Разработка урока Информатики на тему Графические информационные модели: создание коллажа
Утверждаю:
Председатель цикловой комиссии
математических и общих
естественнонаучных дисциплин
по подготовке квалифицированных
рабочих и служащих
______________ Л.Л. Тизякова
« 27 » февраля 2015 г.
Технологическая карта (план) занятия
Предмет: Информатика
Тема: Графические информационные модели: создание коллажа
Цель занятия:
Познакомить обучающихся с алгоритмом создания коллажа по заданной теме в среде AutoCollage; оценить возможность применения AutoCollage в повседневной жизни.
Задачи занятия:
Обучающие:
Освоить технику создания коллажа, демонстрации и защиты своих проектов;
Сформировать умения и навыки по обработке и представлению информации по указанной теме;
Повысить мотивацию обучающихся в получении дополнительных знаний и умений.
Развивающие:
Развитие творческих способностей, творческого воображения;
Развитие умения выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
Развитие умения излагать мысли;
Развитие умений преодолевать трудности при самостоятельной работе с программным продуктом.
Воспитательные:
Воспитание чувства ответственности за выполненную работу, умения принимать самостоятельные решения, желание делать свою работу качественно;
Воспитание способности к творческой художественно-эстетической деятельности;
Воспитание патриотизма.
Вид занятия (тип): Комбинированное занятие.
Обеспечение занятия:
Презентация по теме занятия «Графические информационные модели: создание коллажа»;
Раздаточный материал:
Приложение 1. «Инструкция по выполнению практической работы».
Подборка фотографий с кадрами событий Великой Отечественной Войны.
Структура занятия:
Организационный момент (2 мин).
Актуализация знаний (8 мин).
Постановка целей учебного занятия (3 мин).
Вводный инструктаж (7 мин).
Постановка задачи практической работы (3 мин).
Практическая работа (15 мин).
Подведение итогов занятия (6 мин).
Домашнее задание (1 мин).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Цель этапа: мобилизация внимания обучающихся.
Длительность этапа: 2 мин.
Основной вид деятельности преподавателя: вводное слово преподавателя.
Проверка готовности к занятию. Проверка присутствующих. Оформление учебного журнала.
Преподаватель:
Демонстрирует слайд.
Сегодня наше занятие я начну с цитаты из «Записок о Шерлоке Холмсе» Артура Конан Дойла:
- Так у этих реликвий есть своя история?
- Больше того, - они сами – история.
О каких реликвиях и о какой истории будет идти речь? Позвольте, я пока не отвечу на этот вопрос. Пусть это останется небольшой интригой нашего занятия.
II. Актуализация знаний
Цель этапа: воспроизведение обучающимися знаний и умений по разделу «Информационное моделирование», активизация мыслительной и познавательной деятельности.
Длительность этапа: 8 мин.
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная и групповая работа.
Преподаватель:
Демонстрирует слайд, предлагает обучающимся разгадать представленный на слайде ребус.
- С какой, недавно изученной темой связано данное понятие? («Информационное моделирование»).
Преподаватель:
Прежде чем мы перейдем к теме нашего занятия, предлагаю Вам вспомнить основные понятия, изученные в рамках раздела «Информационное моделирование».
Поясняет обучающимся алгоритм работы: выбирается один обучающийся; ему предлагается выполнить задание, выполняет задание; группа внимательно следит за правильностью выполнения, в случае неправильных ответов, помогает отвечающему справиться с заданием.
Преподаватель:
Поясняет, что первое задание – проверка знания основных терминов. Выбирается первый обучающийся. Поясняет, что на слайде представлены основные определения, изученные ранее, ему необходимо назвать термин, соответствующий определению.
Задание 1.
Описание внешнего вида, структуры или поведения объекта моделирования на одном из разговорных или формальных языков (информационная модель).
Процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений (моделирование).
Процесс построения моделей с помощью формальных языков (формализация).
Упрощенный объект, отражающий существенные особенности реального объекта, процесса, явления (модель).
Воспроизводит геометрические и физические свойства объекта, всегда имеет реальное воплощение (материальная модель).
Обучающимся предлагается:
Выполнить задание.
Преподаватель:
Поясняет, что выполняя второе задание, обучающие, вспомнят, что можно моделировать. Выбирается второй обучающийся. На слайде примеры моделей объектов, явлений и процессов, необходимо заполнить таблицу.
Задание 2.
