Технологическая карта по музыке на тему Музыкальный сказочник Н. А. Римский — Корсаков
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Технологическая карта пробного урока по музыке,
проведенного во 4 «А» классе
в МБОУ лицее «№ 6»
студенткой группы 4 «Б»
ГБПОУ РО «ШПК»
Макян Беллой Самввеловной
Дата проведения 29.09.2016 год
Учитель – руководитель практики: Вануркина Ольга Геннадьевна ____________
Преподаватель - руководитель практики: Краснолуцкая Ольга Владимировна ______________
Оценка : ______________________
Технологическая карта урока
Предмет: музыка
Целевой блок
Тема Музыкальный сказочник Н. А. Римский - Корсаков
Цель
- развитие образных представлений на основе оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Планируемые результаты Предметные:
- развивать навыки музыкального восприятия произведения;
- развитие образных музыкально-слуховых представлений;
- воспитание интереса к музыке
Личностные:
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Регулятивные: освоение начальных форм личностной рефлексии Коммуникативные: Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Познавательные: определение общей цели и путей ее достижения;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Инструментальный блок
Тип урока Урок открытия нового знания
Формы, приёмы и методы Словесный: рассказ, наводящие вопросы, наглядный: иллюстрация, частично – поисковый, логические, прием поощрения/порицанияХод урока
Этапы Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганизация начала урока
Объявление темы и целеполагание
Открытие новых знаний
Открытие новых знаний
Итог урока. Рефлексия
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Сегодня основным содержанием урока будут сказочные герои. Послушайте отрывок из известной сказки Александра Сергеевича Пушкина и скажите, о героях какой сказки мы будем говорить?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
Какая это сказка?
Сегодня мы узнаем, можно ли с помощью музыки изобразить сказочных героев. Часто композиторы в своих произведениях обращались к сказочным темам. Одним из самых замечательных музыкальных сказочников был Николай Андреевич Римский-Корсаков. Это — великий русский композитор, педагог и дирижер. Когда Николай Андреевич был маленьким, в семье его называли Ника — это уменьшительное имя от полного имени Николай. Дом родителей Римского-Корсакова стоял на высоком берегу реки , а вокруг был большой сад, за которым начинались бескрайние поля. Предметы и звуки дома, цветы в саду, растения в огороде, звезды на небе, голоса птиц и мелодичные песни — все это привлекало внимание мальчика. Его старший брат в это время уже плавал в морях Дальнего Востока. Письма из Китая и Японии возбуждали воображение Ники. Учился он хорошо и легко, был очень любознательным ребенком, поэтому старший брат дал ему шутливое прозвище Вопросительный знак.
Ника начинает заниматься музыкой, проявляя большие музыкальные способности. В семье на это не очень обращают внимание, так как все члены семьи были музыкантами и играли на фортепиано.
В двенадцать лет его привозят в Петербург и отдают учиться в Морской кадетский корпус. Он продолжает сам изучать музыку, пробует сочинять. Начинает заниматься с известным композитором и дирижером. Окончив учение в Морском кадетском корпусе, Ника отправляется в кругосветное путешествие. Ушел в плавание мальчиком, а вернулся взрослым человеком. Теперь мы его будем называть Николаем Андреевичем. Впечатления, полученные в плавании, он впоследствии отразил в своей музыке.
Римский-Корсаков учился в консерватории в Петербурге. Теперь она носит его имя. Окончив учебу, Николай Андреевич стал преподавать в консерватории по классу композиция. Учил других сочинять музыку. Ему очень хотелось стать дирижером, и он получил разрешение дирижировать оркестром при исполнении его произведений. Впоследствии Николай Андреевич много дирижировал, уделяя этому большое внимание. Римский-Корсаков сочинил много замечательной музыки. Он автор пятнадцати опер, среди которых «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка».
Его называют композитором – сказочником. Как вы думаете почему?
В опере « Сказка о царе Салтане» есть симфоническая картина «Три чуда», как вы думаете, какие это чудеса?
Верно. Н. Римский - Корсаков при помощи инструментов изобразил каждое из чудес. Отгадайте загадку и скажите, какое первое чудо?
Хозяйки леса разные
Рыжие и красные,
Чёрные и серые -
Хозяюшки умелые.
