Методические рекомендации по организации проекта Школа и семья, интересно нам всегда!



3301365-766445
Автор-составитель:
Чорич Т.В.,
В методических рекомендациях раскрываются задачи, содержание, структура организации проекта «Школа и семья, интересно нам всегда!». Пособие включает сценарии праздников, календарно - тематическое планирование проекта. Материалы пособия могут быть использованы учителем начальных классов, который организует совместную деятельность школы и семьи.
Автор, разрабатывая данный проект, реализовывает современные технологии организации совместной воспитательной деятельности классного руководителя и семьи, что, несомненно, повышает эффективность развития личности ребенка.
Ребенок – зеркало своих родителей.
А. И. Баркан
Дорогие коллеги!
У вас в руках находятся методические рекомендации по организации проекта «Школа и семья, интересно нам всегда!», целью которого, является развитие личности ученика, посредством вовлечения родителей в воспитательную деятельность классного руководителя. Известно, что сближение двух таких звеньев, школы и семьи, положительно влияет на воспитание и развитие младшего школьника.
Работу желательно реализовывать в системе на протяжении половины учебного года. Однако, уникальность проекта заключается в том, что можно использовать отдельные его элементы и формы работы для организации сотрудничества между школой семьей и внеурочной деятельности младших школьников.
В проекте использованы разнообразные формы организации совместной деятельности школы и семьи такие как: праздник, виртуальная экскурсия, внеклассные занятия. Интересно, что для реализации проекта, предлагается включать современные формы организации работы, такие как интерактивная игра и квест, которые носят не только теоретический характер, но и практический.
Новизна проекта заключается в организации деятельности, направленной на объединение школы и семьи, развитие личности ученика, воспитании любви к своему городу и его культурным ценностям.
Проект полностью воспроизводим, так как в данном пособие, вы сможете найти не только календарно-тематическое планирование, сценарии праздников и занятий, но и рекомендации по их реализации.
Данное пособие рекомендуется к применению учителям начальных классов для организации совместной работы класса и семьи по проекту «Школа и семья, интересно нам всегда!»
Желаем успехов!
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
Рабочий план реализации проекта
«Школа и семья, интересно нам всегда!» ..........................................................8
Интерактивная игра «Давайте жить дружно!»……………………………….12
Викторина «Любимый город – Санкт-Петербург!» ………………………..20
Конкурс проектов «Васильевский – остров сокровищ»…………………………………………………………..…………...25
Квест «Прогулка по Васильевскому острову»……………………………….32
Классный час «Петербургские тайны»………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………43
ВВЕДЕНИЕ
Воспитательная деятельность в начальной школе является одним из наиболее приоритетных направлений в деятельности учителя начальных классов, поскольку процессы обучения и воспитания находятся в соподчинении между собой. Грамотная организация досуга и внеурочной деятельности учащихся способствует гармоничному развитию личности ученика, раскрытию его творческих способностей, расширению их кругозора. Известно, что вовлечение родителей во внеурочную деятельность классного руководителя повышает эффективность всестороннего развития личности ученика младшего школьного возраста.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема незаинтересованности родителей учащихся младшего школьного возраста в организации воспитательной деятельности учителя, в отборе ее содержания, методов и средств. В связи с этим, результат воспитательной деятельности становится менее эффективным и продуктивным.
Огромным препятствием для сотрудничества школы и семьи является неграмотный подход учителя к организации взаимодействия посредством использования в своей деятельности исключительно стандартных и шаблонных форм педагогического просвещения родителей. Такой учитель, организовывая родительское собрание, монотонно и в полной незаинтересованности воспроизводит свою заранее подготовленную речь, которая обычно напрямую связана с текущей успеваемостью учащихся, решением проблем, связанных с поведением и наличием конфликтов в классе или иные организационные вопросы.
В связи с этим, некоторые родители попросту избегают посещения подобных мероприятий, не желая воспринимать очередную порцию негативных суждений со стороны учителя и иных педагогических работников образовательной организации относительно учебной успеваемости или поведения своего ребенка. Другие родители считают, что родительские собрания в стенах школы это попросту пустая трата времени в связи с тем, что в настоящее время законные представители ребенка имеют доступ к электронному дневнику учащегося и могут выяснить все интересующие их вопросы посредством ведения диалога в сети интернет. Положительной стороной является появление свободного времени для общения со своим ребенком. Однако, немногие родители проводят это время, находясь со своим ребенком. И именно такая позиция родителей относительно родительских собраний и иных мероприятий в школе приводит к тому, что они полностью отдаляются от жизни своего ребенка, который практически половину дня проводит в стенах образовательной организации.
Не следует забывать, что школа является активным участником в становлении личности школьника, его обучении и воспитании. Другим важным участником в развитии учащегося младшего школьного возраста является его семья. Родители сильно влияют на ребенка и очень часто являются авторитетом для него. Учащиеся зачастую копируют поведение, мимику и жесты своих родителей, поскольку считают их априори образцом и идеалом во всем. Поэтому, любая организация должна осуществлять работу не только с учащимися, но и их родителями.
Интересно, что одной из наиболее эффективных и нестандартных форм организации работы школы и семьи является проектная деятельность. Существует множество проектов для организации взаимодействия класса и семьи. Данные проекты направлены на развитие физических качеств ученика, пропаганду здорового образа жизни, укрепление здоровья детей, объединение коллектива, изучение семейного древа и воспитание личностных качеств ребенка. Несомненно, все эти направления проектной деятельности оказывают положительный эффект на всестороннее развитие ребенка младшего школьного возраста. К сожалению, в связи со сложностью организации внеурочной деятельности в туристско – краеведческом направлении, учителя зачастую уделяют основное внимание другим, более облегченным в организации направлениям работы. Но как может учащийся уважать свою страну и город, в котором живет, если он знаком с ним ближе только посредством изучения нескольких параграфов в учебнике в рамках предмета «Окружающий мир». Из данного явления следует, что необходимо воспитывать любовь к своему городу и его культурным ценностям. Внеурочная деятельность позволяет организовать такой процесс.
Нельзя не отметить то, что в последнее время все больше внимания уделяется на внеурочную обучающихся в начальной школе по новым стандартам в рамках ФГОС отводится больше часов. Классному руководителю стоит потратить данное время с пользой для своих учеников. Поскольку традиционные формы внеурочной деятельности становятся привычными и шаблонными, обучающиеся теряют интерес к таким занятиям и воспринимают их как продолжение трудового, учебного дня. В связи с этим, особую актуальность приобретают нетрадиционные формы организации занятий, которые представлены во ФГОС нового поколения такие как презентация какого-либо предмета и явления, защита проекта, чаепитие, квест, интерактивная игра и многие другие. С помощью таких форм у учащихся формируются универсальные учебные умения: познавательные, коммуникативные и регулятивные. Внеурочная деятельность в начальной школе обеспечивает достижение и личностных результатов.
Наиболее продуктивным решением данной проблемы выступает создание проекта, который смог бы объединить два важнейших звена, имеющих авторитет для ученика в младшем школьном возрасте - школы и семьи. Именно проект «Школа и семья, интересно нам всегда!» создает условия для организации совместной деятельности школы и семьи посредством организации внеклассных занятий воспитательной направленности.
Уникальность данного проекта заключается в том, что его можно реализовать как в системе целого проекта, так и апробировать частично, используя на практике несколько занятий. Проект направлен на развитие личности каждого ученика посредством использования нетрадиционных форм работы, представленных в стандартах начального образования нового поколения. А также проект реализуют интеграцию с учебными дисциплинами в начальной школе, и способствует формированию метапредметных умений и достижению личностных результатов.
Проект «Школа и семья, интересно нам всегда!»
Проект «Школа и семья, интересно нам всегда!» - организация совместной деятельности учителя и семьи младшего школьника во внеурочное время, создающий условия для реализации туристско-краеведческого направления в воспитании младшего школьника в школе.
Цель проекта: создание условий для вовлечения родителей в воспитательную деятельность классного руководителя через их участие в организации занятий в рамках проекта «Школа и семья, интересно нам всегда!»
Эмблема проекта полностью отражает суть и содержание проекта, связанное с воспитанием у учащихся любви к своему городу и его культурным ценностям. Этот символ указывает на то, что посредством данного проекта происходит сближение двух важнейших миров ребенка - школы и семьи.35862193586
Сроки реализации проекта: половина учебного года.
Сфера применения проекта: педагогическая деятельность классного руководителя начальных классов
Участники проекта: учащиеся, родители, классный руководитель.
Ожидаемые результаты:
Создание условий для вовлечения родителей в воспитательную деятельность классного руководителя; формирование умений работы с информационными источниками, работать в группах; способствование расширению знаний о городе и формирование мотивации к дальнейшему изучению и посещению объектов культуры учащихся совместно с родителями, развитие коммуникативных умений, формирование эстетического вкуса.
Рабочий план реализации проекта
«Школа и семья, интересно нам всегда!»
Цель: создать условия для вовлечения родителей в воспитательную работу начальной школы, развития познавательных интересов и потребностей обучающихся, творческих и актерских способностей, коммуникативных умений.
