План тематической недели «Солнце, воздух, вода – наши лучшие друзья» по формированию основ здорового образа жизни в средней возрастной группе


МЕТЕДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ
«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
План тематической недели «Солнце, воздух, вода – наши лучшие друзья»
по формированию основ здорового образа жизни в средней возрастной группе
Разработала
Дмитриева Анастасия Владимировна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 81» г.о Самара
Самара, 2016 г.
Пояснительная записка:
В наше время самой актуальной из всех проблем является – проблема сохранения здоровья, воспитания привычки к здоровому образу жизни. Наше будущее – это наши дети. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно – способной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение. [18]
В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о том, что здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается ухудшения здоровья.
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. В детстве человек осуществляет более напряжённую, более сложную работу, чем взрослый по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегуляции. Если ребёнок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разум его здоровья. Поэтому именно на этом дошкольном возрасте приоритетом является задача воспитания у детей мотивация на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. [17]
Не случайно в Приказе Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155 – одной из пяти образовательных областей является образовательная область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей здоровья детей и формирования основы.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Таким образом, данная проблема, на мой взгляд, является актуальной в современном мире.
Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Задачи:
Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни
Создание благоприятных условий для полноценного психофизического развития дошкольников
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья
Снижение и профилактика заболеваемости
Воспитывать интерес к активным видам отдыха
Формировать основы культурно-гигиенических навыков
7. Формировать устойчивую привычку к двигательной активности
8. формировать представление о себе как о человеке
9. привлечение внимания родителей к здоровому образу жизни дошкольников
Тематический план (по пяти дням недели) в летний период
Понедельник
Время Формы Место проведения
Утро
15 мин
20 мин
10 мин
15 мин
10 мин
10 мин
20 мин
5 мин
Вечер
10 мин
20 мин
15 мин
20 мин
20 мин
Утренняя гимнастика с элементами логоритмики. [1]
Цель: укрепление костно-мышечного аппарата и развитие речевых функций.
Беседа с детьми на тему: «Знакомство со своим организмом» [2]
Цель: Закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании.
Комплекс оздоровительных упражнений для горла [4]
Цель: профилактика ЛОР – заболеваний.
Подвижная игра: «Перелет птиц» [3]
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

Закаливающая процедура: солнечные ванны.
Цель: повышение обмена веществ в организме. [9]
Дорожка здоровья. Хождение босыми ногами по камешкам.
Цель: профилактика плоскостопия, снятие напряжения.
Игра - упражнение: «Музыка и эмоции»
Цель: формирование взаимодействий между детьми, развитие у детей умение выполнять движения под музыку.
Массаж лица.
Цель: снятие мышечных зажимов.
Гимнастика после сна
Цель: помочь ребенку быстрее войти в активное состояние [5, 10]
Рассказ стихотворения «О витаминах»
Цель: формировать представление о витаминах в продуктах питания.
Игра: «Витаминные друзья»
Цель: развивать наблюдательность, внимание, память, быстроту реакции. [31]
Подвижная игра: «Хитрая лиса». [7]
Цель: развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.
Чтение и обсуждение художественной литературы А. Барто «Девочка чумазая» [6]
Цель: формирование культурно-гигиенических навыков.
Анкета для родителей на тему «Отношение родителей к здоровому образу жизни детей». [25] На улице
В группе
В группе
В группе
На улице
На улице
В музыкальном зале
В группе
В группе
В группе
В спортивном зале
В спортивном зале
В группе
В группе
Вторник
Утро
10 мин
25 мин
20 мин
25 мин
25 мин
20 мин
10 мин
20 мин
Вечер
10 мин
20 мин.
5 мин
20 мин
15 мин
20 мин
5 мин
20 мин
5 мин
5 мин Утренняя гимнастика с использованием ОРУ.
Цель: развитие ловкости и координации движения, оздоровление организма.
Водные процедуры
Цель: укрепление здоровья, вырабатывание способности быстро приспосабливаться к внешней среде.
Дидактическая игра: «Вредно – полезно.
Цель: Закреплять представление детей о том, какая еда полезная, а какая вредная для организма. [8]
Беседа на тему «Опасности на дороге и во дворе».
Цель: воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому. [32]
Закаливающая процедура: солнечные ванны.
Цель: повышение обмена веществ в организме. [9]
Игровое упражнение: «Мяч через сетку».
Цель: Развивать точность броска, координацию движений, глазомер. [33]
Релаксация на ковриках
Цель: устранение мышечных зажимов.
Игра на развитие эмоциональной сферы [15]
«Спаси птенца».
Цель: снятие напряжения мышц лица
Гимнастика после сна
Цель: способствование быстрому и комфортному пробуждению после сна.[10]
Физкультурное занятие «Здоровые ребята».
Цель формировать потребность в здоровом образе жизни.
Массаж лица
Цель: мышечная релаксация
Дидактическая игра на гигиенические навыки [13]
Цель: закрепить навыки культуры гигиены, желание следить за собой.
