Исследовательская работа на тему Суеверия: верить — не верить? Доклад.
Суеверия: верить – не верить?
Выполнила:
Гукасян Вилиана,
ученица ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса» г. Москвы
Научный руководитель:
Дрофа Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Содержание
Введение
Основная часть
1. Суеверия – постоянные «спутники» человека с древности до наших дней.
2. Источники исследования
3. Из истории некоторых суеверий
Рассыпать соль
Жил да был чёрный кот за углом…
Свет мой, зеркальце…
Пятница, 13-е
Несчастливое число 13
Магическая сила деревьев
Скрещивание пальцев
Почему нельзя дарить часы?
Почему нельзя отмечать 40 лет?
Почему нельзя сразу выходить из дома, а нужно «присесть на дорожку»?
Падающие звёзды
Будьте здоровы!
4. Заключение
5. Список литературы
Введение
Миллионы людей, несмотря на все достижения науки и техники, продолжают верить во всевозможные чудеса, подвержены суевериям. В латинском языке слово «суеверие» означает «выживший», «пережиток». В. Даль определил его как «ошибочное, пустое, «вздорное, ложное верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное…» [2; 357]. Очень краткое и в то же время весьма чёткое определение суеверия можно найти у Д. И. Менделеева: это есть «уверенность, на знании не основанная» [4;57].
Что же всё-таки представляют собой суеверия? Почему современный человек, разбив зеркало или просыпав соль, чувствует себя, скажем так, «не в своей тарелке»? Может быть, за этим действительно что-то есть? Или это какой-то постоянный спутник нашего сознания?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили изучить литературу по данной теме, провести ряд исследований. В ходе проведенного устного опроса среди учеников 10 класса было выявлено, что большинство моих одноклассников подвержены вере в суеверия, но не могут объяснить источники их возникновения.
Тема исследования представляется нам актуальной в первую очередь потому, что предрассудки и суеверия до сих пор оказывают существенное влияние на повседневную жизнь человека, и с ними сталкивается буквально каждый человек. В повседневной жизни редко встретишь человека абсолютно несуеверного. По данным исследований Института социологии РАН (www.isras.ru), вера в явления, научно не доказанные, невероятные и чаще магические, характерна для людей различного пола, возраста, социального статуса.
Для нас, молодых людей, эта тема важна и тем, что мы часто боимся и опасаемся того, что мы не знаем. И очень часто неумение или нежелание объяснить причины происходящего заменяются суевериями, переданными нам «по наследству» нашими бабушками, дедушками или просто знакомыми людьми. Для того чтобы человек чувствовал себя уверенным в завтрашнем дне, не отказался от свидания с любимым человеком из-за встреченного чёрного кота или отменил важную встречу из-за рассыпанной соли, нужно знать историю происхождения суеверий. Следовательно, можно выдвинуть проблему недостатка информации по истории происхождения суеверий.
В качестве предмета исследования были выбраны русские суеверия, а в качестве объекта исследования – история происхождения суеверий.
Были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- выяснить источники суеверий;
- провести анкетирование среди учеников 10 класса по теме «Суеверия»;
- выявить наиболее «популярные», с точки зрения десятиклассников, суеверия и ознакомить с историей их возникновения своих одноклассников;
- систематизировать изученный материал и представить его в виде проекта-презентации.
Методами исследования явились следующие: изучение литературы по теме; наблюдение; сравнение; обобщение; устный опрос; анкетирование; оформление результатов.
В ходе исследования было установлено:
1) из 33 респондентов 27 утвердительно ответили на первый вопрос, следовательно, только 5 человек совершенно не верят ни в какие суеверия; 2) из суеверий, в которые верят опрашиваемые, первенство было отдано чёрной кошке (15 человек); 12 человек испытывают страх перед пятницей, 13 числа; исключительно все, включая тех, кто попал в разряд «неверующих», верят в возникновение ссоры, если рассыпалась соль, и предпочитают не выносить мусор после заката солнца; для привлечения удачи 8 человек стучат по дереву и 11 человек скрещивают пальцы на удачу; 4 человека (девочки) прибегали к помощи ясновидящих.
1. Суеверия – постоянные «спутники» человека с древности до наших дней
Услышу на прогулке поутру:
Прокаркает ворона - не к добру!
Поверьями кругом опутан свет,
Все неспроста и все полно примет?