Моделировать можно
Объекты
Явления
Процессы
Объекты: глобус, модель атома водорода.
Явления: модель грозового разряда, модель землетрясения.
Процессы: модель развития вселенной, модель очистки водоема.
Преподаватель:
Поясняет, что третье задание – проверка знания классификации моделей по способу представления. Выбирается третий обучающийся. Поясняет, что на слайде представлена пустая схема, ее необходимо заполнить.
Задание 3.
Обучающимся предлагается:
Выполнить задание.
Преподаватель:
Поясняет, что четвертое задание – проверка умения классифицировать модели, определения различий между материальными и информационными моделями. Выбирается четвертый обучающийся. Поясняет, что на слайде представлены различные модели, необходимо выбрать информационные.
Задание 4.
На слайде представлены: детская машинка, манекен, макет, глобус, портрет, чертеж, химическая формула, блок-схема алгоритма (последние четыре являются информационными моделями).
Обучающимся предлагается:
Выполнить задание.
Преподаватель:
Поясняет, что пятое задание – проверка знания форм представления информационных моделей. Выбирается пятый обучающийся. Поясняет, что на слайде будут появляться различные информационные модели, необходимо определить их форму представления.
Задание 5.
Структурная, математическая, словесная, геометрическая, специальная, табличная.
Обучающимся предлагается:
Выполнить задание.
Преподаватель:
Поясняет, что шестое задание – проверка умения классифицировать модели, определять форму представления модели. Выбирается четвертый обучающийся. Поясняет, что на слайде представлены различные модели, необходимо найти лишнее.
Задание 6.
Первый слайд – модель Земного шара (лишним является глобус).
Второй слайд – модель человека (лишним является изображение зайца).
Третий слайд – графические информационные модели (лишнее письмо).
Обучающимся предлагается:
Выполнить задание.
Преподаватель:
Поясняет, что седьмое задание – проверка умения определять назначение основных частей табличных информационных моделей. Выбирается седьмой обучающийся. Поясняет, что на слайде представлена таблица и выделены ее основные части, назвать части табличной модели и их назначение.
Задание 7.
Годовые оценки
Фамилия
Предмет
Русский язык
Литература
Математика
Иванов Петя
Петров Андрей
Сидоров Ваня
Андреев Коля
Заголовок таблицы, боковик таблицы, столбец, строка, ячейка.
Обучающимся предлагается:
Выполнить задание.
Преподаватель:
Поясняет, что восьмое задание – проверка знания основных видов графических моделей. Выбирается восьмой обучающийся. Поясняет, что на слайде модели объектов, явлений и процессов, назвать основные виды графических моделей.
Задание 8.
Схема метрополитена – граф.
Последовательность выполнения действий – блок-схема.
Статистика лиц, совершивших преступление – график.
Территория Пермского края – карта.
Конструкция самолета – чертеж.
Обучающимся предлагается:
Выполнить задание.
Преподаватель:
Поясняет, что девятое задание – проверка знания основных видов графа. Выбирается девятый обучающийся. Поясняет, что на слайде представлены графы, определить их вид.
Задание 9.
Дерево, Сеть, Дерево, Сеть, Дерево.
Обучающимся предлагается:
Выполнить задание.
Преподаватель:
Поясняет, что десятое задание – проверка знания назначения моделирования. Поясняет, что на слайде представлены различные графические модели. Определить профессиональную деятельность, в которой могут использоваться данные графические модели.
Задание 10.
Модельер, дизайнер, астроном, архитектор, инженер.
III. Постановка целей учебного занятия
Цель этапа: формулировка темы и основной задачи занятия.
Длительность этапа: 3 мин.
Форма организации деятельности учащихся: беседа.
Преподаватель:
Поясняет, что не случайно последнее задание было на соотнесение графических моделей и профессиональной деятельности.
Демонстрирует слайд, на котором изображены различные графические модели.
- Что изображено на слайде?
- Являются ли эти изображения графическими информационными моделями?
- Люди какой профессии могут создавать такие графические модели?
Демонстрирует слайд, на котором изображены несколько коллажей.
- Что изображено на слайде?
- Является ли коллаж графической информационной моделью?
Демонстрирует слайд с темой занятия.