Оборудование: презентации, выполненные в Power-Point,карандаши, фломастеры, бумага, музыка, записанная на диск, наглядные пособия (кроссворд, иллюстрации по темам занятий).
Задачи:
1.Исследовать и проанализировать литературу, связанную с историей, достопримечательностями и культурой города Санкт-Петербург
2.Разработать рабочий план реализации проекта «Школа и семья, интересно нам всегда!» на первое полугодие
3. Апробировать проект
4. Проанализировать результаты
Дата Тема занятия План занятия Ожидаемый результат Время
1-я
неделя
октября Интерактивная игра «Давайте жить дружно!» 1.Организационный момент
2.Вводная часть
3.Основная часть
3.1. Визитная карточка
«Приятно познакомиться».
3.2. Конкурс «Фирменное блюдо», создание и его презентация.
3.3 Конкурс «Угадай мелодию».
3.4. Конкурс
«Дружные пословицы».
3.5. Поиск фрагментов и сбор «Сундука хорошего настроения.
3.6. Сцена обеда космической семьи + физ. минутка.
3.7. Открытие сундука с помощью волшебных слов.
4.Заключительная часть
4.1. Подведение итогов, награждение участников памятными сувенирами.
4.2. Рефлексия деятельности.
5.Организационный момент. В ходе занятия учащиеся вместе с родителями участвуют в конкурсах, после которых выявляется самая дружная «семья» 1 мин.
5 мин.
5 мин.
5 мин.
4 мин.
4 мин.
4 мин.
5 мин.
3 мин.
4 мин.
2 мин.
2 мин.
3-я неделя октября Викторина «Любимый город Санкт– Петербург» 1.Организация начала занятия, распределение на команды.
2. Вводное слово учителя, тема, цель.
3.Любопытные факты про наш город - рассказ учителя, беседа.
4.Кроссворд «Все это наш город!».
5.Физминутка.
6.Викторина «Что ты знаешь о Северной столице?».
7. Проект «Город моей мечты».
8.Подведение итогов, фронтальная беседа.
9. Рефлексия.
10. «Волшебная шляпа»- деление учащихся на мини-группы, распределение достопримечательностей В.О. для подготовки к конкурсу проектов.
11.Организационный момент.
Актуализация имеющихся знаний учащихся о Санкт - Петербурге. Распределение учащихся на мини-группы и объектов Василеостровского района для подготовки к конкурсу проектов «Васильевский – остров сокровищ».
Во время подготовки к конкурсу проектов, родители активно помогают детям в подборе интересного материала, посещают данные достопримечательности с детьми. 3 мин.
3 мин.
5 мин.
5 мин.
1 мин.
8мин.
9 мин.
2 мин.
3 мин.
5 мин.
1 мин.
1-я неделя ноября Конкурс проектов «Васильевский – остров сокровищ» 1.Организация начала занятия.
2. Вступительное слово учителя, тема, цель.
3.Конкурс проектов, виртуальное посещение объектов:
-Ростральные колонны
-Биржа
-Зоологический музей
-Кунсткамера
-Сфинксы на Университетской набережной
-Здание 12 коллегий
4.Викторина «Неизвестный В.О.».
5. Подведение итогов конкурса проектов.
6. Рефлексия.
7. Организационный момент. Защита детских проектных работ по теме «Васильевский – остров сокровищ», создание сборника «Прогулка по Васильевскому острову», в который включены детские работы, иллюстрации, фотографии, сделанные учащимися. 1 мин.
3 мин.
29 мин.
5 мин.
4 мин.
2 мин.
1 мин.
3-я неделя
ноября Квест - игра «Прогулка по Васильевскому острову» 1.Организация начала квест - игры.
2.Вступительное слово учителю, тема, цель, связь с предыдущим занятием, техника безопасности.
3.Прохождение следующих достопримечательностей и выполнение заданий около них:
-Ростральные колонны
-Биржа
-Зоологический музей
-Кунсткамера
-Сфинксы на Университетской набережной
-Здание 12 коллегий
4.Подведение итогов квеста, беседа.
5.Рефлексия.
6.Организационный момент. Во время прохождение квест – игры предполагается применение теоретических сведений, полученных во время обзорной викторины по городу и конкурса проектов.
Восстановление карты Васильевского острова. 1 мин.
2 мин.
43 мин.
5 мин.
3 мин.
1 мин.
1-я неделя декабря Классный час «Петербургские тайны» 1.Организация начала.
2. Вступительное слово учителя.
3.Презентация итогов работы проекта «Васильевский – остров сокровищ», демонстрация сборника детских проектных работ.
4. Чаепитие.
5. Подведение итогов.
6.Организационный момент. Подведение итогов работы проекта «Школа и семья, интересно нам всегда» 2 мин.
3 мин.
5 мин.
30 мин.
2 мин.
3 мин.
Интерактивная игра «Давайте жить дружно!»
Форма организации - интерактивная игра
Интерактивная игра– игровая модель воспитания, во время которой происходит процесс активного сотрудничества и взаимодействия между участниками.
Цель: создание условий для вовлечения родителей в воспитательную деятельность классного руководителя, помощь в организации праздника; развитие творческих и актерских способностей участников; способствование объединению классного коллектива
Задачи:
Образовательная: актуализировать знания, связанные с тематикой космоса
Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам, умение работать в команде, уважать мнение товарищей
Развивающая: способствовать увеличению познавательных интересов обучающихся, развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)
Формируемые в рамках мероприятия УУД:
Личностные: способствовать формированию необходимости объединения классного коллектива; понимать необходимость дружбы.
Познавательные: соотносить новую информацию, с уже имеющимися знаниями о космосе; собирать пословицы о дружбе
Регулятивные: подготовить визитную карточку команды; сравнивать свои ответы, с результатами других команд.
Коммуникативные: участвовать в коллективной работе; прислушиваться с другим членам команды; высказывать собственное мнение; дополнять друг друга; участвовать в обсуждении; приходить к общему мнению.
Оборудование: канцелярские товары (цветные карандаши- 6 штук, ручки – 2 штуки, клей- карандаш – 4 штуки, скотч- 4 штуки), сигнальные карточки - смайлики, проектор, компьютер, 16 карточек ( фрагментов сундука) на магнитах, сувенирная продукция, электронная презентация, выполненная в PowerPoint, аудиоматериалы ( «От улыбки», «Облака», «Голубой вагон», «Земля в иллюминаторе», «Песенка Мамонтенка»).
«Интерактивная игра» «Давайте жить дружно»:
1.Организационный момент
Переключение детей на внеурочную деятельность 1 мин.
2.Вводная часть
Вступительное слово учителя, фронтальная беседа 5 мин.
3.Основная часть
3.1. Визитная карточка
«Приятно познакомиться»
3.2. Конкурс «Фирменное блюдо», создание и его презентация
3.3. Конкурс «Угадай мелодию»
3.4. Конкурс «Дружные пословицы»
3.5. Поиск фрагментов и сбор «Сундука хорошего
настроения
3.6. Сцена обеда космической семьи + физ. минутка
3.7. Открытие сундука с помощью волшебных слов
Представление команд
(название, девиз, капитан)
Команды создают «Фирменное блюдо», затем демонстрируют его другим командам.
Работа с аудио материалами, каждая команда должна угадать свою мелодию.
Сбор пословиц из кусочков
Все участники ищут фрагменты сундука по классу и вручают их капитану, которые собирают сундук.
Просмотр инсценировки, проведение физ.минутки
Команды открывают сундук с помощью фразы из сцены «Давайте жить дружно!» 5 мин.
5 мин.
4 мин.
4 мин.
4 мин.
5 мин.
3 мин.
4.Заключительная часть
4.1. Подведение итогов, награждение участников памятными сувенирами
4.2. Рефлексия деятельности
Заключительное слово учителя, награждение участников
Работа с сигнальными карточками - смайлами 4 мин.
2 мин.
5. Организационный момент Уборка рабочего места,
После данного этапа возможно чаепитие. 2 мин.
Интерактивная игра «Давайте жить дружно!»
Ход мероприятия:
Организационный момент
Пилот. Здравствуйте, дорогие ребята и родителя. Вас приветствует пилот космического корабля «Дружба». Вы прибыли сюда по просьбе Кота Леопольда. К сожалению, он не может сейчас здесь присутствовать, но оставил нам сообщение:
Текст сообщения (слайд №2):
Здравствуйте, мои дорогие!
Случилась беда. На планете «Радость» были украдены хорошее настроение и дружба. Все находятся в ссоре. Виновница - злая колдунья. Похищенные вещи находятся в заколдованном сундуке в темном лесу. Открыть его сможет только сплоченная команда. Вся надежда на вас.
Искренне ваш, Леопольд
2. Вводная часть
( слайд 3) Пилот. Ну что, ребята и родители, отправимся на помощь? (…). Итак, начинаем хором обратный отсчет (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0, поехали). Во время нашего полета мы проведем интеллектуальную тренировку.
