Программа курса внеурочной деятельности спортивной секции «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ — ЗДОРОВЫЙ ДУХ» (спортивно-оздоровительное направление на ступени основного общего образования)
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов»
Протокол № 1 от 26 . 08 .2015 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директораМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов»
№ от . .2015 г.
Программа курса внеурочной деятельности
спортивной секции
«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
(спортивно-оздоровительное направление
на ступени основного общего образования)
Сроки реализации программы 1год
Возраст детей 10-11 лет
Составитель программы: Королевич А.Ю.,
учитель физической культуры
г. Балахна
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивной секции «В здоровом теле-здоровый дух» составлена в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
на основе авторской программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов) П.В. Степанова, С.В. Сизяева, Т.Н. Сафронова.
Данная программа обеспечивает реализацию спортивно-оздоровительного направления. Рабочая программа составлена для использования в МБОУ СОШ № 14 и предназначена для учащихся 5-х классов.
Актуальность программы заключается в том, что настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растет количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата.
Целью данной рабочей программы является предупреждение заболеваний опорно-двигательного аппарата, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Задачи:
Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья;
Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания;
Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы;
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции;
Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности.
Особенность программы. Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, что способствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений предлагается использовать наиболее доступные упражнения художественной гимнастики. Повышению мотивации к занятиям способствует и выполнение контрольных испытаний, подготовка и участие в показательных выступлениях.
Срок реализации данной программы 1 год (2015-2016 учебный год). На изучение курса «в здоровом теле – здоровый дух» отводится 1 час в неделю, всего за учебный год 35 часа.
Возраст детей 10-11 лет.
Формы занятий: обучающее занятие;
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
тренировочные занятие;
контрольное занятие;
коллективно – творческие занятия;
спортивные праздники.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении задач внеурочной физкультурной деятельности.
Предметные результаты:
формирование представления о роли физической культуры для укрепления здоровья;
овладение умениями организовывать здоровьеформирующую и здоровьезберегающую жизнедеятельность;
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок;
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
развитие общей физической подготовки;
развитие специальной физической подготовки;
выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений разными способами, в различных условиях.
Основное содержание программы
5 класс
Вводное занятие (1 час). Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
Теоретические сведения (2 часа). Здоровье человека и влияние на него физических упражнений, влияние питания на здоровье, гигиенические и этические нормы.
Общая физическая подготовка (7 часов). Упражнения в ходьбе и беге, упражнения для плечевого пояса и рук, упражнения для ног, упражнения для туловища, комплексы общеразвивающих упражнений.
Специальная физическая подготовка (18 часов). Формирование навыка правильной осанки, укрепление мышечного корсета, укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени, упражнения на равновесие, упражнения на гибкость, акробатические упражнения.
Дыхательные упражнения (1 час). Упражнения сидя, стоя, в передвижении; упражнения с задержкой и усиления дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания; комплексы дыхательных упражнений.
Упражнения на расслабление (1 час). Упражнение в различных исходных положениях, в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнером.
Самоконтроль и психорегуляция (1 час). Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции ( двигательные, дыхательные, ментальные, комбинированные).
Самомассаж и взаимомассаж (1 час). Назначение массажа; показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приёмы массажа ; массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приёмы массажа.
Контрольные испытания и показательные выступления (3 часа). Контрольное испытание и физкультурный праздник
Учебно- тематический план спортивной секции «В здоровом теле – здоровый дух».
№
п/п
Тема раздала
Количество часов
По
авторской программе
По
рабочей программе
1
Вводное занятие
1
1
2
Теоретические сведения
6
2
3
Общая физическая подготовка
21
7
4
Специальная физическая подготовка
54
18
5
Дыхательные упражнения
4
1
6
Упражнения на расслабление
3
1
7
Самоконтроль и психорегуляция
4
1
8
Самомассаж и взаимомассаж
3
1
9
Контрольные испытания и показательные выступления
6
3
Итого часов:
102
35
Календарно-тематическое планирование
спортивной секции «В здоровом теле – здоровый дух»
№п/п
Тема занятий
Всего часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие. Правила техники безопасности.
1
1
2.
Здоровье человека и влияние на него физических упражнений, влияние питания на здоровье.
1
1
3.
Партерная разминка.
1
1
4.
Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж.
1
1
5.
Разучивание строевых упражнений.
1
1
6.
Разучивание упражнений для укрепления мышечного корсета у опоры и в движении.
1
1
7.
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени у опоры и в движении.
1
1
8.
Закрепление упражнений для укрепления мышечного корсета у опоры и в движении.
1
1
9.
Закрепление строевых упражнений.
1
1
10.
Разучивание упражнений в равновесии с предметами.
1
1
11.
Развитие гибкости на месте и в движении.
1
1
12.
Разучивание акробатических элементов.
1
1
13.
Изучение методов самоконтроля и психорегуляции.
1
1
14.
Закрепление упражнений в равновесии.
1
1
15.
Разучивание упражнений для укрепления мышечного корсета с предметами художественной гимнастики.
1
1
16.
Закрепление акробатических элементов.
1
1
17.
Взаимосвязь гигиенических и этических норм.
1
1
18.
Закрепление упражнений для укрепления мышечного корсета с предметами художественной гимнастики.
1
1
19.
Закрепление упражнений в равновесии с предметами.
1
1
20.
Разучивание упражнений в равновесии с партнером.
1
1
21.
Разучивание дыхательных упражнений.
1
1
22.
Закрепление упражнений в равновесии с партнером.
1
1
23.
Развитие гибкости с предметами и с партнером.
1
1
24.
Контрольное выполнение акробатической комбинации.
1
1
25.
Упражнения в беге и ходьбе.
1
1
26.
Упражнений для ног из различных положений, с предметами и партнером.
1
1
27.
Выполнении комбинации на бревне.
1
1
28.
Упражнения для плечевого пояса и рук без предмета и с предметами.
1
1
29.
Разучивание упражнений на расслабление.
1
1
30.
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени с предметами художественной гимнастики.
1
1
31.
Самостоятельное составление комплекса ОРУ.
1
1
32.
Общее понятие о самомассаже и его основные приёмы.
1
1
33.
Демонстрация составленных комплексов ОРУ.
2
2
34.
Физкультурный праздник.
1
1
Итого часов:
35
3
32
Перечень учебно- методического обеспечения:
Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения);
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения);
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения);
Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011;
Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
ђЗаголовок 3ђЗаголовок 415