Физкультурная минутка [14]
«Ну-ка умывайся»
Цель: внесение заряда, совершенствование общей моторики
Обыгрывание проблемной ситуации «Если взрослый заболел».
Цель: формировать навыки ухода за больным и проявление сопереживания и заботы. [30]
Гимнастика для глаз.
Цель: предупреждение утомления, общее оздоровление зрительного аппарата.
Подвижная игра «Зайцы и волк». [33]
Цель:  Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
Упражнение для релаксации. «Задуй свечу».
Цель: приобретение бодрости, сбрасывание напряжения.
Дорожка здоровья. Хождение босыми ногами по песку. Цель: осуществлять профилактику плоскостопия. В спортивном зале
В бассейне
В группе
В группе
На улице
На улице
На улице
В музыкальном зале
В группе
В спортивном зале
В группе
В группе
В группе
В группе
В группе
На улице
На улице
На улице
Среда
Утро
15 мин
50 мин
10 мин
15 мин
5 мин
Вечер
10 мин
20 мин
15 мин
20 мин
15 мин
20 мин
15 мин
10 мин Утренняя гимнастика: «Будь бодрым и энергичным» Цель: сохранение и укрепление здоровья
Эстафета «Веселая гонка»
Цель: развивать интерес к спортивным играм-соревнованиям. [10]
Оборудование: 10 обручей среднего размера, 10 мячей среднего размера, 10 кубиков, 2 гимнастические скамейки, 2 дуги, 2 хопа, 10 мешочков с песком, 2 ленты, 2 скакалки.
Дыхательная гимнастика
Цель: восстановление дыхательной системы после эстафеты [11]
Игра на тему «Гигиена».
Название игры «Фонтанчики».
Цель: учить ребенка полоскать рот. [28]
Физкультурная минутка: «По ягоды».
Цель: повышение и поддержание умственной активности и работоспособности ребенка.
Гимнастика после сна [10]
Цель: повышение физической работоспособности организма.
Лепка «Божья коровка».
Цель: развивать мелкую моторику мышц рук.
Пальчиковая гимнастика «Зайка и барабан» [18]
Цель: развивать координацию движений пальцев рук.
Физкультурное занятие: «Залог здоровья в спорте»
Детский фитнес. [12]
Цель: повышение жизненного тонуса, развитие координации движений, вызвать положительные эмоции и радостные ощущения.
Закаливающая процедура: воздушные ванны. [9]
Цель: укрепление кожи детей путем восстановления природных функций, жизнеспособности и эластичности.
Папка – передвижка для родителей на тему «Спорт и дети». [24]
Дидактическая игра «Где растет каша?»
Цель: дать знания о происхождении продуктов питания (крупа, мука). О пользе их для организма, о блюдах, в состав которых они входят. [27]
Подвижная игра «Самолеты». [33]
Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве, упражнять в беге.
Песочная терапия.
Цель: стабилизирование эмоционального состояния. На улице
На улице

На улице
В группе
В группе
В группе
В группе
В группе
В спортивном зале
В группе
В группе
В группе
На улице
На улице
Четверг
Утро
15 мин
20 мин
15 мин
15 мин
5 мин
20 мин
5 мин
25 мин
5 мин
Вечер
10 мин
20 мин
20 мин
10 мин
15 мин
20 мин
5 мин Утренняя гимнастика с элементами калланетики.
Цель: укрепление и растяжка мышц.
Подвижная игра «Кролики» [33]
Цель: Упражнять в беге, в прыжках на 2 ногах.
Закаливающая процедура: обливание. [9]
Цель: тренировка защитных сил организма.
Дидактическая игра на тему «Этикет – школа изящных манер».
Цель: научить ребёнка правилам поведения за столом; учить обращаться со столовыми приборами.
Оборудование: предметные картинки.
Пальчиковая гимнастика «Грабельки» [19]
Цель: развивать координацию движений пальцев рук
Подвижная игра
«Через речек». [20]
Оборудование: два шнура и дощечки.
Цель: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
Гимнастика для глаз.
Цель: снижение нарастающего утомления глаз.
Сюжетно-ролевая игра: «Салон красоты».
Цель: формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Массаж лица
Цель: расслабление мышц лица
Гимнастика после сна [10]
Цель: увеличение тонуса нервной системы.
Чтение поучительной сказки: «Зубик Зазнайки».
Цель: формирование целостного понимания о здоровом образе жизни, развитие навыков гигиены.
Народная игра «пустое место» [21]
Цель: получение положительных эмоций, развивать внимательность, собранность.
Музыкотерапия
Цель: преодоление внутренних конфликтов, достижение гармонии.
Подвижная игра
«Лошадки». [29]
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.
Физкультурное занятие: «Мы спортсмены».
Цель: вызвать у детей положительные эмоции, развивать силу воли, ловкость.