Давайте вспомним, какое сейчас время года? (осень) А месяц? (октябрь) Хорошо, а какое сегодня число? (…) Молодцы! Кто-нибудь знает, что за праздник отмечается, целую неделю с 4 по 10 октября во всем мире? (…)
В это время проводится «Всемирная неделя космоса», во время которой организуются мероприятия мирового масштаба, посвященные вопросам изучения космического пространства. В России особое место в истории занимает дата 4 октября, так как в этот день в 1957 году в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли.
Каждый, кто посещает космическое пространство, должен знать многое о нем. Сейчас я буду вам задавать вопросы, чтобы удостоверится, что мы можем лететь дальше. Мы должны правильно дать ответы на семь вопросов.
(слайд 4) Итак,
а) Какая страна первой запустила искусственный спутник Земли? (СССР)
б) Кто является первой женщиной-космонавтом? (Валентина Терешкова)
в) Кто совершил первый полет в космос? ( Юрий Гагарин)
г) Когда он совершил свой полет? (12 апреля 1961 года)
д) Как назывался корабль, на котором Юрий Гагарин совершил свой полет? («Восток»)
е) Назовите имя человека, который первым побывал на Луне? (Нил Армстронг)
ж) Назовите самую яркую звезду? (Полярная)
Пилот. Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы. Теперь вы готовы к выходу в космическое пространство.
Мы летим дальше и совсем скоро приземлимся на планету «Радость»
3. Основная часть
Пилот. Теперь вы полностью готовы помогать жителям планеты «Радость». Кот Леопольд написал, что открыть сундук и забрать потерянные вещи сможет только самая дружная семья. Для того чтобы определить самую сплоченную команду - семью, мы с вами проведем несколько конкурсов. Но самое главное условие, вы не должны забывать, что мы все вместе, пять команд - дружный экипаж. Договорились? (...)
3.1. Визитная карточка «Приятно познакомиться»
(Слайд 5) Пилот. Пока мы с вами летим, предлагаю поближе познакомиться друг с другом. В нашем экипаже сегодня присутствуют пять команд - семей. У каждого экипажа должно быть название, девиз и капитан. Сейчас у вас появится возможность представить свою команду. Но для начала поприветствуем честное и неподкупное жюри, которое будет оценивать проведение всех конкурсов. Они будут выставлять баллы за конкурсы в экран соревнований, а затем выберут самую сплоченную и дружную команду-семью.
Представление жюри.
Пилот. Спасибо. А теперь начинаем наше знакомство. Поприветствуем первую команду. Вам слово.
Обучающиеся и родители по очереди представляют название своей команды, девиз, капитана.
3.2. Конкурс «Фирменное блюдо», создание и его презентация
(Слайд 6) Пилот. Молодцы! Ой, кажется, мы подлетаем. Ура, приземляемся! Я думаю, что все уже проголодались. Сейчас мы с вами посетим инопланетную столовую. Итак, на столе у каждой команды три предмета. Это не просто вещи, а ингредиенты фирменного блюда вашей семьи. Ваша задача за 30 секунд собрать из этих предметов это угощение. Затем по очереди капитаны команды расскажут про блюдо. В конкурсе будет оцениваться оригинальность и нестандартное решение. Время пошло.
(Слайд 7) Участники собирают фирменное блюдо всей командой.
Пилот. Время истекло. Пора посмотреть на наши космические блюда.
Презентация космических блюд капитанами команд.
3.3. Конкурс «Угадай мелодию»
(Слайд 8)Пилот. Мы узнали, какие у нас сообразительные и находчивые команды-семьи. А сейчас мы отправимся на поляну и проверим ваши знания музыкальных произведений. Для каждой команды прозвучит мелодия, ваше задание сказать хором название песни и пропеть ее кусочек. В этом конкурсе будет оцениваться знание песни и точное, дружное пение.
Звучит мелодия для команды ….
По очереди для каждой команды прозвучат следующие мелодии: «От улыбки», «Песенка мамонтенка», «Облака», «Земля в иллюминаторе», «Голубой вагон»
Пилот. Молодцы. Как точно вы смогли угадать песню, а самое главное ее дружно спеть.
3.4. Конкурс «Дружные пословицы»
Пилот. Предлагаю посетить комическую школу. Посмотрите на доску, нас приветствует внеземной учитель. Он предлагает нам проверить знания пословиц и поговорок. Ну что ж, готовы?
(Слайд 9) У каждой команды на столе лежат разрезанные кусочки трех пословиц или поговорок. Будьте внимательны, у всех команд одинаковые выражения, поэтому собирать их нужно практически в тишине. Иначе, другие семьи не нарочно услышат. У вас на это задание имеется 30 секунд, затем наше жюри у каждой команды проверит правильность собранных выражений. Итак, время пошло.
Каждая команда собирает следующие выражения:
Старый друг лучше новых двух.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь.
Пилот. Желающие могут прочесть свои пословицы, не повторяя уже услышанные.
3.5. Поиск фрагментов и сбор «Сундука дружбы и хорошего настроения»
Пилот. Очень хорошо. Давайте попрощаемся с учителем. Сейчас настало время, нам отправится в темный лес на поиск заколдованного колдуньей сундука с похищенными вещами. Фрагменты сундука находятся вокруг вас. Задача - собрать сундук. От каждой команды на поиск элементов отправляются 2 человека. Найденные элементы вручайте своему капитану, который будет находиться на своем месте вместе с командой. Всего в темном лесу находится 16 фрагментов. Каждая команда получит столько баллов за этот конкурс, сколько элементов сможет отыскать. Итак, поехали, все остальные могут поддерживать свою команду.
(Слайд 10) Два человека из каждой команды ищут спрятанные фрагменты картины с сундуком.
Пилот. Отлично! Вы смогли найти все элементы нашего сундука. Самое время собрать его. Капитаны команд приглашаются на подсчет элементов и сбор сундука хорошего настроения.
Капитаны команд собирают картину сундука, в это время жюри подсчитывает количество собранных элементов каждой команды.
3.6. Сцена обеда космической семьи
Пилот. Какие мы молодцы! Смогли собрать сундук хорошего настроения. Постойте, но как же его открыть? Предлагаю отправиться в гости к научному сотруднику планеты «Радость» Ивану Ивановичу и узнать этот секрет. Сундук забираем с собой. Прогулка у нас будет пешеходная, поэтому встаем и выполняем мои указания. Пока нас не будет, жюри успеет подсчитать все баллы и определить самую сплоченную семью.
Физ.минутка
Текст и движения повторяются участниками сразу с ведущим, слова должны быть предварительно выучены:
Раз цветочек (вращательные движения кистью правой руки на уровне лица)
Два цветочек (вращательные движения кистью левой руки на уровне лица)
Ёжики, ёжики( руками показывают клубочки, в которые сворачиваются ежики)
Наковальня, молоточки( стукают левым кулачком сверху по правому, и наоборот)
Ножницы, ножницы (перекрещивают по принципу «ножниц» выпрямленные руки перед собой)
Бег на месте, бег на месте, (бегут на месте)
Зайчики, зайчики (показывают прямыми ладошками на своей голове ушки зайчиков, ритмично сгибая ладони)
Ну-ка вместе, ну-ка дружно!
Девочки! (повторяют только девочки)
Мальчики! (повторяют только мальчики)
Инсценировка обеда семьи
Действие происходит в космической квартире папы, Ивана Ивановича, ведущего научного сотрудника. Инсценировка обеда космической семьи.
Жюри объявляет итоги соревнования
3.7. Открытие сундука с помощью волшебных слов
Пилот. Ну что ж, скорее произнесите хором всей семьей волшебные слова.
Команда - победитель произносит слова «Давайте жить дружно!»
Пилот. Ура! Сундук дружбы и хорошего настроения открыт!
Мама. Иван, знаешь, мне кажется, что я была не права и погорячилась. Прости меня, пожалуйста. Ты замечательный отец и хороший муж!
Папа. И я тоже был не прав. Теперь я буду чаще тебе помогать по дому. А знаешь, что…. Давайте отправимся сей семьей завтра в зоопарк! У нас же такая дружная и сплоченная семья.
Поля. Спасибо вам, ребята. Вы так нам помогли. Я знаю, что у вас такие же дружные и сплоченные семьи, как у меня.
Пилот. Да, Поля, ты права. К сожалению, нам пора возвращаться на Землю. Давайте попрощаемся с жителями планеты «Радость».
Поля. До свидания!
4.Заключительная часть
4.1. Подведение итогов, награждение участников памятными сувенирами
Пилот. Уважаемые команды-семьи, нам пора возвращаться на Землю. Не забудьте пристегнуться, мы взлетаем. Это было долгое и увлекательное путешествие. Нам удалось помочь целой планете, вернуть хорошее настроение и дружбу в каждый дом. Ведь это так важно, быть сплоченной семьей. Берегите близких и старайтесь друг другу во всем помогать.
Мне хотелось бы наградить всех-всех участников памятными сувенирами. Но для начала поблагодарить наше жюри и жителей планеты, которые помогли нам организовать наше мероприятие. А также всех, кто пришел.
4.2. Рефлексия деятельности
Пилот. У каждого из вас имеется два смайлика: грустный и веселый. Если вам понравилась сегодняшняя интерактивная игра и у вас остались приятные впечатления - поднимите веселый смайлик. А если все наоборот, вам интерактивная игра не понравилось – грустный. Спасибо!
