Работа «Вода, вода, кругом вода…» — бинарный урок обобщения в теме «Вода.Растворы» в 9 класcе


Cценарий
бинарного обобщающего урока темы
« Растворы» (9 класс)
« Вода, вода, кругом вода…»
Учитель-методист химии
Шмалько Т.В.
Старший учитель географии
Осипенко Н.А.
Янтарненская школа
Красногвардейский район
Республика Крым
Звучит музыка: песня «Вода, вода, кругом вода…»
Песня о дождике.
Картины: И.Айвазовского «Черноморский берег», Бриг «Меркурий», Ю.Пименова «Ливень», А.Рылова «В голубом просторе», Н. Ромадина «Гроза», В.Сурикова «Взятие снежного городка».
Учитель: как –то посмотрело солнышко на землю и заулыбалось: цветочки красуются, речка хлюпается, травка зеленеет… Радуется земля солнечным лучам. А тут и дождичек подоспел: умыл, приголубил природу. Заспорили Дождик и Солнце: кто из них земле милейший?
-А как вы думаете?
Сегодня у нас пойдет речь о веществе, которое очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Это оксид, но его никто так не называет. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем – это самая обыкновенная жидкость на свете. Что это? – Вода.
Сейчас мы совершим путешествие в страну воды. Капитана нам не надо – Капитаном буду я. А мои помощники – Лидия Сергеевна, Нина Анатольевна, Николай Михайлович, Татьяна Евгеньевна.
На нашем пути будут разные станции – пристани: географическая, физическая, биологическая, химическая, математическая, духовная.
Двигаться мы можем только в том случае, если будем давать правильные ответы на вопросы.
Назовем І пристань „ХУДОЖЕСТВЕННО – ПОЭТИЧЕСКАЯ”
Посмотрите, как красиво выглядит вода во всех физических состояниях на картинах художников – пейзажистов: реки, моря, водопады, фонтаны, зимние пейзажи, дожди…( показывает картины и работы учеников).
- назовите художников – пейзажистов ,знакомых вам.
- кто знает стихи о воде?
Ученик: Н.В.Вольфович «Ничто мне не заменит моря»
( учитель нашей школы)
… Ничто мне не заменит прелесть моря,
И свежести его, и чистоты.
С ним я делюсь и радостью,и горем,
Иной не замечая красоты…
А дождь не унимается ,идет…
Я море взглядом обнимаю,
Расслабившись, бреду, и невдомек,
Что встречу с ним не обещаю…
Ученик 2: А я процитирую А.С.Пушкина: (показывает фото р.Салгир)
О, скоро вас увижу вновь,
Брега веселые Салгира!
В ту пору мне казалось нужны
Пустыни, волн края жемчужны,
И моря шум, и груды скал…
Ученик 3: Море может быть спокойным, смиренным, а может быть зловещим, своенравным, уносящим целые корабли, как на картинах И.Айвазовского: (показывает картины художника)
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Ученик 4: А я прочту про Крымскую зиму стихи Василия Тарасова, крымского учителя, где понятно, как вода нас «водит за нос»:
Здравствуй, крымская зима,
Раскапризная шалунья,
Ненадежная весьма,
Переменчивая лгунья.
Вышли дети спозаранку,
Закричали на бегу:
«После школы – все на санки!
Поваляемся в снегу!»
Но пока они учились,
Набиралися ума,
Все снежинки прослезились,
Горки снова оголились-
Обманула их зима.
Капитан: А теперь загадки! (показывает иллюстрации)
1). Что в руках не удержать? (воду).
2). Не снег, не лед, а серебром деревья уберет? (иней).
3). Он прошел, наполнил кадки, поливал усердно грядки.
С шумом окна промывал, на крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю, и ушел по крышам в поле. (дождь).
4). День и ночь кричит, а голос не устает. (водопад).
5). Я вода да по воде же плаваю. (лёд).
6). Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (облака)

Учитель – капитан: Итак, подведем итоги:
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только … (вода)
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Раскат водопада и брызги фонтана,
А все это – только …. (вода)
В бирюзовой дали исчезая,
Лебедями плывут облака:
Вот туча идет грозовая,
А в сущности – только… (вода)
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода.
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
Как пухом, зимой одевает
Снег белый родные поля,
Но время идет – все растает
И будет простая … (вода) (показывает иллюстрации)
Итак, вода – самый распространенный природный оксид.