Релаксационные упражнения
Цель: мышечная релаксация, позитивный настрой. В спортивном зале
На улице
На улице
В группе
В группе
В спортивном зале
В группе
В группе
В группе
В группе
В группе
В музыкальном зале
В музыкальном зале
На улице
На улице
На улице
Пятница
Утро
10 мин
15 мин
25 мин
15 мин
25 мин
5 мин
10 мин
15 мин
Вечер
10 мин
20 мин
25 мин
45 мин
15 мин
10 мин Утренняя гимнастика с использованием ОРУ
Цель: улучшение функционального состояния организма, укрепление здоровья.
Солнечные ванны
Цель: профилактика заболеваний, оздораливание.
Водные процедуры
Цель: укрепление здоровья, вырабатывание способности быстро приспосабливаться к внешней среде
Упражнение на расслабление мышц шеи. [22]
Цель: научить управлять детей своим телом, увеличение запаса энергии, устранение беспокойства и возбуждения.
Рисование на тему «Любимые фрукты и овощи».
Цель: вспомнить о том, что фрукты и овощи приносят пользу и укрепляют иммунитет и здоровье, развивать мелкую моторику кистей рук.
Гимнастика для глаз
Цель: снятие напряжения.
Консультация для родителей (создание стенда) на тему: «Витамины в жизни ребенка» [23]
Упражнение для профилактики
нарушений опорно-двигательного аппарата.
Цель: оздоровление организма, повышение двигательной активности. [26]
Ритмическая гимнастика «Медведь – боксер». [17]
Цель: совершенствовать двигательные навыки, развивать умение двигаться в характере с музыкой.
Гимнастика после сна
Цель: повышение физической работоспособности организма.
Дидактическая игра «Как вырасти здоровым». [34]
Цель: развивать быстроту реакции, положительное настроение.
Изотерапия.
Рисование на тему «Мое любимое животное».
Цель: снятие психического напряжения.
Спортивная шуточная олимпиада: «Детские забавы». [17]
Цель: укрепление здоровья дошкольников, создание позитивных эмоций.
Закаливающая процедура: обливание. [9]
Цель: тренировка защитных сил организма.
Дорожка здоровья
Хождение босиком по траве.
Цель: профилактика плоскостопия, снятия напряжения. На улице
На улице
В бассейне
В группе
В группе
В группе
В группе
В группе
В группе
В группе
В группе
В группе
На улице
На улице
На улице
Приложения
1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/05/13/utrennyaya-gimnastika-s-elementami-logoritmiki2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/22/kartoteka-besed-po-profilaktike-travmatizma-s-detmi
Беседа
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о нас. Как можно всех нас назвать одним словом? (Люди.) А одного из нас? (Человек.) Все люди разные – женщины и мужчины, девочки и мальчики, дети и взрослые. Давайте подумаем, чем же разные люди отличаются друг от друга.
Воспитатель показывает картинки с изображениями девочек и мальчиков. Дети рассматривают сначала картинки, а затем – девочку и мальчика из своей группы. Находят отличия в прическах, одежде, чертах лица. Затем рассматривают изображения молодого человека и старого человека, находят отличия в осанке, одежде, прическах.
Воспитатель показывает плакат с изображением внутреннего строения человека.
Воспитатель: Мы с вами уже говорили о том, что есть внутри нас, благодаря каким органам мы живем, дышим, двигаемся, думаем. Какой орган в организме самый главный? (Сердце.) Правильно, его еще называют мотором организма.
Дети показывают сердце на плакате; сжимают кулак, чтобы определить размер своего сердца; находят примерное месторасположение сердца в своем теле; слушают биение сердца. Воспитатель просит детей попрыгать, а потом еще раз послушать, как бьется сердце. Дети понимают, что после физической нагрузки сердце бьется сильнее, быстрее.
Воспитатель: Благодаря каким органам мы дышим? (Легким.)
Дети находят легкие на плакате, рассматривают их. Затем прикладывают ладони к груди и делают глубокие вдох и выдох; чувствуют, как расширяются и сжимаются легкие.
Воспитатель: Какие органы вы еще знаете?
Дети рассказывают о желудке, кишечнике, мозге и других органах, находят их на плакате. Воспитатель уточняет и расширяет знания. Воспитатель: - Нужно ли человеку знать о том, как устроен его организм? Зачем ему это знание?
Дети рассказывают, педагог дополняет и уточняет. Вместе выясняют, что знания об организме помогают человеку заботиться о своем здоровье.
Воспитатель: А как мы с вами можем заботиться о своем здоровье?
Дети рассказывают. Далее обсуждаются ситуации, неблагоприятные для здоровья, - долгое сидение у телевизора или компьютера, малая подвижность и т.п. педагог поясняет детям: если с детства они будут заботиться о своем здоровье, то обязательно вырастут крепкими, сильными и смогут заниматься любимым делом.
3. Подвижная игра «Перелет птиц»
Описание игры:
Дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают»  птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают.