5. Организационный момент
Пилот. Наше путешествие подошло к концу. Давайте все дружно наведем порядок на своих местах.
(Возможно чаепитие после мероприятия)
Методические советы:
1.Рекомендуемая дата проведения: с 4 по 10 октября («Всемирная неделя космоса»).
2.Оформление класса: помещение класса следует поделить на три сектора. В первом находиться пять столов и стульев к ним для участников. Во втором – экран, необходимый для просмотра презентации. В этом секторе находится ведущий. В другом (правее от экрана) - декорации, необходимые для сцены обеда семьи.
3.Примерный эскиз оформления экрана соревнований
Экран космических соревнований
Конкурс
Команда «Давайте
познакомимся» «Фирменное
блюдо» «Угадай
мелодию» «Дружные пословицы» «Сундук
хорошего
настроения» И
Т
О
Г
1. 2. 3. 4. 5. 4.Подготовка родителей-исполнителей ролей:
Если не находится желающих сыграть какую-либо роль, ее исполнить могут дети.
Действующие лица:
Пилот - ведущий, классный руководитель;
Капитаны - учащиеся;
Команды – учащиеся;
Маленькая девочка Поля – родитель;
Мама – родитель;
Папа – родитель;
Поля одета в платье, на голове два хвостика. Поведение типичное для ребенка - веселое, временами капризное, любопытное.
Мама одета в космический халат, тапки. Она хозяйственная, любит поспорить с папой, считает, что он совсем не помогает ей по дому и крайне ленив.
Папа одет в космический спортивный костюм, тапки. Ведущий научный сотрудник Он проводит в основном свое время на работе и у телевизора. Общается со своей семьей практически только за столом во время ужина. Папа считает, что целыми дня работает для своей семьи.
5. Примерный сценарий инсценировки обеда космической семьи:
Действие происходит в космической квартире папы, Ивана Ивановича, ведущего научного сотрудника.
Пилот. Мы добрались до космической квартиры Ивана Ивановича. Давайте позвоним в домофон. Не помню номер квартиры. Знаю, что совпадает с годом полета Гагарина в космос. Не подскажите ли? (1961) Спасибо большое. Набираем номер квартиры…. Ждем ответа.
Поля. Поля у аппарата, кто это?
Пилот. Поля, здравствуй. Мы, дружные семьи с планеты Земля, прибыли сюда по просьбе кота Леопольда, чтобы вернуть хорошее настроение и дружбу на вашу планету. Нам удалось найти сундук с потерянными вещами, но мы не знаем, как его открыть. Открывай.
Поля. Заходите скорее, это я попросила Леопольда о помощи. Проходите на кухню и сами посмотрите. Уже не первый день ругаются, спорят. Это они, таким образом, обедают, что еда улетает друг на друга. Я уже не знаю, что и делать.
Мама (со злобой). Иван, опять, опять ты ничего не делаешь. Целыми днями проводишь все время у телевизора. Мне надоело постоянно все убирать и готовить. Сколько можно! Ты даже мусор не можешь вынести из квартиры. Или хотя бы купить машину исчезновения мусора как у нашего соседа. Все с меня достаточно.
Папа. Ха, не я ли зарабатываю деньги для нашей семьи? Прихожу после работы изнуренным. Какой тут мусор? Тут уже не до чего. А на машину нет денег.
Мама. Как это нет денег? Ты же работаешь! Куда исчезают деньги? Ах, да, забыла совсем. Галактический футбол же важнее всего. Весь дом в сувенирах.
Папа. У меня кроме футбола, никаких радостей в жизни. А про нехватку денег спроси у своей новой сумочки, купленной на другой планете!
Мама. Действительно, семья тебя не радует. Я так и знала. Ты, я думаю даже и забыл, как зовут твою дочь. Когда мы в последний раз летали всей семьей на отдых? Наверное, лет пять планетных назад. Не то, что другие семьи. Ой, да о чем с тобой говорить.
Папа. Не правда! Я все помню. На планете проблемы, кризис, в семейном бюджете, следовательно, нет денег на всякие развлечения. Это с тобой не о чем разговаривать. Вообще, дай мне поесть.
Поля. (печально) Вот видите. Такое каждый день…
Пилот. Поля, сундук мы нашли, сейчас вернем хорошее настроение и дружбу на вашу планету, осталось его только открыть. Тогда сразу же снимутся колдовские чары. Скажи нам, как его открыть?
Поля. Я много прочитала о технологии открытия заколдованных сундуков. Так вот, нужно отыскать самую дружную семью, которая должна будет произнести хором волшебные слова «Давайте жить дружно!»
Пилот. Мы уже практически нашли такую семью, сейчас жюри объявит результаты.
Викторина «Любимый город – Петербург»
Форма - викторина
Викторина - игра, заключающая в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.
Цель: вовлечение родителей в воспитательную деятельность классного руководителя, помощь в организации праздника; развитие творческих способностей и интеллектуального мышления участников; способствование объединению классного коллектива
Задачи:
Обучающая: актуализировать знания о городе Санкт- Петербург
Воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам, умение работать в команде, уважать мнение товарищей
Развивать познавательные интересы обучающихся к городу и его культурным ценностям, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)
Формируемые в рамках мероприятия УУД:
Личностные: способствовать формированию необходимости объединения классного коллектива; понимать необходимость сотрудничества во время викторины.
Познавательные: соотносить новую информацию, с уже имеющимися знаниями о Санкт-Петербурге;
Регулятивные: сравнивать свои ответы, с результатами других команд.
Коммуникативные: участвовать в коллективной работе; прислушиваться с другим членам команды; высказывать собственное мнение; дополнять друг друга; участвовать в обсуждении; приходить к общему мнению.
Оборудование: сувенирная продукция, электронная презентация, выполненная в PowerPoint, жетоны, пустая сетка кроссворда, иллюстрации города Санкт- Петербург.
Викторина «Любимый город – Санкт-Петербург»
Этап викторины Вид деятельности Время, отведенное на каждый этап
1. Организация начала занятия, распределение на команды Приветствие учащихся, распределение на команды, посредством сигнальных карточек 3 мин.
2.Вводное слово учителя, тема, цель Сообщение темы, постановка цели занятия совместно с учащимися 3 мин.
3.Любопытные факты о нашем городе Рассказ учителя, фронтальная беседа 5 мин.
4.Кроссворд «Город на Неве»
Заполнение сетки кроссворда, посредством решения загадок индивидуально, затем совместная проверка 5 мин.
5.Физминутка
Проведение физ. минутки 1 мин.
6.Викторина «Что ты знаешь о Северной столице?»
Проведение викторины по командам, на основе игры «Крестики - нолики» 8 мин.
7.Проект «Город моей мечты», выставка Работа над проектом и проведение выставки детских работ 9 мин
8.Подведение итогов Фронтальный опрос
2 мин.
9. Рефлексия
Рефлексия деятельности 3 мин.
10.«Волшебная шляпа»
Деление учащихся на мини-группы, распределение достопримечательностей Васильевского острова для подготовки к виртуальному путешествию, которое состоится через 2 недели.
5 мин.
11.Организационный момент
Уборка рабочего места 1 мин.
Ход викторины «Любимый город - Петербург»:
1. Организация начала викторины, распределение на команды
-Здравствуйте, дорогие ребята! Перед тем как войти в класс, вам необходимо вытянуть одну карточку. Если эта карточка зеленого цвета –садитесь за стол №1, синего- за стол №2, красного – за стол №3, желтого- за стол № 4.
2. Вводное слово учителя, тема, цель
Сегодня я проведу очень увлекательное мероприятие – викторину! Тему, которой, вы попробуете сами узнать. Для этого, я прочитаю сейчас вам стихотворение:
Гранитный город,
Взнесенной славой над Невой,
Где небосвод давно распорот-
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный.
Из всех российских городов!
- Итак, о чем мы сегодня будем говорить? (о нашем городе- Санкт –Петербурге)
-Да, вы, несомненно, правы. Молодцы! Тема нашей викторины – «Любимый город - Петербург»
-Что нам понадобится для проведения занятия? (…)
-Во время нашей викторины, вам необходимо будет собирать жетончики для того, чтобы в конце нашего занятия выявить ученика, который знает о Санкт-Петербурге больше остальных.
3.Любопытные факты о нашем городе
-Коллекция всемирно знаменитого «Эрмитажа» насчитывает сегодня около 3 миллионов экспонатов, осмотр которых занял бы 8 лет, если уделять каждому экспонату хотя бы одну минуту.
Показ иллюстрации.
-10% от общей площади города покрыто водой.
- Протяженность трамвайных путей в Петербурге составляет более 600 км, что отмечено как рекорд в книге Гиннеса.
-В честь кого назван наш город? (…..)
Многие ошибочно полагают, что Санкт-Петербург назван в честь своего основателя – Петра I. Однако это не так. Город носит имя небесного покровителя первого русского императора – апостола Петра.
-Метро Санкт-Петербурга – самое глубокое метро в мире. Показ иллюстрации.
-А давайте подробнее поговорим о метрополитене? Какие станции метро вы знаете?(…) Вы столько знаете станций метро в нашем городе!
