Новаторство Маяковского-поэта. Нате! Своеобразие сатиры Маяковского. Прозаседавшиеся.
ТЕМА УРОКА: НОВАТОРСТВО МАЯКОВСКОГО-ПОЭТА. «НАТЕ!» СВОЕОБРАЗИЕ САТИРЫ МАЯКОВСКОГО. «ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ».
(9 класс, УМК под ред. В.Я. Коровиной).
ЦЕЛИ:
I. Образовательные:
а) повторить изученный материал по творчеству В.В. Маяковского;
б) повторить понятие «неологизимы»;
в) повторить понятие «тоническая система»;
г) усвоить, в чем состоит новаторство, а также своеобразие сатиры Маяковского;
д) усвоить понятие «публицистичность».
II. Развивающие:
а) закрепить изученный материал по творчеству В.В. Маяковского;
б) закрепить навыки выразительного чтения;
в) закрепить умение проводить анализ стихотворений;
г) сформировать умение определять своеобразие сатиры Маяковского.
III. Воспитательные:
а) формирование культуры речи, умения уместно определять слова в конкретной обстановке;
б) формирование навыков чтения и культуры умственного труда, которая осуществляется на основе мыслительных операций анализа, синтеза, группировки и сравнения.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Учебник «Литература часть 2. 9 класс. под ред. В.Я. Коровиной);
Портрет В.В. Маяковского;
Тетрадь;
Интерактивная доска.
ПЛАН:
НАЧАЛО УРОКА. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
а) фронтальный опрос;
б) выразительное чтение стихотворения наизусть.
II. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
а) запись в тетради нового термина «публицистичность».
III. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ:
а) выразительное чтение стихотворений;
б) беседа по вопросам, анализ стихотворений.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
V. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.ХОД УРОКА:
Деятельность учителя: Деятельность обучающихся:
– Здравствуйте, ребята. Запишите число, тему урока «Новаторство Маяковского-поэта. «Нате!» Своеобразие сатиры Маяковского. «Прозаседавшиеся».
- Начнем урок с проверки домашнего задания. Вспомните, с творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?
-Правильно. Зачитайте, пожалуйста, стихотворение М.И. Цветаевой «Маяковскому» («Превыше крестов и труб») и А.А. Ахматовой «Маяковский в 1913» («Я тебя в твоей не зная славе»).
-Каким предстает перед нами Маяковский в стихах поэтесс?
- Молодцы. Действительно, В.В. Маяковский по словам современников, был именно таким: целеустремленным борцом, решительным, энергичным, острым на язык. Он был прирожденным оратором, мог вступить с публикой в диалог. Ответы на критику недоброжелателей были, как правило, вызывающими. Посмотрите на доску и зачитайте некоторые высказывания Маяковского, брошенные в ответ недоброжелательной публике.
СЛАЙД 1: - Ваши стихи мне непонятны.
-Ничего, ваши дети их поймут.
СЛАЙД 2: - Как вы себя чувствуете в русской литературе?
-Ничего, не жмет.
СЛАЙД 3: -Маяковский, что вы думаете, мы все идиоты?
-Я пока вижу перед собой только одного.
СЛАЙД 4: - Маяковский, ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают.
- Мои стихи не печка, не море, не чума.
СЛАЙД 5: -Мы с товарищем читали ваши стихи и ничего не поняли.
- Надо иметь умных товарищей.
-Итак, мы с вами убедились, что Маяковский был действительно незаурядным, энергичным человеком, бескомпромиссным к человеческим порокам и общества в целом. это прежде всего отразилось в его творчестве. работая над словом, «переворачивая и выворачивая» его, поэт смело изменяет его, делая более выразительным, чтобы соотнести его с образным контекстом. давайте вспомним, как называются новые слова, придуманные автором?
-Правильно. А какую систему стихосложения использовал Маяковский?
-Верно. Что же характеризует эту систему стихосложения?
-Правильно. Тоническая система, неологизмы, яркие контрасты, необычайная активность по отношению к слову- все это характерно для творчества Маяковского, все это было ново для поэзии.
–Новаторство Маяковского проявляется и в яркой публицистичности его произведений. Посмотрите на доску и зачитайте определение, что такое публицистика.
- Запишите определение в тетрадях.
1. –В ранних стихах и поэмах Маяковский с непривычной для русской поэзии дерзостью бросает вызов в мир сытых и богатых. Прочитаем стихотворение «Нате!» Расскажем о выступлении Маяковского на открытии кабаре «Розовый фонарь» 19 октября 1913 г и реакции публики- стихотворение нашло своего читателя.
Инсценировка: Маяковский. Выступление в кабаре «Розовый фонарь».
Действующие лица:
Маяковский (подготовленный ученик);
Зрители (класс);
Учитель.
