Технологическая карта урока по теме Основные объекты текстового документа. Ввод текста
Тема Основные объекты текстового документа. Ввод текста
Цели: формирование представления о текстовом документе; формирование умений набора текста в текстовом редакторе.
Учебные задачи:
1) формировать представление об основных объектах текстового документа;
2) закрепить представления о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах.
3) напомнить обучающимся основные правила ввода текста;
4) актуализировать имеющиеся навыки создания и сохранения текстовых документов.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке;
метапредметные – основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;
личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
текстовый документ; объекты текстового документа(символ, слово, строка, абзац, фрагмент)
Используемые на уроке средства ИКТ и оборудование:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК обучающихся, задания(см. приложения 3,4) презентация «Техника безопасности и организация рабочего места», Суперфизминутка от Инфоурок, учебник Информатика 5 класс, Л.Л.Босова
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганизационный момент Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.
«Весёлая разминка» Проверяют готовность к уроку.
Настраиваются на учебную работу. Решают задачу.
Задача:
На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии одного метра друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 метров. Сколько было учеников?
Решение: 26 учеников.
Актуализация и проверка ранее изученного материала 1.Экспресс-опрос по вопросам.
(вопросы на листах бумаги в наличии у каждого ученика)
Отвечают на вопросы:
1.Расскажите о текстовой форме представления информации. Какие другие формы представления информации вы знаете? Расскажите о преимуществах или недостатках представления информации в виде текста по сравнению с описанной вами.
2.С какой целью вы создаёте тексты? Приведите два-три примера.
3.Приведите примеры текстов, различающихся по размеру, по оформлению, по назначению.
4.Какие принципиальные изменения в процесс создания текстов внёс компьютер?
5. Как вы понимаете смысл высказывания: «Что написано пером, того не вырубить топором»? Согласны ли вы с этим?
6. Что общее и в чём различие возможностей текстового процессора и текстового редактора?
7.Что вы понимаете под текстовым документом?
2.Визуальная проверка
(задание записано на доске) а)любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме
т е к с т
б)информация, представленная в форме письменного текста
т е к с т о в а я
и н ф о рм а ц и я
в)любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включёнными в него нетекстовыми материалами
д о к у м е н т
г)цифра, буква, знак препинания и т.д.
с и м в о л
3.Коллективное рассмотрение результатов выполнения домашнего задания а) НОЧЬ – ноль – соль – сель – сень – ДЕНЬ;
б) РОТА – нота – нора – пора – пола – ПОЛК;
в) БАНТ – рант – рана – раса – роса – КОСА;
г) БЕГ – бог – бок – бак – мак – маг – ШАГ;
д) МОРЕ – горе – гора – кора – кома – кума – сума – СУША;
е) МИГ – мир – пир – пар – бар – бас – бес – вес – ВЕК.
Изучение нового материала Объяснение нового материала
(приложение 1)
Слушают учителя. Воспринимают информацию. Задают вопросы(при необходимости)
Рассказ о назначении кнопок на панели инструментов, показ, как открываются и
сохраняются текстовые документы в Word Pad.
Рассматривают окно программы текстового редактора WordPad. Вступают в диалог с учителем.
Физкультурная пауза.
Настраивает на выполнение комплекса зарядки Выполняют упражнения
Используется музыкальная Суперфизминутка от Инфоурок.
Знакомит с правилами ввода текста, одновременно осуществляя демонстрацию ввода текста.
(приложение 2)
Слушают учителя, следя за демонстрацией ввода текста.
Самостоятельная работа с заданием. Взаимопроверка после выполнения.
(приложение 3) Включают ПК.
Выполняют задание самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку. Исправляют ошибки.
Правила безопасной работы на компьютере
Практическая работа.
«Вводим текст»
(приложение 4) Рассматривают слайды презентации «Техника безопасности и организация рабочего места» (слайды 2-10)
Выполняют самостоятельно практическую часть
Выключают ПК.
Рефлексия Что нового узнали на уроке? Чему научились?
Что вызвало затруднения? Отвечают на вопросы. Анализируют информацию, полученную на уроке.
Домашнее задание Инструктирует по выполнению домашнего задания. Записывают задание в дневник: при наличии возможности поупражняться в вводе текста, используя учебник литературы для 5 класса.
Приложение 1
Текстовый редактор – специальная программа, предназначенная для создания текстов. С его помощью можно создавать простые тексты, состоящие из букв, цифр, специальных символов, знаков препинания, которые можно ввести при помощи клавиатуры. Например, приложение операционной системы Windows – Блокнот
Текстовый процессор – мощный текстовый редактор. С его помощью можно создавать и оформлять рассказы, доклады, таблицы, схемы, рисунки, фотографии. Например, Microsoft Word, Word PadПодготовка документа состоит из нескольких этапов: ввод(набор), редактирование, форматирование и печать.
Приложение 2
Сегодня мы рассмотрим первый этап – этап ввода текста.
Ввод текста осуществляется при помощи клавиатуры. Место для ввода очередного символа текста указывается на экране монитора с помощью вертикальной мигающей черты – курсора.
Правила ввода текста:
1.Там, где это нужно, используйте прописные буквы.
2.Все знаки препинания, кроме тире, ставьте сразу же за последней буквой слова; после любого знака препинания нажимайте клавишу ПРОБЕЛ. Тире выделяйте пробелами с двух сторон.
3.Избегайте ввода подряд двух и более пробелов; не используйте пробел для выравнивания границ абзаца.
4.Не следите за концом строки: как только он будет достигнут, курсор автоматически перейдёт на начало следующей строки.
5.Для того чтобы перейти к вводу нового абзаца (или строки стихотворения) нажимайте клавишу Enter.
Контролировать соблюдение правил набора текста будет значительно проще, если установить режим отображения непечатаемых символов (кнопка ¶)
Приложение 3
Приложение 4