4.Кроссворд «Город на Неве!»
1. Что было сооружено для защиты от врагов?
3. Как называется музей, который находится в Зимнем дворце?
3. Зимний… - это парадный дом царской семьи?
4. Какое сооружение через реку, отличает этот город от других? 5. На какой реке построен город?
6. Имя императора, основателя города Санкт-Петербурга?
1к 3д р в е о 2э 6п е т р р о е 4м о с т ц и т т ь 5н е в а ж 5. Физминутка
Под осенние напевы.
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
6. Викторина «Что ты знаешь о Северной столице?» (4 команды)
Блиц-опрос для всех команд:
а) В честь кого назван Санкт-Петербург? (В честь апостола Петра — небесного покровителя Петра первого)
б) Как называется главная улица города? (Невский проспект)
в) Самый большой собор Санкт-Петербурга? (Исаакиевский собор)
г) Где в Петербурге улицы называют линиями? (На Васильевском острове)
д) Какой музей находится в здании Биржи на стрелке Васильевского острова? (Военно-Морской музей)
е) На шпиле, какого собора вознесся ангел? (На шпиле Петропавловского собора)
ж) Сколько дней и ночей наш город был в блокадном кольце? (900 дней)
з) Из какой страны были привезены сфинксы, украшающие набережные города? (Из Египта)
и) На шпиле, какого здания можно увидеть кораблик? (На шпиле Адмиралтейства)
к) Раньше этот сад называли зверинцем, а сейчас? (Зоопарк)
л) Дата основания нашего города? (27 мая 1703 года)
м) Какой корабль российского флота стал музеем? (Крейсер «Аврора»)
Верите ли вы, что….:
1.Верите ли вы, что Домик Петра первого находится в Летнем саду? (Нет)
2.Верите ли вы, что Русский музей находится в Михайловском дворце? (Да)
3.Верите ли вы, что Невский проспект — самый протяженный проспект города? (Нет)
4.Верите ли вы, что Михайловский дворец и Михайловский замок — одно и то же здание? (Нет)
7. Подведение итогов
-Посчитайте количество жетончиков в своих командах.
(…)
Поздравляем команду победителей- знатоков нашего города!
- О каком городе мы сегодня с вами говорили?
- Что нового узнали о Санкт-Петербурге?
8. Рефлексия
-На доске вы можете видеть 2 дерева - настроения. Дерево - радости и дерево - Грусти. Если у вас настроение осталось хорошее, то вы выбираете, зеленый листочек и прикрепляете на «Дерево – Радости». Если ваше настроение испортилось, то вы выбираете темный листок и приклеиваете на « Дерево – грусти».
9. «Волшебная шляпа»
Учащиеся остаются в тех же командах и выбирают достопримечательности Васильевского острова для подготовки к виртуальному путешествию, которое состоится через 2 недели.
10. Уборка рабочего места
-Наше занятие подошло концу. Спасибо за внимание! Мальчики остаются расставить парты на свои места.
Методические советы:
Подготовительная работа:
Подготовить пустую сетку кроссворда на бумаге формата A3
1 3 2 6 4 5 2. Примерный эскиз оформления жетончиков для команд:

3. Учащиеся остаются в тех же 4 командах и распределяют между собой объекты, с помощью приема «Волшебная шляпа», посредством которого учащиеся вытягивают карточки с наименованиями следующих объектов: Ростральные колонны, Биржа, Зоологический музей, Кунсткамера, Сфинксы на Университетской набережной, Здание 12 коллегий.
Остальные две команды - команды родителей. Предложить принять участие им на родительском собрании.
Конкурс проектов «Васильевский – остров сокровищ»
Форма: конкурс проектов
Конкурс проектов – соревнование, имеющее целью выделить наилучшие детские проектные работы из числа его участников.
Цель: созданий условий для вовлечения родителей в воспитательную деятельность классного руководителя, посредством участия в виртуальной экскурсии; формировать навыки работы в творческих группах;
Задачи:
Образовательная: актуализировать знания обучающихся о достопримечательностях Васильевского острова;
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, любовь к городу Санкт-Петербург, способствовать формированию таких качеств личности как ответственность, исполнительность, организованность;
Развивающая: способствовать развитию связной устной речи, формированию навыков выступления перед аудиторией.
Формируемые в рамках мероприятия УУД:
Личностные: способствовать пониманию необходимости объединения творческой группы и достижения совместной цели,
Познавательные: соотносить новую информацию, с уже имеющимися знаниями о Васильевском острове; расширять кругозор обучающихся.
Регулятивные: подготовить презентацию одной из достопримечательностей в группе; отобрать нужную информацию из различных источников.
Коммуникативные: участвовать в коллективной работе; прислушиваться к другим членам своей творческой группы; высказывать собственное мнение; дополнять друг друга; участвовать в обсуждении; приходить к общему мнению, презентовать итог своей работы.
Оборудование: сувенирная продукция, электронные презентации, выполненные в PowerPoint учащимися, конверты с разрезанными иллюстрациями архитектурных сооружений- 6 штук.
План проведения виртуальной экскурсии
«Таинственный и загадочный Васильевский остров»:
Этап работы Вид деятельности Время, затраченное на каждый этап
1.Организация начала конкурса Проверка готовности конкурсу, приветствие 1 мин.
2.Вступительное слово учителя, сообщение темы и цели Рассказ учителя, сообщение темы и цели, интеграция с предстоящей квест - игрой 3 мин.
3.Виртуальное путешествие Учитель осуществляет роль ведущего, рассказ и показ достопримечательностей учащимся:
-Сфинксы на Университетской набережной
-Здание 12 коллегий
-Кунсткамера
-Зоологический музей
-Биржа
-Ростральные колонны
29 мин.
4. Игра
«Неизвестный Васильевский Остров»
Игра, закрепляющая знания по достопримечательностям Васильевского острова 5 мин.
5.Подведение итогов Фронтальный опрос, выявление победителей конкурса, объявление благодарности за участие 4 мин.
6. Рефлексия Рефлексия деятельности 2 мин.
7.Организационный момент Уборка рабочего места 1 мин.
Ход конкурса проектов «Васильевский – остров сокровищ»:
Организация начала занятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и родители! Садитесь по своим творческим группам! Рада Вас всех видеть!
Вступительное слово учителя, сообщение темы, цели
Ведущий: Сегодня у нас с вами пройдет необычное занятие, потому что мы отправимся с вами на экскурсии. Экскурсия будет необычной, а виртуальной. И отправимся мы с вами на Васильевский остров. Чем мы с вами будем сегодня заниматься? (…) Что для этого нам понадобится? (презентации, компьютер…)
Ведущий: Верно! Тема нашего сегодняшнего занятия так и звучит:
Конкурс проектов «Васильевский – остров сокровищ»
Но для начала давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем занятии.
Ведущий: О каком городе мы с вами говорили? ( Санкт-Петербург)
Ведущий: Что нового узнали о Санкт-Петербурге? (…)
Ведущий: Очень хорошо! Будьте внимательны на нашем занятии, так как все приобретенные сегодня знания и умения будут вам необходимы вам, когда мы отправимся на пешеходную экскурсию на Васильевский остров. А будет это уже на следующем нашем занятии.
Ведущий: Вы никогда не задумывались, почему эта часть города называется Васильевский остров? (…) Существует множество легенд, одну из них я сейчас вам расскажу. Одна из любимых петербуржцами версий воплощена в облике бомбардира Василия Корчмина, который выполнен в бронзе в полтары натуры. Согласно легенде бронзовый Василий командовал артиллерийской батареей на острове и считался своеобразным хранителем территории. Петр писал ему приказания и указы с лаконичной надписью « Василию на остров». Памятник нашел свое место на Андреевском бульваре Васильевского острова. Образ улыбающегося бомбардира с трубкой - символ того, какими были жители нашего города в давние времена. Есть и другая, не менее загадочная версия, что происходит название от имени одного из первопоселенцев острова - неком рыбаке Василии.
Я предлагаю прямо сейчас отправиться в наше виртуальное путешествие.
Виртуальное путешествие
Ведущий: Начнем мы наше путешествие с таинственных сфинксов на Университетской набережной. Приглашается творческая группа № 1.
Примерный рассказ учащихся: Сфинксы на Университетской набережной приехали в Санкт-Петербург из Египта. Когда-то они служили на входе в храм фараона Аменхотепа III. Сфинксам около 3,5 тысяч лет. Надписи на сфинксах посвящены фараону Аменхотепу III. Сфинксы стоят на набережной с 1834 года.
Легенда: Фараон Аменхотеп III (1388-1353 до н.э.) оставил о себе дурную славу в Египте. Он создал в этой стране страшный колдовской культ. Свои жуткие обряды Аменхотеп проводил в катакомбах Фив, и в окрестностях этого города начались нападения мумий на людей, которые продолжались и после смерти самого фараона вплоть до середины XX века.