4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/09/30/ozdorovitelnye-uprazhneniya-dlya-detey-i-vzroslykh5. Попова С. В. методическое пособие. «Гимнастика после сна»
6. Девочка чумазая
- Ах ты, девочка чумазая,где ты руки так измазала?Чёрные ладошки;на локтях - дорожки.
- Я на солнышкележала,руки кверхудержала.ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.- Ах ты, девочка чумазая,где ты носик так измазала?Кончик носа чёрный,будто закопчённый.
- Я на солнышкележала,нос кверхудержала.ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.- Ах ты, девочка чумазая,ноги в полосыизмазала,не девочка,а зебра,ноги-как у негра.
- Я на солнышкележала,пятки кверхудержала.ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
- Ой ли, так ли?Так ли дело было?Отмоем всё до капли.Ну - ка, дайте мыло.МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,как увидела мочалу,цапалась, как кошка:- Не трогайтеладошки!Они не будут белые:они же загорелые.А ЛАДОШКИ - ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос -разобиделась до слёз:- Ой, мой бедныйносик!Он мылане выносит!Он не будет белый:он же загорелый.А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы -кричала громким голосом:- Ой, боюсь щекотки!Уберите щётки!Не будут пятки белые,они же загорелые.А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
- Вот теперь ты белая,Ничуть не загорелая.ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
7. Подвижна игра «Хитрая лиса»
Описание игры:
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг и дотрагивается до одного из играющих, который становиться «хитрой лисой». Дети открывают глаза. Играющие три раза спрашивают хором сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» Хитрая лиса выходит на середины круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а «лиса» ловит. Пойманного - в дом.
8. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду - Москва, 1987 г.
9. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/08/04/zakalivanie-detey-v-detskom-sadu10. http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-genadevna-borodina/igry-yestafety-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html11. https://open-lesson.net/3622/12. http://slovomame.ru/article/113213. С. В. Петерина. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.
14. физкультурная минутка «Садовник»
Мы вчера в саду гуляли,
Мы смородину сажали.
Яблони белили мы
Известью, белилами.
Починили мы забор,
Завели мы разговор:
— Ты скажи, Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
— Дам в награду
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам! Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Изображают, как копают яму и сажают в нее куст.
Движение правой рукой вверх-вниз.
Имитируют удары молотком.
Стоят лицом в круг. В центр выходит один ребенок.
Ведут диалог.
На каждое название фруктов загибают по одному пальцу
на обеих руках, начиная с больших
15.   Игра: « Спаси птенца».
Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
16. Игра – упражнение «Музыка и эмоции»
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует развитию понимания передачи эмоционального состояния.
17. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». О. Н. Моргунова, Воронеж, 2005.
18. http://www.maam.ru/detskijsad/-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-doshkolnikov.html19. Пальчиковая гимнастика.
«Зайка и барабан» Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх, они прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.
20. Описание: Все играющее сидят на скамейке, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.  
21. Народная игра «Пустое место»
Описание игры и приемы ее проведения. «Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!» -- обращается воспитатель к детям. Он предлагает всем взяться за руки и построиться в красивый ровный круг. Дети опускают руки и садятся на пол (если игра проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая:
Огонь горит, вода кипит, Тебя сегодня будут мыть. Не буду я тебя ловить!
Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три -- беги!» Педагог показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Воспитатель и ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает малышу возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставляя детям возможность запомнить их и освоиться с правилами новой игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Победителей награждают аплодисментами. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.
Правила игры.
1. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал.
2. Бежать по кругу в противоположные стороны.
3. Тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.
22. Упражнение на расслабление мышц шеи «Любопытная Варвара». Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:  Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.  А потом опять вперед – тут немного отдохнет. Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:  А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!  Возвращается обратно – расслабление приятно! Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:  А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!  Возвращаемся обратно – расслабление приятно! 
23. Консультация для родителей на тему «Витамины в жизни ребенка».
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/05/31/konsultatsiya-dlya-roditeley-pogovorim-o-vitaminakhВитамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании ферментов и гормонов, в окислительных реакциях, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию токсинов, радионуклеидов, низких или высоких температур и к другим вредным факторам окружающей среды.
Витамины практически не синтезируются в организме. Только некоторые из витаминов группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике в результате жизнедеятельности существующих там микроорганизмов. И еще витамин Д синтезируется в коже человека под воздействием солнечных лучей, которые, к сожалению, не так часто нас балуют. Основными же источниками витаминов являются различные продукты питания.
Особенно важно достаточное поступление витаминов в организм в период дошкольного возраста, отличающийся интенсивным развитием и формированием различных органов и систем, напряженностью обменных процессов, совершенствованием структуры и функций центральной нервной системы.
Проведенные обследования детей дошкольного возраста в различных регионах Российской Федерации свидетельствуют о недостаточном потреблении ими витаминов, особенно в зимне-весенний период.
Обычно детям не хватает витаминов С, группы В, а также витамина А и бета-каротина. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечаются повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунологической защиты, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов.