Навязчивые страхи! Ваша власть?
Проклятье человеческого рода.
Вы превратили в пытку и напасть
Привычный круг людского обихода.
Гёте "Фауст"
В. И. Даль определяет суеверие как «ошибочное, пустое, ложное верование во что-либо: вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знаменья, вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно» [2]. А Д. И. Менделеев определил суеверие ясной и исчерпывающей формулировкой: «Суеверие есть уверенность, - на знании не основанная».
Казалось бы, всё просто и ясно. Мы живём в XXI веке, где всем явлениям дано научное объяснение. И всем предрассудкам и суевериям давно вынесен приговор нашими великими мыслителями. Вот они:
Платон: «Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей»;
Жан Жак Руссо: «Суеверие — один из ужаснейших бичей рода человеческого»;
Вольтер: «Наиболее суеверные эпохи были всегда эпохами ужасных преступлений»;
Эмиль Золя: «Суеверие опасно, допускать его существование — в этом даже есть известная трусость. Относиться к нему терпимо — не значит ли это навсегда примириться с невежеством, возродить мрак средневековья? Суеверие ослабляет, оглупляет»;
Д. И. Писарев: «Пьянство вредно, в этом спору нет, но народное суеверие, исключающее всякую возможность разумного и здорового миросозерцания, составляет не меньшее зло…».
Так почему же миллионы людей, невзирая на какие самые категоричные суждения великих мыслителей и ученых, здравомыслящих и знающих людей, продолжают верить во всевозможные суеверия? «Почему так происходит? – спрашивает Мезенцев в своей замечательной книге «О суевериях – всерьёз». - Что же все-таки представляет собой суеверие? Труднообъяснимый феномен человеческого сознания? Стремление иных людей облегчить свое бытие, полагаясь при решении трудных проблем на «указующий перст» свыше? Мыслительные тупики и лабиринты невежественного ума? А может, это какой-то постоянный спутник нашего сознания? Что тут ближе к истине?». Попробуем и мы разобраться, хотя бы отчасти, в этих непростых вопросах.
Понятно, что не все так просто с этими постоянными спутниками нашей жизни. Стремясь облегчить свое бытие, полагаясь при решении жизненных проблем на перст судьбы, человек противопоставляет разуму суеверия. Это заключается в том, что независимым фактам приписывается причинно-следственная связь. Казалось бы, абсурдно думать, что если человек просыпает соль или ему пересечет дорогу черная кошка, то случится несчастье. Но человек проявляет слабость разума и верит в то, что неразумно, нерационально, не имеет под собой никаких оснований.
Здесь уместно обратиться к нашему великому соотечественнику М. В. Ломоносову, который, исследуя различные явления природы, писал, что наука рассеивает "неосновательные страхи", а суеверия "с посмеянием презирать должно". Да, именно наука, добывая и накапливая знания о природе и человеке, проверяя и доказывая их истинность, порой блуждая в зарослях непонятного и, на первый взгляд, загадочного, дает людям свет истины, посрамляя чудесное. Наука познает объективные законы явлений, которые она изучает. Она раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное в отдельных, изменчивых, во многом случайных явлениях. Благодаря этому наука обладает предсказательной функцией, позволяет предвидеть ход событий.
Но на путях познания мира люди не раз ошибались, приписывали таинственному то, что еще не могли объяснить. С незапамятных времен из поколения в поколение передаются и закрепляются в сознании людей многие ошибочные, часто наивные представления. Человек порой больше верит не в силу науки и в свои силы, а в суеверные приметы. Он склонен видеть предначертания жизни в расположении звезд, в выпавших картах или каких-то цифрах, слепо принимая приметы или случайность за истину. Некоторые люди, и их не так уж и мало, верят в существование сверхъестественных сил, признают пользу от тех или иных действий колдунов и гадалок, часто сознательно не замечая тщетности их попыток воздействовать на природу, предсказать будущее.
Корни суеверий сокрыты пеленой веков. Довольно трудно проникнуть в начало того или иного суеверия. Но их общие истоки в том, что в глубокой древности у человека чувство господствовало над мыслью. Древние люди не выделяли себя из природы, наделяя все ее предметы и проявления тождественными себе качествами. Культ природы не освобождал древнего человека от страха перед ней, перед ее таинственными и необоримыми силами. И потому взгляды наших далеких предков отражали одновременно любовь к природе, ощущения красоты окружающего мира и страх перед природой, силам которой они противопоставляли не раскрепощенную человеческую личность, а заговоры, заклинания, сугубо мистическую обрядность, веру в различных божеств и духов.