- Кто сказал, что это самый дорогой минерал на Земле? (Вернадский)
Прощаемся с пристанью «Художественно – поэтической» и пристаем к следующей – «Географической».
Учитель географии:
На доске: карта, на столе глобус.
С луны Земля видна как шар прекрасного голубого цвета: ведь три четверти поверхности нашей планеты покрывает водой. Если цивилизация существует
и вне Солнечной системы и наши собратья по разуму знают о Земле, то они дали бы ей название, соответствующее преимущественной природе ее поверхности – планета «Вода» или планета «Океан».
- А как образовался Океан?
Ученик 5: Океан образовался за счет воды, выделившийся из глубоких недр планеты. Наша планета также и теряет воду в некотором количестве: под действием молний и космических лучей вода разлагается на водород и кислород, водород как очень легкий, улетучивается в космос.
Учитель географии: Да, вода пребывает в вечном движении. Малый круг кругооборота: океан – атмосфера .Большой круг: океан- атмосфера– суходол – океан. В этой воде нагромождение разных веществ, это среда, в какой зародилась жизнь.
- Какую роль – глобальную – выполняет вода в морях и океанах?
Ученик 6: Она выполняет роль регулятора тепла на земной поверхности, регулятора климата. При этом большое значение в кругообороте имеют такие процессы, как выпаривание с ее поверхности и концентрация веществ, выпадают атмосферные осадки, поглощается солнечная энергия. Масса теплой воды перемещается в холодные районы и наоборот.
Учитель: Причин, заставляющих водные массы в течение многих лет двигаться одними и теми же маршрутами,много. Но какая главная из них?
Ученик 6: Главная из всех причин – ветер. Особенно – Северное Пассатное течение в северном полушарии и Южное Пассатное – в южном. Именно пассаты вызывают движение водных масс с востока на запад. Морские течения образуют антициклональные и циклональные круговороты. Круговороты морских вод образуют теплые и холодные течения. Вдоль восточного побережья материков в тропических широтах текут теплые, а вдоль западного – холодные течения. В умеренных широтах восточные берега континентов омываются холодными , западные – теплыми течениями.
Течение Западных Ветров – самое мощное среди течений Мирового Океана. За год оно переносит воды в 200 раз больше, чем все реки планеты. Оно огибает весь земной шар. Длина его 30 000 км.
Учитель: А какие холодные и теплые течения вы знаете?
Ученик 5: Небольшое, но мощное теплое течение Куросио. Оно согревает восточные берега Евразии. Это в Тихом океане.
В Атлантическом океане - одно из самых мощных и самое теплое морское течение планеты – Гольфстрим, а также холодное – Лабрадорское течение у берегов Сев. Америки.
Учитель: А на климат в Крыму, какие воды оказывают влияние:
Ученик 7: Черное, Азовское моря, Северо-Крымский канал.
Ученик: А что это за водопад в Крыму? (показывает картину)
Ученик 7: Это водопад Учан-Су.
Учитель: Академик Вернадский утверждал, что в природе существует единство всех вод. Круговорот воды объединяет гидросферу, литосферу и биосферу. И трудно представить, что было бы на планете без океана, очевидно одно – человек на ней не смог бы жить.
Капитан: Видите, какова роль воды в природе? Это глобальная роль. Поэтому её надо охранять. Человек, вмешиваясь в природу, вредит ей. Не будем сейчас говорить о «нефтяной чуме», давайте выйдем на берег нашего канала. Вода ушла, а что осталось?
Ученик 7: Трупики кошек, собак, полиэтиленовые бутылки и всякая гадость. Мы уже знаем, что полиэтилен не гниет 200 лет. Трупы – виновники кишечных болезней.
(выходит Холера и мечется)
Холера: Я – грязная немытая Холера!
В канале вашем я живу.
Бросайте мусор мне без меры –
Да с ним я только расцвету!
Брожу тихонько вдоль канала:
Как бы в живот мне к вам попасть!
Тогда бы вас я погоняла
В ваш туалет – ни сесть - ни встать!
Да, я - ужасная холера!
Хотела б видеть всех в гробу!
Вы думали, что я изжита?
Да я еще вам покажу!
Капитан: Ну что, дети, вам понятно, почему нельзя бросать в канал пищу для Холеры, брюшного тифа, дизентерии?