Учитель (вступительное слово):
Представьте себе, что вы попали в начало XX века. Вы – состоятельные дамы и господа. Конечно, в то время не было ни телевизоров, ни компьютеров, ни современных развлекательных комплексов. Поэтому свой досуг вы проводите своеобразно, желая совместить, например, приятный ужин и интеллектуальное развлечение. В качестве такого интеллектуального развлечения вам зачастую представляют выступления начинающих поэтов. И вот однажды, а конкретнее, 19 октября 1913г вы посетили московское литературное кабаре «Розовый фонарь». Итак, расположитесь поудобнее. Внимание, уважаемые дамы и господа, предлагаем вам познакомиться с молодым поэтом, называющим себя футуристом- поэтом будущего – Владимиром Маяковским.
Учитель: (вопрос к классу)
-Какое впечатление произвело на вас выступление молодого поэта?
(Обращаясь к ученику):
- Что ты почувствовал, когда читал эти строки?
- После этого выступления зал взорвался. Послышались оглушительные свистки, истеричный крик «Долой!» Кому-то из женщин сделалось дурно. Потом рассказывали по Москве, что вечер прошел с битьем графинов и бутылок, и когда поэта освистывали, он подбадривал: «Еще! Еще! Дайте насладиться идиотами!» Стихотворение с вызывающим названием «Нате!» нашло своего адресата.
2.- Какой художественный прием лежит в основе стихотворения?
-Кого противопоставляет поэт?
-Это противопоставление вполне традиционно для поэзии. приведите примеры.
-В чем особенность звучания темы у Маяковского?
-Правильно, образ толпы связан с отрицательной доминантой. Эта толпа – нечто безликое, противостоящее ему, поэту.
3. -Посмотрите на текст. Давайте проанализируем, с помощью каких средств обрисована толпа?
-Итак, то есть рядом с поэтом всего лишь мелкое, вредное насекомое, пусть даже стоглавое. Что она может? «Ощетинить ножки?» Разве это угроза для поэта? Нет. Поэтому так уничижительно звучат «ножки» с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Каких персонажей толпы мы видим?
-Какие эмоции, чувства это вызывает?
-То есть каких людей показывает поэт?
- Верно. Посмотрите, в стихотворении есть метонимия толпа – «обрюзгший жир». Задумайтесь над первыми строчками. В них есть нарочитая антитеза. Переулок навряд ли мог быть чистым, но для поэта, по сравнению с «грязным жиром толпы», он – чистый.
- Какими художественными средствами обрисован поэт?
-Как вы понимаете смысл?
-Какой эпитет мы наблюдаем в начале стихотворения?
-Какую смысловую нагрузку он несет?
-С помощью какого художественного средства поэт обрисовал сердце лирического героя?
-С чем ассоциируется бабочка?
-Правильно, значит, сердце поэта светлое, оно призвано нести радость, призывать к прекрасному, возвышенному, дарить благо, делать мир лучше.
-Какие сравнения мы наблюдаем в тексте?
-Что характеризует это сравнение? Кто такие гунны?
-Как это ассоциируется с поэтом?
-Правильно. То есть поэт намеренно надевает маску «грубого гунна», чтобы таким образом донести до толпы свои мысли. Также эту роль играет повтор слова «плюну». Лирический герой способен бросить необычный, чрезвычайно эпатажный вызов «толпе».
-Итак, какой вывод мы можем сделать? Определите смысл заглавия.
-Верно. Мы видим отчаянного, смелого молодого человека, который выходит за грань допустимого обществом поведения. Само название – глагол в повелительном наклонении «Нате!» означает просторечное «Вот вам!» Однако, эта эпатажная поза – всего лишь маска, призванная для того, чтобы «защитить «бабочку поэтиного сердца».
4. Чтение и анализ стихотворения «Прозаседавшиеся».
-Какова тема этого стихотворения?
-Действительно, до революции Маяковский постоянно критиковал самодержавие, однако, после смены общественно-политического строя у него появилось гораздо больше поводов для неприкрытой иронии. Одним из них стал бюрократизм, который при советской власти был возведен в абсолют. Именно этому нелицеприятному явлению поэт в 1922г посвятил свое знаменитое стихотворение «Прозаседавшиеся».
-С каким словом рифмуется определение «бумажные», каков смысл этой рифмы?
-Какие строчки окрашены авторской иронией?
-Верно. То есть автор показывает, что всевозможные заседания стали настоящим бичом общества, так как отнимают массу времени не только у их участников, но и рядовых граждан, обратившихся в учреждение по действительно важным вопросам.
-В каких словах стихотворения это выражается особенно ярко?
-Что они означают?
-Верно. Посмотрите по тексту: когда очередная попытка встретиться с чиновником вновь заканчивается неудачей, Маяковский врывается в зал и видит мистическую картину – в зале сидят половины людей. Какой прием художественной выразительности использует автор?
-Правильно. А для чего автор его использует?