Именно природа давала древнему человеку многочисленные объекты поклонения: гроза, ураган, водная стихия, могучее дерево, камень необычной формы - все это в их глазах обладало сверхъестественной силой. Впоследствии поклонение явлениям и предметам природы было названо фетишизмом, то есть культом фетишей вещей, якобы обладающих чудесными свойствами. Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с уважением к выбранному для поклонения предмету. За оказанную помощь его благодарили, за беспомощность наказывали, побуждая к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, первобытные люди избивали его, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно их выполнит.
Культ фетишей благополучно пережил тысячи лет и проявляется в современном мире в виде талисманов. Колечко на пальце, иконка в машине, подкова на дверях дома и т. д. и т. п. - миллионы людей верят в их охранительные функции. Не представляется труда показать беспочвенность наивной веры в способности таких фетишей - амулетов или талисманов. Имей они ту силу, которую им приписывают, как все было бы просто в жизни! Но здесь есть одна довольно небезобидная сторона. Получается, что человек, верящий в талисман, не верит в свои силы, ему сложнее понять сущность явлений природы и общества. Как правило, такие люди интеллектуально ограничены и легковерны.
Из сказок дошла до сегодняшнего времени наивная вера в добрых и злых духов. Олицетворяя стихии, наши далекие предки окружали себя фантастическими существами: оборотнями, домовыми, водяными, русалками, лешими, кикиморами - целым сонмом добрых или злокозненных существ. По их поверьям колдуны, чародеи, ведьмы, кликуши отгоняли или насылали болезни, усмиряли стихии, помогали по хозяйству или, наоборот, препятствовали человеку в делах. И массы суеверных примет были для них лучшим "доказательством" существования нечистой силы или добрых берегинь.
Таким образом, тяжелые условия жизни, неуверенность в завтрашнем дне рождали у наших предков веру в возможность удачи, в приметы и суеверия. И хотя в жизни современного общества суеверия не занимают такого уж важного места, по крайней мере, в их первичном смысле, однако они сыграли огромную роль в формировании и самого общества, и его культуры. Старые бабушкины сказки, городские легенды или страшные истории – все они до сих пор имеют своих приверженцев.
2. Источники исследования
Одним из первых систематизировал русские народные суеверия М. Чулков в своем труде "Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства и проч."[5]. В поисках истоков самобытной русской культуры автор исследовал и описал массу различных суеверий, издревле бытующих в народной толще.
Книга писателя, этнографа, лингвиста, создателя знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля "О повериях, суевериях и предрассудках русского народа" [2], написанная в середине XIX в., вводит нас в загадочный и мистический мир наших предков. В ней он знакомит нас с домовыми и лешими, водяными и оборотными, русалками и ведьмами, рассказывает о порчах, заговорах и гаданиях, приметах и суевериях.
Наш современник В. Мезенцев в книге "О суевериях - всерьез" [3] пытается разобраться в неимоверно сложном, чрезвычайно запутанном и пестром мире человеческих суеверий, с научных позиций, в доступной для восприятия форме объяснить, что же в действительности скрывается за наиболее типичными суеверными предрассудками. В поле зрения автора — и черные кошки и привидения, и амулеты, и предсказания будущего, и различные небесные «знамения», и множество других иррациональных поверий.
В своей уникальной книге авторы Грушко Е. А. и Медведев Ю. М. «Энциклопедия русских суеверий» [1] представили поверья, приметы, заклинания, магические рецепты и обряды, толкования снов… Авторы пытаются вместе с читателем разобраться: суеверия ли это или вековой народный опыт, одна из граней народной мудрости.
Современный мир буквально захлестнула волна оккультизма. На каждом шагу нам предлагают узнать будущее, поправить здоровье родственников по фотографии и изгнать из дому «нечистую силу». Многие люди охотно пользуются услугами «доброжелателей, не подозревая, какую цену на самом деле они платят за этот «товар». Христианский писатель Курс Хазел, на протяжении многих лет исследовавший влияние оккультизма на людей и их духовное и душевное благополучие, в своей книге «В плену суеверия» [8] раскрывает природу оккультных практик и показывает путь, следуя которому можно вырваться из плена суеверия и обрести мир с Богом.