Озвучивает тему занятия «Графические информационные модели: создание коллажа». Поясняет, что тема выбрана не случайно:
во-первых, графические модели имеют непосредственное отношение к будущей профессиональной деятельности обучающихся;
во-вторых, изучая ранее раздел «Информационное моделирование» обучающиеся знакомились с теорией, решали различные задачи на преобразование различных форм моделей, а вот заниматься созданием собственных моделей обучающимся не приходилось.
Преподаватель:
- Приходилось ли Вам создавать компьютерную информационную модель в форме коллажа?
- Какое программное обеспечение вы использовали?
- Известны ли вам специализированные программные продукты для создания коллажа?
Поясняет, что сегодня на занятии они познакомятся с одной из специализированных программ для создания коллажа, научаться создавать коллажи.
Демонстрирует слайд с основной задачей учебного занятия: создание графической информационной модели в форме коллажа в среде AutoCollage.
IV. Вводный инструктаж
Цель этапа: знакомство с понятиями коллаж, фотоколлаж; знакомство с интерфейсом приложения AutoCollage, знакомство с алгоритмом создания коллажа в среде AutoCollage.
Длительность этапа: 7 мин.
Форма организации деятельности учащихся: беседа.
Преподаватель:
Объяснение сопровождается демонстрацией слайдом.
Давайте в первую очередь все же разберемся с тем, что такое коллаж.
Kоллажем является некоторая совокупность отдельных элементов, "сведенных" воедино и представляющих собой вполне осмысленное целое.
Сегодня, цифровая фотография и современное программное обеспечение привели к появлению еще одного вида коллажей – фотоколлажей.
Фотоколлажи представляют собой произвольное соединение снимков, которые связаны общей темой. Для создания данного коллажа необходимо осуществить наложение одного изображения на другой или совместить несколько фотографий в одну.
Дополнить рассказ несколькими фактами, например:
- первые свидетельства использования техники коллажа относятся приблизительно ко 2 веку до н.э., это приблизительно соответствует времени изобретения бумаги в Китае.
- термин «коллаж» был придуман Пабло Пикассо в начале 20 века, коллаж стал отличительной частью современного искусства.
- представитель кубизма Жорж Брак раскрашивал листы бумаги, газеты, обои и создавал тем самым иную композицию («Гитара», 1912).
Почему я выбрала приложение AutoCollage:
- позволяет создавать различные коллажи от примитивных до профессиональных;
- программа бесплатная, можно легально использовать на домашнем компьютере и в компьютерном классе;
- интуитивно понятна, проста в освоении.
А теперь рассмотрим алгоритм создания коллажа в среде AutoCollage.
Рассказ сопровождается демонстрацией действий на экране.
Запуск приложения из Главного меню.
Интерфейс AutoCollage.
Область визуализации-просмотра – самая большая часть рабочего окна. Здесь будем видеть, как собирается коллаж, какие изображения используются, взаимное расположение объектов, а так же можем предварительно просматривать результат.
Проводник – это область, в которой сможем выбирать нужные папки с рисунками (вот он, наш выбор, а не Мои рисунки – которые просматриваются по умолчанию).
Настройки, как понимаем из названия, настройки самой программы и того, что получим в результате.
Что необходимо для того, чтобы создать коллаж:
Подобрать фотографии (должно быть больше 7) и сложить их в отдельную папку;
Открыть окно Проводника и указать путь к папке в которой находятся отобранные фотографии;
Нажать команду Create, наблюдаем за тем, что происходит в области просмотра. Коллаж готов.
Если снова нажать Create получим новый коллаж из тех же фото, но расположенных иначе;
Для сохранения коллажа необходимо выбрать команду Save, в появившемся окне указать путь сохранения и имя (сохранить на Рабочем столе).
.
V. Постановка задачи практической работы
Цель этапа: описание действий для решения основной задачи занятия.
Длительность этапа: 3 мин.
Форма организации деятельности учащихся: беседа.
Преподаватель:
Вот теперь пришло время вернуться к интриге. Итак: история и реликвии. Какое отношение имеют они к нашему занятию?
История – это прошлое. История учит нас не повторять кем-то уже совершенные ошибки.
Реликвия – вещь, свято хранимая, как память о прошлом.
Сегодня на занятии мы прикоснемся к истории через сохранившиеся реликвии.
- Скажите, вы знаете, какое значимое событие будет отмечать наша страна и мир в мае 2015 года? (70 Годовщина Победы в Великой Отечественной Войне).