И когда вы купаетесь в такой воде, вы радуете этих микробов, глотая зараженную воду.
И в заключении пребывания на этой пристани, мы должны ответить на пару вопросов, чтобы двинуться дальше.
- Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды? (в Антарктиде)
- Так чем же объясняется то, что вода является естественным регулятором климата Земли?
Ученик 9: Это объясняется физическими свойствами воды, которые очень интересны и не похожи совсем на нормальные. Поэтому называются аномалиями.
Капитан: Вот мы и приплыли к пристани «Физическая».
Существует очень много видов воды: морская, пресная, дистиллированная, минеральная, газифицированная, колодезная, родниковая, питьевая, тяжелая, твердая.
Учитель физики: Так в каких агрегатных состояниях она бывает?
Ученик 10: В жидком, твердом, газообразном, т.е. парообразном.
Решите головоломку: поставьте вместо вопроса – предлог, и вы узнаете физические свойства воды.
Цвет Вкус Запах
?
Учитель физики:
- Какова t0 кипения воды?
- Температура плавления?
- Плотность воды при t0 40C ?
- Плотность льда при t0 < 00 С?
- Теплоемкость воды?
- Электропроводность
- Способность растворять вещества.
А теперь поговорим об аномалиях воды.
Ученик 1: Аномалия первая: вода, согласно классу веществ, к которому она относится, - это класс оксидов – должна кипеть при t0 = - 800 и плавиться при t0 = -1000 С. В таком случае, если она должна вести себя нормально, она существовала бы только в виде пара. Смогли бы мы жить в такой среде? А она ведет себя ненормально – в виде жидкости.
Ученик 2: Аномалия вторая:
Вода обладает высокой теплоемкостью. Для нагревания 1 л воды на 10 надо в 330 раз больше тепла, чем для нагревания 1 литра воздуха на 10. это имеет большое значение для живых организмов, населяющих водоемы. Кроме того, огромная теплоемкость воды приводит к таким природным последствиям: весной и летом, медленно нагреваясь, вода охлаждает воздух, а осенью, медленно остывая, поддерживает определенную температуру воздуха. Вот почему после снегопада становится теплее.
Капитан: Посмотрим опыт:
(сжигание платка)
(ученик показывает опыт и читает стихи)
Платок дважды намочили,
Потом его запалили.
Синим пламенем горел.
Почуму ж он не сгорел?
(дети отвечают).
Капитан: Найдите ошибку:
Один поэт так написал о капле:
«Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало,
И неподвижной льдиной капля стала,
А в мире поубавилось тепла».
-Какая физическая ошибка здесь допущена?
Ученик 3: Аномалия третья:
У воды очень высокая теплота испарения, для ее испарения нужно большое количество тепла. Это имеет очень большое значение для рек и озер: они не пересыхают.
Ученик 4: Четвертая аномалия воды:
Вода имеет высокую теплоту плавления льда. Это спасает нас от катастрофических весенних наводнений.
Кроме того, замерзая, вода выделяет большое количество тепла: 1 л воды, превращаясь в лед, подогревает на 10 250 000 л воздуха. Поэт был неправ, когда написал, что от льдинки поубавилось тепла.
Учитель физики: А что происходит с веществами при их замерзании?
Ученик 5: Они сжимаются.
Учитель: А что было бы, если бы вода вела себя нормально – сжималась бы?
Ученик 5: Лед не был бы легче воды и опускался бы на дно, и водоемы промерзали бы полностью. И жизнь в них была бы невозможна.
А так вода ведет себя ненормально - ЭТО ПЯТАЯ АНОМАЛИЯ:
Вода расширяется при замерзании (Демонстрируем бутылку, разбитую льдом). 1 л воды при 40 С весит 1000 г. а при 00 С – 916 г., замерзая, вода увеличивает свой объем на 1/10 часть.
Учитель: Так почему же водоемы зимой не промерзают насквозь?
Ученик 6: Плотность льда меньше плотности воды.
Все вещества (за небольшим исключением) во время плавления увеличиваются в объеме, и тонут в собственном расплаве.
Вода, как было уже сказано, исключение.
Лед имеет больший объем, чем вода, а его плотность меньше плотности воды. Поэтому он плавает на водной поверхности. Но во время охлаждения воды, как и других веществ, ее плотность увеличивается, но до определенной межи – до +40. Это шестая аномалия воды.