3. Из истории некоторых суеверий
В этой части работы мы постараемся осветить самые «востребованные» нашими одноклассниками суеверия. Но так как многие путают понятия «приметы» и «суеверия», охарактеризуем вначале их отличия, а также представим данные анкетирования по теме «Суеверия».
В 10 классе мы провели анкетирование, в ходе которого десятиклассники отвечали на следующие вопросы:
1. Суеверны ли Вы?
2. Какие суеверия Вы знаете?
3. Приведите примеры, когда суеверия в Вашей жизни сбывались?
4. От кого Вы узнали о суевериях? (Кто Вам о них рассказывал?)
5. Чем отличаются приметы от суеверий? Или это одно и то же?
6. Почему многие люди не любят число 13? Знаете ли Вы, почему?
7. Есть ли у Вас любимое число? Если есть, почему именно это число?
8. В каких ситуациях это число приносило Вам удачу?
9. Боитесь ли Вы чёрных кошек? Что Вы делаете, если дорогу Вам переходит чёрная кошка?
10. Согласны ли Вы с тем, что или суеверия служат нам просто оправданием по жизни? Может быть, мы просто не хотим брать всю ответственность за свои поступки на себя, ведь гораздо легче «перевалить» это на другого человека или ситуацию?
В результате анкетирования и устного опроса было установлено, что большинство опрошенных руководствуются в своей жизни приметами и суевериями: верят в возникновение ссоры из-за просыпанной соли; выходя из подъезда, смотрят на номера машин, пролетающих птиц; загадывают желания на падающую звезду и т. д. И десятиклассники, и учителя отметили, что суеверия (точнее, обереги от чёрной кошки, дурного сглаза, плохих снов) дают человеку, испытывающему страх или тревогу, ощущение безопасности и защищенности. Они считают суеверия не просто выражением чудесного и волшебного, но и житейски необходимого, поскольку те помогают уберечься от житейских и нравственных бед. Большинство опрошенных узнали о суевериях и приметах ещё в детстве от бабушек, мам, родственников.
Интересен тот факт, что, несмотря на веру во всевозможные суеверия, большинство опрошенных (23 человека) согласились с тем, что суеверия являются просто оправданием нашей безответственности за свои поступки.
Как видим, суеверия всё же являются составной частью жизни человека. К ним по-разному относятся, кто-то верит, кто-то нет, но так сложилось исторически, что их передают из поколения в поколение как часть культуры.
Чем же отличаются суеверия от примет? Примета – это некое предостережение или совет, как лучше поступить в той или иной ситуации, а суеверие – это скрытый страх. Примета отличается тем, что предоставляет человеку свободу выбора, то есть он может выполнить, например, рекомендации своих предков и попытаться предотвратить неприятности. Суеверие же такой возможности не предоставляет. Оно как бы является окончательным приговором судьбы. Вот если это случилось, значит, теперь будет только так и никак по-другому. Примета, таким образом, по большей части несет информацию о явных причинно-следственных связях между одним природным явлением и другим, а суеверие имеет под собой чаще всего мистический подтекст.
Из суеверий, о которых десятиклассники хотели узнать больше информации, были выбраны следующие: почему рассыпанная соль предвещает ссору; почему нужно бояться встречи с чёрным котом; почему разбитое зеркало предвещает несчастье; почему нельзя дарить часы; почему нельзя отмечать 40 лет (у двоих мальчиков в классе такая дата отмечается у мамы в этом году); почему нельзя сразу выходить из дома, а нужно «присесть на дорожку». Попробуем осветить историю их возникновения.
Рассыпать соль
Суеверные люди боятся просыпать соль. Это суеверие родилось в древности, когда люди заметили, что соль предохраняет пищу от порчи. Если соль может защитить пищу, то может защитить и человека. Порой в некоторых местах путника перед дорогой "солили", то есть посыпали солью, считая это основой для доброго пути. А примета "рассыпать соль - к ссоре" родилась потому, что соль в древности была очень дорога. И тому, кто просыпал соль, доставалось от домочадцев. Соль подавали гостям вместе с хлебом, демонстрируя уважение и дружелюбие.
Чёрная кошка
Кошка сопровождает человека многие тысячи лет. Поэтому немудрено, что с ней связан целый ряд суеверий. Например, считается, что у кошки девять жизней, а если чёрная кошка перебежит дорогу – жди беды. Это одно из самых живучих суеверий на Руси.