Ни книги, ни воспоминания людей о Второй Мировой войне не обладают достоверностью документальных фотографий. Снимки военных фотокорреспондентов – самые точные и объективные свидетельства трагических событий 1941 – 1945 годов. Мы имеем уникальную возможность увидеть происходившее своими глазами только благодаря уцелевшим фотографиям.
Пояснить связь фотографий и понятия «графическая модель».
Таким образом, предлагаю Вам создать коллаж из этих графических моделей. Что вам для этого понадобиться:
Программа AutoCollage;
Инструкция по работе с программой AutoCollage;
На Рабочих столах папка «Фото для коллажа».
Ваши действия:
Просмотреть папку с фотографиями;
Определиться с объектом моделирования, моделируемой ситуацией;
Создать новую папку и поместить туда нужные фотографии;
Создать коллаж и сохранить его под своим именем на Рабочем столе.
VI. Практическая работа
Цель этапа: выполнение заданий практической работы, оформление отчета.
Длительность этапа: 15 мин.
Форма организации деятельности учащихся: выполнение группового задания.
Преподаватель:
Сейчас вы откроете папки с фотографиями для коллажа и “окунетесь” в суровые сороковые. Кто эти люди, что смотрят на нас с этих пожелтевших снимков? Как сложилась их судьба? Женщины, дети, воины? Видели ли они салют Победы?
Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, 9 мая День Победы останется неизменным.
Озвучивает критерии оценивания:
Создание коллажа, наличие сюжета, его смысловая законченность; гармоничное цветовое сочетание; качество отобранных фотографий; завершенность работы, возможность ее использования в качестве плаката; интересное и оригинальное сопровождение (обоснование) выполненной работы.
Обучающимся предлагается:
Выполнить задания практической работы.
Преподаватель:
Помогает учащимся в выполнении задания.
VII. Подведение итогов занятия
Цель этапа: рефлексия.
Длительность этапа: 6 мин.
Преподаватель:
Сейчас, пожалуйста, вернитесь за свои парты. Давайте вместе посмотрим на ваши работы.
Просмотр работ, обсуждение результатов практической работы.
Обучающимся предлагается:
Прокомментировать свои работы, которые демонстрируются на экране.
Преподаватель:
В 2015 году мир отметит 70 годовщину Победы в Великой Отечественной Войне. Победы человечества над фашизмом. Победы, решающий вклад в которую, внесли люди. Это главное событие в истории 20 века, источник силы, гордости, веры в добро, гуманизма, любви к человеку и любви к Родине.
Главная цель, которую я преследовала, выбирая именно эту тему для коллажа – показать правду войны, показать настоящую историю.
На старых снимках – прошлое – живое, необходимо его помнить.
Обучающимся предлагается:
Ответить на вопросы:
Появились ли у вас новые знания, умения в процессе выполнения работы?
Что было наиболее интересным?
Каковы были основные трудности?
Пригодятся ли вам навыки создания коллажа, сможете ли вы их использовать в личных целях?
Преподаватель:
Демонстрирует коллаж, на котором изображены сами обучающиеся.
Комментирует работу обучающихся на занятии, выставляет оценки.
VIII. Домашнее задание
Цель этапа: прокомментировать домашнее задание.
Длительность этапа: 1 мин.
Предлагает обучающимся создать свой коллаж – «Коллаж желаний».
Приложение 1.
Инструкция по работе с приложением Microsoft AutoCollage 2008
Интерфейс приложения:
Алгоритм создания коллажа:
Создать папку и поместить в нее отобранные для коллажа фотографии.
В окне Проводника указать путь к папке.
Выбрать команду «Create», в области визуализации выстраивается коллаж.
Для сохранения используется команда «Save», которая находится в области настроек. Указывается путь сохранения.
Выделение областей, которые программа не будет перекрывать другими изображениями
На вкладке Input отметим Показывать области Лиц и Расширенная ручная настройка:
Нажмем Ок, вернемся к окну просмотра. На тех изображениях, где программа нашла лица, появились желтые квадратики.
На тех фотографиях, где программа не определила область лица или нужного нам изображения логотипа, авторского знака и т.д., обозначим такие области вручную. Для этого щелкнем по нужному фото ЛКМ, зажмем клавишу Ctrl и мышкой выделим нужную область. Если на какой-то фотографии есть объект, который не хотим перекрывать другими изображениями в коллаже, его тоже можно пометить квадратиком.
13PAGE 15
13PAGE 141215
Классификация моделей по способу представления
Заголовок 1Заголовок 415