Открытый урок по ИЗО 3 класс Перспектива. Линейная перспектива. Правила линейной перспективы.
Открытый урок ИЗО в 3 классе.
Тема: Перспектива. Линейная перспектива. Правила линейной перспективы.
Цель:
Познакомить с понятием перспектива, с правилами перспективы.Учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.
Формировать у детей умение передавать в рисунке колорит осени.Совершенствовать технику работы с акварелью.
Способствовать воспитанию у детей любви и интереса к изобразительной деятельности, бережного отношения к природе, усидчивости и трудолюбия, чувства взаимопомощи, товарищества.
Ход урока
1. Организационная часть.
– Здравствуйте ребята, у нас сегодня на уроке гости, повернитесь к ним лицом и поприветствуйте их и подарите им свои улыбки;
Солнце встало из-за тучки,
Протянуло оно к вам ручки,
Обняло, поцеловало
И удачи пожелало.
- Мне очень хочется, чтобы улыбка украшала ваши лица до окончания нашего урока.
2. Актуализация знаний. (фильм)
Учитель. Ребята, внимательно посмотрите на доску и скажите:
О чём мы сегодня будем говорить на уроке? /о природе/
Учитель. Как можно назвать все эти репродукции? /пейзажами/
Учитель. А кто мне скажет, что такое пейзаж?
Жанр - пейзаж.
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованный быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!
У: Итак, пейзаж – это изображение природы .Учитель: - Ребята, какое сейчас время года? (осень)- Докажите мне, что сейчас осень!(похолодание, выпадают осадки, на небе тёмные облака, небо низкое и серое, над водоёмами бывают туманы, мокрая, влажная почва, листья желтеют и краснеют.)Учитель читает стихотворение.Художница-Осень рисует пейзаж, Берёт в свои руки простой карандаш, Наносит им плавно дожди и ветра, И жар от горящего чудо костра. Сентябрь с ней в паре рисует картину, Кладёт ей грибы и орехи в корзину, Листвой устилает поля и луга, И птиц всех сгоняет на те берега. Художница-Осень закончив наброски, Представила будто она - Айвазовский, И свой карандаш обменяла на кисть, Чтоб сочные краски как море лились. Сентябрь и Осень – хорошая пара,Мне ночью об этом пропела гитара,Они дополняют друг друга искусно,Когда они рядом – им вместе не грустно.
3.Объяснение нового материала.
Русские художники очень часто писали осенние пейзажи.
-Задумывались ли вы когда-нибудь, как удаётся художникам плоский холст или лист бумаги превратить в глубокое пространство?(СЛАЙД 1 )
Работа над репродукцией картины И.Левитана «Золотая осень»:
- Знакома ли вам эта картина?- Как зовут художника?- Название репродукции? - В каком жанре изобразительного искусства работал художник-пейзаж,портрет,натюрморт?- Что изображено на ближнем плане?- Что изображено на дальнем плане?
А вот посмотрите пейзаж который нарисовал ученик 2 класса.
_-Что здесь не так?(ответы детей)
-Как исправить ошибки на этом рисунке?
Чтобы грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.
-Сегодня мы узнаем, что такое перспектива, линейная перспектива. Правила линейной перспективы. (крепит тему на доску.) (СЛАЙД 2)
-Будем рисовать пейзаж, применяя эти знания
Перспектива – это средство передачи , пространства на плоскости изображения.
Пример: представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются, (слайд 3.)
Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку, (слайд 4.)
То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь, вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода". Эта точка всегда лежит на линии горизонта, (слайд 5.)
Линия горизонта - где земля как будто сходится с небом.
(линия, отделяющая видимое небо от видимой земли.)
А, что же происходит с предметами по мере их удаления? (слайд 6.)
Они уменьшаются, меняется цвет…
В рисовании пейзажа есть два основных закона. Это линейная и воздушная перспектива. Все предметы удаляясь, от нас уменьшаются в размерах, пока не превратятся в точку на линии горизонта т.е удалённые от нас кажутся маленькими, а ближние-большими. Поэтому рисуя рисунок, на переднем плане даём крупное изображение предметов, а на заднем - мелкое. Этот закон называется линейной перспективой. (СЛАЙД 7)
Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее при удалении от наших глаз к линии горизонта.
Чтобы пейзаж на листе бумаги не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух. Используют закон воздушной перспективы.
(СЛАЙД 8)
На переднем (ближнем) плане предметы прорисовываются чётко, со всеми мелкими деталями, а на заднем (дальнем) – расплывчато (видны лишь силуэты)
- Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, нужно сначала провести линию горизонта.- У края листа будет крупный и яркий ближний (передний) план, а около линии горизонта дальний (задний) план мелкий и бледных цветов.
4. Закрепление
Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал. 1.«Найди ошибки в перспективе». Обсудите в группе ошибке допущенные в рисунке. Необходимо найти ошибки и объяснить, как их устранить.
(СЛАЙД 9,10,11)
Коллаж. Собери пейзаж (Обсуждение с детьми.)
5.Физкультминутка (СЛАЙД 12)Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлопхлопки над головойМы топаем ногами, топ, топвысоко поднимаем колениКачаем головойголовой вперед назад подвигатьМы руки поднимаем, мы руки опускаемруки поднять, опуститьМы низко приседаем и прямо мы встаемприсесть и подпрыгнутьРуки вниз, на бочок.Разжимаем- в кулачокРуки вверх и в кулачокРазжимаем на бочокНа носочки поднимайсяПриседай и выпрямляйсяНоги вместе. ноги врозь.