Ученик 7: Седьмая аномалия воды. У воды, из всех жидкостей, кроме ртути, самое высокое поверхностное натяжение. По этой плёнке из молекул, как по паркету, бегают насекомые – водомерки. Силы поверхностного натяжения заставляют воду поднимаются из глубины почвы и питать растения.
Учитель: А что вы слышали о тяжелой воде?
Ученик 8: Тяжелая вода D2O, в ней вместо водорода – его изотоп Дейтерий. В этой воде не живут микробы, не прорастают семена. В каплях дождя содержится больше тяжелой воды, чем в хлопьях снега.
Учитель: А какую воду иногда называют «живой»?
Ученик 8: Это вода, полученная после таяния льда. Структура такой воды отличается от структуры обычной воды: при таянии снега и льда геометрическая сетчатая структура сохраняется в воде довольно длительное время. Но при кипячении свойства талой воды теряются. Сейчас во многих семьях замораживают воду в холодильниках, потом делают ее талой и пьют – лечебная. А некоторые при выращивании огурцов поливали их талой водой – урожай повысился вдвое.
А знаете ли вы, что полезно поить скот грозовой дождевой водой, что делают наши дедушки и бабушки. Такая вода насыщена большим количеством ионов.
Капитан: «Итак, вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете».
- Чьи это слова?
Учитель физики: Вряд ли можно сказать о воде лучше, чем сказал Антуан де Сент – Экзюпери в своей самой известной сказке «Маленький принц»
- О чем они?
Ученик 1: О жизни, о том, что вода – жизнь.
Капитан: Вот мы и прибыли к станции «Биологическая»
Учитель биологии: А почему растения, животные и человек не могут существовать без воды?
Ученик 2: Вода находится в их составе.
(на доске «Вода, вода, кругом вода…»)
Мозг человека – в мозгу 81% воды.
Глаз человека – в этом человеческом органе содержится 99% воды.
Кровь – в крови содержится 90% воды.
Кости – в них 30%.
Мышцы – 75% воды.
Обезвоживание организма на 15 % приводит к нарушениям обмена веществ, а потери до 25% воды – к гибели организма. Человек не может прожить без воды и трех дней.
В VI веке при переходе через Ливийскую пустыню в страшных мучениях от жажды погибло 50- тысячное войско шаха Камбиза. А это войско не мог победить ни один враг.
Учитель биологии: Какую физиологическую роль играет в нашем организме вода?
Ученик 3: Без нее не пройдет процесс пищеварения, и слюна, и желудочный сок, и желчь – без воды не смогут переработать питательные вещества. А если бы кровь не была бы в жидком виде, она не смогла бы перенести продукты пищеварения в клетки, а также кислород, и не смогла бы вынести продукты распада и углекислый газ. Иначе бы мы отравились продуктами распада.
Учитель биологии : а если произошло пищевое отравление?
Ученик 3: Пьем много – много воды с марганцовкой или другим веществом. Вода также участвует в образовании углеводов, жиров, в теплообмене организма.
Учитель: А знаете ли вы о живом мире в капле воды?
Ученик 4: Голландский шлифовальщик стекол Левенгук впервые заглянул в этот мир через увеличительное стекло. И он поразил его. (Таблица – плакат).
Это был мир существ, который из века в век незримо вступал в войну с человечеством, унося миллионы жизней: чума, холера, тиф, все эти заболевания передавались через воду.
Учитель биологии: Вода может и лечить. Каким раствором можно заменять кровь при переливании?
Ученик 5: Физраствором. Это 0,9% хлорид натрия.
Учитель: По элементарному составу кровь наша очень близка составу солей раствора – воды океанов. Вода – самое распространенное вещество на Земле, но на земле нет чистой воды.
И это 8 АНОМАЛИЯ ВОДЫ:
Все, что мы называем водой - это растворы тех или иных веществ в воде.
Вода – один из лучших растворителей.
Капитан: Вот мы и прибыли к пристани «Химической».
Учитель химии: как вы докажите, что растворение - это не только физический процесс, а физико-химический?
Ученик 6: Безводная CuSO4 (сульфат меди II) бесцветная, а если капнуть водички, вода войдет в кристалл и он станет синим.