 Гиповитаминозы усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны органов пищеварения.
Чаще всего Гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в организации питания — при недостаточном включении в рационы свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы. Большое значение имеют нарушения технологии приготовления пищи, неправильная обработка продуктов, в результате чего происходит значительное снижение их витаминной ценности.
В целях профилактики в рационы детей необходимо регулярно включать достаточное количество продуктов, являющихся основными источниками витаминов.
  Главными источниками витамина С (аскорбиновой кислоты) являются различные овощи, фрукты, ягоды, зелень, а также картофель. К сожалению, в процессе хранения содержание витамина С в продуктах заметно снижается, например в картофеле. Лучше сохраняется витамин С в кислой среде (квашеная капуста), а также в консервированных продуктах, хранящихся без доступа воздуха (соленые овощи, зелень).
Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для нормального функционирования пищеварительной и центральной нервной систем, принимает активное участие в процессах обмена веществ.
При его недостатке в организме отмечаются повышенная утомляемость, мышечная слабость, раздражительность, снижение аппетита. Отмечено, что дефицит витамина В1 развивается в результате недостаточного содержания в рационе растительных масел, являющихся основными источниками полиненасыщенных жирных кислот.
Витамин В2 (рибофлавин) играет большую роль в углеводном и белковом обмене, способствует выработке энергии в организме, обеспечивает нормальное функционирование центральной нервной системы, способствует лучшему усвоению пищи, поддерживает в норме состояние кожи и слизистых оболочек.
 При недостатке этого витамина отмечается падение массы тела, развивается слабость, кожа становится сухой, в углах рта появляются трещины и корочки («заеды»). При выраженном дефиците витамина В2 может развиться воспаление слизистой оболочки глаз (конъюктивит) и полости рта (стоматит).
Витамин А (ретинол) необходим для поддержания нормального зрения, процессов роста, хорошего состояния кожных покровов и слизистых оболочек. Он принимает непосредственное участие в образовании в сетчатке глаз зрительного пурпура — особого светочувствительного вещества. Определенную роль витамин А играет в выработке иммунитета.
При дефиците данного витамина в первую очередь снижается острота зрения в сумерках, развивается так называемая «куриная слепота»; у детей отмечаются задержка роста, снижение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.
Наиболее богаты витамином А рыбий жир, сливочное масло, субпродукты, яичный желток, сыр. В растительных продуктах содержится каротин, из которого вырабатывается витамин А.
 Каротином богаты зеленые части растений, а также овощи и фрукты оранжевой и красной окраски.
Учите детей употреблять в пищу разнообразные и необходимые им продукты. Превратите приём пищи в своеобразную игру, предложите ребёнку стать, например «экспертом» и предложите «оценить вкусовые качества блюда», или предложите «космические ложки», с которыми вся еда становится космической, или предложите угадать и назвать из каких продуктов блюдо. Такой приём пищи будет ненавязчивым, а всё то, что ребёнок воспринимает как игру, обретает для него новое значение. Ребёнок познает новые вкусовые качества нелюбимых продуктов, научится употреблять полезную еду. Витамины, содержащиеся в продуктах, естественным путём окажут только благотворное действие. Какой из вариантов подойдёт для вашего ребёнка и вас, выбирать Вам, уважаемые родители!
24. Папка-передвижка для родителей на тему: «Если хочешь быть здоров, занимайся спортом».
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/12/09/konsultatsiya-dlya-roditeley-tema-sport-i-detiНаверняка каждая мама и каждый папа мечтают, чтобы их ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным. Однако не все понимают, что для обретения крепкого здоровья ребенком необходимо потрудиться именно родителям.
Физическое воспитание детей: начинаем с первых дней жизни
   Если заниматься физическим развитием ребенка с самого раннего возраста, уже к 7–8 годам ваш сын или дочь достаточно окрепнет, чтобы почувствовать в себе силы и желание не только хорошо и с интересом учиться, но и заниматься в кружках, секциях и т. д.
 Физическое развитие ребенка: с чего начать?
Многие задаются вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей?
Ведь большинство родителей не ставят перед собой цель вырастить олимпийских чемпионов, для них спорт и дети — просто способ обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в собственных силах, привить некоторые навыки, приучить к дисциплине. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания детей дошкольного возраста.
Прежде чем отдавать малыша в ту или иную спортивную секцию, присмотритесь к нему, обратите внимание на способности и физические возможности.
Физическое развитие ребенка — дело серьезное. Необходимо посоветоваться с врачом, а также с руководителем секции или спортивного кружка, который занимается физическим воспитанием детей. А задача родителей — выслушать рекомендации специалистов и принять решение, по силам ли ребенку та нагрузка, которая ляжет на его плечи.