Прыгают по веткам
Нравятся деткам
И не зная спешки
Щёлкают орешки.
Сейчас послушаем фрагмент из оперы, который называется «Белка». Определите, какая музыка звучит песенная, танцевальная или маршевая?
Слушание музыки.
Какая музыка звучит песенная, танцевальная или маршевая?
Какой музыкальный инструмент исполняет тему?
Какой характер музыки?
Послушайте, как описывал белку Александр Сергеевич Пушкин
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».
Основой для темы «Белки» послужила русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка.
Посмотрите на доску, здесь мы составим словарик настроений. Какое настроение вызывает у нас тема Белки?
Отгадайте загадку и определите, какое второе чудо?
Если с Пушкиным знаком,Если видел в море шторм,Значит знаешь ЧерномораЗа которым идут спороЧешуей своей блестяТридцать три...
Сейчас послушаем фрагмент из оперы, который называется «Тридцать три богатыря». Определите, какая музыка звучит песенная, танцевальная или маршевая?
Слушание второго фрагмента.
Какая музыка звучит песенная, танцевальная или маршевая?
Какой характер музыки?
Какие инструменты?
С помощью тембра композитор изобразил яркие, красочные картины. Обратите внимание на иллюстрацию Ивана Яковлевича Билибина «Тридцать три богатыря» к «сказке о царе Салтане».
Послушайте, как описывал тридцать три богатыря Александр Сергеевич Пушкин
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Какое настроение вызывает у нас тема тридцати трех богатырей?
Сейчас послушаем третий фрагмент из оперы. Как он будет называться, вы узнаете, отгадав загадку.
Длинношеяя та птица
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает.
Какая музыка звучит песенная, танцевальная или маршевая?
Слушание третьего фрагмента.
Какая музыка звучит песенная, танцевальная или маршевая?
Как удалось композитору изобразить Царевну-Лебедь?
Какие инструменты использовал композитор?
Какой характер музыки?
Обратите внимание на репродукцию картины Михаила Александровича Врубеля «Царевна Лебедь», посмотрите, как художник попытался изобразить на картине, как из образа лебедя появляется царевна.
Послушайте, как описывал царевну-лебедь Александр Сергеевич Пушкин
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво!
Какое настроение вызывает у нас тема Царевны – Лебедь?
Ребята, посмотрите, какой словарик настроений у нас получился. Какое настроение вызывает первое чудо? Второе? Третье?
С музыкой какого композитора мы сегодня познакомились?
Как называется фрагмент из оперы Римского-Корсакова?
В каком произведении звучит этот фрагмент?
Какую песню пела Белочка?
Сегодня мы говорим с вами о сказках, скажите какое сказочное время за окном сейчас?
Верно, и сегодня мы разучим песню «Скворушка»
Первое прослушивание песни.
Ребята, помните, про певческую установку, при пении важно сидеть ровно.
Назовите жанр песни: маршевая, музыкальная или танцевальная?
Не спеша, читаем первый куплет. Затем под музыку тихо поем первый куплет. Исполняем первый куплет под музыку. Выполняется аналогичная работа со вторым, третьим куплетом и припевом.
А сейчас мы немного поиграем на одном музыкальном инструменте.
Как вы думаете, как он называется?
Работать с треугольником нужно: держа двумя пальцами за вершину, ударять по основанию, удар должен быть коротким, негромким
Ребята, с чем мы познакомились сегодня на уроке?
Продолжите фразу: Я познакомился…Я научился…Я услышал…
Молодцы ребята, сегодня вы хорошо поработали. Спасибо за урок, до свидания.
-Здравствуйте, учитель!
Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди
Композитором написано много опер на сказочный сюжет.
Белка, тридцать три богатыря и царевна - лебедь.
Белка
Слушание музыки.
Танцевальная
Флейта
Радостный, подвижный, легкий
Игривое, задорное, легкое
Богатыря
Маршевая
Бодрый, мужественный, строгий Медные духовые инструменты
Удивленное, оживленное, бодрое
Царевна Лебедь
Песенная
Постепенное превращение из лебедя в царевну
Скрипка
Нежный, трепетный, плавный
Мечтательное, счастливое, восторженное
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Три чуда
Опера сказка о царе салтанеРусскую народную «Во саду ли в огороде»
Осень
Разучивают песню