісі ‰лі аз к_н аял к_тіп, іркіліп тaрCанды.
Ответьте на вопросы сложноподчинеными предложениями с придаточными причины
1. Почему вы решили поступить в наш колледж ? 2. Почему у вас возник интерес к музыке? 3. Почему вы /не/любите читать? 4.Почему человек стремится к знаниям? 5. Почему человек остаётся оптимистом?
Объяснить значение слова оптимист.
Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при к-ром человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех.
Итог урока: Обобщить, оценить
Что нового узнали на уроке?
Какие возникли вопросы?
Предложения по уроку?
Д/з
Закончите предложения, добавляя придаточные причины. Выделите в предложениях антонимы.
1. Он выглядел радостным и счастливым ... .2. Он был грустным ... .3. Речь его была путаной и и длинной ... . 4. Речь его была ясной и лаконичной ... . 5. она выйграла шахматную партию ... . 6. Футбольная команда проиграла матч ... .