Для популяризации своего культа Аменхотеп начертал колдовские заклинания на постаментах каменных сфинксов, находившихся в Фивах. Именно этих двух сфинксов в 1833 году перевезли в Санкт-Петербург и установили на набережной Невы напротив здания Академии художеств (мода на египетские архитектурные украшения появилась в Европе после похода Наполеона Бонапарта в Египет, а затем пришла и в Россию). Именно к этому мрачному месту с тех пор прибивает утопленники со всей Невы выше по течению. Существует поверье, что если смотреть сфинксу в глаза, то можно лишиться рассудка.
Далее учащиеся виртуально посещают следующие достопримечательности
Здание 12 коллегий:
Примерный рассказ учащихся: В 1722 году начали строить здание Двенадцати коллегий. Там собирались разместить Сенат, Синод и коллегии - министерства по-нашему, современному. Денег в казне раннего Петербурга было не так уж  много. А домов требовалось сразу двенадцать! Отдельно стоящие, они бы потребовали кучу денег. Но архитекторы нашли решение.
В новой столице жилые дома строили «сплошной фасадой», без промежутков. То есть торцевая стена делалась общей для двух домов. Вот по этому принципу и возвели министерства. Прообразом послужили Приказы Московского Кремля, построенные в конце семнадцатого века. Их зодчие переосмыслили, и получилось двенадцать идентичных трехэтажных секций в стиле петровского барокко.
Первое заседание министерств прошло в 1732 году. Спустя семьдесят лет сюда переехал Педагогический институт, а в 1835-м здание передали Санкт-Петербургскому университету. Тогда же коллегии перестроили под учебные нужды.
Здание Двенадцати коллегий неспроста передали университету. Министерства перебрались на материк по банальной, но очень принципиальной причине. В восемнадцатом и начале девятнадцатого века постоянных мостов через Неву не было. Так что правительственным мужам приходилось перебираться на Васильевский остров либо по наводным переправам, либо на лодках. О капризах петербургской погоды рассказывать, много не стоит. То ветер, то волна с Финского залива много не покатаешься. Порой коллегии оказывались отрезанными от других районов города. Вот потому и перенесли госучреждения на левый берег Невы. А студенты народ такой - и потерпеть могут. В здании Двенадцати коллегий снимались некоторые сцены фильма «Осенний марафон» Георгия Данелия.
Студенты поговаривают, что аккурат перед зимней сессией по залам библиотеки ровно в полночь из стеллажа с книгами появляется призрак. Привидение медленно обходит территорию, что-то ищет, а после растворяется в воздухе. Кто-то предположил, что это какой-то нерадивый ученик, который провалил экзамены. Не ответил на каверзный вопрос профессора, а теперь ищет на него ответ в учебниках.
По задумке архитекторов здание Двенадцати коллегий фасадом  якобы должно на Неву выходить. Посмотрел Меншиков на план административного квартала и обомлел: длина всех строений аж четыреста метров. «Эдак места на дворец не останется», - подумал светлейший князь да и постановил построить здания перпендикулярно Неве. На освободившейся территории Александр Данилович и воздвиг свои роскошные хоромы, не чета царским.
Кунсткамера:
Примерный рассказ учащихся: Слово «кунсткамера» в переводе с немецкого означает «кабинет редкостей», комнату для размещения и хранения коллекций из естественно - научных экспонатов или разнообразных древних, редких и курьезных вещей. Подобные кабинеты часто открывались при королевских дворах Европы, и Петр I в 1697-1698 годах, во время своего первого зарубежного визита, ознакомившись с ними загорелся желанием устроить такую «куншткамеру» и у себя во дворце. Так из Петровской Кунсткамеры позже возник первый в России естественно-научный музей. Поскольку учреждением Кунсткамеры Петр I преследовал цели обучения и просвещения, то мало того, что вход в музей был бесплатным, так всем посетителям еще и предлагали угощение.
Здание Кунсткамеры стало домом не только для музея редкостей, отсюда также вышли такие знаменитые учреждения, как Российская академия наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Библиотека академии наук, Главная астрономическая обсерватория. В 1741-1765 годах здесь работал М. В. Ломоносов, и сегодня в музее есть посвященная ему экспозиция.
Кунсткамера — старейшее здание в мире, построенное специально для музея.
Зоологический музей:
Примерный рассказ учащихся: Зоологический музей находиться на Стрелке Васильевского острова. Музей был создан в 1826-1832 гг.Архитектором являлся И.Ф. Лукини. Здание построено в стиле классицизма.
Назначение: здание строилось для портового клада, пакгауза, как его называли на немецкий манер. Сейчас здесь находится крупнейший зоологический музей страны, особенно известный несколькими мамонтами, доставленными сюда из Сибири.
Интересные факты: интерьеры здания использовались при съёмках фильма «Семнадцать мгновений весны». Помещения Зоологического музея выдаются за интерьеры Берлинского музея природы, в котором Штирлиц обычно встречался со своими агентами и назначил свидание с Борманом.
Биржа
Примерный рассказ учащихся: Здание изначально предназначалось для размещения Санкт-Петербургской фондовой биржи, основанной еще во времена Петра I. Решение о благоустройстве пустующей территории Васильевского острова было принято, но сначала были построены здания по бокам будущей Биржевой площади, а затем Джакомо Кваренги приступил к возведению центрального здания всего ансамбля. Однако, очень скоро стало ясно, что возводимая Биржа не соответствует помпезному облику центра города. Поэтому был сменен архитектор, им стал Ж. Ф. Тома де Томон, который и построил нынешнее монументальное здание Биржи — композиционный центр ансамбля Стрелки Васильевского острова, по имени которого назвали и прилегающую площадь, кстати, специально отсыпанную для этого в русле реки Невы.
Существует легенда, что при закладке здания Биржи по углам фундамента были специально заложены золотые слитки, отлитые на средства городских купцов и промышленников.
Здание Биржи изображено на 50-рублевой банкноте России.
Ростральные колонны
Примерный рассказ учащихся: Ростральные колонны украшают Стрелку Васильевского острова. Колонны были возведены известным архитектором Тома – де - Томоном. Колонны украшены скульптурными изображениями носов кораблей, так называемыми «рострами». Отрубленные носы захваченных у врага кораблей впервые прибили к ораторской трибуне римляне во время Латинской войны (340—338 до н. э). С тех пор ростры считаются символами морских побед.
Первоначальное назначение: в императорский период колонны функционировали в качестве маяков, в чаши на вершине наливали масло, которое поджигалось ночью. И ныне в дни главных городских праздников на вершинах колонн можно увидеть огненные факелы.Замечательные особенности: у основания колонн находятся статуи, изображающие двух дам и двух старцев. Экскурсоводы рассказывают, что это аллегории главных рек европейской части России: Невы, Волхова, Волги и Днепра. Впрочем, никаких доказательств этих аллегорических построений не существует.
Игра «Неизвестный Васильевский остров»
Ведущий: Как здорово, что мы смогли узнать так много о достопримечательностях загадочного Васильевского острова. Случилась небольшая неприятность. В Русском музее, во время выставки, посвященной таинственному Васильевскому острову, неизвестный взял и разрезал все изображения с достопримечательностями этой части города. Нам необходимо восстановить все архитектурные сооружения. Мы же не хотим, чтобы гости нашего города уехали домой, так и не узнав ничего о нашем прекрасном городе?
Каждая команда получит фрагменты изображения одного архитектурного сооружения. Ваша задача собрать из этих кусочков, единое и целостное сооружение, догадаться, что это за достопримечательность и составить пару предложений о данном архитектурном сооружении.


Подведение итогов
Ведущий: Наступило время возвращаться в наш класс. Давайте еще раз вспомним, где мы сегодня с вами успели побывать? (…)
Ведущий: Какое архитектурное сооружение запомнилось вам больше всего и почему?(…)
Ведущий: Мне бы хотелось поблагодарить каждую команду за тщательную подготовку к нашей виртуальной экскурсии. Хотелось бы отметить команду …, за…
Рефлексия
Ведущий: Наше занятие подошло к концу. У каждого из Вас на столе лежат два смайлика – грустный и веселый. Если у вас во время занятия возникали сложности и трудности, но вы старались, поднимите, пожалуйста, грустный смайлик. Если время, проведенное на занятие, вы провели с удовольствием, поднимите веселый. Спасибо!
7. Организационный момент
Ведущий: Спасибо за внимание. Сейчас мальчики помогут мне расставить парты и стулья на свои места. До свидания!
Методические советы:
Подготовительная работа:
1. Изменить на время проведения виртуальной экскурсии расстановку мебели, оставив 6 столов для команд и стулья к ним.
2. Необходимо осуществлять систематический контроль над ходом исследования и подготовки к виртуальной экскурсии команд учащихся и родителей.
3. Учителю следует осуществлять роль консультанта, который может предложить учащимся рекомендуемую литературу и направить ход мыслей в правильную сторону.
4. В случае если, по каким-либо причинам, вторая команда родителей не набирается, учитель готовит рассказ об архитектурном сооружении, которое было не выбрано посредством жеребьевки, используя примерный рассказ учащихся и электронную презентацию, выполненную в PowerPoint.
5. Согласовать с командами временной регламент выступления - не более 4-5 минут.
Во время проведения виртуальной экскурсии:
1. Учителю необходимо следить за временем выступлений.