Почему же именно чёрная кошка вызывает трепет и негативные ассоциации у многих людей? Каких только грехов не приписывают этим красивейшим созданиям! Кошек этой масти обвиняют в службе к дьяволу, считают подругами ведьм и воплощением демонов, предвестниками всевозможных несчастий, неудач и болезней. Приметы, связанные с чёрными кошками, существуют во всех уголках земного шара.
Астрологи считают, что неприязнь к чёрному цвету родилась в тот момент, когда доисторический человек осознал себя: днём опасность хорошо видна, есть возможность защититься, ночью же врага не разглядеть, а потому мрак лучше переждать в укрытии. Чёрный цвет ассоциировался с опасностями, скрытыми в ночной тьме. И не только чёрный кот стал жертвой первобытного страха, передававшегося из поколения в поколение. Благородный чёрный цвет во многих культурах связывают с трауром, нечистой силой, загробным миром, с самой неизвестностью, которая пугает куда сильнее, чем видимый враг: чёрная вдова, чёрная дыра, чёрная магия, чёрная курица, чёрная собака, чёрная полоса в жизни.
Сильнее всего чёрных кошек боятся в Германии, однако и в других странах существует масса суеверий на их счёт, но бояться этих животных совершенно незачем. Все зловещие приметы связаны лишь с предрассудками, а ученые доказали, что чёрные коты и кошки более привязаны к своим хозяевам, чем животные других расцветок, а также намного более любопытны, чувствительны и лояльны. И владельцы таких кошек отказываются верить в причастность их питомцев к тёмным силам и утверждают, что их кошки притягивают только успех. Для людей, которым чужды суеверия, существуют породы тёмных кошек разной шерстистости и телосложения: плюшевые британцы, персы в великолепных длинных шубах, каракулевые рексы, таинственные бурмы, элегантные ориенталы, забавные керлы.
«Свет мой, зеркальце, скажи…»
В наше время вряд ли один дом обходится без зеркал. Они гармонично вписываются в интерьер, помогают расширить пространство, да и просто помогают поддерживать в порядке свой внешний вид. Современный человек привык к зеркалам в различных местах, начиная от магазинов и больниц, заканчивая собственной косметичкой, и видит в нем лишь пользу и облегчение разнообразных процедур.
В древности же, люди относились к зеркалу с осторожностью и даже страхом. Возможно, связано это с происхождением зеркала, а, вернее, с легендой о его появлении. Предание особенно было популярно у староверов, которые предпочитали обходиться без этого предмета в своем быту. Старик выпустил из заточения дьявола, который за освобождение подарил ему зеркало. Но радости оно ему не принесло, так как новый обладатель магической вещицы увидел своё отражение и понял, как он стар. А ведь зеркало ему нужно было для того, чтобы жениться на дочери царя. Она просила у жениха в обмен на согласие, предмет, в котором полностью могла бы себя видеть.
Многие суеверия появились под влиянием веры в то, что у человека есть душа. Древние люди думали, что видят в воде, а впоследствии в зеркале своего двойника - душу, а потому опасались разбить зеркало, чтобы не погиб тот, чье изображение в нем было. Когда-то зеркало считалось изобретением дьявола, ловившего с его помощью души людей. В сказках зеркало тускнеет, когда герою грозит беда.
Первые зеркала делались из хорошо отполированного металла – бронзы, серебра, стали. Естественно, ценились они дорого. Да и потом, когда началось производство этих предметов из амальгамы, стоимость их только увеличилась. Позволить себе иметь такую вещицу в доме могли люди богатые. И если она разбивалась, особенно по вине слуг, расправа была суровой. Потому и возникли по этому поводу всяческие суеверия.
Пятница, 13
Этот день рождал суеверия ещё с 19 века. На самом деле, всё это лишь теории и предположения, но их влияние довольно сильное. Многие люди в этот день избегают серьёзных дел (деловых свиданий, встреч, банкетов и т.д.) из-за веры в то, что день проклят и несёт только беды.
Вера в ужасный день, пятницу 13-е, предположительно появилась из вольной трактовки Ветхого завета. Якобы именно в этот день Каин убил своего брата Авеля. Со временем эта легенда обросла огромным количеством домыслов, превратив цифру 13 в ужасный знак бед и несчастий.
