Развитие творческого мышления учащихся начальных классов через решение нестандартных задач.
Развитие творческого мышления учащихся начальных классов через решение нестандартных задач.
Плотникова Ольга Николаевна
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 10» г. Абакан
Важнейшая задача цивилизации –
Научить человека мыслить.
Томас Эдисон
Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно – ориентированной развевающей модели массовой школы и признан обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться. [1]
В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.
Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:
А. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение
Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
В. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые от наблюдения стороны.
Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Исследованием этого вопроса занимались педагоги и психологи, такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, они углубили теорию развития мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
В начальных классах, особенно в первом, только начинают формироваться способы учебной работы. Поэтому необходима непрерывная четкая линия, направленная на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности.
Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл, трудность обобщения материала - одна из основных трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении такой абстрактной школьной дисциплины, как математика.
По мнению ученых – методистов (И.А. Володарская, В.А. Гусев, О.Б. Епишева, Ю.М. Колягин6, В.И. Крупич, Г.Л. Луканкин, Е.И. Лященко и др.), специфической особенностью интеллекта является в первую очередь обобщенное познавательное умение создавать и решать задачи. Именно задачи в образовательном процессе используются как дидактический прием подачи, закрепления и проверки усвоения материала.
Для поиска решения нестандартных задач, развития творческого мышления на уроках использую курс «Школа совенка: на пути к творческому мышлению». Этот практический курс для нестандартно мыслящих детей, готовых развивать свое творческое мышление, разработан методистами Вятского государственного гуманитарного университета. Чтобы развивать мышление, да притом творческое, необходимо сталкивать маленького читателя со сложными проблемными ситуациями. Важно при этом помочь ребенку понять механизм решения проблемы. В этом и состоит главная задача данного курса. У учащихся появляется возможность самостоятельно творить, дав волю воображению.
На уроках мы работаем над составлением и решением творческих задач. Творческие задачи отличаются от школьных тем, что собственно задачи как таковой поначалу и нет. Ее предстоит выявить из проблемной ситуации, которая возникает перед учащимися. Умение решать такие задачи – ценный показатель сформированности креативности мышления. Приведу ряд задач:
- На улицах нашего города растут березы, клены, тополя. Они не дают нам вкусных плодов. Зачем их сажать?
(Анализ. Задача имеет возможность решения как с точки зрения экологии, так и эстетики, причем выбор учеником любого варианта вряд ли удастся подвергнуть критике).
- Определите, какой погоде соответствуют приметы. Распределите их в две группы. Дополните группы двумя или тремя известными вам приметами.
Пчелы большими группами летят в лес.
Лягушки квакают не переставая.
Ласточки летают низко над землей.
Листья клевера сложились.
Голуби разворковались.
(Анализ. Ученик редко бывает знаком с исторической интерпретацией данных примет, приходится прибегать к анализу жизненных явлений, объясняющих то или иное поведение объектов примет. Ответ будет получен в результате наблюдения и анализа каких – либо жизненных событий.)
Использую также тестовые задания. Основная задача тестовых заданий – включить школьников в мыслительный поисковый процесс перед выполнением более сложных открытых (звристических) задач.
Данная работа с обучающими имеет свои положительные результаты. Дети не только активно работают на уроках, но и занимают призовые места в конкурсах различного уровня. Так Батурина Мария в 2011 году стала лауреатом Всероссийской эвристической олимпиады младших школьников с международным участием «Совенок – 2011». В 2012 году лауреатом этого же конкурса становится Абумова Дана.
Формирование творческого мышления на уроках, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт. – М., 2009.
Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24.
2. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология. - М.,1994. - 262с.
3. Гребцова Н.И. Развитие мышления учащихся. //Начальная школа. - 1994. - №11. - С.24-27.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 1999.-368с.
5. Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления.//Начальная школа. - 1985. - №5. - С.37-41.
6. Исследование мышления в психологии. /Под ред. Е.В. Шороховой. - М., 1969. - 214с.
7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.,1999. - 528с.
8. Тихомиров О.К. Психология мышления. МГУ, 1969. - 131с.
9. Одаренность: диагностика и технология развития мышления учащихся: Методическое пособие. – М.: Педагогическая литература, 2008. – 144 с.
10. Горев П.М., Утемов В.В. Школа Совенка: на пути к творческому мышлению: учебное пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 114 с.,ил.
11. Горев П.М., Утемов В.В Формула творчества: решаем открытые задачи. Материалы эвристической олимпиады «Совенок»: Учебно – методическое пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 288 с.,ил.
Рисунок 1D:\Мама\аттестация\мама сканер\2.jpg