2. Не нарушать последовательность виртуального посещения объектов Васильевского острова, потому что именно в данной последовательности спланирован маршрут прохождения квеста.
Квест «Прогулка по Васильевскому острову»
Форма: квест - игра
Квест - игра - это игра-расследование в музее, парке или исторических местах города.
Цель: созданий условий для вовлечения родителей в воспитательную деятельность классного руководителя, посредством непосредственной помощи в подготовке и организации квеста.
Задачи:
Образовательная: актуализировать и применить знания обучающихся о достопримечательностях Васильевского острова;
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, любовь к городу Санкт-Петербург, способствовать формированию таких качеств личности как взаимопомощь, внимательность;
Развивающая: способствовать развитию связной устной речи, развивать психические процессы.
Формируемые в рамках мероприятия УУД:
Личностные: способствовать пониманию необходимости объединения коллектива для достижения совместной цели и решения поставленной проблемы.
Познавательные: соотносить новую информацию, с уже имеющимися знаниями о Васильевском острове; расширять кругозор обучающихся.
Регулятивные: планировать организацию деятельности, ставить цель.
Коммуникативные: участвовать в коллективной работе; прислушиваться к другим; высказывать собственное мнение; дополнять друг друга; участвовать в обсуждении; приходить к общему мнению, презентовать итог своей работы.
Оборудование: карта Васильевского острова, конверты с разрезанными фрагментами иллюстрации Исаакиевского моста, раздаточный материал с заданиями, карта Васильевского острова с пропусками объектов, конверты – 7шт., звездочки для рефлексии, двусторонний скотч.
Примерный эскиз оформления карты Васильевского острова

Длительность квеста: 60 мин.
План проведения квест - игры «Прогулка по Васильевскому острову»:
Этап квеста Вид деятельности Время, затраченное на каждый этап
1. Организация начала квеста
2. Вступительное слово учителя, тема, цель, техника безопасности
3. Прохождение квеста
4. Подведение итогов квеста, беседа
5. Рефлексия
6.Организационный момент Приветствие, проверка готовности учащихся
Рассказ учителя, сообщение темы и цели квеста
Прохождение следующих достопримечательностей и выполнение заданий около них:
-Сфинксы на Университетской набережной
- «Исаакиевский мост»
-Здание 12 коллегий
-Памятник Ломоносову
-Кунсткамера
-Зоологический музей
-Биржа
-Ростральные колонны
Заключительный рассказ учителя, сообщение результатов прохождения квеста
Рефлексия деятельности
Окончание квеста 1 мин.
2 мин.
43 мин.
5 мин.
3 мин.
1 мин.
Ход квеста «Прогулка по Васильевскому острову»:
Организация начала квеста
Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся на необычную прогулку по Васильевскому острову. Мы прибыли сюда, чтобы выполнить важнейшее секретное задание.
2. Вступительное слово учителя, тема, цель, техника безопасности
Ведущий: Мне вчера пришло сообщение от спецслужб, далее С.С. (Ведущий зачитывает письмо из конверта №1):
Дорогие ребята, нам снова необходима ваша помощь. Дело в том, что с карты нашего города таинственным образом были стерты важнейшие объекты Васильевского острова. Надеемся, что вам удастся восстановить карту нашего города.
С уважением, С.С.
Секретные службы доверили нам восстановление этой карты. Мы отправляемся на секретную операцию - квест, под кодовой фразой: «Прогулка по Васильевскому острову». А целью нашего квеста является восстановление карты нашего города. Нам необходимо добраться до Манежной площади, ведь именно там спрятана карта. Во время нашей «прогулки» нам необходимо держаться всем вместе, без моей команды не отходить ни на шаг, идти строго по парам. Переходить дорогу можно только на зеленый свет и строго после разрешения. Помните, никто не должен узнать о нашей секретной операции. Перемещаться по городу мы сможем с помощью маршрутного листа, на котором звездочками обозначены места, которые мы должны обязательно посетить для того, чтобы восстановить в конце нашего квеста карту нашего города.
3. Прохождение квеста
Сфинксы на Университетской набережной.
Ведущий: Мы с вами находимся у одной достопримечательности Васильевского острова. Как вы считаете, о чем идет речь? (Сфинксы на Университетской набережной)
Какие интересные сведения о Сфинксах вам удалось запомнить с предыдущего занятия?(…)
Сейчас мы с вами отправимся на одно из самых загадочных мест Васильевского острова. Наша задача – отыскать конверт № 2, в котором содержатся дальнейшие указания. Для этого нам нужно идти прямо примерно 690 шагов, как говорится в послании из первого конверта.
«Исаакиевский мост»
Ведущий: Кажется, мы смогли добраться до нужного места. Теперь вам необходимо найти заветный конверт с ценнейшими указаниями.
Обучающиеся в поисках конверта с посланием № 2 около выступа гранитной набережной напротив дома №13. После того, как дети находят конверт, ведущий, либо родитель, отвечающий за данный памятник, сообщает детям задание.
Ведущий (Родитель): Ребята, вам предстоит выполнить сложнейшее задание. Проверим ваше умение работать в команде и сообразительность. У меня приготовлены для вас разрезанные карточки - ваша задача собрать изображение, в котором вы увидите невидимое и загадочное сооружение Васильевского острова.
Задание №1:
Соберите изображение, которое позволит вам увидеть исчезнувшее сооружение Васильевского острова.

Учащиеся выполняют задание под руководством ведущего, либо родителя.
После выполнения заданий ведущий (родитель) дает дальнейшие указания.
Ведущий (Родитель): Молодцы! Вам удалось собрать изображение Исаакиевского моста времен Петра Первого. Прямо сейчас мы с вами можем увидеть выступ гранитной набережной - это все, что осталось от Исаакиевского моста. С 1727 года до середины 19 века это была единственная возможность переправиться на Васильевский остров! На другом берегу Невы - на Исаакиевской площади – расположен такой же выступ.
Напомнить правила дорожного движения перед тем, как переходить дорогу по пешеходному переходу.
Сейчас мы с вами отправимся дальше, вглубь острова. После того, как мы перейдем дорогу по пешеходному переходу, я вам загадаю загадку, а ваша задача ее решить, чтобы узнать о следующем известном объекте Васильевского острова.
Учащиеся вместе с ведущим переходят дорогу по пешеходному переходу, расположенному около Университетской набережной, д.13.
Ведущий: А теперь внимательно слушайте мою загадку.
Дальше, вглубь острова, уходит длинной и нарядное красное здание.
Получится узнать стиль? Это снова барокко! Фрагмент иллюстрации этого здания поможет отгадать вам загадку.
Задание №2:
Отгадайте здание по фрагменту картинки.

Ведущий: Это здание 12 коллегий. Предлагаю подойти поближе.
Зданий 12 коллегий
Ведущий: Сейчас нам необходимо найти конверт №3.
Учащиеся в поисках конверта с посланием №3. После того, как дети находят конверт, ведущий, либо родитель, отвечающий за данный памятник, сообщает детям заданий.
Ведущий (Родитель): Очень хорошо, открывайте конверт с заданием. Нам необходимо решить математическую цепочку и узнать, сколько лет строилось здание 12 коллегий.
Задание №3: Решите математическую цепочку и узнайте, сколько лет строилось здание 12 коллегий:
-40
+30
-20
+30
+10
10


Ведущий (Родитель): Еще раз вспомним, что здание 12 коллегий было построено для правительственных учреждений петровского времени. В это здание раньше входили Сенат, который придумывал светские законы, Синод, который придумывал церковные законы и десять министерств. Здание состоит из двенадцати корпусов, вплотную примыкающих друг к другу и объединенных одной крышей. Именно поэтому, это здание называется Здание 12 коллегий. Затем Сенат и прочие коллегии перевели на Сенатскую площадь, которая находиться по другую сторону Невы. А в этом здании разместился Петербургский университет. Сейчас факультетов больше 20, и здесь можно изучать любую науку, которая тебя интересует. Среди выпускников университета – восемь лауреатов Нобелевской премии.
Ведущий: А нам пора отправляться дальше в путь. Не случайно мы с вами узнали, сколько лет строилось здание 12 коллегий, ведь именно столько шагов нам нужно пройти до следующей достопримечательности города. Ребята, осмотритесь вокруг, заметили ли вы что-нибудь важное? ( Памятник Ломоносову)
Конечно, рядом с университетом на Менделеевской линии, был установлен памятник одному из первых русских ученых – Михаилу Ломоносову. Удивительно, что он был сыном простого рыбака, жил недалеко от Архангельска и так хотел учиться, что пешком дошел до Москвы, чтобы изучать латынь, которая в те времена была языком науки. В своей жизни он успел стать преподавателем в Петербурге и позже организовал Московский университет. Именно ему мы обязаны появлением множества слов в русском языке таких как «созвездие», «сложение», «треугольник», «квадрат», «полнолуние», «минус».
А теперь нам необходимо найти конверт с заданием №4
Нам нужно дружно раскрасить мозаику, в соответствии с тем, какими цифрами отмечены стеклышки, мы увидим, какая картинка получилась.
2244090607695Задание №4: Раскрасьте мозаику, в соответствии с тем, какими цифрами отмечены стеклышки, и вы увидите, какая картинка, связанная с Михаилом Ломоносовым получилась.