Имейте в виду, что большая часть тренеров заинтересована в посещении их кружка максимальным количеством детей. Занимаясь физическим воспитанием детей, руководитель может уговаривать вас отдать к нему ребенка как можно раньше. Но подумайте: не повредят ли малышу чрезмерные спортивные нагрузки? У тренеров, занимающихся физическим воспитанием детей, зачастую бывают завышенные требования. Это значит, что ребенку грозит синдром хронической усталости и чувство, что он хуже других, если у него что-то не получается.
Главной заповедью для родителей, решивших уделить большое внимание физическому воспитанию ребенка, должно быть «Не навреди».
 
Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников
Физическое воспитание детей — один из вопросов, которые призваны решать как родители, так и воспитатели детских садов. Современные детские сады обычно оборудованы всем необходимым для организации физического воспитания дошкольников. Каждое утро воспитатели должны проводить с детьми комплекс спортивных упражнений, цель которых — дать малышам возможность вволю подвигаться, задействовав все группы мышц.
В теплое время года физическим воспитанием детей рекомендовано заниматься на свежем воздухе. Для этого предусмотрены площадки, оборудованные бревнами, мишенями, ямами для прыжков, гимнастическими стенками и т. д.
 Стоит сказать об отношении некоторых родителей к физическому воспитанию в детском саду. Многие считают, что, если их ребенок подвержен частым простудам, его необходимо оградить от частого пребывания на воздухе (особенно зимой). Кроме того, желая перестраховаться, такие родители стараются надеть на свое чадо побольше теплых вещей, не учитывая тот факт, что любой садик зимой отапливается достаточно хорошо. В результате физическое воспитание в детском саду проходит для таких детей не в удобных маечках и шортах, а в теплых свитерах, комбинезонах, кофтах. А ведь вспотевший от такой «заботы» ребенок рискует заболеть гораздо больше, чем тот, кого не кутают.
Одна из особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что один комплекс упражнений не должен выполняться более двух недель.
Кроме того, физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. В качестве одной из составляющих физического воспитания дошкольников педагоги называют командные спортивные игры. Они способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, а также социальных навыков и коммуникабельности.
Существует еще один важный нюанс физического воспитания дошкольников. Необходимо чередовать умственные занятия с физкультурными паузами. Согласно рекомендациям педагогов, организация физического воспитания дошкольников подразумевает подобные паузы через каждые 20 минут.
А если малыш не посещает детский сад?
Физическим воспитанием дошкольников необходимо заниматься дома, если ребенок по каким-либо причинам не ходит в детский сад. Существуют утвержденные программы физического воспитания детей, по которым можно проводить самостоятельные занятия с малышом. Узнать содержание программ физического воспитания детей дошкольного возраста можно у детского врача или сотрудников детского сада. 
Доказано, что правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую влияет на нормальное развитие ребенка и его рост. Очень важно уделять большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, избавляет малыша от многих болезней.
Спорт и дети: в какую секцию отдать?
Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором: в какую спортивную секцию записать сына или дочку?
Успех физического развития ребенка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести своего ребенка в ту же секцию, куда те отдали своих детей. Присмотритесь к особенностям характера своего чада при выборе направления физического воспитания ребенка.
Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя, как рыба в воде, — ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д.
 Для организации физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис и плавание.  Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка.
Если вы хотите заниматься физическим воспитанием детей гиперактивных, склонных к дракам и конфликтам, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь ребенок сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии.
Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание.
Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
25. Анкета для родителей на тему «Отношение родителей к здоровому образу жизни ребенка».
1. Часто ли болеет ваш ребенок? Если часто, то перечислите заболевания.
2. Каковы били причины его болезни?
3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребенка?
4. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка?
5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка?
6. Знаете  ли Вы, как укреплять здоровье ребенка дома?
7. У ребенка есть режим дня?
8. Ходит ли ваш ребенок в спортивные секции?
9. всегда ли вы одеваете ребенка по погоде?
10. соблюдает ли ваш ребенок правила гигиены?
26. http://www.7ya.ru/article/Igry-i-uprazhneniya-dlya-profilaktiki-i-ukrepleniya-oporno-dvigatelnogo-apparata-doshkolnikov/
27. Дидактическая игра «Где растет каша?».
Описание игры: пробирки и прозрачные полиэтиленовые кармашки с разными видами круп, иллюстрации растений соответствующие видам круп.
Ведущий прием: определить какое растение подарило нам гречку. Расскажи, что из нее можно приготовить. Варианты: 1. Разбери смешанные крупы по сортам. 2. Определи крупу на ощупь. 3. Составь мозаику из круп.
28. Игра «Фонтанчики».
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.
29. Подвижная игра «Лошадки»  
Описание:
 Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню!». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и отдают вожжи воспитателю.
Правила:
Играющие меняют движения по сигналу воспитателя. По сигналу «Идите отдыхать» - конюхи возвращаются на места.
Варианты: Включить ходьбу по мостику – доске, положенной горизонтально или наклонно, предложить разные цели поездки.