Например, в тайной вечере насчитали 13 участников, а предательство Иуды впервые упоминается в 13-ой главе Евангелия.
«Несчастливое число 13»
Число 13 (XIII) – нумерологический знак, с которым у большинства народов мира связано большое количество примет и суеверий, чаще всего негативных. Это число ещё называют «чёртовой дюжиной». Считается, что тринадцать – это ведьминское, дьявольское, магическое число, в первую очередь связанное с магическим квадратом.
Сегодня человечество без труда использует десятичную систему исчисления. Однако в древние времена такой системы исчисления не существовало, и за основу счисления брали не 10, а 12, то есть считали дюжинами. И восточные, и западные народы в счёте принимали за основу число 12. Счет посредством дюжин был распространен также и на Руси. Получалось, что цифра 12 как бы замыкала известную группу чисел. Число 13 отличалось от всех остальных чисел тем, что оно делилось только на себя. И это неведомое число могло сулить как плохое, так и хорошее. Скорее всего, плохое, так как неизвестность настораживала, ассоциировалась с опасностью. Вероятно, именно эта особенность и положила начало суеверию о "чёртовой дюжине".
Так родилась легенда о "несчастливом" числе, которое следует за 12, считавшимся "счастливым". Позднее, когда 13 уже появилось в системе счисления, за ним так и осталась "дурная слава". "Подтверждением" этой славы послужило еще одно обстоятельство. У многих народов древности цифры обозначались буквами. Например, у древних евреев 13 изображалось буквой М. Но с этой буквы в древнееврейском языке начиналось слово "смерть" - "мем". Подобное совпадение, по убеждению суеверного человека, не могло быть случайным.
Такова краткая биография "чертовой дюжины". Ну а что сегодня?
В мировой военной авиации, как правило, отсутствуют воздушные суда с бортовым номером 13, а также позывные лётчиков, имеющие такой номер. Многие пассажирские самолёты не имеют ряда кресел под номером 13. Однако, вопреки всем суевериям, первая линия Московского метрополитена соединяла именно тринадцать станций.
Нумерология занимает особое место в NASA, где 13-е число уже омрачено неприятными инцидентами. Так, трагично закончилось путешествие на Луну знаменитого космического аппарата «Апполон-13», на борту которого разорвалась одна из кислородных цистерн, что повлекло за собой взрыв корабля. Теперь, во избежание числа 13, космические миссии современных шаттлов стали нумероваться посредством комбинации чисел и букв.
Во время небывалого развития науки и техники в некоторых гостиницах в США, например, вы не найдете номера 13, бывает, что даже пропускают 13 этаж, в ряде автобусов не увидите 13 места. И поныне бытует поверье: если за столом собираются тринадцать человек, то в течение года кто-то из них умрет. При этом особой опасности подвергает себя тот, кто встает из-за стола первым или последним. За такой "арифметикой" стоит суеверие, утверждающее древний взгляд на мир, взгляд, не только чуждый научной картине мироздания, но и неизбежно возрождающий тени давно ушедших представлений о сущности окружающего.
Магическая сила деревьев
Считается, что если постучать по дереву после обнадёживающего утверждения – можно заманить судьбу, признавая свою удачу. Говорят, это пришло к нам из древних времён, когда люди думали, что в деревьях живут добрые духи. Постучав по чему-нибудь деревянному, человек призывал их на помощь.
Вера в магическую силу деревьев родилась у древних египтян, которые первыми стали носить на шее деревянные амулеты, якобы оберегающие их от несчастья. Это было связано с тем, что разные породы деревьев обладают особыми энергетическими свойствами. Потом наши предки «поселили» богов в деревья. И это означало, что, прикоснувшись к дереву, можно было прикоснуться к обитателям Олимпа. Но 2000 лет назад суть этого суеверия изменилась: на деревянном кресте распяли Христа, и, значит, дотронуться до дерева стало равнозначным прикоснуться к Спасителю.
Скрещивание пальцев
Скрестить пальцы – это жест на удачу. Такой жест использовался во времена христианских гонений, по нему верующие узнавали друг друга. Сегодня скрещивание пальцев используется, как знак «лжи во спасение». Вероятно это идёт от веры в то, что христианский крест может спасти от отправления в ад за ложь.
Почему нельзя дарить часы?
