Тема – «СПП с придаточными сравнительными». Цели: 1) обучающая: — сформировать лингвистические компетенции, пополнив знания учащихся о способах выражения сравнительных отношений научить отличать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительн
ПЛАН УРОКА
Тема – «СПП с придаточными сравнительными».
Цели: 1) обучающая: - сформировать лингвистические компетенции, пополнив знания учащихся о способах выражения сравнительных отношений; научить отличать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными от сравнительных оборотов; формировать коммуникативные компетенции;
2) развивающая:- раскрыть перед учащимися особенности сложноподчиненного предложения с придаточным места; учить конструировать предложения этого типа, находить их в художественных текстах, уместно употреблять в речи;
3) воспитывающая: воспитывать любовь к правильному произношению речи.
Тип урока - урок объяснения нового материала и повторение раннее изученного.
Вид урока - урок синтаксиса.
Методы и приемы работы: объяснительно-иллюстративные (слово учителя, чтение теоретическогоматериала учебника), эвристические (создание проблемной ситуации, аналитическая беседа).ХОД УРОКА
1. Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, слово учителя о целях и плане урока, запись темы) - 1 мин.
2. Повторение предыдущего материала (проверка домашнего задания) - 15 мин.
Формы организации учебной деятельности Рассматриваемые вопросы и ответы учащихся
Слово учителя. Сегодня мы изучим еще один вид СПП и должны научиться отличать его от других видов СПП, правильно ставить знаки препинания внутри предложения, а также рассмотрим иные способы выражения того же значения в тексте.
Определить значение СПП. 1. Нам нужно все, что обогащает внутренний мир человека… (К. Паустовский) (изъясн.)
2. Только лентяй или ни на что не способный человек может говорит, что он не нашел занятия. (Л. Толстой) (изъясн.)
3. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. (А. П. Чехов) (определ.)
4. И нет ничего проще, как заблудиться в себе. (В. Распутин) (изъясн.)
5. Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в гору. (места)
6. Куда ни взглянешь, всюду холмы.(места)
7. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться. (времени)
Работа на карточках. Группа №1
I. Выберите правильный вариант ответа.
1. Сложноподчинённое предложение с придаточным места.
а)На Кавказе, где все были храбры, трудно было кого-либо удивить храбростью. (А. Есаков)
б)Второго мая к восьми часам утра приехали мы в Почтамт, откуда отправлялась московская почта. (А. Шан-Гирей)
в)Бабушка решила продолжить воспитание Мишеля в Благородном университетском пансионе, куда она и отвезла внука в 1827 году. (По П. Висковатову)
г)В 1844 году мне пришлось поселиться там, где погиб великий поэт. (А. Шан-Гирей)
2. Найдите сложноподчинённое предложение.
а) Хотя курс юнкерской школы был двухлетний, Лермонтов едва ли несколько месяцев провёл между нами. (А. Меринский)
б)Несмотря на достижения наших литературоведов, мы всё ещё не изучили всех обстоятельств смерти Лермонтова. (По Е. Гуслярову, О. Карпухину)
в)Секунданты не смогли уладить дело, несмотря на предпринятые усилия. (А. Траскин)
г)Помнящие Юрия Петровича Лермонтова называют его красавцем, привлекательным в общении, хотя и странным человеком. (По П. Висковатову)III. Определите вид придаточного.
1) Там счастье не диво, где трудятся нелениво. (Пословица)
2) В городском саду, на деревьях, – там, где среди голых верхушек торчали пустые гнёзда, без умолку кричали и гомозились галки. (А.И. Куприн)
3) Ты не могла им наслаждаться, пока взоры света были на нас устремлены. (А.С. Пушкин)
Группа №2
I. Выберите правильный вариант ответа.
1. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
а)Если самолюбие Мартынова было уязвлено, он доходил до величайшего озлобления. (П. Висковатов)
б)На другой день, когда секунданты узнали о причине ссоры, они употребили все средства для примирения противников. (По А. Полеводину)
в)Было время, когда я в качестве новичка искал доступа в высшее общество. (М. Лермонтов)
г)Пока наши войска действовали таким образом в продолжение лета, в горах было спокойно. (М. Ольшевский)
2.Найдите простое предложение.
а)Я приударил коня и пустился вскачь, не оглядываясь и тяжело дыша.
б)Я торопился в Железноводск, так как огромная туча нагоняла меня как бы стеной от Пятигорска. (А. Арнольди)
в)Переезд в Петербург в августе 1832 года круто изменил жизнь Лермонтова, ибо оборвались дружеские московские связи. (Е. Гусляров, О. Карпухин)
г)Из Валерикского представления о награждении меня вычеркнули, так что я не буду даже иметь утешения носить красной ленточки. (М. Лермонтов)
III. Составьте схемы предложений.
1) Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади. ( А.Н. Толстой)
2) Пока живётся нам, живи… (А.С. Пушкин)
3) Я поступлю так как велит мне долг.
Лингвистическая разминка. Расставьте ударение в словах, записанных на доске.
Договор, столяр, красивее, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить, туфля, хвалящий, баловать, феномен, языковой, языковый, щавель, толика(небольшое кол-во, Завелась у него малая толика денег), догмат (Основное, непререкаемое утверждение в религиозном учении).
(Проверка по цепочке)
3. Объяснение нового материала - 15 мин.
Вступительная беседа Посмотрите на упр.:
А. Куда я ни поплыву, всюду за мной плывет Хромка.
Б. Те же гнездышки, что на земле были сделаны и на кустах, тоже не пропадут.
Д. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.
VI. Подготовка к восприятию. Какое предложение здесь оказалось “ лишним”? Почему? (“Д”. другое значение – сравнение)
Как определили? (по смыслу).
Обратимся к учебнику.
Выполнение задания учителя Упр. 142.
Выполнение упр.
Упр.144.
Упр. 149.
4. Подведение итогов урока- 2 мин.
Аналитическая беседа Итак, что нового мы на уроке узнали? Чем занимались?
6. Задание на дом упр. 146.