Интегрированный урок литературного чтения ,музыки и Изо ( А.С.Пушкин ,Н.А.Римский- Корсаков и художник М.Н. Врубель)
-362585-354330Тема :Интегрированный урок литературного чтения ,музыки и Изо( А.С.Пушкин ,Н.А.Римский- Корсаков и художник М.Н. Врубель)
Цель:
- повторить и обобщить изученный на уроках литературного чтения материал, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина;- пробудить интерес к творчеству поэта;- воспитывать умение видеть красоту родной природы слушая и читая стихи поэта;
- познакомить с творчеством великого русского композитора Н.А. Римского - Корсакова
Задачи:
Образовательные:
продолжить знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина;
совершенствовать навык чтения; правильность, выразительность, беглость, дикцию,
формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи,
прививать интерес к предмету.
Развивающие:
развивать устную речь детей , формировать читательскую самостоятельность,
развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
расширять кругозор детей,
развивать навык словесного рисования;
обогащать словарный запас;
развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления;
Воспитательные:
воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки,
воспитывать умение работать дружно.
1.Сценка из сказки « Сказка о царе Салтане..»
Учитель. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Ребята вы узнали сказку?
Как она называется, кто ее автор?
Постановка цели. Так вот, сегодня на уроке мы: Пронаблюдаем с вами , как соединились в сказочной красоте три души: душа поэта А.С.Пушкина ,душа композитора Н.А.Римского- Корсакова и художника М. А.Врубеля.
Учитель. И так, мирком ладком да за сказочку. Я уверена, что вы все прочитали сказку.
Что особенно понравилось вам?
Какая это сказка?
Где здесь волшебное, фантастическое?
Передайте сюжет сказки.
Мы с вами говорили, что многие сказки строятся на антитезе – противопоставление.
А что же противопоставляется в сказке « О царе Салтане »( добро- зло, коварство – любовь.)
Назовите яркие эпизоды сказки, где мы видим борьбу добра и зла? (бочка)Просмотр отрывка из сказки и отрывок оперы.
Да, именно в этом эпизоде мы видим свершение зла, руководит этим злом черная ненависть, зависть
Представьте себе замкнутое пространство, темнота, а вокруг бушующее море, звезды, ветер, скалы… (музыка.)
К каждому литературному произведению можно написать или подобрать свою музыку.
Вдохновленный вечными идеалами любви , верности, добра человеческого достоинства, воспетыми в сказке А.С.Пушкина.
Н.А. Римский- Корсаков создает в 1900 году одноименную оперу – сказку.
Опера - театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.(работа со словарем С. И. Ожегова.)
Игра : «Угадай героя»
Я буду называть героев, а вы будете делать один хлопок, если этот герой из «Сказки о царе Салтане…», а если не из это сказку то молчите.
Золотой петушок, золотая рыбка, Робин Гуд, корабельщики, серый волк, лебедь белая, дядька Черномор, Белоснежка, королевич Елисей, князь Гвидон. Белка, старик и старуха, Ткачиха и повариха, поп, Балда, коршун.
Игра «Верю – не верю».
- Царице и ее сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон( - ) (указ)
- Бочку с сыном матерью принесла на берег волна (+)
- Над лебедью носился в море орел (-)(коршун)
-Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем (+)
- Остров , на котором жил Гвидон назывался Боян (-) (Буян)
-Гвидон сам построил город на острове (-)(лебедь ему сделала подарок)
Гвидон трижды летал к Салтану(+)
-Лебедь стала женой князя Гвидона (+)
Сравнить описание портрета А. С. Пушкиным, Н.А. Римским – Корсаковым и художником М. Н. Врубельем
На экране картина М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь” Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых? Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника. Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас. Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям, которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно- розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем. Говорят, что художник написал эту картину с лика своей жены. - Найдите строки, в которых Пушкин описывает красоту царевны- лебеди. ( читают)
-Что происходит в вашей душе, когда вы слушаете музыку, читаете сказку и просматриваете картину М.Н. Врубеля?
Какие чувства пробуждает у вас?
-Обогатилась ли ваше представление о прочитанном в сказке после прослушивания фрагмента оперы?
-Созвучны ли настроения композитора, поэта и художника?
Учитель. Вся сказка Пушкина соткана из чудесного полотна, где каждая ниточка – это отдельное чудо.( просмотр отрывков)
-Узнайте героев по портрету.
а ) Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит
А сама- то величава
Выступает, будто пава…
б ) Все красавцы удалые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор…
Музыкальная дорожка (Физкультминутка)
- Стал ли Гвидон счастливым, получив от лебедя столько богатства? ( Не богатство делает его счастливым, не в нем он видит свое счастье.) - В чем видит свое счастье он?
Вспомните, сколько раз помогала царевна- лебедь князю Гвидону? ( три) В кого она превращала его, чтобы он смог осуществить свое желание? ( комар, шмель, муха) Вновь возвратимся к композитору Николаю Андреевичу Римский-Корсакову;
Сейчас вы послушаете музыку “Полет шмеля”.(1 мин) - Какая музыка по характеру? – Почему композитор написал такую музыку? – Какие чувства передает эта музыка? Найдите отрывок в сказке, в котором описывается полет шмеля.
О чем мечтает князь Гвидон? Счастлив он? Почему? ( он стремится жить вместе с отцом и матерью) Что делает князь Гвидон чтобы его желание исполнилось? ( чудесами зазывает своего отца приехать) Докажите, прочитав строчки из сказки Сбывается его мечта? ( докажите строчками из произведения)
- Что победило добро или зло? Почему царь Салтан отпускает злодеек домой? Как это его характеризует? Как наказывает поэт злых женщин? (Он наказывает стыдом. Пушкину не хочется жестокого наказания. Он добрый, великодушный человек.
Откуда Пушкин брал сюжеты для своих сказок?
С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Радионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных, былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала. В последствии он отобразил в своем творчестве.
На какую народную сказку похожа сказка о царе Салтане…? ( По колено ноги в золоте) Докажите сходства нашей сказки с народной. ( 3 сестрицы, 3 раза летал, 33 богатыря, 3 желания, отличия зачин- другой)
Закрепление. С какой сказкой А.С. Пушкина ассоциируется.
4070354857750Яблоко «Сказка о мертвой царевне»
2. Зеркало(«Сказка о мертвой царевне»)
3.Корыто «Сказка о рыбаке и рыбке»
Золотой Петушок («Сказка о золотом петушке»)
Посмотрите, как художник Билибин изобразил сказочный город князя Гвидона. Ведь это город-мечта, в котором царит мир и благодать.
Домашнее задание
1 уровень Выполнить проект “Город князя Гвидона”и выучить отрывок из сказки.
2 уровень -написать сочинение о добрых и злых поступках.
Итог урока Рефлексия
Наш урок подошел к концу. Мы сегодня много говорили о добре и зле. Какие впечатления у вас остались после урока? Ели вы получили больше положительных эмоций, то прикрепите на небосклон нашей картины розовые облака, а если больше отрицательных, то синие облака.
Приложение к уроку