30. Проблемная ситуация:
«Если взрослый заболел»
Карточка-памятка с номерами телефонов детской и взрослой поликлиники, «Скорой помощи» с условными обозначениями. - Машинки «скорой помощи» на верёвочках - Аптечка с набором медикаментов. - Картинки демонстрационные «Окажи первую помощь».
- Карточки с изображением моментов оказания первой помощи. - Письмо и посылка от доктора Здравник.
Словарная работа: здравие, перекись водорода, экстренная помощь, медицинская помощь, скорая помощь, ожег, ушиб, ссадина, йод, зеленка, таблетка.Д/и «Продолжи предложение» (воспитатель произносит начало предложения, дети придумывают его конец и произносят предложение целиком) .- Быть здоровым значит (не болеть, не кашлять, не лежать в больнице, быть сильным и т. д.) .- Здоровый человек (занимается спортом, сильный, бодрый и т. д.) .- У здорового человека (не болят ноги, зубы без кариеса, нет синяков и ран, хорошее зрение и т. д.) .- Что может помешать нам быть здоровыми? Какие факторы влияют на наше здоровье? (микробы, погода, неосторожность) .- Кто помогает нам вылечиться, сохранить наше здоровье? (врачи) .- Как мы сообщаем врачу о том, что заболели? (по телефону или в поликлинике).
- Что нужно знать, чтобы вызвать врача? (номер телефона поликлиники, скорой помощи).
- Что нужно сообщить, когда позвонишь в поликлинику, скорую помощь? (фамилию и имя, возраст больного, домашний адрес, что болит).
2. Воспитатель. Давайте попробуем вызвать врача по телефону. А поможет нам в этом телефонная карточка-памятка «Медицинская помощь»
Рассматривание телефонной памятки, определение значения условных обозначений.
*Практические задания для детей (воспитатель ведёт диалог с ребёнком по телефону от имени работника регистратуры) - «Предположим, что у тебя высокая температура. Вызови себе врача».
- «Допустим, у твоей мамы заболело горло. Вызови ей врача».
- «А если у твоей бабушки заболело сердце. Куда надо звонить, чтобы ей
оказали экстренную помощь?».
После первого выполнения задания обговорить, всё ли правильно сделано. Обратить внимание поздоровался ли ребёнок, употреблял ли вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо», «будьте добры», «до свидания», правильно ли объяснил причину вызова и т. д.
Игра для пальчиков «Помощь скорая как птица по шоссе к больному мчится» (К рифлёному карандашу привязана верёвочка, другой её конец привязан к машинке «скорой помощи». Дети в руках крутят карандаш, накручивая верёвочку — чья «скорая помощь» быстрее приедет к больному).Д/у «Для чего это надо?». (бинт, вата, перекись водорода, зелёнка, йод, лейкопластырь, ватные палочки, таблетки) - Это перекись водорода. Она нужна для промывания ран.
- Это зелёнка. Она нужна для смазывания ран, чтобы убить микробы.
- Это пластырь. Он нужен для заклеивания ран. И т. д.
Обратить особое внимание детей на то, что таблетки назначает только врач, самим ни в коем случае нельзя их есть, а обработку ран производят только чистыми руками.
Чтение стихотворения доктора Здравника.
Гордо ехал мальчик Петя на своём велосипеде,
А потом лихачить стал – руль руками не держал!
И свалился на дорогу, ободрал себе он ноги, колени руками зажал «Ой, как больно! » закричал.
Чтоб паденья избежать, надо крепко руль держать!
- Ребята, Петя поранил себе колени. Ему надо помочь. Как?
Ссадина, ранка: 1. Сказать взрослому.
2. Промыть ранку перекисью водорода.
3. Смазать вокруг ранки йодом или зелёнкой (эти жидкости убивают микробов) .4. Заклеить лейкопластырем, забинтовать чистым бинтом.
Если рана у тебя, время не теряй. Перекисью водорода ранку промывай,
Йодом вокруг обработай потом, пластырь наклей иль завяжи бинтом.
-Кто сыграет роль Пети, получившего травму при падении с велосипеда? *Практическое выполнение оказания первой помощи: обработка перекисью водорода, смазывание краёв ссадины йодом, накладывание повязки (на колени приклеивается липкая красная пленка, можно одно колено забинтовать, а другое заклеить пластырем).
Алгоритм оказания помощи:
Алгоритм беседы (рефлексия).
1. Как вы поступили? 2. Почему так поступили?
3. Как нужно было поступить? 4. Как вы поступите в следующий раз?
31. игра «Витаминные друзья».
Материал:  
Большие карты с заданными витаминами, стишком про витамин и пустыми клетками для расположения маленьких карточек;
набор маленьких карточек с изображением картинок, относящихся к данному витамину.  
Игровые правила:
Игроки закрывают на своих больших картах пустые клетки маленькими карточками в соответствии с заданным витамином.
Ход игры:
     вариант первый:                                                                                                          Принимают участие от двух до четырех детей. Ведущий раздает большие карты (Витамин А,В,С,D )  игрокам (по одной или по две). Маленькие карточки (лимон, апельсин, смородина и т.д.)перемешиваются и кладутся на столе лицевой стороной вниз.