Суеверие это пришло к нам из Китая, где считается, будто получить в подарок часы считается приглашением на похороны. У нас же считается, что подаренные часы будут отсчитывать срок дружбы с человеком, а то и считать время оставшейся ему жизни. Кроме того, стрелки часов относятся к острым предметам, которые, вместе с колющими, дарить крайне не рекомендуется, дабы избежать ссор и взаимных обид.
Почему нельзя отмечать 40 лет?
Предположительно, это связано с тем, что ещё в Киевской Руси было принято «проверять умерших» на нетленность, и в XVII веке срок, по которому определялась нетленность мощей, был установлен в 40 дней. Поэтому число «сорок» прямо связывалось с похоронами. Тем более оно так «созвучно» с поминальным, сороковым днём по смерти, да и вообще, во всех религиях считается фатальным.
Соответственно, тот, кто празднует сорокалетие – не проявляет должного уважения ни к умершим, ни к самой смерти, а значит, навлекает на себя болезни, неудачи, а то и гибель.
Присесть перед дорожкой…
Это суеверие основано на прадавней вере людей в добрых и злых духов, управляющих миром. Считалось, что домашние духи цепляются к человеку, мешая ему в дороге и пытаясь вернуть обратно, а значит, хорошей дороги не будет. Присев перед долгой дорогой, духов можно обмануть – они подумают, будто никто никуда уже не едет, и потеряют бдительность. А это значит, что отправиться в путь можно будет без лишнего «багажа».
Падающие звёзды
Суеверие о загадывании желания на падающую звезду связано с тем, что раньше европейцы считали, что боги иногда смотрят вниз, и когда они для этого раздвигают небеса, звёзды начинают падать. Греки же полагали, что падающие звёзды – это души людей, и считалось большой удачей загадать им желание.
Будьте здоровы!
Для многих фраза «будьте здоровы» после того, как кто-нибудь чихнёт, – просто жест вежливости.
Однако происхождение этой формальности идёт от Папы Римского Григория Великого, который говорил так людям, чихающим во время бубонной чумы, и от ошибочного убеждения, что душа исчезает из тела во время чихания и сердце на мгновение останавливается. Поэтому фраза «будьте здоровы» была способом поприветствовать человека, вернувшегося к жизни.
4. Заключение
В наше время, время современных технологий, научных открытий и изобретений, кажется, нет места старым предрассудкам и суевериям.
Тем не менее, как показало наше проведённое исследование, во всевозможные суеверия, в несчастья, приносимые чёрными кошками и разбитыми зеркалами, верят и продолжают верить очень многие люди, невзирая ни на какие самые категорические «табу» со стороны «здравомыслящих», «разумных» людей и научных фактов. Желание любой ценой защититься перед неизвестностью, случайностью поддерживает суеверия, заставляет людей передавать их из поколения в поколение.
Таким образом, исследуемая нами проблема представляет собой серьёзный интерес, так как затрагивает такую исключительно сложную область сознания человека, как мышление и миропонимание.
В заключение отметим, что у каждого человека своя жизнь и своя судьба, и каждый вправе сам выбирать – доверять миру, смотреть на него дружелюбно, относиться к происходящему проще или бояться и призывать на помощь потусторонние силы. По нашему же мнению, если человек возьмёт за основу своей жизни разум и науку, то станет духовно и интеллектуально сильным и независимым от суеверий. Опираясь на знания, практику и опыт, он сможет успешно преодолеть трудности жизни и оправдать своё звание человека разумного.
5. Литература
Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Энциклопедия русских суеверий. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.
Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. – М.: Русский язык, 1991.
Мезенцев В. А. О суевериях – всерьёз. – М.: Советская Россия, 1989. 240 с.
Менделеев Д. Дополнения к познанию России. – М., 1907.
Михаилъ Чулковъ. Абевега русскихъ суеверiй. – Москва, Россiйская имперiя, Типографiя Ф. Гиппiуса, 1786.
Саенко Ю. В. Суеверия как препятствие для личностного и профессионального развития// Акмеология: личностное и профессиональное развитие /Под ред. О. В. Москаленко, Е. В. Селезневой. – М.: ЭКО, 2004.
Фомин Ю. А. Энциклопедия аномальных явлений. – Москва: Импульс, 1993.
Хазел Курт. В плену суеверия. Заокский: «Источник жизни», 2012. (http://www.universal-p.ru/religion/item/1071904.html)
http://byaki.net/