(демонстрируем опыт)
CuSO4 + 5H20 CuSO4 * 5H20 можно с CoCL2+6H2O CoCL2*6H2O
Можно еще показать «химические водоросли»: в р-р силикатного клея опустили несколько кристалликов медного купороса и оставили сосуд в вертикальном положении на несколько минут.
Учитель химии: Все знают, что дистиллированная вода (чистая) не проводит электрический ток, т.е. – неэлектролит. А когда она может быть виновником электропроводности?
Ученик 7: Вода заставляет вещества диссоциировать, т.е. распадаться на ионы – заряженные частицы. Вот они и проводят электрический ток.
Учитель: а почему нас « бьет» электрическим током?
Ученик 7: Мы – проводники ІІ рода, т.е. наши ионы, из которых мы состоим, пропускают ток через наше тело.
Учитель: А какой ученый внес значительный вклад в исследование электропроводности водных растворов?
Ученик 8: В XIX веке английский ученый Майкл Фарадей (портрет на доске) сделал не мало открытий, хотя не имел высшего образования.
Учитель: А кто автор электролитической диссоциации?
Ученик 8: Шведский ученый, почетный член Петербургской академии и академий многих других стран, получил Нобелевскую премию, автор многих научных работ по химии, биологии, геологии, физике – Сванте Аррениус.
Свойства ионов – это свойства электролитов.
Учитель: Как из трех пробирок выбрать пробирку с кислотой?
Ученик 1: Внесем во все пробирки индикатор универсальный. В пробирке №2 он принял другую окраску - лиловую, значит, здесь находятся ионы водорода (проводит опыт).
Учитель: А как в этих 2-х пробирках найти щелочь?
Ученик 2: Щелочи любят индикатор фенолфталеин. Он становится малиновым. (проводит опыт) значит, здесь находятся гидроксо – ионы, которые изменяют цвет индикатора.
Учитель: С помощью водных растворов можно проводить качественные реакции. Кто определит, в каком стаканчике находится хлорид, в каком фосфат натрия с помощью одного реактива?
Ученик 1: Проводит опыт :
NaCl + AgNO3 = NaNO3+ AgCL (получится творожисто – белый осадок)
Na3PO4 + 3AgNO3 = 3NaNO3 + Ag3PO4 (получается желтый осадок)
Учитель: Качественную реакцию на катионы железа (III) я покажу в виде шуточного опыта:
(демонстрация опыта) Руку ученика смазываем FeCL3, (будто-бы йодом), а «нож» - раствором роданида калия (будто-бы спиртом). Прикладываем «нож» к руке – и течет вишнево – красная «кровь».) –(будто-бы режем)
FeCL3 + 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCL
Учитель: Кто знает, как можно получить вот такое ожерелье из кристаллов?( показывает выращенные кристаллы ).
Ученик: Можно выращивать кристаллы из перенасыщенных растворов солей. В горячей воде растворимость увеличивается, получается очень насыщенный раствор. А при охлаждении лишние кристаллы выпадают из водного раствора. Если нить опустить с кристалликом, то на него будут оседать другие и получится, может даже, друза.
Учитель: А какие водные растворы используются в быту?
Ученики: Уксус 9%
Спиртовой раствор йода,
Раствор перекиси водорода 3%
Раствор аммиака 10% (нашатырный спирт)
Стиральный раствор СМС и всяких «ванишей» и «мистеров мускулов».
Учитель: Отгадайте, о каком напитке идет речь: Вопреки утверждениям фирмы о том, что рецепт этого напитка никому не известен, журнал «Натур» опубликовал его состав: 84% вода; 3,6% - СО2; 12% - сахар; 0,2% - жженый сахар для цвета; 0,06% - Н3РО4; 0,2% - кофеин и небольшое количество растительных жиров.
- Кока – кола.
Учитель: Какие вещества «гасят» водой, хотя оно и не горит?
- оксид кальция (негашеная известь), и получается гашеная известь.
Учитель: А можно ли из воды получить взрывчатое вещество?
- Если через него пропустить электрический ток, вода разлагается на водород и кислород. Когда на один объем кислорода придется два объема водорода, произойдет взрыв. Эта смесь называется «гремучий газ».
Учитель: Все вы убеждены в том, что вода только прекращает горение и поджигать вещества водой нельзя. Но так ли это?