Кунсткамера
Ведущий: У вас получилось выполнить работу аккуратно и дружно. Ну а нам пора двигаться дальше. Попытайтесь узнать место по моему описанию. Это здание вы ни за что не пропустите Его видно издалека: по высокой зеленой башне, на вершине которой - стеклянный шар. Это первый русский музей. Догадались, о каком здании идет речь? (Кунсткамера). Сейчас нам необходимо пройти 150 шагов, чтобы найти конверт со следующим заданием.
Задание №5: В каждом столбике найди лишнюю картинку. Из первых букв этих слов узнаешь, что изображено на эмблеме музея.




Ведущий: Как вы все помните с виртуальной экскурсии в школе, наверху в башне разместился Готторпский глобус и обсерватория, а еще кабинет Ломоносова. Именно поэтому, на эмблеме Кунсткамеры разместился глобус. Петр очень хотел, чтобы петербуржцы интересовались тем, что происходит на белом свете, поэтому поначалу он распорядился платить деньги тем, кто приходил в Кунсткамеру посмотреть на диковины.
Вы можете наблюдать, что сейчас в здании Кунсткамеры находится этнографический музей. Здесь можно увидеть оружие, лодки, на которых эскимосы путешествовали по Северному Ледовитому океану, замечательный Готторпский глобус и многое другое. Ну а нам необходимо проследовать к соседнему зданию - Зоологическому музею.
Зоологический музей
Ведущий: Чтобы добраться до места, где спрятан конверт с заданием, необходимо сделать 198 шагов вперед.
Ведущий (Родитель): Вы попали на Университетскую набережную, дом 1. Прямо перед вами находиться Зоологический музей, в котором представлены чучела животных и природных зон Мирового океана от тропических до приполярных областей. Попробуйте найти конверт с заданием, он спрятан недалеко от меня.
(Учащиеся находят конверт № 6 с заданием)
Задание №6:
1.Составьте из данных букв слово, обозначающее науку о животных:
И О Я Л З О Г О

2. Разгадайте ребус и определите, кто изображен на эмблеме музея:
‘ ‘ ’’


Ведущий (Родитель): Интересно, что в музее можно рассмотреть чучела мамонтов- вымерших древних мохнатых слонов, найденных в вечной мерзлоте , а также других животных, живших одновременно с мамонтами: дикой лошади, дикого бизона и даже пещерных медведей.
Ведущий: Ну а мы с вами отправляемся дальше.
Биржа
Ведущий: С Университетской набережной выходим на Стрелку васильевского острова, который разделяет Неву на два рукава – Большую и Малую Неву. С 1720-х годов именно здесь располагался торговый порт.
Ведущий (Родитель): Перед вами здание Биржи. Архитектор… Не могу вспомнить! Это легко исправить, выполнив следующее задание.
Задание №7:
Соберите фамилию архитектора по первым буквам в названиях изображенных предметов.
А Н

Ведущий (Родитель): Вы помогли мне вспомнить имя архитектора, а я за это вам расскажу одну интересную историю. Здание Биржи в прошлом использовалось лишь для заключения торговых сделок. Неспроста ее открыли именно здесь, ведь на Стрелке Васильевского острова тогда действовал порт, куда приходили торговые корабли из разных стран мира. Занимательно, что здание Биржи на высоком гранитном основании похоже на античный храм.
Ведущий: Ну а нам пора идти дальше. Мы приближаемся к еще одному интересному объекту Васильевского острова, где нам и нужно будет восстановить карту важнейших объектов.
Ростральные колоны
Ведущий: Вы попали в самое сердце Васильевского острова- Ростральные колонны. Для начала, давайте выясним, почему колонны называют «Ростральные». Я вручаю вам конверт с заданием:
(Учащиеся достают из конверта №7 задание)
Задание №8:
Что обозначает слово «ростра» в переводе с латинского языка?
С О К А Р Н Я Л Б О
Ведущий: Верно. С латинского языка «ростра» переводится как нос корабля. Ростральные колонны, как вы помните, это маяки для идущих в порт судов. А теперь нам предстоит восстановить карту Васильевского острова. У меня есть кружки с достопримечательностями, которые мы сами сегодня посетили. Ваша задача, разделиться на творческие группы, в которых вы работали в прошлый раз, каждая команда получит конверт с двумя изображениями объектов и ваша задач прикрепить их в нужное окошко. Для этого вам придется вспомнить последовательность прохождения сегодняшнего квеста и отличительные особенности каждой достопримечательности.
Команды выполняют задания и восстанавливают карту достопримечательностей Васильевского острова.
Ведущий: А теперь вам необходимо рассказать об этом объекте то, что вы смогли запомнить с наших двух занятий.
4. Подведение итогов квеста
Ведущий: Наш квест подходит к концу. Мы сегодня многое с вами успели сделать: посетили известные достопримечательности нашего города, восстановили карту Васильевского острова. За нашу помощь, секретные службы приготовили для нас удивительный подарок – секретную информацию, о которой не знает никто. Посмотрите направо, что вы видите? (…) А кто-нибудь из вас видит кошку? Посмотрите внимательно, она смотрит прямо на нас. Это необычная кошка, это якорь-кошка. Вовсе не настоящий специальный морской кот. Это просто вид якоря. Его так называют, потому что у него у него длинные когти, которыми он может ловко цепляться!
5. Рефлексия
Ведущий: Если сегодняшний квест вам понравился, прикрепите на нашу карту важнейших объектов Васильевского острова звездочку, а если нет, то отдайте вашу звездочку мне.
6. Организационный момент
Ведущий: Наш квест подошел к концу. Сейчас мне потребуется ваша помощь, чтобы собрать все материалы. Спасибо за участие!
Методические советы:
Подготовительная работа:
1.Заранее выбрать среди родителей, желающих на роль «Ведущий – родитель» на родительском собрании.
2. В случае если на какую-либо точку не находится желающих ведущих среди родителей, спрятать конверт с заданием возле данного объекта.
3.Главному ведущему необходимо иметь при себе дубликаты конвертов с заданиями, в случае пропажи или утери спрятанного конверта у какого-либо объекта.
4. Разработать карту квеста и подготовить дополнительные задания.
Во время прохождения квеста:
Следует использовать ответы на задания для ведущих:
Задание №1:

Задание №2: Здание 12 коллегий
Задание №3: 20 лет
Задание №4:Получилась картинка, на которой изображен телескоп.
Задание №5:ГЛОБУС
Задание №6:
- Зоология
- Мамонт
Задание №7: Тома де Томон
Задание №8: «Нос корабля»
Классный час «Петербургские тайны»
Форма – чаепитие
Классный час – форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.
Цель: подведение итогов работы проекта «Школа и семья, интересно нам всегда», проведение обратной связи;
Формируемые в рамках мероприятия УУД:
Личностные: способствовать пониманию необходимости объединения коллектива для достижения совместной цели и решения поставленной проблемы.
Познавательные: соотносить новую информацию, с уже имеющимися знаниями о Васильевском острове; расширять кругозор обучающихся.
Регулятивные: планировать организацию деятельности, ставить цель.
Коммуникативные: участвовать в коллективной работе; прислушиваться к другим; высказывать собственное мнение; дополнять друг друга; участвовать в обсуждении; приходить к общему мнению, презентовать итог своей работы.
Оборудование: видео – фильм, сборник детских проектных работ «Прогулка по Васильевскому острову».
План проведения чаепития «Петербургский классный час»:
Чаепитие «Петербургский классный час» 1.Организация начала.
2. Вступительное слово учителя.
3.Презентация итогов работы проекта «Васильевский – остров сокровищ», демонстрация сборника детских проектных работ.
4. Чаепитие.
5. Подведение итогов.
6.Организационный момент. Подведение итогов работы проекта «Школа и семья, интересно нам всегда» 2 мин.
3 мин.
5 мин.
30 мин.
2 мин.
3 мин.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Электронные ресурсы:
1.Безменова А. Легенды Петербурга [Электронный ресурс]:статья в газете/ Безменова А.- Режим доступа: http://spb.kp.ru/daily/25965/2903643/Книги:
2.Баркан А. Ручной ребенок или непокорный…Какой вам нужен? Плюсы и минусы воспитания детей / А.Баркан. – М.: Этерна, 2012. – 272 с.
3.Гурьева Н.А Прогулки по Васильевскому острову /Т.Н.Гурьева. –СПБ.:Паритет,2013. – 32с.
4.Ермолаева Л.К. Чудесный город: Петербургская тетрадь /Л.К.Ермолаева, И.М.Лебедев.- СПБ.: Норинт,1997.-192с.
5.Моделируем внеурочную деятельность обучающихся: методич. рекомендации / Ю.А. Баранова, А.В.Кисляков, М.И. Солодкова и др.- М.:Просвещение, 2014. – 92с.
6.Первушина Е.В. Петербург для детей / Е.В. Первушина. – Москва.: Эксмо, 2014. – 160 с.
Приложение 1
Электронное приложение к проекту
«Школа и семья, интересно нам ВСЕГДА!»