Развитие УУД на уроках английского языка в вечерней школе


Тема выступления «Развитие УУД на уроках английского языка на ступени основного общего образования»Подготовила: Егорова Юлия Геннадиевна
учитель английского языка МКОУ ВСШ г.Болотное
Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования.
Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка (ИЯ) особенно важно, что объясняется спецификой предмета.
Овладение ИЯ происходит вне языковой среды и при ограниченном количестве часов. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома.
Во время обучения закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом им для профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов и т.д. Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания ИЯ, школа должна подготовить выпускников к овладению ИЯ в автономном режиме.
Автономное овладение ИЯ предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оценивать результаты, осуществлять самокоррекцию и, главное, нести ответственность за принятие решений и их выполнение.
В своем выступлении мне бы хотелось остановиться на том, как происходит формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся в нашей школе, при обучении иностранному языку и с какими трудностями мы сталкиваемся в ходе работы.
В соответствии с ФГОС в программе формирования УУД представлено 4 вида УУД, при выделении которых опираются на концепцию развития универсальных учебных действий, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Последовательность, способы формирования и проверки универсальных действий отражаются в различных учебных заданиях, используемых учителями на уроке. Рассмотрим некоторые задания и формы работы, которые я использую на уроках для формирования различных видов УУД.
Начнем с личностных универсальных учебных действий.
-- Вопросы, упражнения и ситуации для парной и групповой работы типа: "Тебе нравится?", "Я предлагаю своему другу", "Я спрашиваю своих друзей", оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание) позволяют ребенку выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей.
-- Вопросы в условиях ситуаций, приближенных к естественной деятельности человека, ответы на них, обмен мнениями, выражение своей точки зрения на событие или предмет, задания, готовящие к участию в обсуждении или дискуссии, которые проходят в классе во время контроля выполнения домашнего задания, например, "Я готовлюсь взять интервью у своих товарищей", направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках.
-- Проведение физкультминуток на ИЯ дает учащимся установку на здоровый образ жизни.
В своей работе я чаще использую упражнения для формирования и развития - познавательных универсальных учебных действий такие как:
1) Задание на информационный поиск. Для этого ученики могут:
найти изображения в справочнике;
поискать ответ в Интернете;
найти информацию в словаре;
найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
подобрать к описаниям картинки;
найти отрывок текста, который изучается на уроке, в художественном произведении.
Подобные задания позволяют ребенку выделить учебную цель, определить действия, оценить их эффективность и результативность.
2) Организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением языка и поиском  информации посредством  Интернет-ресурсов.
3) Составление таблиц, схем-моделей.
4) Замещение буквы звуком.
5) Выделение гласных и согласных букв/звуков в словах.
6) Самостоятельное достраивание выражения/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений).
7) Классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.
8) Самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование).
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции является одной из самых важных целей обучения английскому языку. Для их формирования я использую:
1) Проектную деятельность, в том числе презентации на заданную тему урока, например: учащимся  предлагается составить презентацию по теме «Как я помогаю маме» («Мое любимое животное», «Моя семья» и т.д.).
2) Инсценировку ситуаций приближенных к реальным, например «В аэропорту» «В гостинице» «В магазине»  «На улице», сказок.
И, наконец, регулятивные универсальные учебные действия.
1)Задание типа «Напиши открытку своему другу (подруге) и отредактируй его (ее)».
3) Выполнение заданий по алгоритму (например, по распределению предложений по 3 колонкам в зависимости от времени употребленного в них глагола).
4) Действия по предложенному плану (правилу).
5) Контрольные задания, зачеты, в том числе тестового характера.
Данные задания и упражнения дают возможность сформировать у учащихся целевые установки учебной деятельности и контрольно-оценочную деятельность. Формируемые на уроках УУД закрепляются ребенком во внеучебной и внешкольной деятельности (например: участие в онлайн олимпиадах, конкурсах), и становятся личным достижением, используемым в повседневной жизни, индивидуальной творческой деятельности.
В своей практике я столкнулась с тем, что при формировании УУД и развитии различных навыков большинство учащихся могут читать, переводить тексты (в основном со словарем), писать и т.д., но только не говорить, общаться на должном для данного этапа обучения уровне. Трудно не согласиться с тем, что даже на родном языке, где знание слов и их стилистических особенностей не представляет сложностей, добиться желаемого эффекта получается не всегда и не у всех. Это происходит потому, что на уроках как иностранного, так и родного языка все устные высказывания учащихся представляют речь лишь по форме, а по сути, речью не являются.
Одним из решений этих трудностей является развитие навыков говорения посредством использования таких универсальных учебных действий как личностные и коммуникативные УУД, включающие в себя коллективные формы работы (парные и групповые), ролевые игры, дискуссии, проектную деятельность, инсценировку различных ситуаций, поскольку эти методы предполагают обучение общению через общение.
Групповая форма организации учебного труда на уроке иностранного языка дает очень многое: развивает способность к общению, обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить и обмен знаниями между учащимися, способствует росту мотивации к учению, укрепляет межличностные отношения, повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе. Также она делает более плодотворной роль учителя, - вместо принуждения к учению, главной задачей учителя становится оказание содействия.
Из всего сказанного следует, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является  тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.