-Действительно, автор использует гротеск, чтобы показать, что чиновникам не хватает рабочего дня, чтобы поспеть на все запланированные заседания. А некоторые заседания совпадают по времени, так что участники вынуждены в буквальном смысле «раздваиваться», что вызывает у поэта горькую усмешку.
-Следует отметить, что элементы преувеличения, использованные Маяковским при написании стихотворения «Прозаседавшиеся», незначительны. Поэту действительно приходилось неделями бегать по различным главкам, чтобы решить простейшие бытовые и творческие вопросы. Именно подобные «походы», часто заканчивающиеся фиаско, послужили поводом для того, чтобы накопившееся раздражение выплеснуть в сатирическое произведение, ставшее литературным памятником советской эпохи.
-Насколько актуально это стихотворение в наши дни?
Подведем итоги.
-В чем состояло новаторство Маяковского-поэта?
-В чем заключается своеобразие сатиры Маяковского?
-Насколько стихотворения Маяковского актуальны в наши дни?
–Откройте дневники, запишите домашнее задание: выучить наизусть (на выбор) стихотворения «Нате!» или «Прозаседавшиеся».Комментирование оценок за урок.
- С творчеством В.В. Маяковского.
(Обучающиеся зачитывают стихотворения).
- В стихотворении М.И. Цветаевой В. Маяковский предстает сильной, закаленной духовно личностью. В стихотворении А.А. Ахматовой Маяковский предстает целеустремленным, решительным, деятельным человеком с кипучей энергией, бьющей ключом. Резкий, гордый и бескомпромиссный в борьбе с несправедливостью – именно таким его представляет поэтесса.
(Обучающиеся по цепочке зачитывают высказывания).
-Авторские неологизмы.
-Тоническую систему стихосложения.
- Тоническая система стихосложения основана на равном ударе слогов в стихотворной строке, при этом число безударных более-менее свободно.
-Публицистика – это вид литературы, посвященный обсуждению насущных социальных вопросов с целью прямого воздействия на общественное мнение.
(Обучающиеся записывают определение в тетрадях).
(«Маяковский» читает стихотворение).
-Восхищение смелостью поэта, красочностью образов, чувство брезгливости к безликой «толпе».
-Волнение, возмущение, смелость.
- Антитеза
-Поэта и толпу
- М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта», А.С. Пушкин «Орион».
- Необычность художественных средств при создании образов, образ толпы.
-Метафора – толпа – «стоглавая вошь», которая «ощетинит ножки».
- Мужчина, у которого в усах «капуста где-то недокушанных, недоеденных щей».
- Пренебрежение, брезгливость, раздражение.
-Женщина – «устрица из раковин вещей», у нее «белила густо» (лица нет, только белила, вся ее сущность – мещанство, она- аморфное существо в раковине).
- Недалеких, занятых только своими делами, мелкими потребностями, бездуховных, пустых, корыстных.
-Метафора – «стихов шкатулок».
-В шкатулке хранится что-то драгоценное, значит, поэт открыл самое драгоценное, что у него есть и дарит это.
-«Бесценных слов».
-Слова поэта не просто ценны, они бесценны.
-С помощью метафоры «бабочка поэтиного сердца».
-С легким, воздушным, нежным, возвышенным.
-Поэт – «грубый гунн».
-Кочевые племена, дикие, лишенные светского поведения.
- Поэт не сидит на одном месте. Он «кочует», чтобы донести свою мысль до всех. Поведение его лишено излишней мягкости, он эпатажен.
-В своем раннем стихотворении молодой поэт противопоставляет себя толпе, бросает ей дерзкий вызов. Название несет смелость человека, бросающего правду в глаза.
(Обучающиеся читают стихотворение).
-Высмеивание общественных устоев.
-Данное слово рифмуется со словом «важные». Смысл этой рифмы в том, что за нарочитой важностью дел кроются простые бумажки, не несущие никакого смысла.
-Мы видим, что бумажек так много, что даже отобрав самые важные из них, работники организаций едва успевают с ними справляться.
-«Исколесишь сто лестниц», «свет не мил».
-Очередного чиновника необходимо очень долго искать и застать его на рабочем месте порой невозможно.
-Гротеск- доведение до абсурда.
-Чтобы подчеркнуть, что чиновники не успевают справиться со всеми делами.
-В наше время заседания не являются бичом общества, однако, такие ситуации не исключены.
-Новаторство Маяковского проявляется в яркой публицистичности его произведений, активном словотворчестве, а также в том, что он бросил вызов эпатажным поведением.
- Своеобразие сатиры Маяковского заключается в том, что автор активно использует средства художественной выразительности: необычные метафоры, эпитеты, сравнения, повторы. Они призваны выплеснуть накопившееся раздражение против общественных порядков того времени и призвать людей к искоренению собственных недостатков – мелочности, душевной скудости, эгоизма.
- Маяковский обличал порядки своего времени, но и в наши дни можно увидеть мелочных, недалеких, корыстных, духовно бедных людей.