Урок по окружающему миру Изменения в живой и неживой природе зимой
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ
ТЕМА: «Зима идет. Животные зимой».
ЗНАТЬ: зимние изменения в живой и неживой природе.
УМЕТЬ: объяснять такие явления природы, как образование снежинок, появление узоров на стекле.
ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации (возможна презентация) животных, следов, оставляемые животными на снегу, зимних пейзажей.
Автор: учитель начальных классов ГБОУ Пушкинский лицей ЦАО г. Москвы
Ерёменко Людмила Викторовна
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ
ТЕМА: «Зима идет. Животные зимой».
- Сегодня к нам на урок пришел гость из леса, Старичок-Лесовичок. Он расскажет вам много нового и интересного. А вот о чем он будет рассказывать, вы отгадаете сами, прослушав песню. (ТРИ БЕЛЫХ КОНЯ)
- Итак, о чем хочет рассказать Лесовичок? /О ЗИМЕ/
- А что это за 3 белых коня? /МЕСЯЦЫ ЗИМЫ/
- Как называются эти месяцы? /ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ/
- А как начинается зима? /СТАНОВИТСЯ ХОЛОДНО, ВЫПАДАЕТ СНЕГ/
- Зима приходит к нам в последние дни ноября. Земля покрывается снегом, река – льдом. Небо затянуто серыми низкими облаками. Падает и падает на землю снег. На улице холодно. Чем дальше зима, тем больше снега, тем сильнее морозы.
- А какой первый месяц зимы? /ДЕКАБРЬ/
- Именно в декабре земля покрывается теплым пушистым одеялом. В прудах и реках засыпают рыбы, лягушки. В берлоге спит медведь. А что такое снег? Что падает на землю, покрывая ее белым покрывалом? /СНЕЖИНКИ/
Да, и вот в конце декабря затрещали заправские морозы, с неба сыплются снежинки. Уже с первого взгляда они кажутся неодинаковыми. Одни похожи на крупу, другие на хлопья, третьи блестят тончайшими звездами. Наш гость Старичок-Лесовичок принес стихотворение о снежинке. Послушайте, как описывает это чудо поэт Бальмонт.
Светло пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится
Не в высь лазурную,-
На землю просится
Летит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- А как описывается здесь снежинка?
- Вспомните, что вы слышите, когда идете по снегу в морозную погоду? /ОН СКРИПИТ/
- А почему? (разные ответы детей)
- Дело в том, что снежинки очень тонкие хрупкие ледяные иголочки, и под нашими ногами они ломаются.
- Сейчас мы превратимся в снежинки. Старичок-Лесовичок принес нам музыкальное произведение из детского альбома П.И.Чайковского «Времена года». Танцуя, внимательно слушайте музыку, и подумайте, какой месяц зимы здесь представлен? /ЯНВАРЬ/
- Январь самый холодный месяц зимы. И именно в январе самый красивый снег. Он блестит на солнце, переливаясь разными цветами радуги. И в лесу на этом снегу можно увидеть много интересного. Старичок-Лесовичок принес нам лесную белую книгу, но вы не увидите в ней ни одной буквы. А вот кто и чем в ней писал, вы узнаете, отгадав загадки.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. /ЗАЯЦ/
/Показ картинки со следами зайца/
Зимой зайцы надевают белую-белую шубку, чтобы не попасть в лапы врага.
Только кончики длинных ушей остаются черными. Но когда нужно спрятаться, заяц прижимает уши к спинке, ложится на снегу под елочкой – и его не видно.
А чем питаются зайцы зимой, ведь ни травы, ни листочков нет?
/ОНИ ОБГЛАДЫВАЮТ КОРУ С ДЕРЕВЬЕВ/
Больше всего они любят кору осин и плодовых деревьев.
А вот и другой зверек пробежал по снегу.
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. /БЕЛКА/
/Показ картинки/
В светлые морозные дни белки покидают свои теплые гнезда и резвятся на деревьях, лакомятся жирными семенами елей. Старичок-Лесовичок однажды подглядел такую зимнюю игру белок. Вот она. /Показ отрывка из мультфильма «12 месяцев»/ Людям редко удается такое увидеть!
- А вот кто-то оставил очень большой след на снегу. Кто бы это мог быть? /ЛОСЬ/
Лось на зиму сбрасывает рога. Он часто выходит на опушку леса, где обкусывает молодые побеги деревьев.
А чьи следы мы еще можем найти в белой лесной книге? /ЛИСЫ, ВОЛКА, МЫШИ/
Но вот прискакал и третий конь зимы – февраль. В этом месяце часто дуют ветры. В дни, когда идет снег, ветер превращает снегопад в метель. Он переносит на большие расстояния не только падающий снег, но и тот, который лежит на земле. Около преград снег задерживается и образует большие сугробы.
В такие дни птицам, которые остаются у нас зимовать, очень холодно и голодно. А какие птицы живут рядом с нами зимой? /ВОРОНА, ГОЛУБЬ, ВОРОБЕЙ, СИНИЦА, СНЕГИРЬ/
А кА мы можем узнать синичек? /ПО ЖЁЛТОЙ ГРУДКЕ/
Синицы живут с нами круглый год. А вот снегирь прилетает к нам только на зиму, причем чуть раньше, чем выпадает первый снег. И в народе заметили, если прилетели снегири, значит скоро пойдет снег.
Ребята, а как вы думаете, есть ли такие птицы, которые, не боясь зимних морозов, выводят зимой птенцов? /ЭТО КЛЕСТЫ/
Они выводят своих птенцов зимой в теплом гнезде. Клестов не спутаешь ни с одной птицей, потому что у них клюв особенный. Он загнутый и поэтому им легко доставать семена из шишек, которыми они питаются.
Но не всем птицам удается найти корм и мы должны им в этом помочь. Как? /ВЕШАТЬ КОРМУШКИ/
А что мы положим в кормушку? /ЗЕРНО, КРУПУ, СЕМЕЧКИ, ХЛЕБ, САЛО/
- За ночь похолодало. Утро наступило морозное. На стеклах окон появились какие-то удивительные рисунки. Здесь и причудливые цветы, и разные ветвистые травы. Но кто же их нарисовал? /МОРОЗ/
Мороз в окно глядит и дышит,
И на стекле узоры пишет,
А против мерзлого окна,
Дыханьем дедушки мороза
В парчу и жемчуг убрана,
Стоит кудрявая береза.
Посмотрите на иллюстрации. Здесь изображены деревья зимой. Эти фотографии принес нам Старичок-Лесовичок. Какая из них вам нравится больше и почему?
Но какая же зима без игр и забав. Во что играют дети зимой?
А когда снег лучше всего лепится?
Когда после мороза наступает оттепель и снег немного подтает.
Зимние месяцы никогда не ссорятся, они живут очень дружно, и вам этого желают.
Настает время прощаться, Старичку-Лесовичку пора в лес, но он не хочет уходить от вас просто так. Он принес нам вот такой ларчик и хочет подарить нам всем подарки. Давайте же посмотрим что там.
Да это же снежинки из зимнего леса. Каждому из вас достанется по снежинке. Посмотрите, среди них нет ни одной похожей друг на друга. На уроке труда мы с вами попробуем сами вырезать такие снежинки.
А что же вы узнали о зиме сегодня? С какими животными встретились, что нового узнали о них?
Давайте поблагодарим Старичка-Лесовичка и пригласим его в гости еще.
Спасибо, до свидания.
следы белки
·о
·
·
·
·Аслед лисыслед волка