Доклад по теме:Развитие УУД на уроках английского языка.
Казанское суворовское военное училище
Д О К Л А Д
Развитие коммуникативных
Универсальных Учебных Действий
на уроках английского языка.
Разработала:
Преподаватель английского языка
Майсейкова В.Е.
КАЗАНЬ – 2014
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС»Различные словари предлагают разные варианты толкования слова «К.», например:
1. Коммуникация
- обмен людей между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками в ходе их совместной деятельности; - взаимное информирование субъектов с целью налаживания совместной деятельности. Аксиальный (от лат. ахis - ось) коммуникативный процесс, когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям; ретиальный коммуникативный процесс (от лат. rete - сеть), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов. (Андреева Г.М.)
Коммуникация
(от англ. communicate -сообщать, передавать) Вербальная К. - целенаправленный процесс передачи при помощи языка (языкового кода) некоторого мысленного содержания. Ряд авторов считают коммуникативную функцию языка и речи основной и первичной их функцией, а иногда даже утверждается и единственность функции К.
Но все они сходятся на том, что коммуникативная функция языка имеет очень большое значение в нашей жизни.
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение таких целей, как:
• развитие речевой компетенции, то есть коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);• развитие языковой компетенции - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;• социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;•компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;• учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;Таким образом, именно предмет «иностранный язык» наиболее эффективно способствует развитию и формированию социальной компетентности, коммуникативного взаимодействия, то есть коммуникативных УУД. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
· умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование универсальных учебных действий включено в стандарт образования и нашло отражение в УМК «Spotlight» (авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс), который предлагает широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих учащимся расширить и углубить свои знания по предмету.Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся используются различные технологии обучения, такие, как;
1. Технология интерактивного обучения
Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению.
2. Информационно-коммуникационная технология обучения
Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся и повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.
3. Технология проблемного обучения
Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.
4. Метод проектов
Создавая проекты, ученики получают отличную возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.
С помощью данных технологий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
Для развития и формирования коммуникативных УУД используются различные виды работы с отдельными упражнениями (сопоставление, множественный выбор, заполнение пропусков, перевод, коррекция), задания на аудирование, различные виды чтения и упражнения при работе с текстом, такие, как смысловое чтение, прогнозирование содержания текста по заголовку и ключевым словам, восстановление пропущенных слов по контексту, диалоги.
Каждый модуль УМК Spotlight ставит те или иные цели, способствующие развитию и совершенствованию коммуникативных универсальных учебных действий, при этом развиваются умения во всех видах речевой деятельности при планировании вербального и невербального поведения. Суворовцы учатся строить беседу на различные темы, обучаются ведению диалогов этикетного характера, учатся слушать и слышать собеседника.
Как правило, каждый урок начинается с речевой зарядки. Она может иметь различные формы. Это может быть беседа с группой про погоду, про дату, если она связана с каким-то событием. Учащимся могут быть предложены вопросы по пройденным темам, например, о любимом дне недели, или о любимом занятии в свободное время. Иногда мы используем для зарядки такое упражнение, как «Задай вопрос». Учащиеся задают любой вопрос любому ученику. Здесь ставится такая задача, как, с одной стороны, правильно сформулировать вопрос, с другой – правильно услышать и ответить. Кроме того, используется прием «пинг-понг», когда нужно не просто ответить, а еще и вернуть вопрос собеседнику: А ты? А как у тебя? Этот прием учит поддерживать разговор, проявлять заинтересованность.
Все уроки учебника представляют собой микротемы, раскрываемые через ряд ситуаций в соответствии с возрастными особенностями и интересами учащихся. Освоение материала организовано через интеграцию всех видов речевой деятельности. Такой подход позволяет поддерживать высокую мотивацию учащихся.
В рубрике «Учись учиться» приводятся рациональные приемы-памятки для наиболее эффективного изучения иностранного языка. Они составляют основу для формирования общеучебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности учащихся. Например, составление опорных схем для запоминания ключевой информации, рекомендации по поиску интересных дополнительных фактов для расширения кругозора, чтение с целью извлечения конкретной информации, проведение исследования с постановкой вопросов да-нет, использование связующих слов для организации текста, и так далее.
Как мы видим, сам предмет «иностранный язык» способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Каждый урок ориентирует учащихся на получение определенной информации, ее оценку, ее передачу другому человеку различными способами, обмен полученной информацией с другим учеником или группой учащихся.