Доклад Развитие логического мышления ипознавательной деятельности учащихся в ходе решения задач
Доклад «Развитие логического мышления и познавательной деятельности учащихся в ходе решения задач».
В психолого-педагогической науке уже давно стало аксиомой положение о том, что эффект учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и прежде всего мышления. Одна из важнейших задач школы как раз и состоит в развитии мышления учащихся. Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу- это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Реализация данного направления нашла своё практическое отражение в осуществлении развивающего обучения, основной характеристикой которого является активность и самостоятельность учащихся во всех видах учебной работы. Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся - задача, которую призваны решать учителя.
Затронутой проблеме в разные годы уделяли внимание педагоги- новаторы И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, Ш.А.Амонашвили, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и другие. Автор посвящает статью вопросам активизации логического мышления учащихся и их познавательных способностей в силу актуальности этого вопроса в системе современного обучения. Применение методов активизации логического мышления на уроках не только развивает у учащихся богатое воображение, наблюдательность, глубокую проницательность ума, хорошую память, сообразительность, умение решать различными способами одну и ту же проблему, критичность мышления, но и способствует формированию и укреплению ЗУН .
Логическое мышление в учебном процессе формируется в ходе использования развивающих технологий, которые имеют специальные методы: это создание проблемных ситуаций, ситуция учебного спора, учебный диалог и другие. Главная цель работы по развитию логики состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных, чтобы они могли ограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний. Например, дети, рассуждая о том, кто из ребят самый сильный, если Нурсултан сильнее Тани, а Таня слабее Регины, делают вывод, что Нурсултан сильнее всех еще и потому, что мальчики всегда сильнее девочек.
Развитию логического мышления могут способствовать выполнение олимпиадных заданий, проведение внеклассных занятий по математике, где решаются нестандартные задачи на логику, провоцирующие задачи. Последние обладают высоким потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств - критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, ее разносторонней оценке. Например,отгадываем интересную загадку. Было 3 фигурки: треугольник, круг и квадрат (Учитель говорит и одновременно изображает это на доске). Каждая жила в одном из 3-х домиков: первый был с высокой крышей и маленьким окном, второй - с высокой крышей и большим окном, третий - с низкой крышей и большим окном (говоря это, учитель рисует домики. Рис.1) Треугольник и круг жили в домиках с большим окном, а круг и квадрат – в домиках с высокой крышей. Нужно отгадать, в каком домике живет каждая фигурка.
В методической литературе описываются различные виды работ над решением задачи. Один из видов такой работы - решение задач различными способами. Решение задачи различными способами способствует развитию логического мышления и математических способностей, воспитывает у них настойчивость и упорство в преодолении трудностей, встречающихся в поиске решения задачи. Решение задач разными способами можно назвать исследовательской деятельностью. Учащиеся решают задачу разными способами, а получают одинаковый ответ. Это один из способов проверки правильности. При проверке способы решения сравниваются и делаются выводы. Этот вид работы полезен не только с предметной точки зрения, но и с психологической: ученик видит, что решений может быть несколько, и это в определенной степени настраивает его на активную деятельность, на поиск. А «слабые» ученики, видя, что другие могут решать по-разному, стремятся тоже к этому. Это их подстегивает, развивает их стремление к достижению успеха. Процесс работы над такими задачами приносит учащимся удовлетворение от хода обучения, служит развитию их интереса и поддерживает вкус к познанию.
При работе над задачами можно использовать различные виды дифференцированной помощи: чертеж, запись условия, схема, рисунок, таблица, наводящие вопросы, предупреждение о наиболее типичных ошибках и так далее. Далее учащиеся читают задачу, говорят как найти искомое, объясняют почему так, а не иначе (доказывают), определяют наиболее рациональный способ решения. Такая работа над задачей способствует развитию мышления и творческих способностей детей. Самостоятельно решенная задача приносит каждому ученику радость, удовлетворение и чувство уверенности в себе.
Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором ученик, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как наиболее опытного партнера. Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской деятельности, при которой поиск истины в одиночку невозможен, необходим коллективный поиск, сопровождающийся постоянным обменом опыта. Чтобы сформировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Один из важнейших факторов развития интереса к учению– четкое понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное учитель на доске пишет несколько примеров для устного счета на изученные ранее правила : 90/6, 360/6, 960/3 и пример 12765/3. Предлагает объяснить прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже «сильные» дети не могут сразу дать ответ. Напряжение передается и «слабым». Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос «как?», а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание - залог успешного усвоения нового. «Сильные» ученики справились с заданием, заменяя делимое удобными слагаемыми. Естественно, этих учеников надо поощрить, но также и отметить, что они затратили много времени, а пример можно решить быстро и справиться с решением может каждый. Как? Глаза горят любопытством. В эту напряженную минуту учитель быстро решает пример на доске столбиком, не задерживая их внимания на объяснении. Важна быстрота получения ответа. Дети не ожидали, что так быстро можно решить этот сложный пример. А вот для объяснения приема решения тоже нужно выбрать удобный момент или создать ситуацию, когда учащиеся поймут, что им необходимо подумать, и послушать внимательно. Вернемся к этому же уроку. Детям показалось, что все понятно и без объяснения учителя, всё просто. Предлагаем им решить пример сразу же самостоятельно. Они с радостью берутся за дело, веря в быстрый успех. Наблюдаем: один за другим учащиеся поднимают глаза и смотрят на учителя вопросительно (большая часть класса).
-А как? Почему не получается, хотя показалось так просто?
У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время для объяснения. Внимание полное. После объяснения снова даем самостоятельное задание, которое успешно выполняется.
Для активизации познавательной деятельности детей при выполнении ими вычислительных упражнений, надо привнести элемент занимательности, как в содержание, так и в форму такой работы. Развитию творческих способностей способствует проведение устного счета в занимательной форме.
Например, даем ряды цифр. Надо найти общее.
3 2 5 6
4 3 7 12
7 4 11 ?
Развивать детей нужно не только на уроках математики. На уроках русского языка при обучении орфографии надо развивать у учащихся словесно-логическое мышление, так как только в этом случае можно сформировать у них прочный орфографический навык.
Подводя итог, можно сказать, что особенности мышления каждого ребенка не являются данными раз и навсегда, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях его обучения, а это в свою очередь влияет на успешность усвоения учебного материала. Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащимися, заложить основы их всестороннего развития и интереса к учению. Любые технологии, в том числе и педагогические, сами по себе - еще не гарантия успеха. Необходимо органичное соединение прогрессивных технологий и личности педагога для достижения оптимального результата.
Подводя итог, можно сказать, что особенности мышления каждого ребенка не являются данными раз и навсегда, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях его обучения, а это в свою очередь влияет на успешность усвоения учебного материала. Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащимися, заложить основы их всестороннего развития и интереса к учению. Любые технологии, в том числе и педагогические, сами по себе - еще не гарантия успеха. Необходимо органичное соединение прогрессивных технологий и личности педагога для достижения оптимального результата.