(демонстрация опыта): на ваших глазах я беру ложечку порошка йода и смешиваю с порошком алюминия. Смесь высыпаю на асбестированную сетку, и теперь попробуем прибавить немного обыкновенной воды.
(демонстрирует огонь).
- А какие металлы могут «гореть» в воде?
Ученик 3: Щелочные металлы ( Li, Na, K) и щелочноземельные (Ca,Ba,Mg) выделяют из воды водород, который от выделяющейся теплоты загорается.
Учитель: Мы еще не поговорили о газированной воде. Что она собой представляет?
Ученик 4: Это продукт взаимодействия оксида углерода (IV) с водой - угольная кислота или растворенный углекислый газ в воде. Когда мы открываем бутылку газированной водички, этот газ « бьет» нас в нос, особенно летом, когда при повышении t0 растворимость его уменьшается. Когда этот газ улетучивается, остается простая водичка.
Учитель: А о какой воде мы с вами забыли? Какая вода обладает лечебными свойствами?
Ученик 5: Целебная, из святых источников Крыма.
Учитель: Какие источники в Крыму вы посещали?
Ученик 6: В Топловке Свято – Параскеевский источник, в Севастополе у Фиолента, под Алуштой у Космодамиановского монастыря и другие. Такая водичка исцеляет душу и тело. А вот на праздник Крещения вся вода - не только в церкви, но и даже из-под крана в этот день становится святой, приобретает свойство нетления, т.е. не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. На следующий день все воды приобретают свои обычные свойства. Крещенская вода освящает, исцеляет, сообщает благодать каждому человеку.
Учитель: Специалисты по антирелигиозной пропаганде часто говорят, что крещенская вода не портится потому, что священники тайно опускают в чаши серебряные слитки, монеты, кресты.
По этому поводу в церкви бытует анекдот- загадка: сколько ионов серебра содержится в литре священной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду реки в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал – деревянный?
Так вот, даже если в одной церкви освящение идет как чин Великого освящения (это 1 раз в году - в Крещение), то все воды на планете становятся на один день святыми.
Ну вот мы приближаемся к пристани «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ»
Решаем уже серьезную задачу:
Вот две чашки, одна содержит 150 мл чая – воды, другая -120 мл. В первую положили 2 чайные ложки сахара -30 г, а во вторую-1,5 ч.ложки -22г сахара. Где чай будет слаще? (ученик решает у доски).
Капитан: Ну вот, мы возвращаемся снова домой.
Благодарю всех за работу.
И в заключение – стихотворение:
Вода – чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картины нашей жизни красит
В своих трех важных ипостасях.
То ручейком, то речкой вьется,
То из стакана наземь льется.
То застывает тонкой льдинкой,
Красиво названной снежинкой.
То обретает легкостью пара:
Была – и вдруг ее не стало.
Великий труженик водица,
Ну как же ей не восхититься!
Она плывет к нам облаками,
Поит снегами и дождями,
И разрушает, и наносит,
И так заботы нашей просит.
Давайте же беречь воду!
Экономить ее. Давайте не загрязнять канал.
Давайте не «свинячить» у моря.Давайте не будем бесконтрольно разбрасываться ядохимикатами, чтобы они не отравляли подземные воды.
Вода помогает заводам и фабрикам, химическим комбинатам, а они своими стоками загрязняют ее. Давайте будем рачительными хозяевами нашей планеты. Берегите воду! Не оскверняйте ее. Плевать в воду – большой грех! Не зря пословица гласит: «Не плюй в колодец, еще придется водички испить». Это не только в переносном для человека смысле. Вода и хлеб – главные наши святыни на земле, данные Богом.
И на прощание запомните стихи В.Орлова о Казантипском заливе:
Вода ласкала и лечила,
Людей кормила, как могла.
И в горле сладостью горчила,
И горечь сладкою была.
Недавно рыбою и птицей
Залив был весел и богат.
Теперь глядит пустой глазницей
И на рассвет, и на закат.
Кипел он пеною кровавой,
В смертельной муке рвался ввысь,
Когда химической отравой
Морские травы налились.
Не смог он справиться с недугом,
Не помогло, что он – в Крыму.
На берегу гниет севрюгой
Баркас ненужный никому.
Оборваны живые узы,
Мертва морская бирюза,
Лишь ядовитые медузы,
213868017780Как отравителей глаза.