Ведущий берёт по одной маленькой карточке и показывает картинку                    игрокам. Участник игры, которому подходит эта картинка, забирает её себе, выкладывает на свою большую карту и поясняет свой выбор. Например, «Я беру эту картинку, потому что в лимоне есть витамин С». Затем ведущий открывает следующую маленькую карточку, показывает игрокам и т.д.
     Побеждает тот, кто быстрее всех правильно заполнит свои большие карты.
     В конце игры ведущий  предлагает послушать и запомнить стихи про     витамины.
          вариант второй:  
В эту игру можно поиграть и без ведущего. Устанавливается очерёдность ходов между игроками. Первый игрок открывает любую маленькую карточку и смотрит, подходит ли она ему. Если карточка подходит, игрок берёт её себе, обосновывая свой выбор и выкладывает на свою большую карту. Если карточка ему не нужна, он кладёт её обратной стороной вниз. Далее берёт любую карточку следующий участник игры и т.д.
Используются:
1.Большие карты – 4 шт.
2.Маленькие карточки – 16 шт.:
 Витамин А – морковь, помидор, перец, тыква;
 Витамин В – горох, фасоль, овсяная каша, ржаной хлеб;
 Витамин С – смородина, лимон, апельсин, лук;
 Витамин D – рыба, яйцо, молоко, сливочное масло.
32. Беседа.
Тема: Опасности на улице и во дворе.
Оборудование: дорожный знак, альбомный лист, карандаши и фломастеры, игрушки или картинки с изображениями зайчонка и бельчонка.
Предварительная работа: рассматривание и знакомство с дорожными знаками, беседа о правилах дорожного движения.
Словарная работа: улица, дорога, опушка, переход, качели, ушиб.
1. Вступительная беседа воспитателя.
Где бы вы ни были, в городе большом или маленьком, в деревне, в селе – везде вы встретите дороги. А чтобы дорога была безопасной, мы должны соблюдать правила дорожного движения.
Давайте вспомним, как надо ходить по улице и переходить дорогу? (Ответы детей)
Какие вы знаете правила для пешеходов?
2. Сегодня мы с вами еще раз встретимся с друзьями: бельчонком и зайчонком, послушаем, в какие непредвиденные обстоятельства они попадали.
3. Слушание сказки
Бельчонок и зайчонок решили сходить в детский парк, покататься там на качелях. Детский парк находился за лесом. Добежав до опушки леса, друзья увидели, что в парк не сразу можно попасть. Для этого нужно перейти широкую улицу. Зайчонок предложил перебежать улицу между машинами, которые мчались по дороге. Но бельчонок был очень внимательный: он заметил недалеко дорожный знак, который разрешал переход. По этому знаку друзья без опаски перешли улицу и оказались в парке. (Физминутка)
Друзья сели в качели. Бельчонок пристегнул ремни, а зайчонок решил, что и так сойдет. И вот качели качнулись….. Зайчонок не удержался и выпал. Бельчонок действовал очень быстро. Он позвонил 03, вызвал машину «Скорая помощь», а сам успокаивал своего друга, что все будет хорошо и все обойдется. Врачи, осмотрев зайчонка, сказали, что , к счастью, ушибы незначительные и , пожурив его, отпустили друзей домой.
4. Беседа по прочитанному.
Понравилась вам сказка? Какая неприятность могла встретить друзей на дороге? Почему выпал из качелей зайчонок? Как действовал бельчонок?
5. Практическая работа
Какой дорожный знак подсказал друзьям, где переходить дорогу?
Давайте сейчас мы его нарисуем.
6. Заключение
Этот дорожный знак – помощник пешеходов, и они должны дружить с ним.
На улицах, дорогах много разных дорожных знаков. Они – лучшие помощники и друзья для водителей и пешеходов, рассказывают о том, какова дорога, как нужно ездить, что разрешается и чего нельзя делать. Будьте внимательны на дорогах, ребята!
33. http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/12/31/podvizhnye-igry-igrovye-uprazhneniya-dlya-detey-sredney-gruppyИгровое упражнение «Мяч через сетку»
Описание игры: дети становятся на линию на расстоянии не менее 1,5 м от натянутой сетки, берут большие мячи, двумя руками из-за головы бросают через сетку, затем бегут за ними, догоняют и снова бросают через сетку.
Варианты: Две группы игроков встают по обе стороны сетки натянутой на 15см выше поднятой руки ребенка. Дети перебрасывают мяч друг другу   из-за головы или от груди или
1 ребенок перебрасывает мяч через сетку на другую сторону, поймавший перебрасывает его одному из соседей, а тот возвращает мяч за сетку, воспитатель подсчитывает на какой стороне мяч меньше, раз упал на землю.
34. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/09/19/podborka-didakticheskikh-igr-obrobl-zdorove