Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. «Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» в старшей группе детского сада».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 РАБОЧЕГО ПОСЁЛКА ХОР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.
«Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» в старшей группе детского сада».
Выполнила:
Воспитатель: Завьялова Е.А.
р.п.Хор2015.
Цель: приобщение детей к миру художественной литературы.
Задачи:
1.Продолжить формировать навыки рассматривания книги;
2.Учить определять жанр произведения;
3.ОбразовательнаяПередавать интонацией голоса персонажей;
4.Подвести к пониманию образного содержания пословиц;
5.Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.
Оборудование: большая красочная коробка, сборник русских народных сказок, геометрические фигуры разного цвета и размера, иллюстрация к сказке «Зимовье зверей».
Создание интереса
- Ребята, вы любите путешествовать? - Сегодня я предлагаю вам отправиться в Книгоград.
- Как вы думаете, кто там живет? (книги). Через лево повернись, в Книгограде очутись. Вот мы и в Книгограде, где живет много книг самых разных жанров.
- А какие литературные жанры знаете вы? (сказки, рассказы, стихи).
- С каким литературным жанром мы сегодня встретимся подскажет волшебная книга.
Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу» и произносит слова: «Раз, два, три, Волшебная книга, Что-нибудь нам подари!»
Дети отвечают на вопросы воспитателя и выполняют игровые действия.
Подготовка к восприятию
Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу.
- Что вы видите на обложке?
- Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? - - Что в этой книге: рассказ или сказка?
- Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора).
- Название этой книги «Дружба зверей» - это сборник сказок.
- Что такое «сборник»? (это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов).
- Фамилии автора здесь нет, а почему, мы узнаем, когда рассмотрим заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге: это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ.
- Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю.Васнецов.
- Какие животные изображены на обложке?
- Дикие они или домашние?
- Могут ли домашние животные жить в лесу?
- Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными. (Воспитатель читает сказку).
Дети отвечают на вопросы воспитателя, учатся определять жанр произведения, определяют что такое «сборник», выясняют дополнительные сведения о книге. Решают проблему, могут ли домашние животные жить в лесу.Выявление уровня восприятия
- Действительно ли вы услышали сказку? - Как догадались? (звери разговаривают). - Как бы вы назвали эту сказку?
- Сказка называется «Зимовье зверей».
- Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму).
- С чего все началось? Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера).
- Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха?
- Для чего звери решили стоить зимовье? - Как они его строили? Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши).
- Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали.
- Что случилось однажды?
- Что зверям помогло спастись? (волк испугался).
- Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.
Дети отвечают на вопросы.
Словарная работа: «зимовье».
Обозначение животных геометрическими фигурами (в соответствии с величиной).
Рассматривание иллюстрации к сказке.
Физкультминутка
«Красавец-петушок»
Ах, красавец-петушок,
На макушке гребешок,
Под клювом бородка,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает.
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет:
Ку-ка-ре-ку!
Дети проговаривают слова стихотворения и согласуют их с соответствующими движениями.
Продолжение беседы, разъяснение пословицы
- Есть такая пословица «У страза глаза велики».
- Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным).
- О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом.
- Кто изобразит, как кричал баран? - Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья).
Дети изображают.
Дети объясняют смысл пословицы.
Изображают голоса животных (с учетом характера ситуации).
Рефлексия
- Ребята, в городе Книгограде вышла небольшая путаница. Все книги перемешались. Давайте разделимся на группы и поможем расставить книги по полкам. На эту полку мы поставим книги со стихами. На эту – со сказками, а сюда – рассказы.
Дети делятся на три группы и с опорой на полученные знания раскладывают книги по полкам (закрепляют жанры)
Итог занятия:
- С какой русской народной сказкой мы познакомились?
- А вам хотелось бы продолжить знакомство с этой сказкой?
- Каким героем из этой сказки вы хотели бы быть?
- Вечером мы поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье. Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите избушку.
Отвечая на вопросы воспитателя дети закрепляют полученные знания
Продолжение работы вне НОД
Драматизация сказки «Зимовье зверей».
Рисование «зимовья» по трафаретам.
Творческое рисование на тему «Рисуем сказку», «Любимый герой сказки» и т.д.
Оформление книжек – малышек «Зимовье зверей» для детей младшей группы.
Чтение сказок о животных дома с родителями и рассказывание их детям в саду.
Драматизация сказки.
Рисование героев сказки.
Оформление книжек – малышек.
Чтение и рассказывание сказок о животных.