6.Практическая работа.
Ребята вы тоже можете творить красоту. Творить с помощью кисти и красок. Ведь вы маленькие волшебники – художники.
Задание: На больших листах бумаги (А3) под музыку мы будете изображать осенний пейзаж. Соблюдая перспективу, и законы перспективы. Пока выполняете задание, подумайте, как бы вы назвали свою работу. (Во время работы учащихся звучат произведения Чайковского и Вивальди.) ФАЙЛ МУЗЫКА+ФИЛЬМ
Коллективное выполнение рисунков природы с использованием линейной перспективы.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места,
2) контроль правильности выполнения приемов работы,
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,
4) контроль объема и качества выполненной работы.
7.Выставка работ.
Подведем итог урока.Чей пейзаж готов уж к сроку?Приносите, не ленитесь,Красотою подивитесь.Мастеров здесь целый класс Полюбуемся на вас.
Группы вывешивают свои рисунки. Группы оценивают друг друга.
8. Итог урока.
-Что такое перспектива?
- Что называется линией горизонта?- Какие законы вы узнали?9.Домашнее задание: написать реферат по творчеству одного из художников-пейзажистов.
10.Рефлексия
У вас на партах лежит дерево оцените урок, себя.
Жёлтый листок-всё понятно, урок понравился.
Оранжевый-не всё ясно, испытываю затруднения, урок не очень понравился.
Зелёный - ничего не понял, урок не понравился.
(вывешивают на доску)
Ребята, согласитесь, искусство служит созданию хорошего настроения.
Мы, созерцая это искусство, получаем удовольствие, однако создание произведения искусства это большой труд – исполнять музыкальное произведения или писать картины значит добросовестно трудиться. Я думаю, что по итогам сегодняшнего урока, ваше усердие, стремление приобщиться к таинству творчества заслуживает оценки отлично. Молодцы ребята. Вы очень хорошо справились с заданием.
Спасибо за урок!
Самоанализ урока по изобразительному искусству
Тема «Перспектива. Линейная перспектива. Правила линейной перспективы»
Цель: создание условий для формирования представлений о передачи глубины пространства в пейзаже.
Задачи:
Познакомить с понятием перспектива, с правилами перспективы; учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.
Формировать у детей умение передавать в рисунке колорит осени.Совершенствовать технику работы с акварелью.
Способствовать воспитанию у детей любви и интереса к изобразительной деятельности, бережного отношения к природе, усидчивости и трудолюбия, чувства взаимопомощи, товарищества.
Тип урока: освоение новых знаний.
Методы: создание проблемной ситуации – ситуации предположения, рассказ, объяснительно-иллюстративный, практическая деятельность.
Оборудование: схема изменения высоты линии горизонта, схема определения линии горизонта на картинной плоскости, пособие демонстрационная карта «Найди ошибки в перспективе», коллаж; мультимедийный проектор; компьютер; экран.
Анализ: Данный урок является первым в изучении темы перспектива. Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.
На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие (стихотворение).
У обучающихся существует определенный багаж знаний и практических умений, что определило использование в построении данного урока технологии проблемного диалога, мне хотелось, чтобы дети сами (при небольшой помощи учителя) озвучивали тему и цель урока.
На этапе «Актуализация и открытие новых знаний», мы использовали метод исследования и сравнения. Здесь нам пригодились знания по теме «Пейзаж». Мы с детьми анализировали, обобщали информацию о пейзаже. Таким образом, дети самостоятельно выделили средства изображения для передачи пространства. Проблемная ситуация помогла определить обучающимся границу между знанием и незнанием, и сформулировать цель урока пока еще с помощью наводящих вопросов учителя.
В ходе изложения нового материала ребята не были пассивными слушателями. Они продолжали участвовать в анализе наглядного материала.
На этапе применения новых знаний, в работе малых групп, в диалогах детей отмечены попытки доказать свою точку зрения с опорой на новые знания.
На этапе закрепления темы, ребята работали по картам «Найди ошибки в перспективе», а также составляли коллаж с передачей глубины пространства. Все группы отлично справились с заданиями.
После этапа «Закрепление» чтобы не было эмоциональной и физической перенагрузки, я провела физкультминутку. Физкультминутка прошла живо, эмоционально. Здесь так же были учтены особенности и привязанности данного возраста.
Практическая часть урока проходила в музыкальном сопровождении. Музыка во время самостоятельной работы вызывает положительные эмоции, активизирует на работу.
После практической части, группы анализировали работы других групп, аргументируя свою точку зрения. Высказывания ребят были корректными. В конце урока был подведён итог, рефлексия урока. Домашнее задание дано дифференцированное.
Урок состоялся. Все этапы объединены хорошими логическими «связками». Все этапы урока работали на главный этап «Практическая работа». Общение учащихся и учителя было доброжелательное. На этом уроке дети и учитель работали в сотрудничестве друг с другом.
Хорошая работоспособность детей была достигнута благодаря хорошей мотивации, смены учебной деятельности, правильным подбором наглядности, доступной возрасту информации. О результатах урока можно судит по работам учащихся. Рисунки получились яркие, красочные. Анализ результатов деятельности и работы, обучающихся на разных этапах урока позволяет сделать вывод, что цели достигнуты.